Мертвая зона в пдд определение. Что такое «слепая» зона автомобиля

Мертвая зона в пдд определение. Что такое «слепая» зона автомобиля

Опытных водителей термином «слепая» или «мертвая» зона в тупик не поставишь, а вот новичкам может оказаться незнакомым это понятие. Хотелось бы, чтобы они узнавали о подобных тонкостях из теории, а не из собственного горького опыта. Однако зачастую последний вариант гораздо распространеннее первого. И, к сожалению, водительские навыки и умения эквивалентны сумме денег, затраченной на ремонт автомобиля.

«Мертвая» зона

Непосредственно связаны с понятием «слепая» или «мертвая» зона так называемые аварии попутного направления или попросту подрезание. Дело обстоит следующим образом. Водитель решает перестроиться в соседний ряд, взгляд в зеркало заднего вида брошен — опасности нет, начинает перестроение, и тут задевает неизвестно откуда взявшийся автомобиль. Водитель в недоумении: откуда появилась помеха — в зеркалах ведь никого не было?

А на самом деле автомобиль, ставший неожиданностью, ехал чуть сзади, на уровне заднего ряда сидений за боковой стойкой вашего автомобиля. В этой ситуации его уже не видно в зеркала заднего вида и еще не видно боковым зрением. Именно этот промежуток и называется «мертвой» зоной. Если вы не заметили автомобиль, то можно отделаться незначительными повреждениями, все зависит, конечно, от скорости и габаритов транспорта. А вот среди мотоциклистов эту зону именуют «смертельной» в буквальном смысле. Так что следует быть внимательным, чтобы избежать подобных жертв.

Как обнаружить «слепую» зону?

Для того чтобы определить, где у вашего автомобиля находится эта зона, есть два несложных способа. В первом случае можно попросить помощника обойти вокруг машины, и те участки, когда вы потеряли его из виду, и будут являться этой зоной. Можно оценить зону, находясь в пробке. Заметим, что в этом случае ваш автомобиль должен стоять, а соседние ряды — ехать. Наблюдая в зеркала, заметьте, где исчезнет рядом идущий автомобиль. Там и начинается «мертвая» зона, а заканчивается тогда, когда этот же автомобиль покажется из-за боковой стойки, и вы увидите его периферическим боковым зрением. В целях безопасности можно этот эксперимент проводить, находясь в припаркованном у обочины автомобиле.

Обратите внимание, что с увеличением скорости движения мертвая зона увеличивается. Это происходит в первую очередь из-за того, что сужается зона периферического зрения. Еще одной «мертвой» зоной является зона за багажником автомобиля. Она представляет опасность, когда автомобиль начинает движение задним ходом.

Берем под контроль «слепую» зону

Бороться с этим явлением можно и нужно. Контроль «слепых» зон должен осуществляться так же тщательно, как и другие аспекты управления автомобилем. В первую очередь важно правильно настроить штатные зеркала автомобиля. Их неправильная настройка, а также неправильное положение водителя при езде обусловливают плохой обзор и увеличивает «мертвую» зону автомобиля. В правильно настроенном зеркале отражается ручка передних дверей машины. Остальное пространство зеркала занимает дорога.

При планировании маневра слегка поменяйте свое положение, посмотрите по сторонам, для того чтобы убедиться в его безопасности от начала и до конца.

Обратите внимание на так называемый оптический эффект зеркал заднего вида. Дело в том, что современное производство предлагает широкий выбор аксессуаров для автомобиля. Среди них есть огромное разнообразие зеркал. Существуют и такие, которые не превышают размеров штатных зеркал автомобиля, зато дают обзор куда более обширный и качественный. И если имеется подобная возможность, тогда не помешает поменять «родные» зеркала машины на более практичные в плане обзорности.

Материал подготовил Т. Баятов

«При перестроении не заметил автомобиль и допустил столкновение». Довольно часто встречающаяся формулировка в сводках ДТП. И говорит это об одном: до сих пор водители плохо представляют, что такое «мертвая зона» и как с ней бороться.

Разобраться с тем, куда и как должен смотреть водитель при совершении маневров, нам помог Сергей Овчинников , руководитель школы контраварийного вождения.

Смотрю, но не вижу

Существуют ключевые элементы в современных автомобилях, из-за которых возникают «мертвые зоны». Это передние стойки в первую очередь. В угоду требованиям безопасности эти элементы кузова сейчас делают максимально широкими для большей прочности и возможности разместить там подушки безопасности. В непогоду к ширине стойки добавляется еще полоса лобового стекла, которая не очищается щетками. Это примерно 3−5 сантиметров в зависимости от модели автомобиля. В итоге получаем закрытое от взгляда водителя пространство, где может спрятаться не только пешеход, но и целый автомобиль при определенных условиях.

— «Мертвые зоны» есть также позади автомобиля. Самая обширная — в правом зеркале за счет того, что оно наиболее удалено от водителя и дает меньший угол обзора. Поэтому во всех цивилизованных странах требуется контроль «мертвой зоны» поворотом головы. Например, если во время сдачи экзамена по вождению курсант не повернул голову при правом повороте, то идет доучиваться дальше. В «мертвой зоне» могут находиться велосипедисты, мотоциклисты, — обращает внимание Сергей Овчинников.

Никакие зеркала и электронные системы не могут спасти от «мертвых зон», хотя сильно уменьшают вероятность не заметить автомобиль. О панорамных зеркалах мы уже упоминали в материале « ». Да, они позволяют минимизировать «мертвые зоны», но при этом сильно искажают расстояние до автомобиля.

Современные авто оснащаются системами контроля «мертвых зон». Датчики улавливают объекты позади и сбоку автомобиля, и система предупреждает водителя сигнальными лампами в зеркалах заднего вида.

— Но при одновременном маневре, когда один автомобиль перестраивается из третьей полосы во вторую и в эту же полосу перестраивается другой автомобиль из первой полосы, система может не справиться. Так что тут спасет только поворот головы, — предупреждает Сергей.

Даже идеально настроенные зеркала заднего вида не решают проблемы «мертвых зон», так что бороться с этим явлением можно только активными действиями — крутить головой и наклонять корпус при совершении маневров.

— Мы в школе рекомендуем зеркала настраивать не так, как это пишут в учебниках, — чтобы видеть краешек борта своей машины. Мы советуем зеркала «раскрывать» еще дальше, чтобы не видеть машину, а захватывать больше дороги сзади и уменьшить «мертвую зону». Нет смысла видеть машину в движении. А при парковке достаточно наклонить голову, чтобы оценить близость к соседнему автомобилю, — объясняет Сергей Овчинников.

Как вычислить «мертвые зоны» и не попасть туда?

— Чтобы выяснить, где в вашем автомобиле мертвые зоны, нужно просто на нем проехать рядом с другим авто в разных позициях и определить, в каких ситуациях вы не видите машину в зеркалах заднего вида. В автошколах рассказывают о «мертвых зонах», но не всегда показывают. И получается, что курсант что-то об этом слышал, но не видел и не знает, где эти самые «мертвые зоны» находятся, особенно на конкретном автомобиле.

Еще одна важная часть подготовки водителя — следить за тем, чтобы самому не двигаться в «мертвой зоне» другого автомобиля.

— Мы на лекциях в нашей школе рассказываем, что если вы «спрятались» от белорусского водителя, который не крутит головой, в «мертвой зоне», то ожидайте «слепого» перестроения в свой автомобиль. Где не рекомендуется ехать? У грузовика — в районе подножки кабины, у легкового автомобиля — если ваш передний бампер находится в районе средней стойки. Это самые основные моменты. На практических занятиях мы выставляем машины так, чтобы они «прятались» в мертвой зоне. Пока водитель сам не прочувствует, что не видит авто, не повернув головы, он не запомнит и не поймет.

Чтобы избежать неприятностей, связанных с таким явлением, как «мертвая зона», нужно придерживаться нехитрых правил: знать и понимать, где в автомобиле «мертвые зоны»; всегда смотреть перед маневром не только в зеркала заднего вида, но и в боковые окна; минимизировать время нахождения в «мертвой зоне» — обгоны и опережения должны быть максимально быстрыми.

На оценку дорожной ситуации больше всего влияет обзор. Необходимо видеть дорожную ситуацию, а также анализировать, насколько хорошо ваш автомобиль виден другим участникам дорожного движения .

Обзор может быть затруднен другими автомобилями (особенно крупными), деревьями, домами, рельефом местности и конструктивными особенностями автомобиля («мертвые зоны»).

В таблице приведены наиболее часто встречающие случаи ограниченной видимости.

Номер Картинка Описание
1 Начну с самой распространенной ситуации – «мертвой зоны» (если данное явление непонятно - посмотрите этот ). Многие знают про нее, и у каждого свои способы для ее проверки при перестроениях. Чаще всего ставят дополнительные зеркала или панорамное зеркало заднего вида. Я проверяю эту зону быстрым кивком головы вправо при перестроении (делаю это не всегда, более подробно читайте в статье «Маневрирование »). Левую зону я практически никогда не проверяю, т.к. стараюсь ее всегда контролировать через зеркала заднего вида. Например, сзади ехала машина, которая вдруг исчезла из зеркал, в таком случае, она либо справа, либо слева и если учитывать, что движение у нас правостороннее, вправо посмотреть проще: если ее там нет - она слева.
2 Вы подъезжаете к остановке общественного транспорта, на которой стоит автобус, троллейбус или трамвай. Далеко не все пешеходы знают, что переходить дорогу нужно сзади от автобуса (). И не забывайте про трамваи, необходимо остановиться и пропустить людей на их остановках.
Аналогичная ситуация возникает, когда на обочине или правой полосе стоит фура, спереди от нее могут выбежать пешеходы. Проанализировать ситуацию в данном случае поможет взгляд под бампер стоящего автомобиля. И если там видны ноги, понятно, что там кто-то притаился.
3 На дороге с двумя и более полосами стоит машина, пропускающая пешеходов, которые нам не видны ().

Следующий случай встречается реже, но также возможен.
В обоих случаях водитель синего автомобиля может не видеть пешехода.

4 У торгового центра много припаркованных автомобилей. Здесь может быть опасность открытия левых дверей () или движение припаркованных автомобилей задним ходом. Особенно нужно быть осторожным, если видите внутри припаркованных автомобилей водителя. И быть очень внимательным, если глушитель этого автомобиля дымит и передние колеса повернуты. Автомобиль может внезапно начать движение прямо, повернуть налево или развернуться. Также нужно быть более внимательным рядом со школами, стадионами, рынками и в любых подобных местах.
5 При движении не следует близко приближаться к другому автомобилю, особенно к крупногабаритному.
В этом случае слишком короткая дистанция ухудшает обзор. На втором рисунке видимость намного лучше.

К тому же, слишком короткая дистанция опасна по причине возможного резкого торможения впереди идущего автомобиля или ситуации, когда впереди идущий автомобиль делает маневр, к которому вы можете быть не готовы.
Например, впереди стоит машина с аварийкой. Водитель автомобиля, за которым вы двигаетесь, готов к объезду и для него это не будет неожиданным, в отличие от вас, поэтому успеть среагировать будет очень сложно.
6 При многополосном движении большие автомобили не дают возможности полного обзора ситуации. В данном примере возможно столкновение, т.к. водители синего и красного автомобилей не видят друг друга.
Избежать такой ситуации поможет полный автоматизм контроля за всеми участниками дорожного движения. В расмотренном случае водитель синего автомобиля должен перед опережением автобуса оценить ситуацию.
Для этого необходимо проанализировать месторасположение и скорость всех участников (здесь важным является разница скоростей синего, черного автомобиля и автобуса).
И если маневр возможен, планировать перестроение после опережения автобуса сразу после красного автомобиля.
7 Если загорелся зеленый сигнал светофора, а автомобиль впереди вас не трогается с места, не нужно объезжать его на высокой скорости. Скорее всего есть причина, по которой он это не делает. За ним может быть пешеход или другая опасность.
Подобным образом нужно относиться к автомобилю, остановившемуся на проезжей части. Во-первых, ситуация может быть аналогична случаю с пешеходом на светофоре. Во-вторых, если у него техническая неисправность (включена «аварийка» и/или выставлен знак аварийной остановки), водитель может не обращать внимания на проезжающие вблизи автомобили.
Во всех этих случаях лучше притормозить и быть особенно внимательным.
8 При движении за крупногабаритным транспортом (автобус, фура и т.д.) не перестраивайтесь «вслепую». В этом случае перестроение опасно, т.к. ситуация впереди не видна (аналогично ситуации 5 по обгону), сначала нужно увеличить дистанцию.

На перекрестках помните, что проезжающие автомобили также могут создать «невидимые» зоны. Основные примеры приведены на рисунках.

Номер Картинка Описание
1 На перекрестке стоят машины, но одна полоса свободна. Вы знаете, что сейчас загорится зеленый сигнал, и начинаете ускорение в этой полосе. Если перекресток большой и просматривается плохо, может быть серьезная опасность, что в этот момент на мигающий зеленый или желтый в этом месте будут заканчивать свои маневры другие автомобили.
2 При обгоне может возникнуть ситуация, когда водитель начал маневр в полной уверенности в его безопасности, хотя одновременно с ним с пересекающей дороги выехал другой автомобиль, водитель которого думал, что успевает проехать перед машиной, которую вы обгоняете и ваш автомобиль не видел. Похожая ситуация возможна и на дороге с многополосным движением. Обратите внимание на второй рисунок ().
Данные ситуации очень сложно прогнозируется и могут привести к самым тяжелым последствиям. Они осложнены тем, что водители и синего и красного автомобилей не видят друг друга.
Чтобы такого не происходило, водителю синего автомобиля необходимо быть особенно внимательным при обгоне или опережении перед любым перекрестком, даже если он находится на главной дороге. Будет лучше произвести маневр сразу после перекрестка.
Водителю красного автомобиля лучше воздержаться от выезда, даже если крупногабаритный автомобиль движется крайне медленно, но нет уверенности, что в «слепой зоне» нет синего автомобиля.
3 Дома, большие автомобили, деревья и кусты создают «зоны невидимости» при подъезду к перекрестку. В данном случае необходимо снизить скорость непосредственно перед пересечением дороги и быть особенно внимательным.
Исходя из рисунка, лучше при подъезде к данному перекрестку сместить автомобиль вправо, обзор для вас будет лучше. Другие водители также смогут заметить вас раньше. Если на перекрестке затруднена видимость справа, то лучше держаться левее.
Особенно нужно быть внимательным при выезде по узкой дороге (например, при выезде из двора). В данном случае, чтобы все увидеть, капот машины будет выдвинут вперед на проезжую часть, что может создать сложную ситуацию на дороге.
4 При повороте налево не нужно выворачивать руль влево, особенно если сзади никто не поворачивает. В случае удара ваш автомобиль может вынести на полосу встречного движения (это касается не только перекрестков, но и разворотов).
Однако при повороте налево большого количества встречных машин, сложно увидеть ситуацию в других полосах. В этом случае, два варианта действий: либо подождать, пока загорится красный, и закончить маневр, либо под небольшим углом осторожно выехать вперед (колеса прямо). Если впереди близко нет приближающихся машин (при данной позиции хороший обзор, причем все видно только через лобовое стекло), резко нажать газ, повернуть руль и проехать с

В этих случаях возможны различные опасности. Например, можно ожидать, что кто-то из водителей, не включив сигнал поворота или не посмотрев в зеркало заднего вида (первый рисунок), захочет перестроиться в вашу (свободную) полосу.

Но самая распространенная проблема в том, что эти автомобили могут затруднить вам и другим участникам дорожного движения обзор. Достаточно часто встречается ситуация изображенная на втором рисунке. Также следует помнить, что некоторые водители и пешеходы порой не соблюдают ПДД (примеры с третьего по шестой сделаны таким образом). Но в случае ДТП для вас это будет слабым утешением.

Поэтому, когда едете в свободном ряду, не набирайте высокую скорость по отношению к автомобилям, находящимся в соседних рядах.

Самым главным из всех перечисленных примеров следует то, что все действия за рулем необходимо осуществлять только при условии полного контроля ситуации. Крайне рискованно осуществлять подобные маневры, надеясь на то, что такое бывает только на вышерассмотренных примерах.

Не забывайте также, что другие водители могут не знать данных примеров, поэтому думайте за них. Например, если вы всегда проверяете «мертвую зону» - это не значит, что все другие водители это делают. Исходя из этого, проводите максимально короткое время в этой зоне у других машин, никогда не ездите там долго. Лично я всегда проезжаю этот участок с ускорением. То же самое применимо к другим перечисленным выше ситуациям.

И в заключении, когда едете на подъем или закрытый поворот, вы еще не знаете, что за ним. Там может быть авария, обгон, конец дороги, . Поэтому необходимо снизить скорость и принять несколько вправо (на подъеме), чтобы быть готовым к любой ситуации (). Кому интересно, могут ознакомиться с исследованием психологов по этому поводу.

Слепой зоной автомобиля называют пространство вокруг транспортного средства, которое недоступно взгляду водителя, когда он находится на своем месте. При этом слепые зоны могут быть не только сзади и сбоку авто, но и впереди него. Это очень опасное пространство, так как автомобиль, который едет сзади, может быть невиден в то время, когда он будет обгонять вашу машину.

Определение слепой зоны авто

Эти места каждый автомобилист должен знать хорошо. Определить мертвую зону довольно просто. Для этого следует занять кресло водителя и попросить другого человека, чтобы он обошел транспортное средство по кругу. При этом нужно внимательно смотреть в зеркала заднего вида. В определенный момент участник эксперимента исчезнет из виду. Это и будет слепая зона вашей машины.

Избавляемся от зон с ограниченной видимостью

Специалисты крайне не рекомендуют стопроцентно полагаться на ту картинку, которую дает зеркало заднего вида. Опытные автомобилисты зачастую меняют стандартные зеркала на сферические, способные увеличить обзорность. При этом мертвая зона транспортного средства становится гораздо меньше. Однако у этого приспособления имеется существенный недостаток, а именно искажение реального расстояния до другого объекта.

Сейчас некоторые модели авто оборудуют парктрониками, которые частично решают проблему со слепыми зонами. Тем не менее, полностью избавить от мертвых зон они не в силах. Все дело в том, что парктроник и не всегда видят небольшие предметы. Поэтому, при движении назад, можно наткнуться, к примеру, на арматуру и испортить лакокрасочное покрытие кузова.

Более совершенным устройством является камера заднего вида , которую специалисты называют наиболее эффективным решением проблемы мертвых зон. Однако, это утверждение верно лишь в том случае, если речь идет о движении назад.

Боковые слепые зоны, так и останутся недоступными. Иногда на зеркалах заднего вида можно увидеть специальные датчики, которые подают сигнал автомобилисту в том случае, если другая машина попала в зону с ограниченной видимостью.

Мертвая зона - причина аварий!

По данным экспертов, зоны с ограниченной видимостью являются одной из наиболее частых причин возникновения ДТП. Опытные водители всеми силами пытаются бороться с ними и ведут себя более осторожно. А вот новички зачастую игнорируют слепые зоны, что приводит к неприятностям на дороге.

Нередко, когда из мертвой зоны резко выходит другое транспортное средство, водитель, пытаясь избежать столкновения, просто выруливает на другую полосу, что приводит к столкновению с ТС, идущими на встречу.

Стоит отметить, что зона ограниченной видимости может появиться не только при обгоне. Она образуется от деревьев, домов и других объектов, затрудняющих обзор. Помимо этого, зачастую мертвая зона появляется , когда на дороге оказывается транспортное средство с необычной конструкцией.

Перед тем, как отправиться в путь, необходимо тщательно настроить зеркала заднего вида. Линия горизонта должна располагаться в них строго посередине. Водитель должен частично видеть боковую часть ТС и саму дорогу. Таким образом, автомобилисту будет проще определить реальное расстояние до приближающегося объекта.

Наверняка, каждый из нас хоть однажды видел на боковых зеркалах машины зеркальце изогнутой формы. Оно носит страшное название «зеркальце мертвой зоны». Что же это такое, и каким целям служит это «магическое» приспособление.

Мертвая зона – что это такое?

Водителя, повидавшего виды, вопросом о мертвой или слепой зоне не смутить, а вот водитель – новичок вполне может растеряться и начать вспоминать кадры из какого-нибудь ужастика. На самом деле ничего страшного и ужасного в этом вопросе не содержится. И желательно, чтобы каждый автолюбитель независимо от стажа знал о таких вещах, ведь это касается безопасности на дороге. Причем знать такие сведения лучше исключительно в теории, а не испытав на своем опыте. Хотя, именно на опыте многие и узнают об этой маленькой, но весьма опасной тонкости вождения автомобиля. Как не крути, но водительский стаж и навык подчас равносилен материальным средствам, которые приходится потратить на авторемонтные мастерские.

Мертвая зона часто становится причиной автоаварий, происходящих с машинами, двигающимися попутно. Часто ситуация бывает такой: автолюбитель-новичок Василий готовится к перестроению в крайний ряд, смотрит в зеркало заднего обзора и, убедившись, что другие автомобили отсутствуют, приступает к маневру. Толчок, скрежет – задета непонятно откуда появившаяся машина. Автолюбитель Василий растерян, ведь опасности не было, и в зеркала он по всем правилам посмотрел.

В действительности этот «неожиданный» автомобиль двигался немного позади, примерно вровень с задним диваном, за боковой стойкой машины Василия. На этой позиции заднюю машину уже не заметить в зеркала заднего обзора, и она еще не вошла в поле зрения водителя. Этот самый невидимый отрезок и зовется слепой зоной. В действительности, случаи бывают абсолютно разными. В случае, если вам не удалось увидеть машину, двигающуюся сзади, то есть вероятность отделаться лишь испугом. Развитие ситуации, конечно, зависит и от размеров транспортных средств, и от скорости движения. Мотоциклисты такую зону величают смертельной. И в этом нет преувеличения. Поэтому, если вы сидите за рулем мотобайка, то будьте предельно внимательным, тогда сможете избежать смертельной аварии.

Способы обнаружения мертвой зоны

В целях обнаружения мертвой зоны вашей машины можно прибегнуть к двум весьма банальным приемам. Попросите своего друга пройтись по периметру машины. При этом те отрезки, где вы его не сможете увидеть ни собственным зрением, ни в зеркала заднего вида, и являются искомой слепой зоной.

Кроме того, есть возможность обнаружить слепую зону когда вам пришлось стоять в дорожной пробке. При этом ваш ряд не должен двигаться, а соседние автомобили – ехать. Проследите в зеркала заднего вида, когда скроется из виду машина, двигающаяся в соседнем ряду. Именно здесь и берет начало слепая зона, закончится она там, где этот испарившийся из виду автомобиль возникнет из-за стойки вашего авто. Вы уже сможете обнаружить его своим боковым зрением. Ратуя за вашу безопасность, советуем проводить подобные опыты, остановив свой автомобиль на обочине.

Стоит принять во внимание, что повышение скоростного режима неизменно увеличивает слепую зону. Этот факт имеет место быть в связи с тем, что при движении на скорости зона так называемого периферического зрения человека стремится к сужению.

Вы удивитесь, но ваша машина имеет еще одну слепую зону. Находится она там, где заканчивается багажник вашей машины. Она опасна, когда вы маневрируете задним ходом.

Все под контролем

Эта опасность вполне устранима. Контролировать мертвые зоны автотранспортного средства необходимо так же скрупулёзно, как иные аспекты дорожного движения. Во-первых, вам предстоит провести подстройку зеркал заднего обзора индивидуально под свои параметры. Их некорректная настройка, а также ваша неправильная посадка за рулем ведут к снижению обзора. Это делает слепую зону автомобиля шире, а значит опаснее. В корректно подстроенном боковом зеркале заднего вида вы должны видеть ручку водительской двери. Все остальное пространство должна занимать трасса.

Сейчас на рынке можно встретить огромное разнообразие автомобильных аксессуаров, в том числе зеркала заднего обзора с различными оптическими эффектами. Среди их широкого ассортимента можно подобрать зеркало, которое при равных размерах обеспечивает более широкий угол обзора. Если вам позволяет кошелек, имеет смысл сменить штатные зеркала заднего обзора на такие, которые предлагают вам повышенный уровень безопасности в условиях дорожного движения.

Наиболее популярный способ, помогающий сузить мертвую зону вашего авто – это установка дополнительного комплекта зеркал слепой зоны. Подобное приспособление имеет весьма невеликий размер, выпуклую форму и крепится непосредственно на родное боковое зеркало вашего транспортного средства. Такое дополнительное устройство в значительной степени увеличивает обзор водителя. Но, увы, имеется и недостаток. Приспособление занимает часть поверхности зеркала заднего обзора.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков