Машины с вертикальным взлетом. Летающая машина Terrafugia TF-X – гибридный самоуправляемый аэромобиль с вертикальным взлетом (видео) - ЭкоТехника

Машины с вертикальным взлетом. Летающая машина Terrafugia TF-X – гибридный самоуправляемый аэромобиль с вертикальным взлетом (видео) - ЭкоТехника

15.07.2019

Американская компания Terrafugia приступила к разработке летающего автомобиля с гибридной силовой установкой, оснащенного системой вертикального взлета и посадки.

Летающий автомобиль, который пока носит название TF-X, будет оснащен гибридной силовой установкой с возможностью подзарядки батарей от бытовой электросети. В ее состав войдет 300-сильный двигатель внутреннего сгорания и два 600-сильных электромотора, отвечающие за взлет и посадку. В воздухе машина сможет набирать максимальную скорость 322 километра в час. Расчетный запас хода - более 800 километров.

Все механические элементы управления Terrafugia TF-X будут замены электронными. При этом, как утверждают в компании, управлять летающей машиной будет не сложнее, чем обычным автомобилем. При этом чтобы научиться летать на ней потребуется всего пять часов.

Водителю будет необходимо лишь ввести в компьютер местность, где планируется совершить посадку, а также указать несколько запасных площадок. Затем система проанализирует условия полета, включая погодные условия, расстояние, наличие закрытых для полета гражданской авиации зон. Если электроника решит, что полет может быть опасен, взлет не будет произведен.

Кроме того, летающий автомобиль планируется оснастить запасными парашютами и системой экстренной автоматической посадки, которая включится в том случае, если пилот не будет реагировать на запросы компьютера. На земле крылья и лопастные двигатели сложатся и TF-X превратится в обычную машину, сертифицированную для использования на дорогах общего пользования.

До доведения Terrafugia TF-X до серийного производства инженерам потребуется еще около восьми-двенадцати лет. Стоимость новинки, по словам представителей фирмы, будет находиться на уровне «топовых представителей люксового сегмента».

Terrafugia Transition

Первый летающий автомобиль фирмы Terrafugia - Transition - прошел сертификацию три года назад. В движение машина приводится обычным бензиновым мотором, а в воздухе используется пропеллерный двигатель Rotax 912ULS мощностью 100 лошадиных сил. Для взлета этой машине необходима разгонная полоса.

Terrafugia Transition

На превращение Transition в самолет требуется около минуты. По воздуху машина может преодолеть 787 километров, развивая максимальную скорость 185 километров в час. По земле Transition при полностью заправленном баке сможет проехать 105 километров.

Terrafugia Transition

Летающий автомобиль входит в класс «легких спортивных самолетов». В США для управления такими самолетами нужно пройти специальные курсы и налетать 20 часов.

Летающие автомобили пока еще не являются основным средством передвижения для людей, проживающих в крупных городах и сельской местности. Однако, большинство экспертов сходятся во мнении, что широкое применение автомобилей, умеющих ездить по дорогам общего пользования и летать – дело времени, причем недалекого.

Terrafugia Transition

Основанная в 2006 году компания Terrafugia стала широко известной несколько лет назад, после того как предложила потребителям летающий автомобиль со складными крыльями – Transition. Транспортное средство, способное двигаться по обычным асфальтовым дорогам со скоростью до 105 км/ч и летать над дорогами, полями и лесами, разгоняясь до 185 км/ч, должно было повысить мобильность перемещения, избавить города от пробок и вообще сделать человека более свободным в его желании добраться из пункта «А» в пункт «В». Примечательная особенность Terrafugia Transition – наличие механизма складывания крыльев, позволяющего хранить это транспортное средство в гараже стандартных размеров.

Изначально планировалось начать продажи летающего автомобиля в 2011 году, однако, судя по всему, до сих пор проект Transition пока остается в стадии летных испытаний. Кто станет покупать двухместный автомобиль (пусть даже с крыльями) почти за $300 тыс? Но это уже совсем другая история…

Сегодня компания Terrafugia анонсирует новую модель, кардинально отличающуюся от предыдущей. Хотя бы тем, что для взлета ей не нужна длинная прямая полоса. А еще – использованием гибридной силовой установки, простой в освоении и легкостью в управлении.

В компании утверждают, опытному «юзеру» понадобится не более 5 часов, чтобы изучить органы управления машины и освоить навыки водителя-пилота. Важная деталь: технологии TF-X позволят ей летать в автоматическом режиме и точно так же взлетать и приземляться. Таким образом, все, что требуется от пользователя – опыт вождения наземного транспортного средства, полет будет контролировать бортовая электроника.

Terrafugia не спешит раскрывать спецификации своей новой модели. Известно лишь то, что в состав силовой установки входит 300-сильный двигатель внутреннего сгорания и два 600-сильных электромотора для вращения винтов, отвечающих за процесс вертикального взлета и посадки. В горизонтальном полете силовая часть позволит летающей машине разгоняться до 322 км/ч и перемещаться на расстояние до 805 км (или чуть больше).

Чтобы составить карту полета, водителю (или пилоту) необходимо ввести информацию о зоне (зонах) приземления. В состав Terrafugia TF-X входит специальная система безопасности, которая самостоятельно определит, хватит ли машине «дров», чтобы достичь места, которое указал оператор. При этом она учитывает не только количество «керосина» в баках и заряд батарей, но также рельеф местности, погодные и прочие условия, позволяющие компьютеру рассчитать максимальное расстояние полета. В том случае, если, вылетая из Нью-Йорка, пилот указал в качестве точки назначения казахстанскую степь (например), машина откажет ему во взлете до тех пор, пока он не укажет реальное (доступное) место назначения. Для других случаев на борту есть парашют и автоматическая система экстренной посадки, которая посадит машину в том случае, если пилот, засмотревшись на открывающиеся виды, перестанет отвечать на ее запросы.

О ценах и датах поставки серийных Terrafugia TF-X потребителям говорить пока рано. В компании, правда, не отрицают, что летающая машина с гибридной силовой установкой и вертикальным взлетом будет стоить никак не меньше, чем премиум-авто высшей ценовой категории (читайте, под миллион долларов). Что касается начала продаж… Даже если все пойдет по плану, а разработчики и поставщики не будут срывать графики работ, ожидать появления TF-X в небе над Парижем, Лондоном, Москвой или Нью-Йорком раньше 2020 года не приходится. А жаль!

Самолёт, который может ездить между аэропортами по обычным дорогам, пошла ещё дальше по пути создания «летающего автомобиля».

При сложенных крыльях, уверяют нас, легко будет оставить TF-X в обычном гараже, благо вертикальный взлёт позволил сделать колею очень узкой. (Здесь и ниже иллюстрации Terrafugia.)

Её новый концепт TF-X обещают запустить в серию лет через 8–12, а не в неопределённом будущем (что чаще всего переводится с маркетингового на потребительский как «никогда»).

Во-первых, четырёхместный транспорт, способный ездить по дорогам общего пользования и имеющий куда более разумные габариты, нежели тот же двухместный Transition с его 6×2,3×2 м. Впрочем, конкретные цифры пока не называются; очевидно, конструкторы не решаются сковывать себя строгими обязательствами на столь ранней стадии. Во-вторых, если Transition - это практически самолёт со складывающимися крыльями, требующий взлётной полосы более 570 м, то TF-X сможет влетать и садиться практически вертикально, «с пятачка».

Аппарату оставят два крыла почти нормального вида, только складные. На земле и на взлёте гибридный TF-X перемещается лишь на электротяге. Причины очевидны: мощный авиационный мотор не удастся втиснуть в экологические ограничения для наземных авто в первую очередь по выбросам углекислого газа. Поэтому два винта вертолётного типа вращаются блоками электромоторов мощностью по 600 л. с. Каждый блок, скомпонованный в мотогондоле, состоит из 16 электромоторов. Разработчик уверяет, что 32 мотора нужны аппарату, чтобы продолжать подъём при выходе из строя одного или двух из них. Однако очевидно, что причиной столь необычной конструкции стало отсутствие готовых транспортных электромоторов подобной мощности и при этом в достаточной степени компактных. Ну а нечто слабее 38 л. с. найти легко, благо сходными моторами оснащаются нынешние серийные электромобили и гибриды.


В полёте стартовые винты складываются, снижая сопротивление. Крылья остаются, хотя на изображениях концепта они всё равно выглядят слишком маленькими.

Поначалу два винта на концах крыльев будут смотреть в небо, поднимая TF-X вертикально вверх. Как только набрана необходимая высота, пропеллеры будут постепенно наклоняться вперёд, заставляя машину лететь горизонтально с набором высоты. При достижении некоей минимальной скорости (очевидно, она должна быть выше скорости сваливания), пропеллеры складываются, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Использовать их для полёта всё равно будет очень сложно, поскольку электротягу на 1 200 л. с. на постоянной основе силовая установка выдать не сможет, ибо для получения такого тока нужны и более мощный двигатель, и недешёвый генератор.

А что после складывания лопастей пропеллеров? Здесь подключается ДВС мощностью в какие-то 300 л. с. Он вращает толкающий винт большого диаметра, находящийся в корме летательного аппарата:

После набора скорости до максимальных 322 км/ч часть мощности мотора пойдёт на подзарядку литиевых батарей, используемых для наземной езды и взлёта-посадки. Итак, шумность и выхлопы на земле минимальны, хотя при длительной езде по шоссе без электрозаправок ДВС может включаться для подзарядки аккумуляторов. Заодно отсутствуют и вращающиеся на шоссе пропеллеры, которые, несомненно, нервировали бы окружающих четырёхколёсных граждан.

Прежде чем вы начали мечтать об эффектном подъёме в небо прямо из дорожной пробки, вынуждены вас предупредить: Terrafugia полагает, что для старта вокруг TF-X понадобится чистая зона радиусом в 15,25 м, что объясняется без каких-либо подробностей «соображениями безопасности». Очевидно, раскладывающиеся крылья и винты с создаваемыми ими потоками воздуха исключают обычный взлёт с шоссе - по крайней мере при соблюдении норм безопасности. То есть, чтобы взлететь, придётся доехать до ближайшей взлётно-посадочной площадки, что в США обычно не слишком далеко от любой точки любого штата. Добавим: посадочные площадки для вертолётов, в некоторых американских городах расположенные на крышах задний, для таких взлёта и посадки тоже теоретически пригодны.


На шоссе летающее авто не должно быть намного шире обычного.

Конечно, можно сказать, что для этого уже есть вертолёты. Однако редкий вертолёт гаражного назначения может пролететь 805 км (дальность TF-X) со скоростью 322 км/ч при «самолётном» расходе топлива, ведь вертолёт обычно потребляет в несколько раз больше литров на километр, да и силовая установка у него изнашивается быстрее, а техобслуживание при сходной мощности дороже.

Думаете, это непрактично, ибо обучение полёту на вертолёте намного сложнее самолётного, а TF-X потребует и того и другого режима? Здесь Terrafugia уповает только на отрабатываемую ею систему автоматического полёта. Это даже не столько продвинутый автопилот, сколько пассажирский летательный аппарат без пилота. Человек управляет TF-X полностью лишь на земле, а перед взлётом закладывает пункт назначения и откидывается в кресле. Выбор конкретного маршрута остаётся за ПО летающей машины, оно же управляет винтами при взлёте и решает, когда переходить с вертолётного взлёта на электротяге к самолётному перемещению на ДВС.


Теоретически вы сможете взлететь из любой точки, где окрест есть 15 м свободного пространства. Практически же в большинстве евростран такого рода полёты потребуют разрешения. Впрочем, разработка явно предназначена для американского рынка.

Кстати... Если все компоненты, декларируемые разработчиком, не только абсолютно реальны, но и есть на рынке, то столь продвинутый автопилот лишь предстоит создать, на чём Terrafugia и собирается сконцентрировать основные усилия. Говорят, что при обнаружении в посадочной зоне препятствий (другого ЛА или просто поваленного бурей дерева) аппарат откажется от приземления и свяжется с местным авиадиспетчером, чтобы тот поискал другие места. При отсутствии устойчивой радиосвязи или внезапном самоустранении пилота от управления TF-X сам полетит к ближайшему аэродрому или вертолётной площадке и сядет в пустующую точку.

Не меньше впечатляет и заявление о том, что в случае выхода из строя всех электромоторов ещё до набора скорости, достаточной для горизонтального полёта, автопилот сможет перевести ЛА на авторотацию и благополучно посадит его на шасси.

Теперь вы и сами понимаете, что раньше чем через восемь лет такую уйму работы не провернуть. Отчего же компания выкладывает карты так рано? По маркетинговым, думается, соображениям: перед производителем как минимум восемь лет интенсивной рекламной кампании, причём за счёт СМИ, ибо не написать о развитии столь экзотического проекта сложно, как бы вы лично ни оценивали его. Точно так же хитрая Terrafugia поступила семью годами раньше с Transition, только-только приближающемся к серийному производству.

Более важным представляется иной вопрос. Сколько будет стоить четырёхместный самолёт с вертикальными взлётом и посадкой, паркуемый в гараж и разрешённый к езде на дорогах общего пользования? Разработчик обтекаемо говорит о цене, «сравнимой с нынешними роскошными авто из самой верхней части ценового сегмента». Это значит, что ваш босяцкий Nissan GT-R почти наверняка будет слишком дёшев в сравнении с новинкой, ведь нынешний Transition собираются продавать по $279 тыс. за штуку. Остаётся лишь надеяться, что после появления первого коммерчески успешного проекта такого типа народятся более бюджетные строители летающих автомобилей.

Хотя ему всё равно будет трудно взлетать с шоссе, это, пожалуй, одно из лучших приближений к реализации настоящего крылатого авто.

Подготовлено по материалам Terrafugia .
Взято здесь:

Появления парящих в воздухе автомобилей — вроде тех, что мы видели в научно-фантастических блокбастерах "Пятый элемент", "Бегущий по лезвию", "Назад в будущее" или во II-м эпизоде "Звездных войн", — осталось ждать совсем недолго. Компании уже почти освоили все технологии и нюансы производства пилотируемых машин, бортовые компьютеры "поумнели" настолько, что требуют минимального вмешательства пилота, а стоимость материалов и комплектующих стала доступной как никогда прежде. Пятерку самых перспективных проектов "аэромобилей" выбрали Вести.Hi-tech.

Flying Roadster (Aeromobil 3.0)

Накануне , которая объявила о планах наладить серийное производство аэрокаров уже в 2017 году. "Нам нужно перенести трафик из двумерного пространства в трехмерное", — сказал на фестивале SXSW в Остине глава Aeromobil Юрай Вацулик. Его компания, которая ведет разработку летающей машины с 1990-х, очень близка к воплощению своей мечты.

По словам Вацулика, не последнюю роль в этом сыграло развитие и удешевление технологий, произошедшее в последние годы: "Углеродные волокнистые материалы, высокие технологии; десять лет назад все эти вещи были слишком дорогостоящими и недоступны маленьким командам". "К примеру, качество систем автопилота, которые мы смогли установить в наш прототип, еще пять лет назад казалось несбыточной мечтой", — добавил он.

"Самой идее запустить автомобиль в воздух уже больше 100 лет, — рассказывает Вацулик, — Я люблю историю о первопроходцах авиации, а первая попытка построить летающую машину была предпринята в 1917 году".

Curtiss Autoplane

Действительно, первые испытания своего "автоплана" провел американец Глен Кертис почти сто лет тому назад. Тяжелый и неповоротливый агрегат из алюминиевого сплава, с размахом крыльев более 12 метров и 4-лопастным пропеллером позади, мог только "прыгать" по взлетной полосе. В воздух он по-настоящему так и не поднялся. Тем не менее, Curtiss Autoplane доказал, что идея "летучего" автомобиля имеет право на существование.

ConvAirCar

С тех пор было создано множество различных концептов "крылатых коней". Большинство испытаний, к сожалению, заканчивались трагически. Например, в 1947 году потерпел крушение ConvAirCar (Model 118) — автомобиль с приставной ("самолетной") частью к крыше. Машина показала неплохой расход горючего (5 литров на 72 километра), но на очередных испытаниях разбилась по причине отказа системы подачи топлива. Тестовые полеты возобновились пару лет спустя, но в итоге проект пришлось свернуть из-за недостатка финансирования.

В 1942-м под Москвой прошли летные испытания планера A-40 с подвешенным к нему танком T-60. Автор проекта — советский авиаконструктор Олег Антонов. Идея оказалась неудачной: из-за большого веса летающий танк едва поднялся на высоту 40 метров.

В течение следующего полувека авиация активно развивалась, и почти все технические трудности были преодолены. Разработчики современных, "городских" аэрокаров в основном сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, многим необходимо достаточно обширное пространство для разгона, а лучше — отдельный аэродром. Во-вторых, ширина некоторых образцов (вместе с крыльями) может достигать 5-6 метров. Все это делает их непригодными для городских условий.

Aeromobil 3.0

Aeromobil 3.0 (или Flying Roadster) этих недостатков лишен. Прежде всего, ширина "летучего родстера" не превышает 2,25 метра (со сложенными крыльями), что позволяет ему уместиться на обычном парковочном месте, а длина — 6 метров. Кроме того, взлетать он может как с лужайки, засеянной травой, так и ровной прямой дороги. "Все, что нам нужно — это 250-метровая разгоночная полоса для взлета и лишь 50 метров для приземления", — подчеркнул Вацулик.

Интерьер Flying Roadster больше напоминает кабину самолета, нежели салон типичного авто

Под капотом Aeromobil 3.0 расположен 4-цилиндровый двигатель Rotax 912S (в качестве топлива используется бензин) мощностью 100 лошадиных сил (~75 кВт). Он позволяет аэромобилю развивать скорость до 200 км/ч в полете и до 160 км/ч на трассе. Продолжительность полета/езды на полном баке — 700/500 км, расход топлива — 15/8 литров в час. Для управления им понадобится лицензия пилота.

В кабине Aeromobil 3.0 предусмотрено два места — для пилота и пассажира. С осени прошлого года машина участвует в программе регулярных испытательных полетов. По словам Вацулика, она рассчитана на "обеспеченных покупателей суперкаров и аэронавтов-энтузиастов". Сколько будет стоить "летучий родстер" к началу продаж, пока неизвестно.

Krossblade SkyCruiser

Разработку другого жизнеспособного проекта ведет Krossblade Aerospace Systems (KAS). По мнению управляющего директора американской компании Дэниела Любрича, будущее принадлежит машинам с вертикальным взлетом и посадкой, как у квадрокоптеров. Так, пятиместный гибрид KAS SkyCruiser обладает складными крыльями (их конструкция похожа на бэтмобиль из фильма "Темный рыцарь: Возрождение легенды), четырьмя складными роторами с электроприводами и роторным двигателем Ванкеля.

В отличие от Aeromobil 3.0, SkyCruiser может вообще обходиться без взлетно-посадочной полосы. Аэрокар способен подниматься в воздух и опускаться вертикально — к примеру, чтобы "облететь" пробку. Правда, агрегат не так компактен: размах его крыльев составляет 9,5 метра (в "распущенном" состоянии), общая длина — 8,4 метра. Припарковать такую машину может быть весьма сложно.

По словам Любрича, у летательных образцов XX века не было компьютеров, поэтому пилоту приходилось постоянно и вручную корректировать массу ротора (после его остановки или во время вращения). Прорыв был совершен пару десятков лет назад, с развитием дронов-беспилотников. "Теперь у нас есть бортовые компьютеры, которые выполняют свою работу просто замечательно и в автоматическом режиме. Нажмите наверх — и они поднимутся, нажмите влево — и они сдвинутся влево, вам не нужно беспокоиться о калибровке и управлении", — говорит он.

MyCopter

Проект myCopter, призванный разгрузить автомагистрали, финансирует Евросоюз. По задумке инженеров, персональный летательный аппарат должен самостоятельно облетать препятствия и прокладывать маршрут. Правда, испытаний прототипов транспортного средства будущего пока не проводилось.

Вместе с этим власти ЕС занимаются выдачей разрешений, лицензированием и вопросами авиарегулирования: например, правилами использования воздушного пространства частными аэрокарами.

Европейские институты, в частности, уделяют повышенное внимание кабине: важно, чтобы она максимально напоминала салон автомобиля, а пилотировать myCopter мог человек с минимальным уровнем подготовки

ONE (Pal-V)

Производство некоторых авиамобилей уже началось. Например, голландская компания Pal-V (Personal Air and Land Vehicle, или "Персональное наземно-воздушное транспортное средство") в проекте ONE скрестила мотоцикл и вертолет. Прямую тягу обеспечивает 2-лопастной толкающий пропеллер (как у вертолета), который может складываться, продольную устойчивость — две хвостовые штанги, а вращающийся момент (при подъеме и снижении) создает свободно вращающийся ротор.

С мотоциклом ONE роднит трехколесное шасси

В кабине аэрокара находятся два кресла, для пилота и пассажира. Бензиновый двигатель мощностью 160 кВт позволяет аппарату развивать скорость до 180 км/ч на земле и в воздухе. Максимальная взлетная грузоподъемность — 910 кг.

Pal-V успешно испытала прототип ONE в 2012 году. А в мае 2014 году производитель начал принимать первые коммерческие заказы на выпуск ограниченной серии (из 45 штук) аэрокаров стоимостью 500 тысяч евро каждый. Их поставки должны начаться в 2016-2017-м годах.

TF-X (Terrafugia)

TF-X от американской Terrafugia — это настоящий "трансформер" с электродвигателем и толкающим винтом. Поднимается и опускается на землю он подобно квадрокоптеру: вертикально.

Компания Terrafugia представила новую дизайнерскую концепцию гибридного транспортного средства TF-X, которое, как ожидается, сможет передвигаться по дорогам общего пользования, а также летать.

Напомним, что впервые о проекте TF-X фирма Terrafugia заговорила в 2013 году. Летающий автомобиль планируется оснастить двумя складывающимися крыльями с установленными на них поворотными винтами. Машина сможет осуществлять вертикальные взлёт и посадку, что избавит владельца от необходимости поиска разгонной полосы.

Модель TF-X будет оснащена гибридной силовой установкой. При движении по земле, а также во время взлёта необходимую тягу обеспечат электрические моторы с питанием от аккумуляторов. Во время полёта в дело вступит двигатель внутреннего сгорания мощностью 300 лошадиных сил, приводящий во вращение толкающий винт в кольцевом обтекателе, установленный в задней части машины. ДВС также может использоваться для генерации энергии для подзарядки батарей.

В воздухе TF-X сможет развивать скорость до 320 км/ч, а максимальная дальность полёта составит 800 км. В салоне смогут разместиться четыре человека, включая водителя-пилота.

При создании транспортного средства большое внимание планируется уделить вопросам безопасности. В частности, машина получит систему автопилотирования и автоматического взлёта/посадки.

В скором времени уменьшенная модель TF-X подвергнется всестороннему тестированию в аэродинамической трубе в Массачусетском технологическом институте. Увы, на коммерческом рынке летающий автомобиль если и появится, то не ранее, чем через 8-12 лет.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков