Конспект согласование числительного и существительного. Согласование имен существительных с именами числительными

Конспект согласование числительного и существительного. Согласование имен существительных с именами числительными

71. «Посчитай».

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.

Образец ответа: один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.

Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

72. «Цепочка».

Детям раздаются картинки, повернутые изображением вниз. Логопед показывает и называет картинку с изображением одного предмета. Дети переворачивают свои картинки, и откликается по очереди тот ребенок, у которого на картинке изображены два таких же предмета, затем - три, четыре и пять.

Примерный речевой материал:

шкаф, шарф, пень, книга, ручка, кровать, окно, гнездо, зеркало.

73. «Назови, сколько?»


Детям раздаются карточки с изображением разного количества кружков.

Затем даются картинки с изображением разного количества предметов. Они должны разложить свои картинки а соответствии с кружками на карточке и назвать, сколько предметов на них изображено.

74. «Что прислала почта?»

Каждому ребенку по почте пришло письмо. Логопед предлагает детям вскрыть свои конверты и назвать, что и сколько им прислали.

Примерный речевой материал:

один мяч, два лимона, пять шаров, один карандаш, две сливы, пять кукол, одна машинка, пять тетрадей, две кровати, одно кольцо, два колеса, пять ведер, одна ручка, два огурца, пять слив.

Изменение глаголов по лицам,

75. «Я, мы, он, она - вместе дружная страна».

Логопед произносит предложение, затем бросает ребенку мяч, называя местоимение и предлагая закончить предложение.

Примерный речевой материал:

Я пью чай. Ты... Мы... Вы... Он(она)... Они...

Я гуляю в парке. Ты... Мы... Вы... Он(она)... Они...

Я поливаю цветы. Ты... Мы... Вы... Он(она)... Они...

Я рисую дом. Ты... Мы... Вы... Он(она)... Они...

Я мою руки. Ты... Мы... Вы... Он(она)... Они...

Я пою песню. Ты... Мы... Вы... Он(она).., Они...

76. «Расскажи про себя (про нас, про него)».

Логопед читает двустишие и предлагает детям повторить его про себя (про нас, про него), изменив лицо. При затруднении дается образец ответа.

Мы бежим, бежим; бежим.

Мы на месте не стоим.

Я... (бегу,; бегу, бегу),

Я на месте не... (стою).

Мы гуляем, загораем,

Землянику собираем.

Я... (гуляю, загораю),

Землянику... (собираю).

Я по улице иду,

Я флажок в руке несу.

Мы по улице... (идем),

Мы флажок в руке... (несем).

На скамейке я сижу

И о чем-то говорю.

На скамейке мы... (сидим)

И о чем-то... (говорим).

Детям лечит он болезни.

Нет занятия полезней!

Детям я... (лечу) болезни.



Нет занятия полезней!

Я на елку собираюсь,

Очень долго наряжаюсь.

Он на елку... (собирается),

Очень долго... (наряжается).

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Он... (любит) свою лошадку,

(Причешет) ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом отправлюсь в гости.

Гребешком... (пригладит) хвостик.

И верхом... (отправится) в гости.

Вот играет он с подружкой

В интересную игрушку.

Вот... (играю) я с подружкой

В интересную игрушку.

Совершенный и несовершенный вид глагола

77. «Делает - сделал».

Логопед демонстрирует детям сюжетные картинки с изображением одинаковых действий, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется. Ребенок должен назвать действие и объединить картинки парами.

Примерный речевой материал:

ест - съел(а); пишет - написал(а);

рисует - нарисовал(а); рубит - нарубил(а);

поливает - полил(а); моет - вымыл(а);

читает - прочитал(а); вытирает - вытер(ла);

подметает - подмел(а); чистит - почистил(а).

Предлоги

78. «Кто с кем?»

Логопед сообщает детям о том, что животные пошли на прогулку со своими детенышами. На наборном полотне с одной стороны выставляются картинки с изображением взрослых животных, на другой - в случайном порядке их детенышей. Детям предлагается сгруппировать картинки, ответив на вопрос «кто с кем?»

Образец ответа: лиса с лисенком (лисятами).

Примерный речевой материал:

волк с волчонком (волчатами); еж с ежонком (ежатами); заяц с зайчонком (зайчатами); белка с бельчонком (бельчатами); медведь с медвежонком (медвежатами); олень с олененком (оленятами); лось с лосенком (лосятами).

79. «С чем корзинка?»

Логопед раздает детям корзинки и раскладывает перед ними картинки с изображением грибов, ягод, цветов. Детям предлагается, называя изображенное на них, наполнить корзинки и сообщить, у кого что в корзинке: У меня корзинка с грибами. У меня корзинка с «водами. У меня корзинка с цветами.



80. «Что с чем?»

Детям предлагается продолжить предложение, начатое логопедом.

Примерный речевой материал:

Я люблю хлеб с... (маслом, сыром, вареньем, медом, колбасой).

Я ем кашу с... (молоком, маслом, булкой).

Мама испекла пирог с... (капустой, яблоками, грибами, мясом, картошкой).

Дети пили чай с... (конфетами, сахаром, лимоном, тор том, печеньем, вафлями).

Лена любит гулять с... (мамой, папой, бабушкой, подругой, сестрой, собакой).

81. «Полезные животные».

Логопед поочередно демонстрирует детям предметные картинки с изображением домашних животных и просит сказать, какую пользу получает от них человек.

Образец ответа: получают молоко... от коровы.

Примерный речевой материал:

82. «Колобок».

а. Логопед напоминает детям сказку «Колобок» и предлагает им рассказать, от кого ушел Колобок, а от кого он не смог уйти.

Колобок ушел: ...от бабушки;

…от дедушки;

...от зайца;

...от волка;

...от медведя.

Колобок не ушел...от лисы.

б. Логопед предлагает детям рассказать, от кого к кому ушел Колобок:

Колобок ушел:... от бабушки и дедушки... к зайцу;

... от зайца... к волку

... от волка... к медведю

от медведя ... к лисе

83. «Солнечный зайчик».

Логопед читает детям стихотворение о солнечном зайчике и просит детей найти солнечный зайчик и ответить на вопрос о том, где он:

Скачет зайчик по стене Притаился в уголке.

И подмигивает мне. Вот он спрятался в кроватке.

Перепрыгнул на картинку, С нами он играет в прятки.

Задержался на ботинке. Раз, два, три, четыре, пять.



Поплясал на потолке, Мы пойдем его искать.

85. «Найди картинку».

Логопед попарно произносит словосочетания с одним предлогом, но имеющим различные значения (направления действия, местонахождения), и предлагает детям найти соответствующую картинку.

Примерный речевой материал:

вешать в шкаф - висеть в шкафу;

поставить на стол - стоять на столе;

положить за дом - лежать за домом;

поставить под кровать - стоять под кроватью.

86. «Подбери к схеме картинки».

На наборном полотне попарно располагаются схемы предлогов, но с различными значениями. Перед каждым ребенком помещают картинки с изображением пространственного расположения предметов. Логопед предлагает детям разложить картинки в соответствии со схемами предлогов.

Картинки:

пальто вешают в шкаф; стакан ставят на стол; книгу кладут на полку; тапки ставят под кровать; стекло ставят за тумбочку; карандаши кладут в пенал; пальто висит в шкафу; стакан стоит на столе; книга лежит на полке; тапки стоят под кроватью; стекло стоит за тумбочкой; котенок сидит под столом; карандаши лежат в пенале; ложка лежит за стаканом.

87. «Найди схему».

Логопед произносит словосочетания и предлагает детям соотнести их с нужными предлогами, выбрав соответствующую графическую схему.

88. «Составь предложение».

а. Логопед демонстрирует сюжетные картинки с пространственным расположением предметов и предлагает детям составить предложения, используя различные предлоги.

Сюжетные картинки с изображением птицы и клетки: птица влетает в клетку (сидит в клетке; сидит на клетке; садится на клетку; сидит за клеткой; садится за клетку; пролетает под клеткой; сидит под столом).

б. На наборном полотне выставляется картинка с изображением двух предметов - ручки и тетради - и схемы предлогов. Детям предлагается составить предложения, используя названия картинок, в соответствии с графическими схемами:

1-й вариант- схемы предлогов со значением направления действия (в, на, за, под, к, из, с/со, из-под);

2-й вариант - схемы предлогов со значением местонахождения (в, на, по, около/у, за, над, под, перед, между, рядом).

в. Детям демонстрируются две предметные картинки, по которым предлагается составить предложение, используя соответствующий предлог. При затруднении предъявляются схемы предлогов.

Картинки:

корзинка - грибы; кот -диван;

ваза - стол; лодка - река;

мяч - скамейка; девочка - зонтик;

стул - стол; самолет - небо.

89. «Командир».


Ребенку предъявляются схемы предлогов и предлагается дать команду другому ребенку, опираясь на графические схемы, например:

90. «Расположим красиво мебель в комнате».

Логопед демонстрирует детям сюжетную картинку с изображением комнаты и задает вопросы о расположении в ней различных предметов мебели. Далее он предлагает расставить игрушечную мебель на макете так же, как на картинке, комментируя свои действия.

91. «Регулировщик».

Детям демонстрируется макет дороги, по которой «поедет» машина (с одной стороны дороги расположен гараж, с другой - магазин; вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горок, сквера и моста). Логопед предлагает детям:

1-й вариант - «регулировать» движение машины в соответствии с инструкцией;

2-й вариант - один ребенок (регулировщик) регулирует движение машины, а другие дети определяют и сообщают, где находится (едет) машина.

92. «Скажи наоборот».

На наборном полотне выставляются сюжетные картинки с изображением противоположных действий. Логопед предлагает детям:

1-й вариант - указать на картинку, соответствующую названному логопедом предложению;

2-й вариант - составить предложения по картинкам.

Примерный речевой материал:

Дедушка подходит к забору. - Дедушка отходит от забора.

Мальчик входит в дом. - Мальчик выходит из дома.

Кот залезает на стул. - Кот вылезает из-под стула.

Машина подъезжает к дому. - Машина отъезжает от дома.

93. «Потерянное слово».

Логопед предлагает детям найти потерявшееся слово и произнести предложение целиком.

Примерный речевой материал:

Дети катались... лодке. Картина висит ... стене. Цветы растут ... клумбе. Кот спит... диване. Лягушки живут... пруду. Продукты покупают ... магазине. Одежду вешают... шкаф. Белье лежит... шкафу. Грибы растут... лесу, а клюква... болоте. Дети пошли... реку и купались... реке.

94. «Что где хранится?»

Логопед демонстрирует детям картинки сизображением предметов и просит ответить на вопрос: что где хранится?

Образец ответа: пальто - пальто висит в шкафу.

Картинки: книги, посуда, скатерть, мыло, ваза.

95. «Что где растет?»

а. Логопед демонстрирует картинки с изображением овощей и просит детей сказать, где растет каждый овощ (в земле или на земле).

Образец ответа: огурец растет на земле; свекла растет в земле.

Картинки: огурец, помидор, морковь, горох, картофель, репа, свекла, кабачок, редис, капуста, редька,

б. Логопед демонстрирует картинки с изображением овощей попарно и предлагает детям составить предложение.

Образец ответа: Капуста растет на земле, а морковь в земле.

в. Логопед демонстрирует детям картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, цветов и предлагает им отобрать и назвать картинки с изображением тех растений, которые растут: в саду; в огороде; в поле; в лесу; на лугу; на реке; на болоте.

Образец ответа: Клюква растет на болоте. Грибы растут в лесу.

Картинки: яблоки, сливы, груши, виноград, абрикосы, персики, гранаты, огурцы, горох, бобы, капуста, кабачки, брюква, свекла, трава, рожь, пшеница, кукуруза, овес, грибы, ягоды, орехи, цветы, кувшинки, лилии, клюква.

96. «Любопытная Варвара».

Логопед показывает детям куклу, которую зовут Варвара, и сообщает о том, что она никогда не молчит, а все время задает вопросы. Детям предлагается ответить на вопросы любопытной Варвары.

Примерный речевой материал:

97. «Исправь ошибки».

Логопед предлагает детям прослушать предложения, определить, все ли в них правильно, и исправить ошибки.

Примерный речевой материал:

98. «Репка».

Логопед читает детям сказку «Репка», а затем предлагает рассказать, кто за кого держался.

99. «Что под чем (под кем)?»

Логопед называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что под чем (под кем)?

Примерный речевой материал:

голова - шляпа; зеркало - полка; крот - земля; батарея - окно; люстра - стол; мыши - пол; тапки - стул; шкаф - коробка; куст - заяц; метро - земля; стол - ноги; гусеница - листик.

100. «Что (кто) над чем?»

Логопед называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что (кто) над чем? Примерный речевой материал:

самолет - город; чайки - море; голова - воздушный змей; гуси - озеро; голуби - крыша; картина - диван; солнце - лес; люстра - стол; пчела - цветок.

101. «Прятки».

Логопед рассказывает детям о том, что звери решили поиграть в прятки. Но они были непоседами, не могли долго неподвижно сидеть на одном месте и стали выглядывать из своих укрытий. Логопед предлагает детям найти спрятавшихся зверей, ответив на вопрос: откуда они выглядывают?

Образец ответа: Попугай спрятался за занавеску - он выглядывает из-за занавески.

Примерный речевой материал:

Корова спряталась за сарай - ...

Лошадь спряталась за дом - ...

Собака спряталась за конуру - ...

Кошка спряталась за диван - ...

Свинья спряталась за забор - ...

Коза спряталась за дерево - ...

102. « Сорока-воровка ».

Логопед сообщает детям о том, что на ферму прилетела из леса сорока. Она обычно все тащит к себе в гнездо, и за это домашние животные прозвали ее сорока-воровка. Они стали прятать от нее свои лакомства, но сорока была очень хитрая: она все равно их утащила. Детям предлагается сказать, откуда сорока утащила лакомства домашних животных.

Образец ответа: Собака спрятала кость под крыльцо, а сорока утащила ее из-под крыльца.

Примерный речевой материал:

Свинья спрятала желуди под деревом, а сорока...

Кошка спрятала колбасу под скамейкой, а сорока…

Лошадь спрятала сено под навесом, а сорока...

Корова спрятала траву под телегой, а сорока...

Курица спрятала зернышко под листочком, а сорока.»

103. «Скажи наоборот».

Логопед бросает детям мяч, одновременно произнося предложение с предлогом «под» или «из-под». Ребенок, возвращая мяч, должен сказать свое предложение, изменив предлог.

Образец ответа: Кошка спала под столом - кошка вылезла из-под стола.

Примерный речевой материал:

Шофер вылез из-под машины - ...

Лодка плыла под мостом - ...

Коробку вытащили из-под шкафа - ...

Клубок закатился под шкаф - ...

Заяц выскочил из-под куста - ...

Котенок залез под кровать - ...

104. «Придумай предложение».

Логопед предлагает детям придумать предложение со словами: в кино, в шкафу, к дому, с бабушкой, на столе, на машине, под кроватью, из чашки, с полки, с вареньем, за сараем, из-за угла, из-под стула, около школы, между деревьями.

105. «Исправь ошибки».

Логопед произносит предложения и предлагает детям найти и исправить допущенные ошибки. Примерный речевой материал:

Красивая ваза стояла по столе. У небе светит солнце. Машина остановилась в дома. По коробке лежат конфеты. Ира пришла с магазина. Из дерева опадают листья. Кошка вылезает под шкафа. На городом кружился снег. Собака сидит на крыльцо. Лодка плыла от береги. Дети вернулись из лес. Малыш подбежал к сестры. Кресло стоит у диваны. Дети катались на лыжи. Посуду достали из буфету. Ребята ехали в автобусы. Яблоки лежат в корзинка. Котенок сидел за коробках. Катю послали за конфеты. Собака побежала за дети. Над чайник поднимается пар. На трубы, вьется дым.

106. «Где обедал воробей?»

Логопед читает детям стихотворение «Где обедал воробей?», демонстрируя в процессе чтения картинки с изображением персонажей этого стихотворения. Затем логопед последовательно задает вопросы: где, у кого обедал воробей? Если ребенок отвечает правильно, на наборное полотно выставляется соответствующая картинка.

Где обедал воробей?

- Где обедал воробей? Погостил у носорога,

- В зоопарке у зверей. Отрубей поел немного.

Пообедал я сперва Побывал я на пиру

За решеткою у льва. У хвостатых кенгуру.

Подкрепился у лисицы. Был на праздничном обеде

У моржа попил водицы. У мохнатого медведя.

Ел морковку у слона. А зубастый крокодил

С журавлем поел пшена. Чуть меня не проглотил.

(С. Маршак)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ

для формирования словообразования

Суффиксальный способ образования

1. «Покажи, что я назову».

Перед детьми размещают картинки с изображением пар предметов обычного и маленького размера. Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ИК -(например, дом-домик ), объясняя, что «волшебная часть» с -ИК- превращает предмет в маленький. Затем логопед называет по картинкам пары Слов и предлагает детям определить, где изображены маленькие предметы, а где - обычные. Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами -ЧИК-, -ОНОК-, -ЕНОК-, -ОЧК-, -ЕЧК-, -Ц-.

Примерный речевой материал:

нос -носик; куст-кустик; сад -садик; стол-столик; корабль-кораблик; мяч-мячик; комар-комарик; шкаф -шкафчик; стул -стульчик; чемодан-чемоданчик; диван -диванчик; помидор -помидорчик; портфель -портфельчик; карман -карманчик; мышь -мышонок; кот -котенок; тигр-тигренок; волк-волчонок; медведь -медвежонок; заяц-зайчонок; лев-львенок; лента -ленточка; тетрадь -тетрадочка; юбка-юбочка; сумка -сумочка; вилка-вилочка; чашка-чашечка; тарелка -тарелочка; ложка -ложечка; кружка -кружечка; подушка -подушечка; книга -книжечка; зеркало -зеркальце; дерево-деревце; окно -оконце.

2. «Угадай».

Логопед раздает детям картинки-символы с изображением кругов большого и маленького размера одного цвета, называет в случайном порядке слова и предлагает определить, о каком предмете (животном) он говорит: о большом или маленьком. Дети выбирают соответствующую картинку-символ.

3. «Услышь ласковое слово».

Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ОК- (например, лес-лесок) и объясняя, что «волшебная часть» с -ОК- превращает обычные слова в ласковые. Затем логопед произносит в случайном порядке пары слов и предлагает детям хлопать в ладоши, если они услышат «ласковое» слово. Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами -К-., -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ИЧК-, -УШК-, -ЫШК-, -ИЦ-, -ЕЦ-.

Примерный речевой материал:

лес-лесок; голос-голосок; петух-петушок; старик-старичок; друг-дружок; снег-снежок; бок -бочок; круг -кружок; береза -березка; шуба -шубка; лошадь -лошадка; корова -коровка; капля-капелька; рука-ручка; нога-ножка; береза-березонька; ночь-ноченька; дочь -доченька; Оля -Оленька; рука-рученька; нога -ноженька; подруга -подруженька; лиса -лисичка; вода-водичка; сестра -сестричка; голова-головушка; зима -зимушка; зерно -зернышко; перо -перышко; крыло -крылышко; гнездо -гнездышко; бревно-бревнышко; солнце-солнышко; вода -водица; каша-кашица; кожа -кожица; масло -маслице; кресло-креслице; платье -платьице; письмо -письмецо; пальто -пальтецо._

4. «Ласково - неласково».

Логопед бросает ребенку мяч, называя в случайном порядке слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и без них, и предлагает определить, как звучит слово: ласково или нет.

5. «Волшебник».

Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в маленький, назвав правильно слово. Если ребенок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируется картинка с изображением маленького предмета.

Картинки: нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, комар, шкаф, стул, чемодан, диван, помидор, портфель, карман, тигр, волк, медведь, заяц, лев, лента, тетрадь, юбка, сумка, вилка, чашка, тарелка, ложка, кружка, подушка, книга, дерево, зеркало.

6. «В зоопарке».

На наборном полотне расположены картинки с изображением животных и их детенышей. Логопед предлагает детям стать экскурсоводами и рассказать, какие животные (детеныши) живут в зоопарке.

Образец ответа: Здесь живут слон и слоненок.

Картинки: слон - слоненок; тигр - тигренок; кот - котенок; волк - волчонок; медведь - медвежонок; заяц - зайчонок; лев - львенок.

7. «Дюймовочка».

На наборном полотне расположены картинки с изображением Дюймовочки и предметов, которые ее окружают. Логопед предлагает детям назвать предметы, которыми пользуется Дюймовочка, напоминая, что, поскольку Дюймовочка - маленькая девочка, все ее вещи тоже очень маленькие.

Примерный речевой материал: столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, платочек, зеркальце, платьице.

8. «Два медведя».

Детям демонстрируются два медведя - большой и маленький - и набор предметных картинок с изображением больших и маленьких чашки, блюдца, ложки, шапки, шарфа, корзины, дома, гриба, пирога. Логопед рассказывает о двух медведях и предлагает детям найти и назвать то, что нужно каждому медведю, закончив начатое им предложение.

Образец ответа: Большой медведь живет в доме. Маленький медведь живет в домике,

Примерный речевой материал:

У большого медведя... У маленького медведя...

Большой медведь надел... Маленький медведь надел…

-Большой медведь взял... Маленький медведь взял...

Большой медведь собрал... Маленький медведь собрал...

Большой медведь испек... Маленький медведь испек...

9. «Доскажи слово».

Логопед предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслу словом.

Образец ответа: Заяц белый, и зайчонок беленький.

Примерный речевой материал:

Платок синий, и шарфик... Береза тонкая, и березка...

Дом низкий, и избушка... Кот пушистый, и котенок...

Пояс короткий, и ленточка... Девочка красивая, и куколка...

10. «Назови ласково».

Логопед называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, возвращая мяч, образует слово с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Образец ответа: умный - умненький.

Примерный речевой материал:

белый - ... хороший - ...

рыжий - ... синий - ...

пушистый - ... старый - ...

красивый - ... добрый - ...

сладкий - ... теплый - ...

вкусный - ... холодный - ...

11. «Покажи, что я назову».

Перед детьми разложены картинки с изображением пар предметов обычного и большого размера. Логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс -ИЩ- (например, дом-домище) и объясняя детям, что «волшебная часть» с -ИЩ- превращает обычный предмет в большой. Затем логопед называет по, картинкам пары слов и предлагает детям определить, на какой из них изображены большие предметы, а на какой - обычные (например: «Покажи, где дом, а где домище»). Аналогичное задание выполняется на материале слов с суффиксом -ИН- .

Картинки: дом-домище; нос-носище; кот-котище; усы-усищи; комар-комарище; куст-кустище; помидор-помидорище; волк -волчище; дом-домина; нос -носина.

12. «Узнай, о чем я говорю».

Логопед бросает ребенку мяч, называя в случайном порядке слова, обозначающие «очень большой» и обычный, и предлагает определитъ, о каком предмете (животном) он говорил - о большом или нет.

13. «Волшебник».

Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в очень большой с помощью «волшебной части» -ИЩ- или -ИН- , назвав правильно слово. Если ребенок выполняет задание безошибочно, ему демонстрируется картинка с изображением соответствующего предмета.

Картинки: дом, нос, кот, комар, куст, помидор, волк, глаз, рука.

14. «Комарик и слон».

Логопед предлагает детям картинки с изображением слона и комара. Он называет в случайном порядке слова (существительные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой») и предлагает детям поднять соответствующую картинку, определив, о каком предмете говорится: о большом или маленьком.

Примерный речевой материал:

домик, садик, домище, мячик, диванчик, носина, портфельчик, тетрадочка, ротище, чашечка, ложечка, усищи, книжечка, зеркальце, ручищи, деревце, ножищи, домина.

15. «Два брата».

На наборном полотне расположены картинки с изображением двух братьев - Ика и Ища. Логопед рассказывает детям историю о двух братьях (Ике и Ище): «Жили-были два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилище. ИК имел маленький домик, а ИЩ - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище». Логопед предлагает детям подобрать слова, которые бы соответствовали облику одного братца и другого.

16. «Поймай мяч».

Логопед произносит словосочетания, бросая мяч детям, и предлагает им отвечать одним словом, используя суффиксы -ИК- или -ИЩ-.

Образец ответа: маленький дом - домик; большой дом - домище.

Примерный речевой материал: маленький комар; маленький кует; большие усы; большой куст; маленький ковер; большая лапа; маленький винт; большой помидор; маленький глаз; большой лоб; большая нога; маленькая рука.

17. «Большой-маленький».

Логопед в случайном порядке называет слова «большой» или «маленький» и предлагает детям подобрать к ним как молено больше слов.

Образец ответа: большой - носище, домина, усищи...; маленький - мячик, стульчик, домик...

18. «Цепочка».

Логопед предлагает детям продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу.

Образец ответа: человек - человечек - человечище.

Примерный речевой материал:

19. «Лишнее слово».

Логопед называет детям ряд слов и предлагает определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор.

Примерный речевой материал:

избушка - садик - крылечко - деревце - окно - дворик -скамеечка -дверца;

ручищи - глазищи - носище - ножищи - дом - волчище - усищи;

ручка - ножка - глазик - щечки - ножищи - лобик - садик;

волчище - домище - глазищи - ротик - ручищи -- носище.

20. «Ждем гостей».

Логопед предлагает детям накрыть стол к приходу гостей. Он демонстрирует предметные картинки с изображением посуды и просит ответить, как эта посуда называется.

Образец ответа: посуда для салата - салатница.

Примерный речевой материал:

посуда для супа - ... посуда для масла - ...

посуда для хлеба - ... посуда для Конфет - ...

посуда для соуса - ... посуда для молока - ...

посуда для сливок - ... посуда для сухарей - ...

Образование прилагательных от существительных

21. «Подумай и назови».

Логопед предлагает детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная.

При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день...

Если на улице шум, то улица ...

Если человеку сопутствует удача, то человек …

Если у человека талант, то человек...

Если весь день идет дождь, то день...

Если корова приносит людям пользу, то корова...

Если у человека есть здоровье, то человек ...

22. «Назови правильно».

Логопед предлагает детям дать словам правильные определения, ответив на его вопрос.

Образец ответа: Как назвать ученика за ум? Умный.

Примерный речевой материал:

Как назвать борца за силу? ...

Как назвать «волшебное царство» за сон? ...

Как назвать песню, если она вызывает тоску? ...

Как назвать ворону за крик? ...

Как назвать клоуна, если он вызывает смех? ...

Как назвать фильм, если он вызывает скуку? .,.

Как назвать мальчика за драку? ...

Как сказать про носок, если он с дыркой? ...

Как назвать девочку, если у нее кудри? ...

Как назвать человека, если он делает людям добро? ...

Как назвать человека, если он делает людям зло? ...

Как назвать лежебоку за лень? ...

Как назвать книгу, если она вызывает печаль? ...

23. «Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок.

1-й вариант. Логопед произносит в случайном порядке предложения с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, что логопед произнес предложение, содержащее неправильное слово.

2-й вариант. Логопед произносит в случайном порядке предложения с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если они услышат предложение, содержащее неправильное слово, назвав правильный вариант.

Примерный речевой материал:

По лесу бродит голоденный волк.

За окном очень шумная улица.

На улице льет силовой дождь.

Сегодня чудесный морозновый день.

Мальчик не хочет есть холодный суп.

Малыш вернулся с прогулки весь грязенный .

Мама готовит полезновую пищу.

Я услышал очень тоскливую песню.

Наступила сырая дожденная осень.

На опушку выскочил трусостный заяц.

Во дворе жил очень драчливый мальчик.

3-й вариант. Логопед произносит предложение, где прилагательное заменено существительным, от которого оно должно быть образовано. Детям необходимо исправить ошибку, дав правильный вариант ответа.

Образец ответа: На улице льет осень дождь - на улице льет осенний дождь.

Примерный речевой материал:

Папа купил сыну футбол мяч.

Наступил первый лето день.

На улице стоит солнце погода.

Над домом летит воздух шар.

В вазе стоят поле цветы.

Повар сварил яблоки компот.

Дети слепили снег бабу.

Мама приготовила овощи салат.

24. «Угадай, кто хозяин».

На наборном полотне расположены предметные картинки. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть их и ответить на вопрос «чей это?» («чья это?»).

Образец ответа: сумка мамы - чья это сумка? - мамина сумка.

Примерный речевой материал:

платок тети; костюм дяди; газета папы; очки бабушки; книга дедушки; дом кошки; галстук отца; хвост крокодила.

Логопед рассказывает детям историю о том, что на дне рождения у зайца звери объелись сладким и у них разболелись зубы. Пришли звери к Доктору Айболиту лечить больные зубы. Логопед демонстрирует картинки с изображением Доктора Айболита и животных и предлагает детям назвать, чей зуб вылечил Доктор Айболит.

Образец ответа: Доктор Айболит вылечил волчий зуб.

Примерный речевой материал:

лисий зуб; медвежий зуб; олений зуб; беличий зуб; заячий зуб.

26. «Прятки».

Логопед сообщает детям, что животные решили поиграть в прятки, но не смогли спрятаться полностью, и поэтому их можно увидеть. На наборном полотне размещаются картинки с изображением частей туловища спрятавшихся животных и предлагается угадать, кто играет в прятки.

Образец ответа: Это лисья голова - лиса играет в прятки.

Примерный речевой материал:

голова - рыбья, оленья, лисья, коровья, птичья, медвежья, заячья, беличья, волчья;

хвост - рыбий, олений, лисий, коровий, птичий, медвежий, заячий, беличий, волчий.

27. «Рассеянный ученик».

Логопед рассказывает детям историю о рассеянном ученике, который, выполняя домашнее задание, все перепутал. Он нарисовал животных, перепутав их головы, хвосты и т. д. Детям демонстрируются картинки-нелепицы с изображением животных с чужими частями туловища. Логопед предлагает детям исправить ошибки.

Образец ответа: Это волк, но у него хвост заячий, а должен быть волчий.

Примерный речевой материал:

хвост - козий, рыбий, бараний, олений, коровий, павлиний, птичий, медвежий, собачий, заячий, волчий, беличий; голова - козья, рыбья, баранья, оленья, коровья, павлинья, птичья, медвежья, собачья, заячья, волчья, беличья; туловище - козье, рыбье, баранье, оленье, коровье, павлинье, птичье, медвежье, собачье, заячье, волчье, беличье.

28. «Чей дом?»

Логопед демонстрирует детям картинки с изображением жилища животных и предлагает определить, чье это жилище, ответив на вопрос «чей дом?»

Картинки: берлога, логово, нора, конура, хлев, дупло, птицеферма.

29. «У кого какая шуба?»

Логопед демонстрирует картинки с изображением животных и предлагает детям ответить на вопрос: у кого какая шуба?

Обучение детей с нарушениями речи согласованию числительных с существительными

Дорофеева Ирина Александровна,

учитель- логопед

МДОУ №108 г. Петрозаводска

Проблема формирования грамматических компонентов является одной из самых важных и актуальных проблем у детей страдающих речевой патологией. У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается отставание в развитии лексико-грамматических категорий по сравнению с нормально развивающимися детьми.

В процессе логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка решается ряд задач, среди которых выделяется и обучение согласованию числительных с существительными.

В данной статье, изложены некоторые упражнения, цель которых – помочь детям усвоить нормы согласования числительных с существительными. Материал адресован педагогам какспециализированных, так и массовых дошкольных учреждений.

Сначала остановимся на том, что такое имя числительное.

Имя числительное – это часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при их счёте и изменяющаяся по падежам (количественные) или по родам, падежам и числам (порядковые). Числительные делятся на: количественные, собирательные и порядковые. Количественные - обозначают собственно количество или число: один, два, пять, десять и т.д.; собирательные - обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и т.д.; порядковые - числительные со счетно-порядковым значением: первый, пятый, шестой, десятый .

На этиологию затруднений в усвоении навыков счета в литературе существуют различныеточки зрения.

Установлено, что на первое место выступают заболевания первых трех лет жизни, родовые травмы, травмы головного мозга в раннем возрасте, неблагоприятное микросоциальное окружение (неполные семьи, алкоголизм родителей, недостаточный культурный уровень семьи, равнодушие к успехам ребенка и наоборот, его излишняя опека) также отрицательно влияет на развитие ребенка .

Для детей с затруднениями в усвоении навыков счета характерны: низкая работоспособность, инертность, нарушения внимания, зрительной и слуховой памяти .

Для обучения согласованию числительных с существительными значимыми являются:

· овладение лексико-грамматическим строем речи

· понимание последовательности счета

· формирование представления об образе предмета

· называние итогового счета и соотнесение его с количеством предметов

· развитие зрительной и слуховой памяти

· развитие слухового восприятия

· формирование восприятия цвета, формы, величины.

Для формирования у детей интереса к счету предметов необходимо развивать умение рассматривать, ощупывать, сравнивать, сопоставлять, наблюдать за увлеченной деятельностью взрослого.

В процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета. Учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки для формирования навыков учебной деятельности.

При обучении детей пересчету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. В связи с этой задачей, при показе образования каждой новой количественной группы для первого знакомства с числом подбирают предметы мужского рода, на следующем занятии – только женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используют любые предметы.

Коррекционную работу по обучению согласования числительных с существительными можно осуществлять через систему специальных игр и упражнений, так как эта деятельность наиболее адекватна возможностям детей и их интересам.Так коррекции формирования представлений о количестве способствуют игры с пальчиками .

Игра «Один – два»

Для первого знакомства с числом подбираются слова мужского рода, затем женского рода, а затем используют любые предметы.

Показываем пальчиками правой и левой руки поочередно:

Существительные мужского рода :1 пальчик – 2 пальчика; 1 зайчик – 2 зайчика;

1 петушок – 2 петушка; 1 гусь – 2 гуся;

Существительные женского рода: 1 курочка - 2 курочки; 1 коза – 2 козы; 1 кошка – 2 кошки; 1 собака – 2 собаки; 1 мышка – 2 мышки .

Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы «Человек. Части тела ».

Что у нас по одному? Один нос (лоб, рот, язык, живот).

Одна спина (голова).

Что у нас по два? Две руки (ноги, щеки).

Два глаза (уха).

Игра «Веселые числа»

А теперь слушайте эти вопросы показывайте пальчиками и называйте ответы (правильные ответы - в скобках).

Сколько у человека носов? (1 нос)

Сколько у человека ног? (2 ноги)

Сколько на ладошке пальцев? (5 пальцев)

Сколько у зайца ушей? (2 уха)

Сколько у собаки глаз? (2 глаза)

Сколько у кошки лап? (4 лапы)

Сколько у птицы крыльев? (2 крыла)

Сколько в комнате окон?

Сколько в комнате шкафов?

Сколько в комнате стульев?

Сколько в комнате столов?

Сколько чашек на столе?

и т. д.

Игра «Прямой и обратный счет «1-10» со словами и словосочетаниями

Для этой игры не обязательно использовать предметные (сюжетные) картинки или предметы, а можно применить пальчики ребенка. Левая ладонь ребенка на ребро на себя. Большой палец вверх, указательный, средний и мизинец на небольшом расстоянии друг от друга. Дотрагиваясь указательным пальцем правой руки до каждого пальчика левой руки, ребенок считает названный предмет.

Например: «Посчитаем уток»: 1 утка, 2 утки, 3 утки, 4 утки, 5 уток. Сжали кулачок: 5 уток. И т.д.

Игра «Покажи число»

Если вашему ребенку уже исполнилось 5 лет, можно поиграть в такую игру. Назовите любое число от одного до десяти и попросите ребенка показать его с помощью пальчиков.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять»

Развивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала , дети учатся соотносить заданное количество с количеством пальцев, называя его после пересчета и итогового обобщения движения рукой.

Педагог воспитывает умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное.

Упражнения могут иметь строго дидактический характер (ответ на вопрос), а могут носить эмоциональный оттенок (придумывание сказочного сюжета).

На столе стоят пять однородных игрушек, например, 5 самолетов, 5 грибочков.

Вопрос: Сколько самолетов?

Дети пересчитывают игрушки: 1 самолет, 2 самолета, 3 самолета, 4 самолета, 5 самолетов.

Логопед: Сколько всего самолетов?

Дети: Пять самолетов.

Логопед и дети вслед за ним, пересчитывают вновь образованное количество. В процессе пересчета педагог дотрагивается до каждого предмета. Перед тем как назвать новое числительное логопед делает небольшую паузу и, дотрагивается до предмета, называя его.

Для того, чтобы у детей не сложилось впечатление, что последний предмет и есть «пять», педагог круговым жестом очерчивает всю группу и называет: «Пять самолетов».

А можно придумать игровую ситуацию: «К белке на день рождение пришли ежата. Сколько? 1 ежик, 2 ежика...». Кроме того, следует практиковать самостоятельное придумывание детьми сюжетов.

Для проведения работы по автоматизации звуков в словах (для детей старшего и подготовительного к школе возраста) можно использовать игру «Сосчитай!».

Дети учатся порядковому счету и установлению карточек разных цветов, на которых изображены однородные предметы, в нужной последовательности:

1 машина, 2 машины, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8…, 9…, 10 машин.

1 ежик, 2 ежика, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8.., 9…, 10 ежиков.

Для игры необходимо приготовить от пяти до десяти карточек. Например: пять карточек: красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового цветов с изображением (цветным или черно-белым) маски, сумки, собаки для автоматизации звука (С), замка, зонтика – для автоматизации звука (З) и т.д. Ребенок раскладывает первый ряд и считает: 1 маска, 2 маски… Второй, и последующие ряды необходимо раскладывать и одновременно считать картинки, т.е. согласовывать числительное с существительным; красный цвет под красным, желтый – под желтым и т.д.

Игра «Один, два, три, четыре, пять». Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (плюшевый мишка, красный шарик, зеленое яблоко и т.д.):в роде и числе.

1 красный шарик, 2 красных шарика, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8…, 9…,10 красных шариков.

один, два три, четыре, пять с существительными.

Правила игры

Правильно назвать предмет, изображенный на своей карточке в сочетании с количественным числительным ОДИН (один карандаш );

три карандаша ).

Игра «Количественные числительные 1,2,3,4,5 + существительные»

Данная игра направлена на практическое усвоение и закрепление навыков образования и употребления в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа и поможет усвоить детям особенности сочетания количественных числительных один, два три, четыре, пять с существительными.

Игре должна предшествовать индивидуальная работа с детьми. Логопед показывает ребенку пары карточек и вместе с ним проговаривает названия картинок по образцу: один карандаш –…. - четыре карандаша – пять карандашей.

По мере усвоения грамматического материала основной формой работы становится коллективная игра.

Правила игры : карточки, на которых изображен один предмет логопед раздает детям, а карточки с большим количеством предметов кладет на стол картинками вниз.

Ведущий (взрослый или дети по очереди) берет по одной карточке со стола, показывает ее играющим детям, не называя изображенные на ней предметы. Тот ребенок, у кого есть парная карточка (с одним предметом), должен выполнить трехступенчатую инструкцию:

Правильно назвать предмет, изображенный на своей карточке в сочетании с количественным числительным ОДИН (один карандаш );

Глядя на карточку в руках ведущего, составить словосочетание по следующей модели: «числительное два (три, четыре) + существительное в форме родительного падежа единственного числа» (три карандаша ).

Игра продолжается до тех пор, пока на столе у ведущего не закончатся карточки.

Педагог может усложнить игру, предложив детям составить по картинкам три предложения. В предложениях должны использоваться числительные один, два, три, четыре, пять.

Аналогичные игры «Лепестки», «Колокольчики», «Рыбки», «Мячики» и т.д.

В игре «Точки» следует уделить внимание развитию целостного восприятия структур точек, обозначающих количество .

- «Хлопни столько раз, сколько точек на карточке (один – много)»,

- «Нарисуй столько палочек, сколько кругов лежит перед тобой».

Игра «Исправь ошибку»

Логопед: К нам пришел Буратино. Он принес телеграммы. (У Буратино несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты.) Педагог предлагает помочь правильно составить телеграммы.

Тексты для телеграмм : Прислать книга 5. Выслать посылка 4. Мама купить шуба 2. Приехать папа через день 6.

Для развития общей моторики можно проводить игры с движением.

1 вариант

Логопед показывает карточки, а дети составляют словосочетание: числительное + существительное и выполняют нужное упражнение в соответствии с количеством предметов, изображенных на карточках.

2 вариант

На наборном полотне рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять собачек, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду наборного полотна, во втором и т.д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2,3,5,6,7). Затем педагог предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.

Логопед: Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.

Мы нагнемся столько раз, сколько зайчиков у нас. И т.д.

В целях закрепления знаний о согласовании числительных с существительными можно рекомендовать«Сухой бассейн», наполненный фасолью или горохом. В «бассейн» прячем ракушки, камушки или различные мелкие игрушки. Затем считаем, согласовывая числительное с существительным: Сколько игрушек в бассейне? Сколько ракушек собрали?

Положительно влияет на закрепление знаний чтение сказок «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Очень помогает в этом кукольный театр «Теремок», «Три медведя», «Колобок». В играх-драматизациях по этим сказкам дети закрепляют порядковый счет, развивают память, внимание.

Поскольку на практике, как правило, логопед имеет дело с различными нарушениями речи у детей, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с детьми должен быть сугубо индивидуальным. Игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

1. Демьянов Ю.Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков: Автореф. дис. …канд. мед. наук. Л., 1970.

2. Коноваленко В.В. «Количественные числительные 1,4,5 + существительные». Дидактическая игра для детей 5-7 лет. М., 2006.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 2001.

4. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Дидактический материал. М., 1997.

5. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. – М., 2004.

6. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

Конспект логопедического занятия на тему:

«Согласование существительных с числительными»

(для детей 5-6 лет)

Никанорова Светлана Наилевна учитель-логопед

Цели:

    Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один.

    Учить детей подбирать существительные к числительным один.

    Развивать у детей внимание и память, наблюдательность, мышление.

    Уточнение и расширение лексического запаса.

    Овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов.

    Развивать слуховое внимание и зрительную память.

Оборудование:

Мягкие игрушки (зайчонок и лисичка, цифра один, предметные картинки (мебель, овощи, фрукты), конверт с письмом.

Ход занятия.

    Организационный момент .

Логопед: «Здравствуйте, ребята. У нас сегодня в гостях зайка и лиса, которые пришли к нам из леса. Давайте поздороваемся с нашими гостями! Расскажите нам пожалуйста, как вы живете в лесу?»

Зайка: «Учимся мы в лесной школе. Сегодня нам задали домашнее задание, но сделать его самостоятельно мы не смогли. Может быть. Вы нам поможете?

Логопед: «Но, что, ребята, поможем нашим лесным гостям?

2.Лисичка показывает цифру 1. «А вы знаете ребята, какая это цифра? Давайте с вами посчитаем». (лисичка показывает картинки и муляжи)

Один шкаф, один стул, один стол, один кабачок, один огурец, один помидор. Скажите пожалуйста какое слово мы произносили, когда считали эти предметы? (Один.)

Одна кровать, одна полка, одна груша, одна морковка. Скажите пожалуйста какое слово мы произносили, когда считали эти предметы? (Одна.)

3.Зайка : «Ребята посмотрите пожалуйста (зайка показывает картинки и муляжи)

Сколько у меня огурцов? (Один)

Сколько морковок? (Одна)

Сколько груш? (Одна)

Правильно ребята предметов одинаковое количество, а говорим по-разному: один, одна.

4.Лисичка : «Ребята, давайте поиграем в игру «Назови, не ошибись». Я буду подходить к вам и дотрагиваться до разных частей тела, а вы должны правильно сказать ОДИН или ОДНА» (живот, нос, лоб, рука, шея, спина, голова, глаз, рот). Дети по одному и хором приносят сочетание слов.

5.Динамическая пауза.

Логопед: «А сейчас представьте, что вы в лесу, дома у наших гостей. Давайте вместе вспомним, как передвигаются дикие животные. Повторяйте движения.

Один медведь шагает, переваливаясь с лапы на лапу.

Один заяц прыгает по тропинке.

Одна белочка перескакивает с одной ветки на другую.

Одна лисичка тихо крадется.

6.Зайка : «Ребята, нам с лисичкой подарили картинки. Лисичке все картинки, про которые можно сказать ОДНА, а мне картинки про которые можно ОДИН. Но мы очень спешили к вам и перепутали все картинки. Вы поможете нам их разобрать?» Игра «Расставь правильно картинки».

7.Лисичка : В лесу мы встретили Незнайку. Он просил передать вам письмо. Но в этом письме есть ошибки. Давайте прочитаем письмо и исправим ошибки».

Незнайка пишет: «Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит одна ковер. На столе стоит один ваза.

8.Лисичка и Зайка прощаются: «Ребята вы нам очень помогли, спасибо вам большое. Теперь мы будем учиться на одни пятерки. Нам пора возвращаться домой в наш лес. До свидания!»

9. Итог занятия . Молодцы ребята! Помогли Лисичке и Зайчику выполнить все задания.

Какие задания мы выполняли? Какие задания вам больше всего запомнились? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?

Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий.

На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получится.

На этом наше занятие закончено. Всем спасибо.

Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка – детский сад №7» города Калача Воронежской области

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ОДИН, ОДНА С

СУЩЕСТИТЕЛЬНЫМИ»

Подготовила и провела

Учитель – логопед

ГРЕЧКИНА

Татьяна Ивановна

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные:

Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными ОДИН, ОДНА;

Подбирать существительные к этим числительным;

Активизировать и расширять словарный запас по теме «Части тела».

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в употреблении числительных ОДИН, ОДНА с существительными мужского и женского рода;

Развивать фонематические процессы;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование: магнитная доска, игрушки, кубик и пирамидка, зеркала, сигналы – символы, большой белый мишка, снежинки.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Логопед: Дети, к нам сегодня в гости пришел любознательный белый мишка – Умка, который хочет посмотреть, как вы умеете работать на занятиях. Послушайте внимательно, какие действия выполняет Умка (стучит по столу, переливает воду, помешивает воду в кружке ложкой, стучит в барабан, звенит погремушкой).

2.Артикуляционная гимнастика.

Л: Умка принес с собой коробок, в котором находятся…зеркала. Он хочет с вами поиграть в игру «Веселый язычок» - Упражнения: «Чашечка» - «Маляр» - «Лошадка» - «Грибок» - «Гармошка» - «Барабан».

б) А что нарисовано на картинке. Изобразите язычком. - Сигналы – символы.

3. Пальчиковая гимнастика. Дети становятся в кружок.

Л: Язычки мы размяли. Умка хочет размять свои лапки, а мы с вами пальчики. Умке помогут ребята.

Игры: «Прогулка», «Белка».

4.Выработка направленной воздушной струи.

А) Каждому ребенку Умка кладет на ладонь снежинку: Сдуй снежинку с ладони. – Снежинка, лети!

5. Согласование числительных ОДИН, ОДНА с существительными женского и мужского рода.

А) Медвежонок и дети слушают, как Захар читает стихотворение, которое выучил заранее:

Мама на земле ОДНА,

И ОДНА у нас страна.

Дом ОДИН, и нос ОДИН,

Я ОДИН у мамы сын.

Б) Логопед поясняет, что количество названных в стихотворении предметов одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, страна – ОДНА, дом, нос – ОДИН. Затем достает из коробки (принес их тоже Умка) кубик и пирамидку и говорит детям: это игрушки, но я о них скажу по-разному: пирамидка – ОДНА, кубик – ОДИН.

В) Игра «Назови, не ошибись».

3. Умка – любопытный медвежонок. Он хочет узнать, как вы знаете части его тела, а вы должны к этим словам добавить ОДИН (он) или ОДНА (она).

У Умки – нос, лоб, глаз – ОДИН, а лапа, спина, морда – ОДНА.

4.А еще Умка хочет познакомиться с Олесей и спрашивает:

У Олеси – нос, лоб, затылок, подбородок, палец, рот – ОДИН;

щека, рука, нога, спина, шея, переносица - ОДНА.

(Умка дотрагивается до каждой части тела лапкой). Потом Умка подходит к каждому ребенку, дотрагивается: У Матвея - Умка показывает на нос – ОДИН, а у Алеши – шея – ОДНА.

5.Дети, Умка с вами познакомился, поиграл, вы с ним тоже. И теперь медвежонок по – дружески приглашает вас посетить зоопарк, сказочный, волшебный зоопарк, в котором уживаются домашние и дикие животные, лесные и домашние птицы. Идите в зоопарк, выберите себе любую игрушку и поставьте под кубиком (если к слову подставляется числительное ОДИН) или под пирамидку (если к слову подставляется числительное ОДНА). В заключение логопед с медвежонком ставит игрушку с ошибкой, а дети ставят игрушку правильно.

6. Динамическая пауза.

Л: В зоопарке вы увидели много разных животных и птиц, давайте изобразим их движения:

Один медведь шагал по площадке - Дети шагают.

Один зайчик прыгал по дорожке - Дети прыгают.

Одна обезьянка кружилась в клетке - Дети кружатся.

Одна лисичка сидела тихо в уголке - Дети сели на стульчики .

7.Физкультминутка «Карусели» - проводит медвежонок Умка.

Мы на карусели сели . Взявшись за руки, кружатся.

Завертелись карусели.

Пересели на качели, Взявшись за руки.

Вверх летели , Один стоит, другой приседает,

Вниз летели. потом – наоборот.

А теперь с тобой вдвоем Взявшись за руки.

Мы на лодочке плывем. Качаются вправо – влево.

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает . Вперед – назад.

Вёсла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем. Изображают, как гребут веслами.

К берегу пристала лодка, Сначала приседают,

Мы на берег прыгнем ловко. Потом прыгают вперед.

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки. Скачут на двух ножках.

8.Игра «Исправим Незнайкины ошибки». Раздается стук. Умка идет к двери и возвращается с конвертом. Логопед объясняет детям, что Незнайка прислал письмо как всегда с ошибками. Затем логопед предлагает послушать письмо и исправить ошибки:

Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит один картина.

9.Игра «Кто больше назовет животных?» - Логопед выставляет сюжетную картинку с изображением животных, которые гуляют – во дворе или находятся в зоопарке - и говорит: Назовите как можно больше животных, про которых мы можем сказать ОДИН, ОДНА.

Медвежонок Умка благодарит детей за их работу на занятии. Молодцы! Уходит.

ЛИТЕРАТУРА

1.И.Лопухина «Логопедия» - Речь * Ритм* Движение. –С-П.-Дельта-2010г. 2.Т.В.Волосовец Преодоление ОНР у дошкольников. ТЦ «Сфера» –М - 2008.

3.В.В.Коноваленко Развитие связной речи «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна». Конспекты логопедических занятий подготовительной к школе группе для детей с ОНР. М: «Гном» - 2003

4.И.Лопухина Речь. Ритм. Движение. С-П. – «Дельта»-2010г.

5.М.Ю.Картушина Логопедические занятия в детском саду. Методическое пособие. – М. – ТЦ «Сфера» - 2004

6.Н.В.Курдвановская, Л.С.Ванюкова Формирование слоговой структуры слова. ТЦ «Сфера» - М – 2007

7.Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно» Система коррекции ОНР у детей 5-6 лет – в 2-х книгах – М. – «Гном» - 2005

8.О.И.Крупенчук Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. ИД «Литера» - С-П. - 2004

9.Л.Е.Кыласова Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград - Учитель – 2009

10.Е.А.Борисова Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. ТЦ «Сфера» – М.- 2008


В. Володи на

О согласовании существительного с числительным в речи детей 5- 6 лет

Дошкольники 5-6 лет при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. В группах, которые посещают дети с общим недоразвитием речи (ОНР), эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются и повседневно, в ходе различных режимных мероприятий, и на специальных занятиях. (Известно, что аналогичные ошибки встречаются и в речи детей из массовых групп.) С дошкольниками с ОНР важно проводить занятия на знакомом им материале, т.е. в новые темы обязательно включать ранее усвоенные понятия, тем самым закрепляя и повторяя их.

Мы хотим предложить педагогам как специализированных, так и массовых дошкольных учреждений познакомиться с занятиями, цель которых - помочь детям усвоить нормы согласования существительного с числительным.
Примерный ход занятия таков.

1. Организационный момент. Ребенку предлагают ответить на вопрос и после этого сесть на место.
Кого много живет в доме? (Людей)
Чего много в большом доме? (Окон)
Кого много в зоопарке? (Животных)
Кого много в море? (Рыб.)
Чего много в море? (Воды, водорослей.)
Чего много летом на деревьях? (Листьев?)
Кого много в конюшне? (Лошадей.)
Кого много в курятнике? (Кур.)
Чего много в лесу? (Деревьев.)
Чего много у тебя на голове? (Волос.)
Отвечая на эти и аналогичные вопросы, дети, во-первых, повторяют темы «Кто это» и «Что это» и, во-вторых, учатся образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже. На поставленные педагогом вопросы можно отвечать и одним словом, и целым предложением. (Число вопросов должно соответствовать количеству детей в группе.)

2. Введение в тему занятия.
Логопед. Сегодня мы будем считать и отвечать на вопрос «сколько?». Будем считать предметы и обратим внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числом 2 и с числом 5. Давайте в этом убедимся.
Логопед предлагает одному ребенку сосчитать мальчиков (один мальчик, два мальчикА, три мальчикА, четыре мальчикА, пять мальчикОВ, шесть маль-чикОВ и т.д.), а другому - девочек, кукол.

3. Считаем по-другому!
На столе у логопеда стоят матрешки (не более семи).
Логопед. Сколько матрешек стоит на столе? (Дети считают хором?) Кто еще хочет посчитать? (Считает один ребенок?) А теперь закройте глаза. (Убирает две матрешки?) Сколько я убрала матрешек? Сколько матрешек осталось? (Две матрешки убрали, пять матрешек осталось).
Такое же задание дети выполняют, считая другие предметы, названия которых относятся к мужскому и среднему роду (например, два стула, два окна, пять стульев, пять окон). Таким образом, дети учатся согласовывать существительное с числительным и одновременно повторяют тему, связанную с определением рода существительных.

4. Физкультминутка.
Логопед открывает наборное полотно, на котором рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду полотна, во втором и т.д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7).
Затем логопед предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.
Логопед.
Мы подпрыгнем столько раз,
сколько бабочек у нас. (По знаку логопеда дети прыгают и считают свои прыжки)
Мы нагнемся столько раз,
сколько зайчиков у нас. (Аналогично?)
Мы присядем столько раз,
сколько зонтиков у нас.
Топнем ножкой столько раз,
сколько яблочек у нас.
Потянулись столько раз,
сколько шариков у нас.
Количество предметов в каждом ряду и, соответственно, движений можно варьировать по усмотрению педагога. Желательно физкультминутку проводить в темпе.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков