Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе: «В гостях у Снежной королевы. Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности Конспект занятия по познавательно практической деятельности

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе: «В гостях у Снежной королевы. Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности Конспект занятия по познавательно практической деятельности

18.01.2024

Тема: Вода и подсолнечное масло.

Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла

Задачи:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становления сознания;
  • развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • продолжать учить читать схемы;
  • развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.

Воспитательные:

— Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрации растений;
  • круги Эйлера;
  • схема свойств воды;
  • две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой.

Раздаточный материал:

  • рабочие карточки для исследования;
  • фишки красного и зеленого цвета;
  • одноразовые стаканчики;
  • ложечки;
  • соль;
  • кисточки;
  • набор картинок подсолнуха и капельки воды;
  • клей;
  • салфетки;
  • дощечки.

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде.
  2. Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной с использованием листов исследования.
  5. Экскурсия на кухню.

Ход НОД

1. Беседа воспитателя с детьми о времени года.

— Какое время года?
— Как изменилось вокруг?

2. Мотивация

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Извините,ребята, можно я отвечу.Возможно, что- то важное.

(Телефонный звонок с просьбой,помочь повару определить, в какой бутылочке масло.)

— Ребята, мне позвонила наш повар, она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода.Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед, а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли мы?

3. Беседа

Воспитатель: Что такое масло? Для чего повару масло? Из чего делают масло и как оно называется?

4. Дидактическая игра «Назови растение»

Дети встают в круг, каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен, репей, хлопок, виноград, огурец.)

— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.

5. Исследовательская деятельность

— Будем проводить исследование. Необходимо надеть фартуки, занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования, мы будем приклеивать красные кружки, если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством.

Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель. (воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)

Перейдем к исследованию.

6. Практическая деятельность

Дети подходят к столу. где проводится эксперимент.

В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.

  1. Дети нюхают воду.
  2. Пробуют на вкус.
  3. Кладут сахар и размешивают.
  4. Наливают немного воды в тарелочку.

После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:

  1. Вода не имеет цвета? (Да – зеленый кружок)
  2. Вода прозрачная? (Да – зеленый кружок)
  3. Вода не имеет формы? (Да – зеленый кружок)
  4. Не имеет запаха? (Да – зеленый кружок)
  5. Не имеет вкуса? (Да – зеленый кружок)
  6. Растворитель? (Да – зеленый кружок)
  7. Можно мыть руки? (Да –зеленый кружок)

7. Физминутка

Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

8. Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой

  • определить прозрачность;
  • имеет ли вещество цвет;
  • есть ли запах;
  • растворяет ли сахар в нашем случае;
  • остается ли след на руках.

9. Вывод

— Читаем,дети, что у нас получилось на листах.

В какой бутылочке вода? Почему?

Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам.

Сверяемся по контрольному листу воспитателя.

10. Работа с кругами Эйлера

В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.

Что общего? Какой признак поместим в пересечение?

(посмотреть по листу)

11. Работа с микроскопом

— Все, что окружает нас имеет еще внутреннее строение, которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.

(микроскоп подключен к ноутбуку).

Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.

— Чем отличаются изображения?

(капелька масла желтого цвета)

Итог занятия

— Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать?

Хорошее мы дело сделали?

На следующем занятии мы поговорим о том, как делают масло.

А теперь надо отдать масло на кухню, чтобы нам приготовили обед.



Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе "Проделки Кощея"

Цель:
Систематизация знаний о магните на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
- Сформировать знания о магните.
- Формировать у детей интерес и представление о свойствах магнита, умение приобретать знания с помощью проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, расскажем о себе.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
1 слайд:
Звучит грустная музыка. (Заходит Иван- царевич).
-Посмотрите, кто – то к нам идет. Да это же Иван-царевич.
-Здравствуйте, ребята!
-Что случилось? Чем ты так расстроен?
-Кощей украл мой меч и прислал мне очень странное письмо.
-Ребята, давайте послушаем послание Кощея Бессмертного:
Меч твой на куски я разрубил,
Колдовские чары наложил.
Меч свой найдешь
Если все задания пройдешь.
-Вот и решил обратиться к вам, ребята, за помощью. Помогите, пожалуйста, вернуть меч, расколдовать чары колдовские.
-Ребята, поможем?
-Конечно, мы тебе поможем.
-Давайте посмотрим на задание.
2 слайд:
1 задание. В миске лежат различные предметы. Нам надо поднять железные предметы без рук.
-Чтобы выполнить это задание, какой предмет нам нужен?
-Магнит.
-Магнит! А что это такое?

Магниты - это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы
- Да, так интересно, а откуда он появился?
-Послушай Иван-царевич, об этом тебе расскажет Миша.
В старину был пастух; звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошел в горы искать. Пришел на одно место, где одни голые камни. Он пошел по этим камням и чувствует, что сапоги на нем прилипают к этим камням. Он потрогал рукой - камни сухие и к рукам не липнут.
Пошел опять - опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни.
Тронет кожей и подошвой - не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.
Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом - не прилипает; тронул железом - прилипло так, что отрывать надо.
Магнис рассмотрел камень,- видит, что похож на железо, и принес куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом.
-Вот спасибо тебе за интересную легенду. Первый раз о таком камне я слышу. В моем царстве-государстве нет таких камней. Очень хочу, чтобы ваш магнит мне помог.
-Ну, что ж, ребята, перейдем к заданиям Кощея. Чтобы выполнить его задания нам надо пройти в лабораторию. А кто работает в лаборатории? (Ученые, лаборанты, исследователи)
- А как надо работать в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
-Приглашаем тебя, Иван царевич, в лабораторию. Ребята, а нам надо одеть халаты.(Дети одевают халаты).
- А теперь посмотрите еще раз на задание Кощея. Что нам надо сделать?
-Как выполним это задание?
-Проведем магнитом над предметами.
-Выполняем. Что произошло?


-С помощью магнитного поля магнит притягивает железные предметы.
3 слайд:
-Ой, какие вы, ребята, молодцы! Посмотрите ваш магический камень в самом деле мне помог.
-Выполнили 1 задание, и появилась одна часть меча.
4 слайд:
2 задание. Кощей спрятал в крупе железные предметы. Надо найти их без рук.
-Что нам опять поможет?
-Магнит.
-Как мы выполним это задание?
-Проведем магнитом над крупой.
-Выполняем. Что произошло?
-Железные предметы притянулись к магниту.
-Почему железные предметы притянулись к магниту?
-Магнитные силы проходят через крупу.
5 слайд:
-Выполнили и это задание Кощея и добыли еще одну часть меча.
-Посмотрите, посмотрите! И еще одну часть меча нашли. Как вы меня обрадовали, но вижу, что вы немножко уже устали. Приглашаю вас встать в круг. Немного поиграем и отдохнем.
Физминутка:

Если спорится работа, хлопай так.
Если спорится работа, хлопай так.

Если спорится работа, щелкай так.
Если спорится работа, мы друг другу улыбнемся.
Если спорится работа, щелкай так.

Если спорится работа, топай так.
Если спорится работа, мы друг другу улыбнемся.
Если спорится работа, топай так.

Если спорится работа говори: хорошо!
Если спорится работа, мы друг другу улыбнемся.
Если спорится работа говори: хорошо!
-Давай те пройдем в лабораторию и продолжим.
6 слайд:
3 задание от Кощея . На дне стаканчика с водой лежит скрепка. Надо достать ее не намочив рук.
-Как мы выполним это задание? Что будем делать?
-Магнитом проведем вдоль стаканчика и поднимем скрепку над водой.
-Почему мы смогли поднять?
-Магнитные силы проходят и через стекло, и через воду.
7 слайд:
-Выполнив задание Кощея, мы добыли еще одну часть меча.
8 слайд:
4 задание . Кощей заколдовал бабочку. Только мы с вами можем расколдовать ее.
-На столе у каждого картонное поле с цветами и бабочка на магните. Надо помочь бабочке перелететь с одного цветка на другой цветок. Как сделать это без рук? Пробуйте.
-Как выполнили это задание?
-Поднесли под картон магнит и двигали по направлению к цветку.
-Мы смогли выполнить задание? Что можно сказать про магнитную силу?
-Магнитная сила проходит и через картон.
9 слайд:
-Выполнили задание и добыли еще одну часть меча.
10 слайд:
5 задание. Из гвоздя сделать магнит. Как мы это сделаем?
-Натираем гвоздь магнитом.
-Попробуйте поднять скрепку.
-Что произошло? Гвоздь поднял скрепку.
-Почему? Что мы с вами создали?
-Магнитное поле можно создать искусственно.
11 слайд:
-Выполнили и это задание и добыли последнюю часть меча.
-Да, части меча то вы нашли, но соединить то не смогли.
- Не переживай Иван-царевич. Давайте вспомним, какой предмет помог справиться с колдовством?
-Магнит.
-Что мы о нем узнали?
-Магнит притягивает железные предметы.
Магнитные силы проходят через картон, крупу, стекло и воду.
Магнитное поле можно создать искусственно.
12 слайд:
-Вот и расколдовали мы с вами меч.
-Спасибо, ребята, за помощь. Очень много полезного и интересного я от вас узнал. Без меча мне жить тяжело, какой же я тогда буду царевич. И хочу вас поблагодарить за помощь. Есть у меня сундук с золотом. Дарю его вам.
-Удачи тебе, Иван царевич!

Презентация на тему: Проделки Кощея

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)

Описание . Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их.
Материал интересен и полезен для воспитателей ДО.
Цель: Прививать интерес к познанию окружающего мира.
Задачи.
Расширять представления об окружающем мире: актуализировать имеющиеся знания о воде и воздухи и добывать новые.
Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
Закреплять знания детей о свойствах воды (вкус, запах, нагревается, растворяет).
Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника.
Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; шарик и бутылка, ведерко с горячей и холодной водой, цветные картинки, стаканы с водой, ложечки, камешки, сахар.
Предшествующая работа.
Чтение художественной литературы «Мойдодыр» «Федорино горе» «Снегурочка»
Просмотр мультфильма «Путешествие капельки»
Наблюдение за свойствами воды на прогулке, в режимных моментах.
Заучивание стихотворения о воде.
Экологическая прогулка на реку.
Опыты и эксперименты с водой и воздухом.

Ход занятия.

Ребята, вам нравится что мы здесь собрались? И мне нравиться, а давайте об этом расскажем товарищу.
Музыкально -коммуникативная игра «Как здорово»
Звучит фонограмма «Я водяной»
Воспитатель.Кажется это поет водяной, как вы думаете, а почему он такой грустный? А давайте отправимся к нему в гости и ему станет весело так же, как нам сейчас. На чем мы можем к нему добраться. Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Хотите? А нам в пути нужен важный помощник, угадайте кто он, о нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он и все же
Без него мы жить не можем. - Воздух.
Открываю изображение воздушного шара

Скажите, а зачем под шаром расположена горелка?(предложения детей)
- А давайте сейчас узнаем что происходит с воздухом, когда его нагревают..
Опыт 1 .
Пустой воздушный шарик надеваем на горлышко бутылки. Подержать её в течение 1 минуты в горячей воде.
Что вы видите? (шарик надувается) Ребята, это происходит потому что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. А теперь поставим бутылку в холодную воду. Что вы видите? (шарик сдувается) Как вы думаете, почему так происходит (Предложение детей). Да, ребята при нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается – воздух охлаждается и шарик сдувается.Кто же сделает вывод, каким свойством обладает с воздух?
Давайте все возьмемся за руки. Итак включается горелка–воздух нагревается - расширяется и шарик заполняется и мы летим - вот горелку выключили - воздух охлаждается, сжимается и мы приземляемся. (дети бегут на стульчики) Вот мы с вами оказались на берегу реки.


Ребенок Вы слыхали о воде – говорят она везде
В луже, море океане и в водопроводном кране
Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда
Без неё нам не умыться, не наесться,не напиться
Смею я вам доложить – без воды нам не прожить. (Н. Рыжова)
Давайте посмотрим по сторонам - нет ли здесь нашего Водяного?.
Зрительная гимнастика. (Музыкальная игра «смотрит влево-смотрит вправо)Входит Водяной.
Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Спасибо, что вы пришли, а то мне так скучно, знаете у меня здесь столько воды и я так привык шлепать босыми ногами по лужам, купаться,брызгаться, после этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только не понятно: куда потом исчезает эта вода? (смотрит на свои руки) И еще, на днях я хотел искупаться в свое любимой речке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Ребята,попробуем ответить на вопросы Водяного? Проходите в нашу лабораторию. Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода.
Опыт 2 . Запах воды.
Водяной, а скажи, как можно узнать есть ли у воды запах?
Водяной. Я не знаю
Ребята, как можно узнать есть ли у воды запах?(ответы детей)Давайте понюхаем. Есть запах у воды?

Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 3. Вкус воды
Ребята, как мы можем определить вкус воды?
Ответы детей. (Попробовать)
Имеет ли вода вкус? Нужно сделать вывод.
Вывод. Вода не имеет вкуса.
Положите в баночку с водой 1 ложку сахара и размешайте. Что произойдет? Куда девался сахар? Ответы детей. Попробуйте воду на вкус. Что изменилось во вкусе?

Сделай вывод.
Вывод. Вода является растворителем, она стала сладкой.
Опыт 4.
Цвет воды и прозрачность.
Как вы думаете, имеет ли вода цвет? Подумайте, как это можно проверить? (ответы детей). Да. В баночку с водой бросим камешек.
-Посмотрите, виден ли камешек? Значит, имеет ли вода цвет? Нужно сделать вывод.
Вывод: вода бесцветна и прозрачна.
Пальчик и наши устали. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая игра.(упражнения под музыку Елены Железновой)
Воспитатель. А откуда же берется дождь? Посмотрите на картинку.
Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. А давайте с вами поиграем в капельки. Вот вы сейчас капельки, вы слились в лужицу,


солнышко вас пригрело, и вы улетели на небо, там холодно и вы прижались друг к другу, стали тяжелыми и опять упали на землю (играем 2 раза)

Водяной. Ой, какие вы умные, только я все сразу и не запомнил, напомните мне еще разок, о чем мы сегодня говорили.
Воспитатель. Ребята, кто хочет стать доктором наук и еще раз рассказать Водяному, что нового мы сегодня узнали?
(Ребенок, используя схемы - алгоритмы) повторяет свойства воды.
Водяной, нам пора возвращаться в детский сад. Нас ждет наш воздушный шарик?
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- Ой, а мы уже и приземлились. Ребята, а как вы думаете, смогли мы сегодня все узнать о воде?
Тогда мы продолжим исследования о воде на следующем занятии. Молодцы, вы сегодня были очень хорошими исследователями, открыли много интересного для себя.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 5 "Ромашка" г. Белорецк

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе

Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»

Подготовила: Газизова Т.Д

2018 г

Тема : «Соль и его свойства. Рисуем солью»

Цель : способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова; развивать целостное восприятие, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать воображение, творческие способности, воспитывать интерес к нетрадиционному виду рисования-рисования солью и с пва клеем.

Вид занятия : интегрированный.

Оборудование : письмо инопланетян в красивом необычном конверте, фото-рисунок инопланетянина, 1 стакан с чистой водой,1 стакан с соленой водой, пачка соли, чайная ложка, зажигалка, пва клей по количеству детей, 1 яйцо, баночка с соли, план-схема последовательности рисования солью, цветные картонки темного, фиолетового цвета, графитные карандаши по количеству детей.

Ход занятия.

Дети встают в круг.

Воспитатель:

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.(Закройте глаза)

Раз, два, три - волшебство скорей приди! »(откройте глазки)

Ребята, посмотрите вокруг. Вы догадались, где мы сейчас оказались?

Да, мы попали в нашу волшебную лабораторию. Садитесь на свои места поудобней и мы начнем экспериментировать. (стук в дверь,передают письмо воспитателю)

Ой, ребята, посмотрите, нам пришло письмо (показываю письмо с необычным конвертом ).Давайте посмотрим,от кого же оно?

Письмо : «Уважаемые, Земляне! Мы обращаемся к вам с просьбой. Мы услышали о том, что у вас на Земле вкусная еда, а все это потому, что в еду добавляют соль , когда готовят. Нас заинтересовало это вещество,так называемый «соль», какие свойства имеет, и что еще необычного можно с ней делать? И мы хотели бы узнать о нем подробнее…»

Воспитатель:

Вот и нас озадачили…Ребята, нам сначала нужно выяснить что такое соль и какие свойства имеет.

Что такое соль? (ответы детей )

Правильно. Соль –это единственный минеральный камень, используемый человеком в пищу, в «естественном» виде- без переработки. В природе соль встречается в виде минерала галита- каменной соли. (показываю картинку )

Чтобы больше узнать о соли и ответить на письмо инопланетян, проведем опыты.

Опыты.

1. -Какого цвета соль? (Белого цвета ).

2.-Имеет ли запах? Понюхайте. Нет запаха.

3.-А какая она на вкус? (соленая, горькая, кислая )

4.-Давайте подуем на соль и посмотрим, что произойдет? частички соли разлетаются- соль сыпучая.

5.-В баночку с солью налить немного воды, куда она делась?(вода впиталась в соль)

6.-А если налить много воды, что теперь? (соль растворилась)

7.-А теперь берем капельку соленой воды на ложечку и разогреваем на огне.(капелька соленой воды на ложечке,зажигалка ).Помните ребята, что опыты мы проводим только со взрослыми всегда.

Вот, вода испарилась,а соль осталась. Значит, соль растворяется в воде, но не испаряется.

8.- Берем сырое яйцо,2 стакана с водой, в первом стакане чистая вода, а во втором очень-очень соленая.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо будет плавать на поверхности воды.
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Физкультминутка:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше, подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Закрепление

А теперь поиграем в игру « Доскажи словечко»

Дидактическая игра « Доскажи словечко»

Соль белого ….. цвета .

Соль не имеет … запаха.

Соль на вкус…. Соленая.

Если надуть на соль, то частички соли разлетаются , значит соль-….. сыпучая

Соль в воде… растворяется , но не … . испаряется .

Соль делает воду… плотнее.

Вот,ребята,мы с вами выяснили много свойств соли, я обязательно напишу ответ на письмо инопланетян. А теперь самое интересное,мы им на память нарисуем космический пейзаж с солью и с пва клеем,и тоже отправим письмом.

Рисование по план-схеме. Космический пейзаж .

Сыпать сверху, не стараясь обязательно попасть на клей. При стряхивании соль все равно останется на линиях рисунка .

Аккуратно стряхиваем излишки, наклонив лист и слегка постукивая по нему с обратной стороны. Убираем со стола излишки соли в ведёрко.

Берем акварельные краски, кисть и начинаем творческий процесс

Итог.

- О чем вы узнали сегодня в лаборатории?(о свойствах соли)

Как мы узнали о свойствах соли?(проводили опыты )

Ребята, соль необходима всем людям. Если еда несоленая –совсем невкусная, пресная. Соль полезна для человека, если использовать в меру.

Спасибо всем за внимание!

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старш ей групп е на тему «Волшебный воздух».

Цель: Познакомить детей со способами обнаружения воздуха. Побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности. Вызвать интерес к познанию нового.

Воспитательные: Воспитывать коммуникативные навыки, умения, договариваться, желание помочь, толерантность. Воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.

Развивающие: Стимулировать речевую активность, развивать разговорную речь. Создать условия для развития интереса к познавательной деятельности, изодеятельности через нетрадиционную технику рисования, логического мышления, внимания, памяти. Развивать двигательную активность.

Образовательные: Создать условия для знакомства детей со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха.

Основная образовательная область «Познание»

Предварительная работа: Опытническая деятельность с целлофановым пакетом, разучивание физкультминутки, стихов приветствий. Знакомство с кляксографией.

Методы и приёмы: Поисково-исследовательские, наглядные, словесные, игровые, проблемные вопросы, опыты, анализ, сопоставление.

Наглядные средства обучения: Тазики с водой, стаканы с водой, соломки для коктейля, кусочек губки, горсть земли, листы белой бумаги, цветная гуашь, бумажные веера.

Словарная работа: Воздушный, невидимый, прозрачный, ощущать, чувствовать.

Ход образовательной деятельности : (Дети находятся в группе, появляется Нолик с воздушным шариком).

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел гость. Что нужно сделать? (поздороваться)

(Игра на общение)

Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!!!

Нолик. Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам в гости и принес воздушный шарик. (Вдруг шарик поднимается вверх и со свистом сдувается) Ой!Ой! Спасайся кто может!

Воспитатель. Что случилось? Что ты расшумелся?

Нолик. А вы разве не слышите сильный свист?

Воспитатель. Ребята, кто может может объяснить нашему гостю что произошло?

Дети. (ловят шарик) Когда мы надуваем шарик, он наполняется воздухом. Если шарик сдувается, из него выходит воздух.

Нолик. Что еще за воздух, что-то я его не вижу!

Воспитатель. Воздух мы не видим, он невидимый, прозрачный и он нас окружает повсюду. Давайте представим, что нам стало жарко. Каждый возьмите веер, взмахните им у лица (дети и гость проделывают опыт), что вы чувствуете? (дети отвечают) Все эти ощущения вызваны движением воздуха. Хотя воздух и невидим, но его можно? … ощущать, чувствовать. Скажем еще раз нашему гостю какой воздух? (невидимый, прозрачный, его можно ощущать, чувствовать)

Нолик. Это все интересно, но мне непонятно, почему воздух находится повсюду?

Воспитатель. Это мы можем показать из опытов, ребята наверное помогут.

(Дети подходят к столу, садятся, берут стакан с водой и соломку. Один конец опускают в стакан, другой конец берут в рот и осторожно дуют.)

Ребята, что вы наблюдаете?

Дети. В воде образовались пузырьки воздуха.

Воспитатель. Правильно, мы вдыхаем воздух и он в воде виден в виде пузырьков.

Нолик. А где еще есть воздух?

Воспитатель. Мы ответим на твой вопрос, но сначала поиграем. Согласен?

(дети и гость встают в круг, проводится физкультминутка)


Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Воспитатель. Ответить на твой вопрос нам поможет следующий опыт. Ребята, возьмите по кусочку губки, посмотрите в губке есть отверстия- «дырочки». Как вы думаете, что в этих дырочках?

Дети. В них воздух.

Воспитатель. Как выдумаете, что случится, если губку погрузить в воду?

Дети. В воде появятся пузырьки.

Воспитатель. Правильно, потому что из дырочек выходит воздух.

Нолик. Надо проверить.(проводится опыт с водой и губкой) А в земле есть воздух?

Воспитатель. Давайте проверим. Ребята, какой опыт следует провести?(дети предлагают бросить в воду комок земли, по наличию пузырьков делается вывод) Молодцы, ребята! Скажите пожалуйста, для чего мы проводили этиопыты сегодня опыты?

Дети. Чтобы показать гостю, что воздух есть везде.

Воспитатель. Правильно. Воздух есть везде и в комнате, и в воздушном шарике, в воде, в земле. Ребята, предлагаю показать Нолику, что с помощью движения воздуха можно даже нарисовать рисунок. (дети вместе с гостем садятся за столы, воспитатель напоминает как с помощью краски и трубочки нарисовать рисунок, далее дети и гость приступают к рисованию и обсуждают, что у них получилось).

Нолик. Спасибо ребята за интересную встречу, я многое сегодня у вас узнал. До свидания, мне пора возвращаться к своим друзьям, чтобы многое им рассказать.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков