Консолидированная группа налогоплательщиков - это что такое? Понятие и цели создания консолидированной группы. Консолидированный налогоплательщик Группа консолидации

Консолидированная группа налогоплательщиков - это что такое? Понятие и цели создания консолидированной группы. Консолидированный налогоплательщик Группа консолидации

Представленный объединением юридических лиц. Оплата налога происходит на добровольной основе по причине высокого процента прибыли фирмы. Организации консолидированных групп налогоплательщиков подписывают договор относительно данного налогообложения.

Действующее законодательство дает представление про положение объединенных групп налогоплательщиков. В законодательстве специально составлены условия, которым должно соответствовать лицо, желающее стать участником такой группы. Если лицо соответствует этим требованиям и является одной из сторон договора, то его можно считать участником данной группы плательщиков налогов.

Объединенная группа плательщиков налогов должна иметь ответственного представителя, которым признается лицо, отвечающее за проведение исчислений налоговых выплат. Представитель группы выбирается методом голосования потенциальных участников такой группы.

Условия для регистрации подобной объединенной группы

Объединенные группы плательщиков налогов могут создавать те организации и предприятия, которые относительно налогового Кодекса соответствуют ряду специальных требований:

  • она не может перебывать в стадии реорганизации;
  • не должна являться банкротом или быть несостоятельной;
  • размер капитала данной организации, что был оговорен в её уставе, должен быть выше размера активов в чистом виде, которые были получены за последний отчетный квартал, что предшествовал сроку подачи документов про создание данной группы в местный налоговый орган.

Новая организация может присоединиться к уже созданной группе в том случае, если её физические показатели отвечают ряду требований, которые перечислены выше.

Требования, которым обязаны соответствовать потенциальные представители объединенных групп плательщиков налогов

Консолидированный налогоплательщик должен соответствовать таким требованиям:

1) Суммарные размеры налога, что были уплачены на протяжении последнего года, не должны быть ниже 10 миллиардов рублей, не учитывая тех налогов, которые уплачивали в связи с транспортировкой продукции через границу.

2) Не меньше ста миллиардов рублей может быть суммарное число полученного дохода от реализации всех возможных предоставляемых ими на товаров. Речь идет о том календарном периоде (12 месяцев), который длился до наступления последующего налогового квартала, то есть за текущий год и до того, как была подана документация про регистрацию объединенной группы налогоплательщиков.

3) Общая стоимость активных доходов на последний день года (день, который предшествовал периоду, когда была подана документация про регистрацию консолидации определенной группы юридических лиц) в сумме составлять должна не меньше, чем 300 миллиардов рублей.

Кто не может зарегистрироваться участником объединенной группы юридических лиц - плательщиков налогов на доход?

  • Среди представителей данных групп не может быть лиц, которые зарегистрированы как резиденты специальных экономических зон.
  • Банки (но только за исключением того случая, когда объединенная группа налогоплательщиков полностью состоит из банковских организаций).
  • Организации, оказывающие услуги по страхованию (но только за исключением случаев, в которых объединенная группа плательщиков налогов состоит лишь из подобных страховочных организаций).
  • , что не являются государственными.
  • Представители рынка ценных бумаг, но только в тех случаях, когда остальные участники объединенной группы плательщиков налогов так же не являются представителями такого рынка, и при этом они не числятся как банки.
  • Так же участниками данной группы плательщиков налогов не могут выступать юридические лица, которые уже состоят в составе подобной группы.
  • Организации, оказывающие клиринговые услуги.
  • Кооперативы, оказывающие кредитные услуги.
  • Организации, которые оказывают услуги образования и медицинского обслуживания населения. Такие организации действуют по нулевой ставке налогообложения на прибыль и не могут выступать в качестве представителей объединенной группы плательщиков налогов.
  • Организации, что были зарегистрированы как участники свободной экономической зоны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Понятие договора

В налоговом праве существует понятие консолидированной группы налогоплательщиков, которая представляет собой объединение плательщиков на добровольной основе. Их объединяет общий совокупный доход организаций, с которого уплачивается общий налог.

Создается объединение на основе законно составленного и подписанного договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Согласно последним изменениям в налоговом законодательстве, те договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составленные и подписанные до 2016 года, считаются незарегистрированными. С 2016 года и в течение всего 2017 года такие договоры не обязательно регистрировать в Налоговой службе. Этот аспект был прописан в федеральном законе №325 в статье 3.

Договор представляет собой документ, согласно которому организации, имеющие непосредственное отношение к деятельности друг друга, уплачивают с совокупного дохода налог в пользу государственного бюджета.

Договор имеет исключительно добровольную форму, не обязывает организации к образованию единого юридического лица. Составляется договор только тогда, когда организации попадают и соответствуют всем условиям, выдвигаемым налоговым законодательством.

Положения, прописываемые в договорах

У договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, подчиняющегося нормам налогового и гражданского права, не может быть с ними расхождений и противоречий. Для договоров таких типов выделена отдельная часть в Налоговом кодексе. Основные положения прописаны в главе 3.1. В частности, и в статье 25.3.

Положения договора включают в себя такие аспекты, как:

  • срок, на который была создана группа плательщиков, если он есть (предусматривается возможность создания бессрочного договора, который расторгается по обоюдному желанию сторон);
  • порядки действий и полномочий всех участников группы (при условии, что они выходят за рамки того, что прописано в Налоговом кодексе, но при этом не противоречат ему);
  • срок исполнения по обязательствам со стороны каждого из участников сторон договора;
  • название (следует понимать, как юридическое официальное) группы, где за основу берется название ответственного участника группы;
  • полный список с указание всех реквизитов каждого участника;
  • предмет договора;
  • показатели, на основе которых исчисляется налоговая база и размера налога, которые не могут быть изменены в течение всего срока действия составленного и подписанного договора.

У договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в рамках налогового права не может быть никаких аспектов, которые могли бы противоречить законодательству.

В противном случае в судебном порядке любым участником группы, а также контролирующим налоговым органом, этот договор может быть признан недействительным и незаконным. Что в свою очередь не влечет к привлечению к ответственности со стороны тех, кто его составлял.

Он просто признается недействительным, не имеющим никакой силы, а значит не позволяющим уплачивать один налог с совокупной прибыли организациями.

Период действия и сроки договора

Договор о создании КГН создается организациями, которые в ходе своей деятельности могут иметь совокупный доход, но при этом не являются единым юридическим лицом.

Согласно статье 25.2 Налогового кодекса, одна или несколько организаций может и участвует в создании капитала для других организаций. При этом не важно, как именно - прямо, путем вложения средств, или косвенно. Каждая из долей создаваемой группы, приходящейся на ту или иную организацию, определяется нормами Налогового кодекса.

У договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков есть определенный срок действия, даже если он не прописан в самом договоре. Однако именно это вызывают у правоведов некоторые споры.

Так, согласно статье 25.3 Налогового кодекса, договор попадает под ведомство налогового права, но все не разъясненные аспекты - в ведомство гражданского права. Согласно нормам последнего, бессрочный договор подразумевает расторжение по желанию одной из сторон или обоюдному желанию.

Налоговый же кодекс предусматривает три вида периода действия договора, после наступления которых, он считается окончившим свое действие. К этим периодам относят:

  • окончание прописанного срока действия;
  • момент расторжения;
  • начало нового налогового периода, который наступает с первого числа нового периода, после того, как налоговый орган отказал в регистрации договора.

То есть если в договоре не указан срок, а налоговый орган договор регистрировать не стал, то он теряет свою силу с того момента, как был получен отказ. Российские правоведы сходятся во мнение, что оснований для отказа в регистрации существует не так уж и много. А налоговое законодательство предусматривает даже срок для внесения соответствующих изменений, чтобы договор мог быть подписан в налоговом органе.

Так, предусмотрен срок в течение одного календарного месяца, в течение которого договор рассматривается руководителем налогового органа. Если в течение этого периода изменения не могут быть внесены, договор с рассмотрения передается обратно ответственному участнику с разъяснениями отказа.

Договор подается на рассмотрение не позднее, чем 30 октября того года, в котором он был составлен, а при утвердительном решении налогового органа на регистрацию вступает в силу с нового календарного года (с началом нового налогового периода). Все договора и документы, переданные позднее, рассмотрению не подлежат.

Процедура подачи документов

Для того чтобы в налоговом органе зарегистрировали договор ответственный участник группы подает полный пакет документов на рассмотрение, который включает в себя:

  • договор (2 экземпляра, каждый из которых лично подписан уполномоченными лицами);
  • документы, утверждающие и определяющие полномочия каждой организации группы плательщиков;
  • заявление на регистрацию, которое подписывается всеми участниками группы (следует понимать, как уполномоченные лица от каждой из организации-участника) или их представителями;
  • документы-доказательства, подтверждающие, что все условия были выполнены со стороны организаций на создание КГН.

В случаях если руководитель или его законный представитель налогового органа обнаружил нарушения по действующему налоговому законодательству, то он уведомляет об этом ответственного участника путем отправки ему соответствующего уведомления. Если в установленный законом срок изменения внесены быть не могут, то руководителем выписывается отказ с указанием причин.

Если же договор и пакет документов не вызывает никаких сомнений в законности и подлинности, то руководитель регистрирует договор. В установленный законом срок один подписанный экземпляр с отметкой о регистрации передается ответственному участнику всей группы.

На данное действие предусмотрено ровно пять календарных дней. Передается экземпляр или лично в руки (следует понимать, как передачу под роспись ответственного лица) или любым другим способом с уведомлением о получении.

Регистрирующий налоговый орган передает в другие налоговые органы, к которым относятся компании-участники, всю информацию о регистрации договора КГН в установленный срок, по закону составляющий ровно пять дней. Исчисление ведется в календарном виде. Все документы на регистрацию подаются по месту нахождения той организации-участника, которая признана ответственной за всю группу организаций.

В случаях, если организациям-участникам кажется, что их права были нарушены, а отказ был выдан не обоснованно, они имеют право обратиться в суд с заявлением о рассмотрении правомерности действий руководителя налогового органа. В судебном порядке рассматриваются все обстоятельства, в том числе каждый пункт договора о создании КГН.

В случаях, если со стороны суда нарушений не выявлено, договор подлежит регистрации даже тогда, когда срок подачи документов уже пропущен (следует понимать, как даты после 30 октября текущего года и налогового периода).

Руководитель налогового органа за нарушение и превышение своих полномочий может понести дисциплинарную, уголовную или административную ответственность.

В качестве оснований для отказа могут выступать только те основания, которые прописаны в статье 25.3 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • невыполнение условий, по которым консолидированная группа может быть создана;
  • противоправность пунктов составленного договора;
  • пропуск срока предоставления документов и договора;
  • предоставление документов не в полном объеме для рассмотрения;
  • неправомерно подписанный договор (следует понимать, как подписанный теми лицами, которые не были на это уполномочены организациями).

Отказ передается ответственному участнику, который обязан самостоятельно разослать копии по организациям-участникам. Отказ, так же как и подписанный экземпляр с пометкой о регистрации, передается под роспись ответственного участника или любым путем, где есть возможность отследить дату получения. Например, путем отправки почтовым отправлением заказного вида.

Настоящего Кодекса, объединяются на добровольной основе без создания юридического лица в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.

2. Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков должен содержать следующие положения:

1) предмет договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков;

2) перечень и реквизиты организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков;

3) наименование организации - ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;

4) перечень полномочий, которые участники консолидированной группы налогоплательщиков передают ответственному участнику этой группы в соответствии с настоящей главой;

5) порядок и сроки исполнения обязанностей и осуществления прав ответственным участником и другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков, не предусмотренных настоящим Кодексом, ответственность за невыполнение установленных обязанностей;

6) срок, исчисляемый в календарных годах, на который создается консолидированная группа налогоплательщиков, если она создается на определенный срок, либо указание на отсутствие определенного срока, на который создается эта группа;

7) показатели, необходимые для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль организаций по каждому участнику консолидированной группы налогоплательщиков с учетом особенностей, предусмотренных статьей 288 настоящего Кодекса. При этом выбранные показатели не подлежат изменению в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

3. К правоотношениям, основанным на договоре о создании консолидированной группы налогоплательщиков, применяется законодательство о налогах и сборах, а в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах, - гражданское законодательство Российской Федерации.

Любые положения договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков (включая сам такой договор), если они не соответствуют законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными в судебном порядке участником этой группы или налоговым органом.

4. Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков действует до наступления наиболее ранней из следующих дат:

1) даты прекращения действия указанного договора, предусмотренной этим договором и (или) настоящим Кодексом;

2) даты расторжения договора;

3) 1-го числа налогового периода по налогу на прибыль организаций, следующего за датой отказа налоговым органом в регистрации указанного договора.

КонсультантПлюс: примечание.

С 03.09.2018 г. договоры о создании КГН не регистрируются. Договоры, зарегистрированные в 2018 г. до 03.09.2018, считаются незарегистрированными. Ранее зарегистрированные договоры действуют до даты окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2023 (ФЗ от 03.08.2018 N 302-ФЗ).

5. Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков подлежит регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации - ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

В случае, если ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесен к категории крупнейших налогоплательщиков, договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков подлежит регистрации в налоговом органе по месту учета указанного ответственного участника консолидированной группы в качестве крупнейшего налогоплательщика.

6. Для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы представляет в налоговый орган следующие документы:

1) подписанное уполномоченными лицами всех участников создаваемой консолидированной группы заявление о регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков;

2) два экземпляра договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков;

3) документы, подтверждающие выполнение условий, предусмотренных пунктами 2 , и 5 статьи 25.2 настоящего Кодекса, заверенные ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, в том числе копии платежных поручений на уплату налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых (копии решений налогового органа о проведении зачета по перечисленным выше налогам), бухгалтерских балансов, отчетов о финансовых результатах за предшествующий календарный год для каждого из участников группы;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

7. Документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, представляются в налоговый орган не позднее 30 октября года, предшествующего налоговому периоду, начиная с которого исчисляется и уплачивается налог на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

8. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение одного месяца со дня представления в налоговый орган документов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, производит регистрацию договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков либо принимает мотивированное решение об отказе в его регистрации.

При обнаружении нарушений, устранимых в пределах срока, установленного настоящим пунктом, налоговый орган обязан уведомить о них ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

До истечения срока, установленного настоящим пунктом, ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе устранить выявленные нарушения.

9. При соблюдении условий, предусмотренных статьей 25.2 настоящего Кодекса и пунктами 1 - настоящей статьи, налоговый орган обязан зарегистрировать договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков и в течение пяти дней с даты его регистрации выдать один экземпляр этого договора с отметкой о его регистрации ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков лично под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения.

В течение пяти дней с даты регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков информация о регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков направляется налоговым органом в налоговые органы по месту нахождения организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков, а также по месту нахождения обособленных подразделений организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков.

10. Консолидированная группа налогоплательщиков признается созданной с 1-го числа налогового периода по налогу на прибыль организаций, следующего за календарным годом, в котором налоговым органом зарегистрирован договор о создании этой группы.

Консолидированная группа налогоплательщиков (далее - КГН) - это добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора в целях исчисления и уплаты данного налога с учетом совокупного финансового результата их хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 25.1 НК РФ). Исчисление и уплату налога (авансовых платежей) производит ответственный участник КГН (п. 3 ст. 25.1 , подп. 2 п. 3 ст. 25.5 , п. 5 ст. 52 НК РФ).

КГН может быть создана российскими организациями при условии, что одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций и доля участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов (п. 1 , 2 ст. 25.2 НК РФ). Согласно разъяснениям финансового и налогового ведомств данное условие может подтверждаться выписками из ЕГРЮЛ, копиями учредительных документов, выписками из реестров акционеров АО, списками участников ООО, содержащими необходимые сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а также расчетами доли непосредственного или косвенного участия (Письма Минфина России от 02.03.2012 N 03-03-10/19 , от 21.12.2011 N 03-03-10/120 N АС-4-3/22569@). В Письме от 02.08.2012 N 03-03-10/87 (п. 1) Минфин России разъяснил, что Налоговый кодекс РФ допускает возможность создания КГН организациями, в уставном капитале которых участвует компания, не являющаяся в свою очередь участником КГН. КГН создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль (п. 7 ст. 25.2 НК РФ).

Каждый участник КГН должен соответствовать следующим требованиям:

Он не должен находиться в процессе реорганизации или ликвидации (подп. 1 п. 3 ст. 25.2 НК РФ). Как пояснили финансовое и налоговое ведомства, данное условие подтверждается выписками из ЕГРЮЛ (Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-10/120 , от 16.12.2011 N 03-03-06/1/831 , ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@);

В его отношении не должно быть возбуждено производство по делу о банкротстве (подп. 2 п. 3 ст. 25.2 НК РФ). Финансовое и налоговое ведомства разъяснили, что это условие подтверждается справкой, составленной организацией - участником КГН (Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-10/120 , от 16.12.2011 N 03-03-06/1/831 , ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@);

Размер чистых активов, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговую инспекцию документов для регистрации договора о создании (изменении) КГН, должен превышать размер уставного капитала (подп. 3 п. 3 ст. 25.2 НК РФ). Данное условие, согласно разъяснениям финансового и налогового ведомств, подтверждается расчетом, составленным участником КГН на основании бухгалтерской отчетности в соответствии с положениями и другими нормативными правовыми актами по бухучету (Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-10/120 , от 16.12.2011 N 03-03-06/1/831 , ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@). Также Минфин России в Письме от 03.08.2012 N 03-03-06/1/385 разъяснил, что невыполнение данного условия о размере чистых активов на иные отчетные даты не влечет прекращения действия КГН.

Следует отметить, что все документы, подтверждающие выполнение организацией условий создания КГН, за исключением прямо установленных законодательством случаев, должны быть составлены на актуальную дату, не позднее месяца, предшествующего дате их представления в налоговый орган (Письма от 21.12.2011 N 03-03-10/120 , от 16.12.2011 N 03-03-06/1/831).

КГН может быть создана, если все ее участники в совокупности соответствуют следующим требованиям:

Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором в инспекцию представляются документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 10 млрд руб. Налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, не учитываются (подп. 1 п. 5 ст. 25.2 НК РФ). ФНС России в Письме от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@ отметила, что для проверки выполнения этих требований налоговый орган может направить письменные запросы в инспекции по месту нахождения участников;

Суммарный объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором в инспекцию представляются документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 100 млрд руб. (подп. 2 п. 5 ст. 25.2 НК РФ);

Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в инспекцию документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 300 млрд руб. (подп. 3 п. 5 ст. 25.2 НК РФ).

Перечисленные условия подтверждаются документами, заверенными ответственным участником КГН, в том числе копиями платежных поручений на уплату НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ (копиями решений налогового органа о проведении зачета по данным налогам), бухгалтерскими балансами, отчетами о прибылях и убытках за предшествующий календарный год для каждого из участников группы (подп. 3 п. 6 ст. 25.3 НК РФ).

Некоторые организации не могут быть участниками КГН. Соответствующий перечень установлен п. 6 ст. 25.2 НК РФ. В частности, в него включены:

Резиденты ОЭЗ;

Организации, применяющие специальные налоговые режимы;

Участники другой КГН.

На момент создания группы ни одна из организаций - участников КГН не может находиться в процессе реорганизации (Письмо ФНС России от 20.03.2012 N ЕД-4-3/4638@).

Для создания КГН участники должны заключить договор. Требования к такому соглашению содержатся в п. 2 ст. 25.3 НК РФ. В нем должны быть указаны следующие сведения:

Предмет договора;

Перечень и реквизиты организаций - участников КГН;

Наименование организации - ответственного участника;

Перечень полномочий, которые участники КГН передают ответственному участнику;

Порядок и сроки исполнения обязанностей и осуществления прав ответственным участником и другими участниками группы, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ, ответственность за невыполнение установленных обязанностей;

Исчисляемый в календарных годах срок, на который создается КГН, если она создается на определенный срок, или указание на отсутствие определенного срока;

Показатели, необходимые для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль по каждому участнику КГН с учетом особенностей, предусмотренных ст. 288 НК РФ.

ФНС России в Письме от 29.12.2011 N ЕД-4-3/22492@ отмечает, что договором о создании КГН также должно быть предусмотрено следующее:

Порядок и сроки представления ответственным участником другим участникам группы сведений, необходимых для исчисления и уплаты налога на прибыль, составления налоговых деклараций при прекращении действия КГН или выходе организации из состава группы (подп. 4 п. 3 ст. 25.5 НК РФ);

Размер регрессного требования участников КГН, уплативших налог на прибыль за ответственного участника, и порядок приобретения такого права в случае неисполнения ответственным участником обязанностей по уплате налога на прибыль в рамках КГН (п. 6 ст. 25.5 НК РФ);

Сроки представления участниками КГН ответственному участнику данных налогового учета, необходимых для исчисления консолидированной налоговой базы (п. 4 ст. 321.2 НК РФ);

Критерии распределения прибыли между обособленными подразделениями: численность работников (расходы на оплату труда), остаточная стоимость амортизируемого имущества (п. 6 ст. 288 НК РФ).

Налоговое ведомство предупреждает, что несоответствие договора этим требованиям влечет отказ в его регистрации. Также ФНС России рекомендует указать в соглашении выбранный участниками способ исчисления и уплаты авансовых платежей.

Традиционно каждая организация несет бремя ответственности по собственным налоговым обязательствам, связанным с этим расчетам налоговой базы и подготовкой отчетности самостоятельно. Но если речь идет о компании, работающей на ОСН, то есть о плательщике налога на прибыль , законодательство предлагает определенную альтернативу, позволяющую, во-первых, некоторым образом избавиться от персональной обязанности по расчету и уплате налога, а во-вторых, снизить сами налоговые отчисления. Это возможно в рамках работы консолидированной группы налогоплательщиков.

Что такое консолидированная группа налогоплательщиков

Консолидированная группа налогоплательщиков или КГН – это добровольное объединение нескольких организаций, в рамках которого налог на прибыль рассчитывается с совокупной налоговой базы. При ее определении учитываются доходы и расходы всех входящих в группу организаций. Поскольку убытки в рамках КГН также учитываются по всем участникам в целом, это позволяет в конечном счете значительно уменьшить общую сумму налога на прибыль .

Условия создания и вступления в КГН

Порядок работы организаций в рамках консолидированной группы налогоплательщиков определен в главе 3.1 Налогового кодекса. Так, создание КГН несколькими организациями предполагает выполнение следующих условий:

  • одна из организаций создаваемой КГН непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций группы, причем ее доля в каждой из них должна составлять минимум 90%, а данное условие должно соблюдаться на протяжении всего срока действия договора о создании КГН;
  • в году, предшествующем созданию КГН, все организации, которые планируют таким образом объединиться, должны уплатить не менее 10 млрд рублей НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ. В данный расчет не включаются налоги, связанные с ведением внешнеэкономической деятельности, то есть уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу;
  • в тот же год суммарный объем выручки от продажи товаров, работ и услуг по всем организациям должен составить не менее 100 млрд рублей согласно данным бухгалтерской отчетности;
  • совокупная балансовая стоимость активов всех входящих в группу организаций по состоянию на 31 декабря предшествующего года не должна быть ниже 300 млрд рублей.

Кроме того статьей 25.2 Налогового кодекса определены, условно говоря, индивидуальные условия вступления в консолидированную группу налогоплательщиков. Так, организация, планирующая присоединиться к КГН, не должна находиться в процессе реорганизации или ликвидации, в ее отношении не должно быть производств по делу о несостоятельности (банкротстве), а размер ее чистых активов должен превышать размер уставного капитала.

В то же время не могут быть участниками консолидированной группы налогоплательщиков резиденты особых экономических зон, компании-спецрежимники, то есть не уплачивающие налог на прибыль, а также фирмы, рассчитывающие этот налог по нулевой ставке (например, образовательные или медицинские учреждения), плательщики налога на игорный бизнес, клиринговые организации и участники сторонней КГН. Кроме того, банки, страховые организации, НПФ и профессиональные участники рынка ценных бумаг не могут образовывать такую группу с организациями, занимающимися прочими видами бизнеса. То есть для таких компаний КГН возможна только в союзе с себе подобными, в рамках конкретного направления деятельности.

Договор о создании КГН

Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков заключается минимум на два года. В нем назначается ответственный участник КГН, который будет осуществлять расчеты с бюджетом в целом по группе, также приводятся реквизиты всех участников договора, перечисляются полномочия, которые прочие организации передают в ведение ответственного участника.

Данное соглашение необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции. Для этого в срок до 30 октября года перед началом работы в рамках КГН ответственный участник группы подает в налоговый орган заявление о регистрации договора, подписанное всеми входящими в группу организациями, два экземпляра договора о создании КГН, документы о полномочиях лиц, подписавших договор, а также бумаги, подтверждающие выполнение участниками условий вступления и нахождения в группе. Документы подаются в ИФНС по месту регистрации ответственного участника КГН, если только он не относится к категории крупнейших налогоплательщиков. В этом случае предоставить пакет бумаг нужно в ИФНС по месту учета данной организации - ответственного участника КГН в качестве крупнейшего налогоплательщика. Если все условия соблюдены, то ИФНС зарегистрирует договор в течение месяца, и работа в рамках вновь созданной группы будет возможна, начиная с 1 января очередного отчетного года.

В случае, если меняется количество участников группы, то есть в КГН вступает новая компания или одна из организаций принимает решение ликвидироваться, то договор о создании консолидированной группы требует внесения соответствующих изменений. Поправки с необходимостью их регистрации в ИФНС вносятся и в случае продления срока действия договора о таком сотрудничестве.

Ведение учета в КГН

Каждый участник консолидированной группы налогоплательщиков ведет учет собственных доходов и расходов самостоятельно в соответствии с требованиями НК РФ, а также ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Данные фиксируются в бухгалтерском учете по всем стандартным правилам отражения операций, но на отдельном счете 78 «Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков». Далее информацию по данным бухгалтерского учета, а также налоговых регистров все прочие организации, входящие в состав КГН, передают ответственному участнику. Сроки для передачи данной информации, кстати говоря, также четко определяются договором о создании КГН.

Именно на ответственного участника группы ложится задача определения налоговой базы и суммы налога за отчетный или налоговый период. Консолидированная налоговая база по налогу на прибыль по всем организациям в составе группы рассчитывается, как арифметическая сумма доходов, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех участников КГН. Отрицательная разница, если она возникла, признается общим убытком консолидированной группы налогоплательщиков.

Декларацию по налогу на прибыль в целом по всем организациям также подает ответственный участник КГН. Отчет предоставляется в ту ИФНС, в которой был зарегистрирован договор о создании консолидированной группы.

Впрочем, тут есть и исключение: если отдельная организация в составе КГН получает доходы, не входящие в совокупную налоговую базу группы, например дивиденды от участия в уставном капитале сторонней компании, то по этим доходам она обязана отчитаться самостоятельно (п. 7 ст. 289 НК РФ).

Еще раз о преимуществах и недостатках

Как видите, работа в составе консолидированной группы налогоплательщиков, хоть и требует определенных подготовительных и регистрационных действий в начале, потом способна в немалой степени облегчить задачи ведения учета и подачи отчетности, и, что главное, снизить общие налоговые отчисления в бюджет. Еще одним немаловажным преимуществом КГН является то, что сделки, заключенные между ее участниками, в большинстве случаев не являются предметом контроля над трансфертным образованием, несмотря на наличие фактора взаимозависимости по владению долей в УК среди организаций, входящих в группу. Тем не менее, нужно отметить, что довольно высокие лимиты по требованиям вступления в КГН делают возможной работу в рамках такой группы скорее только лишь для представителей крупного бизнеса, но, к сожалению, не для малых предприятий.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков