Компетентностный подход в образовании что это такое. Компетентностный подход Компетентный подход

Компетентностный подход в образовании что это такое. Компетентностный подход Компетентный подход

Компетентностный подход в обучении.

И.К. Кравчук, учитель обслуживающего труда

ГУО «Средняя школа №9 г. Пинска».

Тема Сущность компетентностного подхода в обучении

«Ученик простит своим учителям и строгость,

и сухость, и даже придирчивость,

но не простят плохого знания дела.

Выше всего они ценят в педагоге мастерство,

квалификацию, золотые руки,

глубокое знание предмета, ясную мысль».

А.С.Макаренко

Мы рассматриваем данный вопрос в свете решения государственных образовательных задач и выполнения социального заказа общества.

Новая формулировка социального заказа требует новых подходов к оценке качества образования.

В выступлении Президента Республики Беларусь при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию отмечено: «Компетентность, инициативность, самостоятельность и, главное, социальная ответственность за будущее страны - именно эти качества нужно формировать у молодых граждан» .

В эпоху Интернета и электронных средств хранения информации формальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования.

От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Из кодекса Республики Беларусь об образовании:

образование - обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося

целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося

качество образования - соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы

обучение - целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей;

Вызовы информационного общества, глобализация образовательных процессов, возрастание значимости особых образовательных потребностей обучающихся и др. требуют обновления содержания подготовки педагогических кадров, усиления ее практикоориентированности, преемственности и непрерывности. Переход общего среднего образования на реализацию компетентностного подхода обусловливает необходимость соответствующей подготовки педагогов.

Этот вопрос, конечно, невозможно рассмотреть на одном заседании, поэтому сегодня мы остановимся только на некоторых ключевых компетенциях.

Ключевые слова : компетентность, компетенция, компетентностный подход, образовательные компетенции, предметная компетенция, педагог, обучение, воспитание, ученик, образовательный процесс, урок и т.д..

Анализируя психолого-педагогическую литературу по теме нужно признать, что, несмотря на довольно частое употребление рассматриваемых категорий в педагогической практике, в настоящий момент отсутствует однозначная трактовка понятий «компетенция» и «компетентность». Кроме того, расходятся мнения ученых относительно соотношения данных категорий, их классификации и видов. Например, согласно словарю Merriam-Webster, первые упоминания термина «компетенция» относятся к 1605 году. В тоже время, И. А. Зимняя полагает, что понятие компетентности связано с именем Аристотеля, изучавшего «возможности состояния человека, обозначаемого греческим "atere” – «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности» и т. д.

И все же, большинство авторов склонны считать компетенцией абстрактный набор знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта в определенной сфере деятельности, связанный с качественным освоением содержания образования.

Иными словами, с позиций компетентностного подхода, компетенция есть цель образования.

Компетентность же – обобщенные способности личности, результат образования. Такое же понимание терминов отражено и в «Словаре иностранных слов»: компетенция – круг вопросов, в которых личность обладает познаниями и опытом; компетентность – обладание компетенцией.

Можно охарактеризовать понятие компетентности как обобщенную способность ученика к решению жизненных и впоследствии профессиональных задач, как «качество владения», способность личности к активному, ответственному, жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир. Это осведомленность, наличие у человека необходимых знаний и способностей, позволяющих анализировать, делать выводы и принимать активные решения, рационально и эффективно действовать по их реализации. Это понятие связано с давно существующим понятием готовности, и можно сказать, что компетентность – это готовность очень высокого уровня к осуществлению какой-либо деятельности.

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников. Содержанием образования является адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем. Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у учеников опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования. При оценке образовательных результатов нужен анализ уровней образованности, которые достигнуты учениками на определенном этапе обучения

Следовательно, компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

    в познании и объяснении явлений действительности;

при освоении современной техники и технологии;

    во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

    в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина;

    в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;

    при необходимости разрешать проблемы, при решении конфликтов.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Общеобразовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые охватывают основные образовательные области и учебные предметы. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Определив понятие
образовательных компетенций , следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), можно

выделить трехуровневую иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Ключевые компетенции

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции . Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

5. Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

В системе обучения педагог осуществляет процесс воспитания и образования формирующейся личности. Результат его труда в конечном итоге мы можем наблюдать в процессе деятельности учащихся.

Для успешной организации учебной деятельности педагогу необходимо обладать как профессиональными качествами: знаниями в области преподаваемого предмета, так и личностными качествами: профессионализмом, трудолюбием, сопереживанием, ответственностью, требовательностью и другими.

Личность педагога в учебном процессе занимает ведущее место. Именно педагог занимается воспитанием и образованием учащихся, создает условия для благополучного протекания процесса обучения, формирует личность обучаемого и многое другое.

В педагогическом словаре дано следующее определение понятия педагог: « Это человек, который «осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию и развитию личности детей в учебных заведениях» .

Следовательно, в процессе образования педагог является носителем содержания образования и воспитания , организует учебный процесс , передает знания, выбирает и использует разнообразные средства обучения, в целом развивает учащихся.

Мы можем выделить две основные функциональные обязанности педагога в образовательном процессе – это воспитание и обучение .

Таким образом, на основе двух выделенных выше функциональных и профессиональных обязанностей педагога и выстраивается образовательный процесс.

Для успешной организации учебной деятельности педагогу необходимо обладать как профессиональными качествами знаниями в области преподаваемого предмета, техникой организации учебного процесса, так и личностными качествами: профессионализмом, трудолюбием, контактностью, креативностью, целеустремленностью, сопереживанием, наблюдательностью, ответственностью, требовательностью.

Профессия педагога предполагает наличие необходимых ЗУНов в рамках своего предмета, мудрости и безграничной любви к детям .

Таким образом, мы можем прировнять деятельность педагога к искусству .

А сейчас мы более подробно рассмотрим предметную компетенцию . Педагог по своему усмотрению может корректировать объем и последовательность изложения учебного материала. В процессе обучения методы и приемы преподавания выбираются им самостоятельно.

Под предметной компетенцией педагога понимается уровень владения материалом в сфере преподаваемого предмета. Предметная компетенция рассматривается как основа, которая проходит через все образовательные ступени и пронизывает все предметы. А.В. Хуторской дает свое определение предметной компетенции. Он утверждает, что предметная компетенция – «имеет конкретное описание и возможность формирования в рамках конкретного учебного предмета».

Под предметной компетенцией учащихся мы будем понимать способность применения учащимися различных знаний, умений и навыков в области предмета и применение этих знаний на практике и в дальнейшем образовании и в жизни.

Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям с учебным материалом и выполнению практических заданий максимум внимания. Сам же процесс формирования предметной компетенции предполагает, что ученик хочет и готов учиться, а педагог знает, как ему в этом помочь , т.е. предполагается, что он сам владеет различными методиками, приемами и способами обучения . Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного ученика не удастся. Стать компетентным он может только сам , найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.

Урок трудового обучения как нельзя лучше, является тем полем деятельности, на котором как учитель, так и ученик могут себя раскрыть и показать свои способности. Мы можем говорить о реализации следующих предметных компетентностей:

деятельности (познание, игра, учение, труд, проектирование, планирование, моделирование, прогнозирование, исследование, ориентация в разных видах деятельности, рефлексия, интеграция знаний);

гражданственности (сохранение и развитие народных традиций и про- мыслов, бережливое и рациональное использование материалов и природных ресурсов);

коммуникативности, социального взаимодействия (работа в группе, умение представить себя, эмпатия, толерантность, благотворительность);

здоровьесбережения (питание, уход за одеждой, телом);

саморегулирования, саморазвития, выполнения различных социальных ролей.

решение проблемной ситуации учеником самостоятельно. Тем самым он развивает свои профессиональные знания, умения и навыки, которые потом сможет применить в различных жизненных ситуациях.

Успешная работа пробуждает стремление достичь большего, что стимулирует процесс формирования компетенций.

О деятельности педагога Л.Н. Толстой писал: «Если он имеет только любовь к делу, он будет хороший педагог. Если педагог имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того педагога, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог».

Памятка для педагогов

по реализации компетентностного подхода в образовании

    Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

    На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

    Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

    Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

    Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

    Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

    Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

    Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.

    Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

    В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

    Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

    Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

    Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

    Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

    Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Из выступления Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на 42-о м съезд е Белорусского республиканского союза молодежи 20 января 2015 года

Педсовет

Тема: Компетентностный подход в современном образовании

Презентация «Компетентностный подход в образовании» (слайд № 1,2,3)

В 2007 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира. Рейтинг показывает подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования, а также уровень преподавания естественных наук. России в списке передовиков нет. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение нашей школы формировать компетенции у школьников. Мы живём в новом тысячелетии – XXI век глобализации , информатизации, высоких технологий и открытого общества, когда всё стремительно обновляется и меняется. Поэтому система образования должна адекватно реагировать на изменения в обществе и новые запросы .

Главные изменения в обществе:

ускорение темпов развития общества . По прошествии каждых 10 лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать вплоть до 2060 года! Каким будет тогда мир, предсказать невозможно. Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность .

развитие процессов информатизации . Созданы условия для неограниченного доступа к информации. В результате школа не является единственным источником получения знаний. (Слайд № 4)

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т. е. компетентностный подход (слайд «№ 5)

Компетентностный подход – это совокупность:

l целей образования

l организации образовательного процесса

l оценки образовательных результатов

Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»


В ответ на какие вызовы возник компетентностный подход?

Первое: успешность политики в образовании должна определяться согласованием потребностей и интересов государства, общества, личности.

Компетентностный подход в образовании основывается на принципах:

    образование для жизни, успешной социализации в обществе и личностном развитии, оценивание учащимися своих образовательных результатов и совершенствование их в процессе постоянной самооценки (через портфолио), разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат, матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности.

Главной сегодняшней задачей, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования, американского ученого М. Ноулза, стало «производство компетентных людей – таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

Наиболее востребованные качества и умения (слайд № 6)

    саморазвитие (способность к самообразованию) решение проблем, общение (устная и письменная коммуникация) работа с другими (сотрудничество) владение информационными технологиями адаптация на рынке труда (эффективное поведение на рынке труда, предпринимательская деятельность)

В процессе обучения должны быть созданы такие условия , которые могут мотивировать школьника стать на путь саморазвития, самосовершенствования, самореализации . Школа же на этом пути может привить лишь «вкус к учению», научить ориентироваться в мире, научить не бояться решать задачи разного характера и разной степени сложности.


3. Что такое компетенция и компетентность ?

Опираясь на проведённые ранее исследования, следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность», (слайд № 7)

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т. д.

Термин «компетентность» чаще используется для обозначения степени овладения индивидом компетенциями.

Что же такое компетентность? В федеральном государственном образовательном стандарте (макет 2007 года) дается следующее определение понятия.

Компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте.

Компетентность – способность человека решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).

Компетентный – обладающий знаниями, позволяющими судить о чем-либо; знающий, сведущий в определенной области; обладающий компетенцией, правомочный.

Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности . Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.

3. Составляющие элементы понятия "компетенция": (слайд № 8)

· знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы . Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.

· навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи . Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.

· способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.

· стереотипы поведения - означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир.

· усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетенции по своей значимости (слайд № 9)

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня образовательных компетенций:

· ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые являются универсальными

· общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

· предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе

Совет Европы определил следующие группы ключевых компетенций, которыми школа должна вооружить молодежь:

познавательная компетенция;

социальная компетенция;

коммуникативная компетенция;

информационная компетенция.

Ключевые компетенции - (слайд № 10)

    универсальны, применимы в различных жизненных ситуациях; ими должен обладать каждый член общества; · ключ к успешной жизни человека в обществе; универсальные способы социальной деятельности 4 элементарные ключевые компетенции: (слайд № 11) информационная - готовность работать с информацией; коммуникативная - готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной кооперативная - готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих; проблемная - готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих;

Ключевые компетенции отечественного образования (слайд № 12 и 13)

Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны. При этом не сдает позиции концепция «своего», на других непохожего, пути, сторонники которой обосновывали такое отстранение спецификой отечественных традиций. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:

· Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

· Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

· Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

· Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т. п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись , электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

· Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе , владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

· Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений .

· Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности .

Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и ре­зультатами процесса обучения, управление достижением которых в учебном процессе и определяют его эффективность, т. е. качество.

Что даёт компетентностный подход учителю и ученику? (слайд № 14)

    согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся; подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже; подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам

Компетентностный подход позволяет (слайд № 15)

    повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся; облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении: «учитель-рикша» должен превратиться в «учителя-вагоновожатого» () разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования; не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов. Педагог должен уметь: (слайд № 15) успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность; ориентироваться в ситуации на рынке трудя, ходя бы в своём районе, и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха; видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников; проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам; чувствовать проблемность изучаемых ситуаций; связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерами для их возраста; · закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике; планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов; (слайд №16) ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися; · в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»; привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени; оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой; оценивать учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств; видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Педагог должен понимать, что:

    стабильности в мире уже больше не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям; строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно; его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников – самые верные его союзники; любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью, и это представление можно передать ученикам; часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим; достаточно проводить хотя бы каждый десятый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.

Педагог должен остерегаться:

    по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников; передавать своим ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам; · представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем; мелочных правил и инструкций;

Как надо менять? Проблемы.

Это самый трудный вопрос: как перейти от одного состояния образовательной системы к другому? Каков оптимальный путь?

Решения сверху : На современном этапе модернизации образования выдвинут лозунг: «Формирование компетентностей должно стать массовой технологией». Педагогической концепцией новых «Государственных стандартов второго поколения» в России является системно-деятельностный компетентностный подход в обучении. Именно он в итоге должен дать основные результаты обучения и воспитания в виде сформированных общих и ключевых компетенций. Поэтому овладение этим подходом должно стать насущной задачей учителя.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально – педагогической деятельности. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, «репертуар» которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др. Учитель становится менеджером образования.

Иными словами, учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если сам не будет компетентен в этих вопросах. Таким образом, ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя.

Нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность учителя». Компетентного специалиста отличает критическое мышление, способность среди множества решений выбрать оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения. Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях. Иными словами, «компетентность – это способность к актуальному выполнению деятельности».

Таким образом, можно обозначить проблему квалификации преподавателей, их профессиональной адекватности разрабатываемому компетентностному подходу в современном образовании

Средства формирования компетенций в образовательном процессе:

    составление компетентностного содержания общего и дополнительного образования на основе модульных образовательных программ, обеспечивающих реальную интеграцию учебных дисциплин и воспитательной работы ; использование в образовательном процессе продуктивных педагогических технологий, направленных на формирование компетенций учащихся; совершенствование методической системы школы, обеспечивающей высокий уровень методической готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в образовании

Выполнила: студентка 4 курса 402 группы КП Любимцева А. И.

Проверил: Чумаков В. И.

Волгоград 2013

Введение. 3

Компетентностный подход: сущность, принципы, взгляды, ключевые компетенции. 4

Компетентностный подход в системе образования. 8

Литература. 14

Введение

Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Модернизация образования в сторону компетентностного подхода исходит из изменений в обществе, влияющих на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. «Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам» . Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов – создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний.

Компетентностный подход: сущность, принципы, взгляды, ключевые компетенции

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:



Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Анализ исследований позволил выявить различные взгляды на компетентностный подход. Так, Е.Я. Коган считает, что это принципиально новый подход, который требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся; этот подход должен привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения методической базы. А.Г. Бермус подчеркивает, что компетентностный подход рассматривается как современный коррелят множества более традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидактоцентрического, функционально-коммуникативного и др.); компетентностный подход, применительно к российской теории и практике образования, не образует собственную концепцию и логику, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин (в том числе, лингвистики, юриспруденции, социологии и др.).

Компетентностный подход, по мнению О. Е. Лебедева, – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

· смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

· смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

· оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция (совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов) и компетентность (владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности).

К сущностным характеристикам компетентности исследователи (Л.П. Алексеева, Л.Д. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др.) относят следующие:

· компетентность выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами; компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение;

· компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях;

· компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты.

И. А. Зимняя выделила три группы ключевых компетенций:
1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

Компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

Компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

Компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и
предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

Компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

Компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и принятие текста, знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследо­вание, интеллектуальная деятельность;

Компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование,моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

Компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самореализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества - одна из главных задач начальной школы, которая направлена на обеспечение начального образования.

В эпоху «информационной цивилизации» актуальность решения этой задачи возрастает. В связи с этим, целью нашей работы стало развитие творческих способностей учащихся, как одной из базовых компетентностей. Цель компетентного подхода - обеспечение качества образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в современном образовании

Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самореализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества - одна из главных задач начальной школы, которая направлена на обеспечение начального образования.

В эпоху «информационной цивилизации» актуальность решения этой задачи возрастает. В связи с этим, целью нашей работы стало развитие творческих способностей учащихся, как одной из базовых компетентностей. Цель компетентного подхода - обеспечение качества образования.

Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.

В словаре С.И. Ожегова дано следующие определение:

Компетентностный 1. Знающий, осведомленный…

2. Обладающий компетенцией…

Компетенция 1. Круг вопросов, в которых кто – нибудь хорошо

Осведомлен.

2. Круг чьих – то полномочий.

Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, еще не устоялся. Выделяют некоторые существенные черты этого подхода.

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

К числу таких принципов относятся следующее:

Смысл образования заключается в развитии способности самостоятельно решать проблемы на основе использования социального опыта;

Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения проблем;

Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности.

Какие же изменения в обществе обусловили поиск новой концепции образования?

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должны готовить своих учеников к жизни. Дети, которые сейчас пришли в школу, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно в 40 – 60 годах XXI века. Каким будет мир тогда трудно себе представить, в том числе и школьным учителям. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.

Другое изменение в обществе заключается в развитии процессов информатизации. Считается, что в выигрыше будут те люди, которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем.

Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию.

Такая реакция выражалась в изменении программ по учебным предметам или в ведении новых предметов, т.е. увеличение объема знаний.

Сейчас можно уверенно сказать, что таким изменениям невозможно достичь нового качества знаний.

В начальной школе сегодня представлены различные дидактические системы и образовательные программы. В связи с этим, интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов. На базе школы работаем по развивающей системе Л.В. Занкова, по традиционной программе, комплект учебников «Школа России» и «Гармония».

С позиции традиционного подхода, чем больше знаний приобрел ученик, тем лучше, тем выше его образованность.

С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью на основе имеющихся знаний решать проблемы различной сложности.

В традиционной системе звучит вопрос – что нового ученик узнал на уроке? Компетентностный подход предполагает вопрос – чему научится ученик?

С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность – способность действовать в ситуации неопределенности.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем.

В «Концепции модернизации российского образования» говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности.

Необходимость совершенствования педагогических знаний, появления новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностного - ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условии модернизации современного образования. Все учителя проходят профессиональную подготовку в ИППК города Благовещенска, московские заочные курсы по развивающей системе Л.В. Занкова. Принимают участие в авторском семинаре академика Российской Академии Образования, доктора психологии, профессора Амонашвили. Участвуют в областной НПК.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Ежегодно принимают участие в всероссийских конкурсах.

Ценностно – смысловая компетентность – способность учащихся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль.

Учебно – познавательная компетентность – опыт учащихся в самостоятельной познавательной деятельности.

Информационно – коммуникативная компетентность – представляет собой умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию.

Социально – трудовая компетентность – владение знаниями и опытом в гражданско – общественной деятельности.

Общекультурная компетентность – владение опытом деятельности национальной и общечеловеческой культуры, духовно – нравственных основ жизни человека.

Этот перечень не оставляет сомнений: понятие «компетентность» тесно связано как с обучением, так и с воспитанием. Ведь основа компетентности – самостоятельность индивида – напрямую зависит от мотивов (нравственных или безнравственных, социально – полезных или социально - опасных), которые лежат в основе понятия и реализации решения.

Поэтому и компетентностный подход к образованию касается всей нашей аудитории, тех, кто занимается воспитанием и обучением детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Создана и работает служба здоровья. В результате такой работы наблюдается снижение заболеваемости детей. Ну и конечно тесное сотрудничество по преемственности Сад-Школа, которая обеспечивает непрерывность воспитания и образования детей, выражается в следующем:

*Совместные педагогические и методические советы;

*Научно теоретические психологические семинары;

*Открытые уроки, занятия для педагогов, воспитателей, учащихся;

*Экскурсии, выставки, спортивные праздники.

*Психологическая подготовка ребёнка к школе, адаптация при переходе из одного образовательного учреждения в другое;

*Совместный мониторинг развития детей, определение «стартовых» возможностей на момент перехода из одного образовательного учреждения в другое для обеспечения равных возможностей всем детям

Одна из задач – разобраться, что именно следует иметь виду, когда мы говорим о компетентности примирительно к дошкольному и начальному образованию, какие компетентности и как можно формировать в столь раннем возрасте (и можно ли?).

Авторский коллектив «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца определяет компетентность как важнейшую комплексную характеристику личности, включающую в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный, которые отражают достижения личностного развития ребенка.

Основные задачи, требующие решения с целью сохранения преемственности между дошкольным и начальным образованием можно охарактеризовать следующим образом:

  • Определение общих и специфических целей образования на каждый из данных ступеней и определение на их основе преемственных целей и задач.
  • Построение единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования.
  • Создание единой содержательной линии в предметных областях, исключающей ориентацию на натаскивание предметным знаниям и умениям в детском саду, дублирующее школьные программы.

Успешно работаем по программе «С чего начинается Родина?», «От детского сада к школе», «Одаренные дети».

Задача педагога – сделать этот процесс успешным для ребенка, т.е. таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребенок сумел справиться со всеми проблемами, используя свои знания и умения.


Компетентностный подход получил распространение относительно недавно в результате поиска новых путей по модернизации российского образования. Обращение к этому понятию связано с желанием определить изменения в образовании (и в школьном в том числе), необходимость в которых возникает из-за перемен, происходящих в обществе.

В настоящее время появляется множество научно-теоретических и научно-методических работ, посвященных анализу сущности этого подхода и проблемам формирования ключевых компетенций.

Определение

Понятийный аппарат, который характеризует компетентностный подход в образовании, еще не до конца устоялся. Но, тем не менее, уже есть возможность для того, чтобы выделить некоторые характерные его черты. Компетентностный подход - это комплекс общих принципов, которые необходимы для того чтобы определить цели образования, организовать образовательный процесс и оценить его результаты.

  • Весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников.
  • Содержанием образования является адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем.
  • Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у учеников опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования.
  • При оценке образовательных результатов нужен анализ уровней образованности, которые достигнуты учениками на определенном этапе обучения.

Что такое компетенция

Термин «компетенция» означает круг полномочий лица или учреждения, а также круг вопросов, для решения которых лицо имеет опыт и соответствующие знания. Таким образом, можно сказать, что способность действовать в ситуациях неопределенности - это компетентность.

Но школа не может сформировать достаточный уровень компетентности учеников для того, чтобы решать проблемы во всех конкретных ситуациях и сферах деятельности, учитывая то, что общество очень быстро меняется, в нем появляются новые ситуации и новые сферы деятельности. Целью школы становится необходимость формирования ключевых компетентностей.

Как появилась идея компетентностного подхода

Выше было отмечено, что изменения в обществе обусловили появление нового подхода в образовании. Но какие это были изменения? Для чего необходима была модернизация?

Нужно отметить, что само понятие «модернизация образования» нельзя свести к какой-то конкретной программе, которая рассчитана на определенный промежуток времени. Модернизация образования, то есть обеспечение соответствия его возможностям и запросам общества, в какой-то мере осуществляется всегда. Это зависит от способностей системы образования к изменениям.

На ситуацию в образовании влияет темп развития общества. Получается так, что школа обязана подготовить своих учеников к дальнейшей жизни, о которой она сама мало что знает. Ведь могут произойти очень сильные изменения за жизнь человека. Вот почему школе нужно готовить учеников к возможным переменам, развивая у них разные качества, такие как конструктивность, мобильность, динамизм.

Компетентностный подход в обучении появился при изучении ситуации на рынке труда: были рассмотрены требования, которые предъявляются по отношению к работнику. Поэтому современное образование должно формировать профессиональный универсализм - способность человека менять способы и сферы своей деятельности. Хороший сотрудник должен быть профессионально подготовлен, а также от него сейчас требуется умение работать в команде, принимать самостоятельные решения, он должен проявлять инициативу и быть способным к инновациям. Готовность к перегрузкам, психологическая устойчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям - вот к чему должен быть готов современный работник, который стремится построить карьеру.

Отличие традиционного от компетентностного подхода

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их.

Традиционный подход стремится к результату, который показывает, что нового узнает учащийся в школе. А компетентностный подход дает понять, чему научился учащийся за период обучения в школе.

Оба подхода стремятся развить у ученика определенные качества личности, сформировать систему ценностей. Различия связаны с разными представлениями о способах достижения желаемого. При традиционном подходе считается, что всего этого можно достичь путем приобретения новых знаний. Компетентностный подход в обучении рассматривает получение опыта при самостоятельном решении проблем.

Таким образом, решение проблем в первом случае выступает как способ закрепления знаний, а во втором - это смысл всей образовательной деятельности.

Включение компетентностного подхода в школьное образование

Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

Таким образом, отсюда вытекают новые цели школьного образования:

  • Научить учиться. Необходимо научить детей решать проблемы в учебной деятельности, то есть выбирать нужные источники информации, ставить цели познавательной деятельности, искать и находить лучшие способы достижения поставленных целей, организовывать деятельность, уметь оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими учащимися.
  • Научить находить выход из ключевых проблем современной жизни: политических, экологических, межкультурных, то есть разрешать аналитические проблемы.
  • Научить объяснять существующие явления действительности, их причины, сущность, взаимосвязи, при этом используя необходимый научный аппарат, то есть разрешать познавательные проблемы.
  • Научить разрешать аксиологические проблемы, то есть ориентироваться в мире духовных ценностей, которые отражают разные мировоззрения и культуры.
  • Научить искать выход из проблем, которые связаны с осуществлением определенных социальных ролей (гражданина, избирателя, пациента, потребителя, члена семьи, организатора и других).
  • Научить решать проблемы, являющиеся общими для разных видов профессиональной и другой деятельности (поиск и анализ информации, принятие решений, организация совместной деятельности и т.д.)
  • Научить решать проблемы, касающиеся профессионального выбора, а также подготовки к последующему обучению в учебных заведениях.

Ключевые компетентности - это универсальные способы деятельности, при освоении которых человек понимает ситуацию и достигает желаемых результатов в профессиональной и личной жизни в условиях конкретного общества. Применяя компетентностный подход на уроке, преподаватель подготавливает ученика к дальнейшей взрослой жизни, способствует его успеху в дальнейшем.

Принципы компетентностного подхода

В своей основе компетентностный подход в образовании имеет три принципа.

Первый из них гласит, что основой образования должны являться базовые знания и соответствующие им умения, навыки и способы обучения. Для того чтобы этого достичь, учащимся необходимо овладеть основными инструментами учения: письмом, чтением, математической грамотностью.

Следующий принцип заключается в следующем: в содержании современного образования должны включаться необходимые и действительно важные, а не второстепенные знания. Можно сказать, что система образования должна иметь ориентацию на базовые отрасли науки и носить академический характер. Школа должна направлять свое внимание на то, что уже проверено временем, является основой.

Реализация компетентностного подхода не может быть возможной без принципа гуманного отношения к каждой личности - это третий принцип.

Проблемы

Проблемы компетентностного подхода рассматриваются в виде ряда вопросов, ответив на которые можно понять, возможно ли внедрение подхода в систему образования или же все его идеи останутся на бумаге и в умах ученых. Готово ли образование в России и сознание педагогов к внедрению подхода, какова цена этого (в том числе и в экономическом смысле)? При каких субъективных и объективных условиях компетентностный подход прочно войдет в систему образования? Приведет ли переход к этому подходу к повышению уровня качества образования? Что такое качество выпускника с позиции этого подхода? Можно ли внедрять технологии компетентностного подхода без осуществления кардинального реформирования традиционной системы профессиональной и общеобразовательной школы? Подойдет старая система или ее необходимо полностью поменять? Есть ли возможность не применять развитую психолого-педагогическую теорию, которая лежит в основе компетентностного подхода? Если нет, то существует ли теория, которая подойдет для этого?

Компетентностный подход в профессиональном образовании

Подготовка высококвалифицированного специалиста профессионального образования является основным этапом в процессе его реформирования. Происходят изменения, которые необходимы для того, чтобы обеспечить повышение качества образования выпускников и приведение их компетенций в соответствие с запросами работодателей в различных сферах деятельности. Компетентностный подход в профессиональном образовании формирует новую модель будущего специалиста, который отвечает условиям экономического развития страны и востребован на рынке труда.

Этот подход позволяет актуализировать у учащихся спрос на образование и обеспечивает высокое качество подготовки будущих специалистов. Результатом обучения является получение студентами компетенций в процессе освоения профессиональных модулей.

Компетентностно-деятельностный подход лучше всего осуществлять при использовании модульной технологии, которая позволяет гибко строить содержание образования из блоков, использовать разные формы и виды обучения, выбирать наиболее удачные для определенных групп обучаемых.

При этом подходе цели образования связаны с объектами и предметами труда, а также с выполнением определенных конкретных функций и с междисциплинарными требованиями к результату процесса образования. Можно сказать, что результатом образования будет являться совокупность результатов по становлению и развитию основных компетенций, которые будут дополнением к привычным целям образования.

Большое внимание при компетентностном подходе уделяют самостоятельной работе студентов. Это может быть выполнение домашних заданий, опираясь на рекомендованные источники по теме занятий в аудитории, а также подготовка рефератов и сообщений с помощью дополнительной литературы. Рост компетенции студента в профессиональном смысле подразумевает под собой не только выполнение указаний преподавателя, но и поиск эффективных способов обучения.

Компетентностный подход подразумевает изменение и других компонентов, включенных в образовательный процесс. Это педагогические технологии, содержание, средства оценки и контроля. Огромную роль играют такие активные методы обучения, как решение ситуационных задач, общение, диспуты, дискуссии, выполнение проектов.

Одобрен и внедряется в профессиональные учебные заведения компетентностный подход. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) определяет основу обучения. Это уже не предметные, а ценностные ориентиры. Обучение, которое основано на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов отношений и поведения, которые нужны для определенной трудовой деятельности.

Внедрение такого обучения помогает развить творческое мышление и привлечь интерес студентов к важным вопросам в последующей профессиональной деятельности. Сутью образовательного процесса становится создание различных ситуаций и поддержка действий, приводящих к формированию какой-либо компетенции.

В итоге можно сказать, что повысить эффективность обучения в профессиональном образовании помогает реализация компетентностного подхода при тесном взаимодействии с будущими работодателями, научно-методического содержания подготовки специалистов и мотивации студентов к хорошему уровню своей профессиональной деятельности.

Основные выводы

  • При внедрении компетентностного подхода в образование произойдет изменение всей педагогической системы, осуществится переход к новому типу воспитания и обучения.
  • Образование и общество еще не готовы к подобному кардинальному сдвигу.
  • Переход к компетентностному образованию подразумевает под собой долгий процесс исследований, осмысления, принятия и разработок административно взвешенных и научно обоснованных решений.
  • Для удачной реализации этого процесса необходима опора на психолого-педагогическую теорию или даже комплекс теорий.
  • Нужны серьезные государственные инвестиции в образование для перехода к новой модели и повышения качества образования.


© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков