". Какие шины лучше для "девятки?" Допустимые размеры шин на ваз 2109

". Какие шины лучше для "девятки?" Допустимые размеры шин на ваз 2109

Замена дисков — это естественный этап для владельцев любого автомобиля. Даже те, кто предпочитает ездить на заводских колесах, вечно их эксплуатировать не сможет. И когда старые приходят в негодность, возникает вопрос — что приобрести им на замену.

Виды

Анализируя рынок колесных дисков, весь ассортимент можно разделить на три типа:

  • Стальные штампованные;
  • Легкосплавные литые;
  • Легкосплавные кованные.

Штампованными дисками многие автомобили, включая ВАЗ 2109, оснащались еще с завода. Внешне они совершенно непривлекательные, с течением скорого времени теряют свои внешние характеристики. Будем откровенными, это пережиток прошлого.

Но при этом стальные штамповки имеют свои преимущества, из-за которых данный тип дисков до сих выпускается и пользуется внушительным спросом среди потребителей:

  • Доступная цена. Это самые дешевые варианты из всех доступных сегодня;
  • Высокие показатели прочности. Учитывая качество наших дорог, многие думают прежде всего о качестве, сохранности, а не внешних данных;
  • Надежность. Их не придется менять чуть ли не каждый сезон, откуда вытекает внушительная экономия;
  • При сильных ударах штамповки не ломаются и не трескаются. Максимум мнутся, что открывает возможности для восстановления, реставрации;
  • Легко снимаются и меняются без посторонней помощи.

Но давайте будем честными до конца. При всех их положительных качествах, отвратительный внешний вид заставляет автовладельцев отказываться от надежности и прочности в пользу имиджа, внешний привлекательности. Причем не стоит думать, что легкосплавные варианты абсолютно хрупкие и ломаются только от одного вида яма.

Легкосплавные

Если говорить о легкосплавных дисках, то они изготавливаются, как вы уже догадались, из специальных легких сплавов.

Всего применяются три типа сплавов.

Тип сплава

Особенности

Титановый

Отличный выбор по всем показателям, кроме стоимости. Это самые дорогие легкосплавные диски, которые, тем не менее, служат долго, надежно, выглядят просто превосходно

Алюминиевый

Алюминиевый сплав многие ставят на первое место, учитывая внешние характеристики, показатели прочности и доступность. Важный плюс алюминия в том, что ему не страшна коррозия. При надлежащей эксплуатации, алюминиевый сплав служит долго и поддерживает прекрасный внешний вид автомобиля

Выбирая легкосплавные комплекты дисков, обязательно сравните их сильные и слабые стороны. Внешний вид — это далеко не единственный критерий, на который нужно обращать внимание при покупке.

Преимущества и недостатки легкого сплава

Если сравнивать со стальными дисками, выбор в пользу легкосплавных вариантов предоставляет владельцам автомобилей достаточно обширный перечень преимуществ. Но важно знать также про минусы.

Преимущества

Недостатки

  • Привлекательный, современный внешний вид, который позволяет выделить диски на фоне конкурентов и однообразных штампованных изделий;
  • Снижает вес неподрессорной части;
  • Позволяет реализовать оригинальные дизайнерские идеи;
  • Эффективно охлаждает тормозной узел;
  • При изготовлении соблюдается максимальная точность, что положительно сказывается на балансировке, износе шин;
  • При производстве покрываются антикоррозийными составами, что позволяет не бояться езды даже по заснеженным дорогам, усыпанным солью или прочими реагентами
  • Материал достаточно хрупкий, потому при сильных ударах появляются трещины или диск вовсе ломается;
  • Отремонтировать легкосплавные изделия невозможно, в отличие от стальных штампованных;
  • Повредить диск можно в самой простой ситуации, к примеру, паркуя автомобиль;
  • При выборе продукции сомнительных производителей высока вероятность попасть на заводской брак;
  • Диски не гасят удары, от чего сильнее страдает подвеска автомобиля, на нее воздействуют дополнительные нагрузки

Правила эксплуатации

  1. Старайтесь избегать ударов, что требует более аккуратного вождения.
  2. Паркуйтесь осторожно, внимательно следите, куда пристраиваете свою машину.
  3. Избегайте наездов на ямы, выбоины. Это опасно для автомобиля с любыми колесами, но если штамповку еще можно будет потом восстановить, легкий сплав придется отправить на свалку.
  4. Переезжая по рельсам, не набирайте большую скорость. Удары о металл могут спровоцировать не только деформацию дисков, но и поломку подвески.

Маркировка и параметры

Маркировка, указанная на колесных дисках, бывает трех типов:

  • Европейская;
  • Российская;
  • Американская.

Разница между ними не значительная, плюс информация всегда указывается одинаковая, только порой с разными способами обозначения.

Выбирая диски для ВАЗ 2109, вам требуется придерживаться выбора изделий со следующими параметрами.

Параметр

Особенности и требования

Здесь мы говорим про ширину обода и диаметр. Для девяток актуально использовать диски, где диаметр и ширина обода имеют такие параметры — 5,5 на 13,5, 5,5 на 14 или же 6 на 14 дюймов. Установить диски с большим диметром можно, только это повлияет на технические характеристики, сложность управления, расход топлива и прочие параметры

Это количество отверстий, предназначенных для фиксации диска и расстояние между ними. Для ВАЗ 2109 требуемый параметр 98/4

Это диаметр центрального отверстия. У ВАЗ 2109 он составляет 58,1 миллиметр

Это вылет. Требуется +40. Взяв диски с меньшим вылетом, увеличится сцепление с дорогой, что приведет к более трудному рулевому управлению, ускоренному износу ступичного подшипника и повышенному расходу топлива

Ориентируйтесь на эти ключевые параметры при выборе нового комплекта. Плюс не забывайте о роли качества самих изделий.

Выбирая себе комплект новых штамповок или легкосплавок, обязательно обратите внимание на следующие моменты.

  1. Все литые диски должны быть обязательно сертифицированы, дополнены знаком качества и рентгенконтроля.
  2. Все диски в обязательном порядке должны иметь отметку контролирующего органа и документ, подтверждающий прохождение дисками контроля качества и соответствия действующим стандартам.
  3. На изделии указывается максимально допустимая нагрузка, с которой способен справиться диск.
  4. Имя, и прочие данные о производителе — вполне очевидная информация, которую вы можете и должны прочитать на диске.
  5. Номер плавки продукции, способ производства, маркировка и дата изготовления. Если этого нет, ищите комплект в другом магазине. Это явно поддельная или сомнительная партия.

Правила хранения

Многие автовладельцы приобретают два комплекта дисков, один из которых эксплуатируется зимой, а другой — летом. Это позволяет не перекидывать всякий раз резину с одного комплекта на другой.

Но оставляя на длительное время колеса в гараже или в другом месте, вы рискуете потерять их изначальное качество, поскольку правила хранения не были соблюдены.

А они достаточно простые.

  1. Не бросайте просто комплект где-то в углу, где освободилось место.
  2. Перед отправкой на хранение нанесите маркировку на колеса, чтобы знать, где переднее левое, заднее правое и так далее.
  3. Храните колеса исключительно в сухом, прохладном и темном месте. В непосредственной близости от шин не должны находиться химические вещества, бензин, масло. Эти компоненты способны с течением времени разрушать структуру колес, потому срок их службы заметно сокращается.
  4. Если шины хранятся вместе с дисками, держать их в положении стоя нельзя. Подвесьте или разместите горизонтально. Многие специалисты советуют использовать деревянные поддоны.
  5. Если же резина хранится отдельно, она располагается вертикально. Более того, шины следует вращать раз в месяц, чтобы давление не деформировало состав. Не подвешивайте и не ставьте шины одна на другую.
  6. Перед отправкой на хранение просмотрите проекторы, удалите все камешки, застрявшую гальку.
  7. Внимательно проверьте состояние колес перед тем, как устанавливать их на новый сезон.

Колесные диски — это не просто предмет визуального украшения автомобиля. Во многом от их качества и правильности выбора зависит безопасность, надежность работы подвески, расход топлива и ряд других параметров.

Разберемся как правильно выбрать резину и диски на Ваш Ваз 2109. Мы не будем касаться конкретных фирм производителей, просто произведем обзор, благодаря которому Вы будете хорошо ориентироваться в покрышках и дисках по их внешнему виду и маркировке.
На автомобилях Ваз 2109 используются диски диаметром 13 дюймов. Поэтому если на своей покрышки Вы видели R13,то это как раз и есть указание диаметра диска.
Однако кроме диаметра у диска и другие важные параметры:

Диаметр диска — тут все понятно,это диаметр внутри диска,на который будет установлена шина.
Ширина диска — ширина внутри диска, на которую будет установлена шина.
ЕТ-вылет диска. Параметр,показывающий,как глубоко диск буде утоплен в арку автомобиля.
PCD — количество крепежных отверстий и расстояние между ними.
DIA — диаметр центрального отверстия диска колеса.
Важных параметров пять и про каждый из них нельзя забывать. Маркировка стандартного
вазовского диска следующая:
5Jx13H2
И все. При этом неуказанные параметры следующие:
Вылет колеса 40 мм
PCD 98/4 мм
DIA 58.5 мм
Диаметр и ширина диска важны потому,что если Вы не будете их учитывать, то стандартная вазовская резина не налезет на этот диск. Вылет важен тем, как колесо будет смотреться на машине: вылет <40 мм — колесо будет утоплено в арку, >40 мм будет торчать сбоку автомобиля.
PCD очень важен,если Вы возьмете диск с любым другим PCD,то вы просто не сможете прикрутить его к ступице. Или число отверстий будет не то, или расстояние между этими отверстиями не точно 98 мм. Болты не попадут в отверстия на ступице, а если и попадут,то при обжатии диск перекосит. В интернете существует много дискуссий по данному поводу. Например диски от Рено Лагуна диаметром 13 дюймов имеют PCD не 98 х 4, а 100 х 4. Это значит что расстояние между отверстиями в диске не вазовские 98 мм, а 100 мм. Предмет спора следующий: одни утверждают,что это все ерунда, аккуратно обожмите болты при установке крест-накрест и ездите на здоровье. Другие утверждают,что делать подобное не стоит — диск станет не ровно и машину будет трясти при движении. Все мы люди разные, и что одному хорошо, то другому может быть плохо. Один будет ездить с разбитой подвеской на таких дисках и не обращать внимание на то что машину трясет. Другой человек обратит внимание даже на незначительные вибрации при движении автомобиля. Причина вибраций в следующем: из-за неровной посадки(даже доли миллиметра играют роль) колесо на диске с PCD 100 на ступице с отверстиями 98 х 4,вращается не по кругу, а по эллипсу. То есть центр оси авто не будет совпадать с центром диска.Но тут сторонники дисков 100 х 4 опять возразят — есть специальные болты
с эксцентриками:

Болты с эксцентриками есть смысл применять, если Вы ставите литые диски. Причина следующая: штампованный б/у диск в хорошем состоянии на Ваз 2109 стоит порядка 10$.А один болт эксцентрик стоит порядка 2-3$.То есть получается,что четыре болта эксцентрика стоят столько же, сколько и сам диск.
Теперь займемся покрышками. Выпускаемые сейчас промышленностью шины в подавляющем большинстве
бескамерные радиальные. Расшифровка типовых обозначений на шине приведена ниже.

Давайте разберем несколько примеров.Пример №1:

На рисунке представлена шина диаметром 14 дюймов,ширина 185 мм высота равна 185 мм * 0,7 (70% от ширины шины). Это зимняя резина, так как присутствует надпись M+S, также она бескамерная. Стрелочка показывает направление вращение колеса. Это тоже важно,так как если поставить не по стрелочке,то резина будет сильнее изнашиваться. Вот еще пару типовых обозначений шин:

ВАЗ 2109 относится к семейству Лада «Спутник» – пятидверная модификация предыдущей модели 2108 из семейства Лада «Спутник».

С заводского конвейера классические модели выходили со штатными ободами штампованными из стального сплава:

  • 4 1/2J-13;
  • 4 1/2J-13H2;
  • 5 J-13H2.

Перед тем, как расшифровать маркировку надо разобраться, какие приняты технические размеры и параметры автомобильных дисков. Вне зависимости от способа изготовления литые или штампованные – их обозначение проводится идентичным образом. На внешней поверхности находится клеймо, которое отображает весь необходимый объем информации.

Сюда входит:

  • наименование завода-производителя;
  • государство, где происходил выпуск;
  • дата (по принципу «неделя/год», пример: 1815 – 18 неделя 2015 года);
  • маркировка рентген-скана (легкосплавные литые изделия проверяются на отсутствие внутренних трещин и дефектов);
  • размеры;
  • знак контрольного отдела (для России – РОСТЕСТ, для Германии – TUV, международная организация – ISO, для Америки — SAE и т.д.);
  • номер плавки и допустимая нагрузка (lb (фунты), кг, пример: max load 1800LB – максимальное давление до 1800 фунтов или 816 кг).

Детальнее о типоразмерах

По всему миру принято использовать европейскую систему обозначения. Для примера простые диски для «бескамерки» на ВАЗ-2109 — 4 1/2 J-13H2 ET30.

  • J – кодированные параметры для бортовой закраины обода в мм (сюда входят радиусы скруглений, уголы наклона и прочее). Этот пункт включает перечень размерностей для получения узкоспециализированного заключения при проведении технических тестов. Существуют и другие категории – D, E, F и т.д.

  • H2 – двойной хамп или кольцевой вылет полки обода HUMP (она удерживает бескамерную шину от соскальзывания). Есть еще такие варианты хампов – H (простой), A (ассиметричный), CH (комбинированный), FH (плоский).

13 – посадочный диаметр в дюймах.

Ниже на чертеже наглядно показаны основные параметры по структуре расположения технологических отверстий и выступов.

  • ET30 или ET+30 – вынос колеса в мм. Указываются размеры расстояний между серединой ширины диска и привалочной плоскости (где диск и ступица соприкасаются), соответственно равен 30 мм. Исходя из того, где выпускается изделие, маркировка сменяется на OFFSET (отрицательный) или DEPORT (положительный).

При минусовой величине проводится обозначение с аналогичным знаком, пример «-ET30».

Значения креплений на диске (параметры разболтовки)

При монтаже важно учитывать посадочный размер, который советует завод-производитель, поскольку различия могут быть из-за разных систем исчисления (метрическая или имперская).

  • Расстояние диаметра между отверстиями для крепежа обозначается как PCD (Pitch Circle Diameter). Принятая схема на ВАЗ-2109 выглядит 4х98 или PCD 98/4, т.е. между центральными осями болтов (в количестве 4 штук) 98 мм.
  • Крепежные элементы – метрическая резьба на М12х1,25 (диаметр болтовой шпильки 12 мм и шаг резьбы 1,25 мм).
  • Центральное отверстие под вал ступицы на диске обозначается как DIA и для ВАЗ-2109 это равно 58,5 мм.

Важно! Нередко автолюбители путают значения PCD из-за разницы всего в пару мм. К примеру, штатный размер для двух центральных отверстий составляет как раз визуально незаметное отклонение в 2 мм – это PCD на 4/98 и 100. Получится полностью закрученным только 1 болт, а остальные 3 будут недотянутыми, что в итоге приведет к аварийной ситуации.

Установка колесных дисков на R14, 15 на модель ВАЗ-2109

Штатное колесо с параметрами 175/70 R13 не отличается особым визуальным «благородством», по сравнению с увеличенным вариантом R14 или R15. Это происходит из-за большой высоты резинового профиля, который зрительно «заслоняет» и без того небольшие размеры диска.

Технические особенности модели ВАЗ-2109 предусматривают монтаж дисков категории R14 и R15 – кованные или литые лекгосплавные. По ширине диски могут составлять от 5 до 6 дюймов с характеристикой по вылету от 35 до 40 мм. Остальные значения, касающиеся PCD и DIA, соответствуют 4х98 с диаметром центрального разъема 58,5 мм.

В этом случае подбор резины надо проводить из расчета, чтобы общий диаметр колеса находился в пределах штатного значения. Не соблюдение этого условия приведет к тому, что во время поворота шина начнет протирать подкрылки и детали подвески.

Способ проведения расчетов

Отталкиваясь от характеристик резины стандартного колеса на 175/70 с радиусом R13, где:

  • значения 175 и 70 – это значения ширины шины и высоты профиля резины в процентах;
  • умножаем между собой 175х0,7 получается 122,5 мм;
  • фактический диаметр диска R13 равен 13х25,39 будет 330 мм.

Чтобы узнать общий диаметр колеса надо сложить два полученных значения, но высота профиля идет в двойном размере, т.е. (122,5х2) суммируется с 330 и получается 575 мм.

По такому же принципу проводятся расчеты для более наглядного восприятия, например: для моделей 175/70R13, 175/65R14 и 185/60R14, выходит 575, 583 и 577 мм, соответственно.

Последнее значение будет наиболее подходящим для ВАЗ-2109, поскольку на 10 мм больше по ширине. Это уменьшит при эксплуатации величину тормозного пути, добавит управляемости, снизит заламывание резины при поворотах на большой скорости. В небольшой степени будет увеличен расход топлива, но зато выбоины и ухабы на дороге станут менее заметны.

Максимальные и минимальные параметры нештатных дисков

Инженеры-конструкторы Тольяттинского автозавода не особо «приветствуют» установку колесных дисков радиусом R15, но и нет прямых причин, чтобы этого не делать.

Проблема состоит в сложности выполнения этой операции без привлечения специалистов, необходимо вмешательство квалифицированных мастеров. Причина этому – «конфликт» задних арок и деталей подвески с новыми ободами, а в некоторых случаях надо нарушать заводскую конструкцию трансмиссии.

Обратить внимание! Не следует забывать и об обязательном техосмотре, и как на такой «апгрейд» посмотрят сотрудники автоинспекции.

Подходящий размер резины для дисков R15 – 185/55 и даже 195/50, но скорее всего, что такая большая ширина станет причиной для затирания по арке. Ниже представлены рекомендуемые диски для модификаций на ВАЗ-2109.

Табличные характеристики для подбора дисков

Диаметр R13

Диаметр R14

Диаметр R15

Наиболее подходящими по размеру выступают колеса на 14 дюймов (R14). Как было указано выше, допускается установка и 15-дюймовых, но с резиной низкого профиля. В этом варианте вынос должен находиться в зазоре между 30-35 мм, а модели шин подойдут такой категории: 185/55 или 195/50.

Большая резина серии R15, например 195/55 или 205/50 подойдет для монтажа на передней оси. Чтобы их вставить на заднюю ось потребуется конструктивная доработка в конструкции подвески и увеличение колесных арок. Оптимальные размеры для установки на ВАЗ-2109 это модели 185/60 для R14 и 195/50 для R15.

На девятой модели лады выгодно проводить внешний тюнинг по замене колес, поскольку такой способ является бюджетным. Его без проблем можно выполнить собственными силами, если не пытаться монтировать очень большие обода.

Можно ли установить на ВАЗ-2109 диски R14 (или еще больше)? Как это отразится на поведении машины и не возникнет ли проблем с ГАИ?

Колеса с посадочным диаметром шины 14 дюймов можно устанавливать на «вазовские» «Самары». Но при этом прочие размеры диска (ширина и вылет) не должны превышать определенных величин, иначе в поворотах и при максимальной загрузке автомобиля колеса будут задевать колесные арки и элементы подвески. Самое «узкое» место ВАЗ-2108, -09, -099 - задние арки и подвеска, которые часто «конфликтуют» с колесами увеличенных размеров.

Для «Самар» подходят штампованные стальные диски шириной 5 или 5,5 дюйма с вылетом (параметр ЕТ) 38 - 40 мм. Можно установить и легкосплавные колеса. В таком случае ширина диска должна составлять 6 дюймов, а ЕТ - 33 или 35 мм. При этом используется покрышка размерностью 175/65 R14 - например, такая, как в заводской комплектации автомобиля ВАЗ-2110 или Skoda Fabia. Возможно применение покрышек шириной 165 и 185 мм.

Кроме того, допускается установка на «девятки» и «восьмерки» и 15-дюймовых колес - при условии применения дисков с ЕТ, равным 30 - 35 мм, и с достаточно низкопрофильными шинами 185/55 R15. Ездят «восьмерки» и с колесами 195/50 R15. А вот еще более «крутые» шины 195/55 R15 и 205/50 R15 устанавливают только на переднюю ось или одновременно с доработкой подвески либо колесных арок.

На основании опыта эксплуатации «переобутых» «Самар» можно сказать, что рекомендуемый размер резины для колесных дисков R15 составляет 195/50, а для R14 - 185/60.

Напомним также, что для любых «вазовских» дисков диаметр окружности расположения четырех крепежных болтов (PSD) составляет 98 мм, что в каталогах кодируется как 4х98. Диаметр центрального отверстия в дисках для тольяттинских машин не должен быть меньше 58,5 мм.

Установка низкопрофильных шин позволяет улучшить управляемость автомобиля при маневрировании и повысить скорость прохождения поворотов. Низкие борта покрышек меньше сминаются при боковых нагрузках на шину, и руль становится «острее», а машина меньше отклоняется от траектории. Зато такие колеса хуже поглощают дефекты дорожного полотна и передают на кузов больше ударных нагрузок при езде по неровностям. Кроме того, покрышку с невысоким профилем даже при проезде выбоины на малой скорости легко «пробить» до диска, кромка которого может смяться вплоть до полного выхода из строя.

Стоит отметить, что правила дорожного движения запрещают эксплуатацию автомобилей с шинами, размер которых «не отвечает модели транспортного средства». Впрочем, практика эксплуатации тюнингованных ВАЗов свидетельствует, что работники ГАИ обычно не имеют претензий к 14-дюймовым колесам - очевидно, благодаря тому, что дисками «на 14» на заводе комплектуют «Лады-2110», аналогичные по ходовой части «восьмеркам» и «девяткам». А вот с пятнадцатидюймовыми колесами вероятность «нарваться» на неприятности во время прохождения техосмотра выше.

Диаметр диска Ширина диска, дюймы Вылет, мм ЕТ Размер покрышки, мм/%
R13 J5,0 35-38 155/75, 165/70
J5,5 35-38 175/70, 185/65
R14 J4,0 45 135/80
J5,5 35 - 43 165/65, 175/65, 185/60
J6,0 35 - 40 175/65, 185/60
R15 J6,0 30 185/55
J6,5 30 195/55, 195/50
J6,5 35 195/50, 205/50
J7,0 35 195/50, 205/50

Подготовили Владимир Корницкий, Игорь Широкун
Фото Сергея Кузьмича, Юрия Нестерова и Андрея Яцуляка

У любого владельца ВАЗ-2109 рано или поздно возникает вопрос: какова разболтовка на дисках их автомобиля? Обычно задают его в тот момент, когда начинают задумываться о замене этих важных элементов колес, обеспечивающих безопасность движения и имиджевую привлекательность транспортного средства.

Вообще же понятие «разболтовка» подразумевает расстояние, пролегающее от центра одного крепежного отверстия диска до другого. По большей мере у всех изделий Волжского автозавода этот параметр совпадает, но в целом никаких стандартных значений не разработано. Потому у разных производителей дырки под болты на ступицах расположены неодинаково.

Разболтовка – размеры

Если приобрести диски с меньшей величиной ЕТ, то сцепление с дорожной поверхностью существенным образом вырастет, а значит:

  • ухудшится управляемость;
  • повысится расход горючего;
  • ускорится износ ступичного подшипника.

Можно ли ставить диски 4×100


Такой вариант довольно часто можно увидеть на ВАЗ-2109. Однако в реальности данное решение не является правильным.

Проблема в том, что стандартная разболтовка рассматриваемой модели отличается сравнительно несильно от заводской. Многим кажется, что эти пару миллиметров никакого значения не имеют. Тем не менее диск 4×100 обычными болтами нормально закрепить невозможно. На них имеется (под головкой) утолщение – именно оно не позволяет завернуть крепежные элементы полностью. Более того, при попытке это сделать силой, вероятнее всего, вы сорвете резьба в ступице.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков