Какие нормы нужно использовать при списании гсм. Какие нормы нужно использовать при списании гсм Норма на пробег при выполнении специальной

Какие нормы нужно использовать при списании гсм. Какие нормы нужно использовать при списании гсм Норма на пробег при выполнении специальной

Вадим Байбуз , старший партнер коллегии адвокатов «Байбуз и партнеры»

План семинара:

С 14 июля 2015 года действуют новые нормы расхода топлива (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р в ред. распоряжения Минтранса России от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). Изменений в этот раз много. Возросли надбавки для крупных городов. Увеличили коэффициенты для технологического транспорта. Это означает, что теперь можно списать больше расходов.

Кроме того, Минтранс дополнил и уточнил нормы для некоторых марок автомобилей. Обязательно проверьте нормы, установленные в вашей компании, на актуальность.

Какие нормы и коэффициенты установил Минтранс

Список автомобилей, для которых Минтранс России установил нормативный расход топлива, заметно пополнился. В частности, появились базовые значения для следующих моделей: Chevrolet Cruze, Nissan Juke, Opel Corsa, Renault Duster, Toyota Prius, Lada Priora (ВАЗ-21116) и др.

До 14 июля отдельные повышающие коэффициенты компании могли использовать, если выполняется сразу два условия. Первое: машина проехала определенное количество километров. Второе условие – срок эксплуатации. Так, на 5 процентов можно было увеличить базовые нормы для машин, которые проехали более 100 тыс. км и находятся в эксплуатации более пяти лет. И на 10 процентов – для транспорта, который используется более восьми лет, а общий пробег составляет свыше 150 тыс. км.

С 14 июля Минтранс России позволил применять эти послабления, если выполнено хотя бы одно из двух условий. То есть 5-процентную надбавку можно провести, когда пробег машины более 100 000 км или срок ее использования более 5 лет. А если пробег уже больше 150 000 км, то максимальная надбавка вырастает до 10 процентов вне зависимости от срока эксплуатации. То же самое для машин с пробегом меньше 150 000 км, которые используют больше восьми лет.

До 20 процентов увеличилась максимальная надбавка и в отношении технологического транспорта. Раньше предел был 10 процентов. Эта надбавка предназначена для транспорта, который используют в основном в производственных помещениях, на промышленных площадках и т. д. Например, погрузчики, экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Словом, те машины, которые крайне редко появляются на дорогах общего пользования.

Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому в холодное время года, чаще всего с середины октября или ноября, компании вправе применять зимнюю надбавку. Ее размер и период применения зависят от конкретного региона, в котором используют транспорт (приложение № 2 к распоряжению № АМ-23-р).

Все эти коэффициенты можно сложить и использовать одновременно. То есть умножить базовую норму на сумму коэффициентов.

Вопрос участника

– Автомобили с работающим кондиционером потребляют больше топлива. Можно ли увеличить расходы в налоговом учете?
– Да, для машин с кондиционерами предусмотрена отдельная надбавка. Максимальный размер – 7 процентов. Но важно помнить, что этот коэффициент не применяется одновременно с зимней надбавкой (п. 5 распоряжения № АМ-23-р). То есть в теплое время года вы вправе применять набавку за кондиционер. А в холодное время года – зимний коэффициент. Другое дело, если в машине установлена система «климат-контроль». В таком случае 7-процентная надбавка применяется при движении автомобиля независимо от времени года.

Как перейти на новые правила

Чтобы начать применять новые нормы, издайте приказ в произвольной форме (см. образец ниже. – Примеч. ред.). Поставьте дату после 14 июля 2015 года. В начале приказа пропишите, что издаете его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса России. Так проверяющим будет понятно, почему организация вдруг решила пересмотреть нормы расхода топлива.

Перейти на новые повышенные надбавки можно в любое время начиная с 14 июля. Нет ничего страшного в том, что компания начнет применять новые коэффициенты, скажем, с нояб-ря или вовсе со следующего года. Ведь в таком случае расходы компания точно не завысит.

Детально распишите информацию об автомобиле, для которого меняете норму. Укажите марку, модификацию, государственный регистрационный знак. Назначьте ответственного за соблюдение новых норм – руководителя АХО, начальника транспортного отдела или другого работника. Ознакомьте этого сотрудника, а также бухгалтера, который ведет на ГСМ, с приказом под подпись.

Можно ли использовать свои замеры

Использовать нормы Минтранса – право, а не обязанность организации. С этим согласны и в Минфине России. Подтверждение этому – письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875 .

О лекторе

Вадим Николаевич Байбуз – член Адвокатской палаты Московской области. С 2012 года является старшим партнером юридического бюро «Байбуз и партнеры». С 2008 года – управляющий партнер адвокатского бюро «Джейнови».

Действительно, Налоговый кодекс не требует нормировать расходы на горюче-смазочные материалы. Тем не менее всем известно правило: при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Именно поэтому безопаснее учитывать затраты по нормам Минтранса.

Вопросов со стороны проверяющих к вам точно не будет. А уж если в распоряжении Минтранса России № АМ-23-р нет норм для какой-то марки, то установите свои значения.

Ведь компания вполне может использовать комбинированный метод признания расходов на ГСМ. То есть по одним машинам применять нормы Минтранса, а по другим – свои значения. При этом ориентируйтесь на данные производителя из технической документации автомобиля. Проведите контрольные заезды и составьте акт. В нем пропишите марку машины и расход топлива из расчета на 100 км. Он не должен сильно отличаться от значения, заявленного производителем.

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 5 млн. человек - до 35%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 1 до 5 млн. человек - до 25%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

(см. текст в предыдущей редакции)

до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

(см. текст в предыдущей редакции)

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20 - 40 км/ч - до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) - до 10%.

При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При учебной езде на дорогах общего пользования - до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 40%.

При использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) при движении автомобиля - до 7%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера при движении автомобиля - до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:

(см. текст в предыдущей редакции)

На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист , форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

ФАЙЛЫ

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула , применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

N расх. = 0,01 х N предусм. х (1 + х К х 0,01)

  • N расх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • N предусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Минтранс РФ утвердил нормы расхода ГСМ на 2019 год. В статье таблица нормативов по видам транспорта и калькулятор, который рассчитает нормы расхода топлива для конкретной марки авто.

Новые нормы списания ГСМ Минтранса РФ на 2020 год в этой статье - Нормы списания ГСМ в 2020 году в РФ: калькулятор онлайн

Распоряжением от 06.04.2018 № НА-51-р. Минтранс РФ расширил перечень автомобилей, для которых теперь есть нормы расходов на бензин. В новый список попали Lada Granta, Priora,Vesta и УАЗ-Patriot и др. Сверьтесь с новыми лимитами, чтобы у инспекторов не было претензий к обоснованности затрат на ГСМ. В таблице появились новые модели отечественных легковых автомобилей, автобусов, грузовиков и фургонов, для которых раньше не было лимита на затрат по топливу.

Зачем использовать нормы расхода топлива

Расходы в целях учета налоговой базы по налогу на прибыль должны быть обоснованными. Налоговый кодекс не обязывает нормировать расходы на ГСМ, и по мнению Минфина этого тоже не требуется (письмо Минфина России от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875). Но чиновники ФНС требуют не только нормировать такие расходы, но и придерживаться нормы расхода топлива на 2019 год Минтранса РФ.

В этих условиях у организации есть три варианта действий:

  1. Списывать расходы по фактическим данным. В этом случае нужно быть готовыми отстаивать свою точку зрения в суде,
  2. Учитывать расходы по самостоятельно разработанным нормам,
  3. Списывать расходы по лимитам, утвержденным Распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р в редакции изложенной Распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 № НА-51-р. Это наиболее простой и безопасный вариант, поэтому лучше использовать его.

Налоговики снимут расходы на бензин, если вы не сможете их обосновать. Например, когда списываете топливо сверх норм, которые сами же установили. Многие используют данные Минтранса, но это могут быть и собственные нормативы. Чтобы не потерять затраты, обоснуйте превышение. Оно возможно в любое время года, в том числе и летом. Есть

Для каждого автомобиля лимиты расхода топлива устанавливаются индивидуально с учетом следующих факторов:

  • Марка автомобиля,
  • Пробег транспортного средства,
  • Базовый расход топлива, утвержденный Минтрансом,
  • Повышающие коэффициенты.

Нормы расхода бензина для легковых автомобилей на 2019 год рассчитывайте по формуле:

Минтрансом РФ установлены базовые нормы ГСМ для каждой марки транспорта, а конечные предприятие высчитывает самостоятельно с учетом повышающих коэффициентов.

Калькулятор для расчета норм ГСМ в 2019 году

Вы можете посмотреть новые нормы расходы топлива с помощью нашего калькулятора. Введите производителя и модель автомобиля и он выдаст вам норматив.

Надбавки и коэффициенты к нормам расхода топлива

Распоряжением Минтранса определен ряд надбавок и коэффициентов, увеличивающих лимиты расхода топлива в зависимости от дорожных, климатических и иных условий эксплуатации транспорта.

Зимние надбавки к расходу ГСМ в 2019 году. Зимние надбавки применяются в холодное время года, ведь расход топлива на прогрев и работу машины зимой увеличивается. Надбавки установлены отдельно для каждого климатического района:

  • Центральный,
  • Северо-Западный,
  • Северо-Кавказский,
  • Приволжский,
  • Уральский,
  • Сибирский,
  • Дальневосточный.

Для каждого района установлены:

  • Продолжительность применения надбавки,
  • Максимальный размер зимней надбавки.

Пример

В Алтайском крае можно применять зимнюю надбавку в течение 5,5 месяцев с 1 ноября по 15 апреля. Максимальный размер зимней надбавки в этом регионе – 15%.

Иногда случаются ранние или аномально продолжительные зимы. Тогда отрицательные температуры могут установиться раньше или продолжаться позже рекомендованных дат. Минтранс разрешает предприятиям самостоятельно определять даты начала и окончания периода применения зимних надбавок, ориентируясь на пороговое значение среднесуточной температуры воздуха минус 5 градусов Цельсия.

Надбавки на обогрев салона автомобиля в 2019 году. Кроме зимних надбавок, которые учитывают повышенный расход топлива на прогрев двигателя, есть надбавки на обогрев салона транспортного средства. Они применяются, если кабина отапливается дополнительно установленным обогревателем.

Период применения надбавки транспортные предприятия определяют самостоятельно, ориентируясь на пороговое значение среднесуточной температуры воздуха плюс 5 градусов Цельсия.

Если Минтрансом значение надбавки не установлено для конкретной марки ТС или отопителя, то компания определяет лимиты самостоятельно по данным завода-изготовителя.

Прочие надбавки и коэффициенты к нормам расхода топлива. Распоряжением Минтранса установлено еще несколько коэффициентов, повышающих нормы расхода топлива при работе машины в различных условиях.

Смотрите в таблице, как увеличивается расход ГСМ, если машина работает в горной местности:

В городах на расход ГСМ влияют планировка улиц, плотность застройки, состояние дорог и другие условия, которые напрямую зависят от численности населения. В зависимости от этого показателя нормы потребления топлива можно увеличить до 35%:

Нормы потребления топлива увеличиваются с возрастом транспортного средства:

Смотрите в таблице, какие еще условия работы автомобиля позволят увеличить потребления ГСМ:

Условия работы ТС

Увеличение норм топлива

Работа с постоянными остановками

Перевозка крупногабаритного или опасного груза на средней скорости

Перевозка крупногабаритного или опасного груза на скорости свыше 40 км/ч или меньше 20 км/ч

Движение в колонне

Буксировка другой машины

Учебная езда по дорогам

Учебная езда на специальной площадке

Автомобиль с полной или частичной загрузкой

Вынужденный простой с включенным двигателем

Обратите внимание!

Надбавки к нормам расхода топлива нужно складывать, а не перемножать!

Какими документами подтвердить соблюдение норм расхода топлива

Обосновать расходы на топливо можно следующими документами:

  1. Приказ об утверждении норм расхода топлива,

  1. Путевой лист, который нужно ,
  1. Акт расхода топлива,

  1. Акт списания материальных ценностей.

Нормы списания ГСМ в 2019 году в РФ по видам транспорта

Обзор последних изменений по налогам, взносам и зарплате

Вам предстоит перестроить свою работу из-за многочисленных поправок в Налоговый кодекс. Они коснулись всех основных налогов, включая налог на прибыль, НДС и НДФЛ.

Формулы

Начнем с формул расчета нормативного расхода ГСМ. Они приведены в разд. 4 Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте , утвержденных приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее - Нормы № 43 ), и применяются в зависимости от типа автомобиля (легковой автомобиль, автобус, грузовой бортовой или специальный автомобиль и т. п.).

Таблица 1. Формулы для расчета нормативного расхода топлива

Нормативный расход топлива по типам автотранспорта

Порядок расчета

легковых автомобилей и автобусов(п. 4.1 Норм № 43 )

Q н = 0,01 х H s х S х (1 + 0,01 х К ) ,

где Q н - нормативный расход топлива, л (м 3);

H s - базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м 3 /100 км);

S - пробег автомобиля, км;

К - суммарный корректирующий коэффициент, %

Базовые линейные нормы расхода топлива (H s ) приведены в приложениях А и Б к Нормам № 43 в разрезе моделей (модификаций) автомобилей.

Пробег автомобиля (S) определяют по показаниям спидометра и отражают в путевом листе.

Нормативный расход топливана работу обогревателя (п. 4.2 Норм № 43 )

Q он = H он х 0,01 х К T х t он ,

где Q он -максимально возможное значение нормативного расхода топлива на работу обогревателя, л;

H он - базовая норма расхода топлива на работу автономного обогревателя, л/ч;

К T -процент использования мощности обогревателя в зависимости от фактической температуры воздуха в холодное время года;

t он - обоснованная и должным образом задокументированная продолжительность работы автономного обогревателя, ч

При использовании в автомобилях (в том числе автобусах) автономных (независимых) обогревателей нормативный расход топлива на работу обогревателя добавляют к общему нормативному расходу топлива (п. 1 этой таблицы).

Базовая норма расхода топлива на работу независимого обогревателя (H он ) приведена в приложении Г к Нормам № 43.

Процент использования мощности обогревателя T ) определяют согласно п. 1.8 Норм № 43.

Продолжительность работы автономного обогревателя и обоснование процента использования его мощности указывают в путевых листах и/или других отчетных документах.

Нормативный расход топливапри эксплуатациилегковых автомобилей и автобусов с прицепами, выполняющих транспортную работу, учитываемую

в тонно-километрах

(п. 4.3 Норм № 43 )

Q н = 0,01 х (H san х S + H w х W) х (1 + 0,01 х К ) ,

где H san - линейная норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км (м 3 /100 км);

S - пробег автопоезда, км;

H w - норма на выполнение транспортной работы, л/100 т·км

(м 3 /100 т·км);

W

К ∑ - суммарный корректирующий коэффициент, %

Нормативный расходтопливадля бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов, автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах

(п. 4.4 Норм № 43 )

Если транспортная работа для легковых автомобилей и автобусов с прицепами не учитывается, то к ним согласно п.п. 3.1.11 Норм № 43 применяется коэффициент повышения линейной нормы расхода топлива для автомобиля с прицепом, рассчитанной с учетом снаряженной массы прицепа.

Линейную норму расхода топлива на пробег автопоезда (H san ) определяют так:

H san = H s + H g х G np ,

где H s - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км (м 3 /100 км);

H g - норма расхода топлива на одну тонну снаряженной массы прицепа или полуприцепа, л/100 т·км (м 3 /100 т·км);

G np - снаряженная масса прицепа или полуприцепа, т.

Объем транспортной работы (W) определяют следующим образом:

W = G ван х S ван ,

где G ван - масса груза, т;

S ван - пробег с грузом, км.

Нормативный расходтопливадля автомобилей-самосвалови самосвальных автопоездов

(п. 4.5 Норм № 43 )

Q н = 0,01 х Н sanc х S х (1 + 0,01 х K ) + H z х Z ,

где Н sanc - линейная норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100 км (м 3 /100 км);

S - пробег, км;

К ∑ - суммарный корректирующий коэффициент, %;

H z - норма расхода топлива на ездку с грузом автомобиля-самосвала, л (м 3);

Z - количество ездок с грузом

Линейную норму расхода топлива самосвального автопоезда sanc ) определяют так:

Н sanc = Н s + H w х (G np + 0,5 х g) ,

где Н s - базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км (м 3 /100 км);

H w - норма расхода топлива на транспортную работу и снаряженную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т·км (м 3 /100 т·км);

G np - снаряженная масса прицепа или полуприцепа, т;

g - грузоподъемность прицепа, т.

В случае работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом использования грузоподъемности выше 0,5 допускается нормирование расхода топлива согласно п. 4.4 Норм № 43, т. е. по формуле из п. 3 этой таблицы. В этом случае за базовую линейную норму принимается базовая линейная норма для соответствующего базового бортового автомобиля, скорректированная на разницу снаряженных масс этих автомобилей.

Нормативный расход топлива для спецавтомобилей, выполняющих специальные работы во время стоянки(п.п. 4.6.1 Норм № 43 )

Q н = 0,01 х Н s х S х (1 + 0,01 х К ) + H об х T об х (1 + 0,01 х К с ) ,

где Н s

S - пробег спецавтомобиля, км;

К

H об

T об

К с

Нормативный расход топлива дляспецавтомобилей, выполняющих транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах (п.п. 4.6.1 Норм № 43 )

Q н = 0,01 х (Н s х S + Н w х W) х (1 + 0,01 х К ) + H об х T об х (1 + 0,01 х К с ) ,

где Н s - базовая линейная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;

S - пробег спецавтомобиля, км;

H w - норма на выполнение транспортной работы, л/100 т·км;

W - объем транспортной работы, т·км;

К ∑ - суммарный корректирующий коэффициент к линейной норме, %;

H об - норма расхода топлива на работу спецоборудования, л/ч (или литр на выполненную операцию, например, заполнение цистерны и т. п.);

T об - время работы оборудования, ч (или количество выполненных операций);

К с - суммарный корректирующий коэффициент к норме на работу специального оборудования, %

Если спецавтомобиль выполняет транспортную работу, которая не учитывается в тонно-километрах, нормативный расход топлива рассчитывается по формуле, приведенной в п. 5 этой таблицы с учетом в составе К корректирующего коэффициента из п.п. 3.1.11 Норм № 43.

Нормативный расход топлива дляспецавтомобилей, выполняющих работу во время движения (п.п. 4.6.2 Норм № 43 )

Q н = 0,01 х (Н s х S + Н sc х S c ) х (1 + 0,01 х К ) + H n х N,

где Н s - базовая линейная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля (без выполнения специальной работы), л/100 км;

S - пробег спецавтомобиля без выполнения специальной работы, км;

Н sc - норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы, л/100 км;

S c - пробег спецавтомобиля при выполнении специальной работы, км;

К ∑ - суммарный корректирующий коэффициент к линейной норме, %;

H n - норма расхода топлива на разбрасывание одного кузова песка или смеси согласно табл. Б.2 приложения Б к Нормам № 43 , л;

N -количество кузовов разбросанного песка или смеси за смену

Как видите, для того чтобы рассчитать нормативный расход топлива, нужно знать норму расхода топлива и поправочные коэффициенты, которые помогают учесть дорожные, климатические и другие эксплуатационные факторы ( разд. 3 Норм № 43 ). Информацию о видах норм расхода топлива представим в табл. 2, а затем рассмотрим особенности применения корректирующих коэффициентов.

Таблица 2. Виды норм расхода топлива

№ п/п

Вид норм расхода ГСМ

Порядок применения нормы

Значение

Базовая линейная норма (H s )

(п. 1.2 Норм № 43 )

Устанавливают на 100 км пробега автомобиля

Приведены в таблицах приложений А и Б к Нормам № 43 в разрезе моделей (модификаций) автомобилей. Распространяются только на модели (модификации) автомобилей с указанными техническими данными и особенностями конструктивного исполнения

Базовые линейные нормы расхода топлива установлены в таких единицах измерения:

. для бензиновых, дизельных автомобилей и автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, - в литрах на 100 км пробега (л/100 км);

. для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, - в нормальных кубических метрах на 100 км (м 3 /100 км);

. для газодизельных автомобилей: нормы расхода сжатого природного газа - в м 3 /100 км, а дизельного топлива - в л/100 км.

Норма на выполнение транспортной

работы (H w )

(п. 1.3 Норм № 43 )

Учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом. Устанавливают на 100 тонно-километров (т·км)

Предельно допустимые (максимальные) нормы на выполнение транспортной работы в зависимости от вида топлива составляют:

Бензин - 2,0 л/100 т·км;

Дизельное топливо - 1,3 л/100 т·км.

При работе за пределами города на дорогах с твердым покрытием (дорогах из асфальтобетона, цементобетона) в условиях, не подпадающих под применение корректирующих коэффициентов, указанных в пп. 3.1.1.2 , 3.1.2 , 3.1.3 - 3.1.8 , 3.1.15 Норм № 43 , предельно допустимые нормы на выполнение транспортной работы в зависимости от вида топливасоставляют:

Бензин - 1,4 л/100 т·км;

Дизельное топливо - 0,9 л/100 т·км.

При питании двигателя другими видами топлива , в частности сжиженным нефтяным газом (СНГ), сжатым природным газом (СПГ), в том числе в случае газодизельного питания, к приведенным нормам применяют переводные коэффициенты в соответствии с п.п. 2.1.4 Норм № 43 , а именно:

а) бензин - СПГ - 1:1;

б) бензин - СНГ - 1:1,25;

в) дизтопливо (дизель) - СПГ - 1:0,92.

При осуществлении магистральных перевозок современными грузовыми автомобилями рекомендуется применять норму на транспортную работу в пределах 0,55 - 0,7 л дизельного топлива на 100 т·км

Норма на выполнение транспортной работы применяется для:

. бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов;

. автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей, которые выполняют работу, учитываемую в тонно-километрах;

. легковых автомобилей и автобусов с прицепами, которые выполняют транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах.

Фактический расход топлива на выполнение транспортной работы увеличивается в условиях эксплуатации, включающих осуществление большого количества остановок и фаз разгона-выбега-торможения на единицу пути, повышенное сопротивление качению (некачественное дорожное покрытие, дороги из щебня (гравия), грунтовые дороги

и т. п.), холмистый рельеф местности.

Увеличенные значения норм на выполнение транспортной работы, подпадающие под применение корректирующих коэффициентов, указанных в пп. 3.1.1.2, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5 - 3.1.8, 3.1.15 Норм № 43, при работе за пределами города используются на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах).

Рекомендовано дифференцированное использование норм расхода топлива на выполнение транспортной работы в зависимости от условий осуществления перевозок и технологического уровня (топливной экономичности) подвижного состава и в соответствии с фактическими потребностями. При этом конкретные величины норм расхода топлива на выполнение транспортной работы в регламентированных пределах устанавливает руководитель предприятия и утверждает приказом (распоряжением) по предприятию .

Норма на одну тонну снаряженной

массы (Н g )

(п. 1.4 Норм № 43 )

Учитывает дополнительный расход топлива при изменении снаряженной массы автомобиля, прицепа или полуприцепа

Применяют в случае изменения снаряженной массы автомобиля.

Нормы на одну тонну снаряженной массы в зависимости от вида топлива равны соответствующим нормам на выполнение транспортной работы согласно п. 1.3 Норм № 43 (см. п. 2 этой таблицы). Используют их так же, как и нормы на выполнение транспортной работы

Норма на маневрирование в местах загрузки и разгрузки и выполнение операции по разгрузке (Н z )

(п. 1.5 Норм № 43 )

Учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в местах загрузки и разгрузки и выполнением операций по разгрузке - на одну ездку

Устанавливают на каждую ездку с грузом. Ее максимально возможное значение рассчитывают в зависимости от грузоподъемности автомобиля так:

H z = 0,02 х G в ,

где G в - грузоподъемность автомобиля, т.

При питании двигателя бензином эту норму увеличивают на 25 %.

При питании двигателя СПГ, СНГ и другими видами топлива (в том числе в случае газодизельного питания) применяют переводные коэффициенты в соответствии с п.п. 2.1.4 Норм № 43 (см. п. 2 этой таблицы)

Норму на маневрирование применяют для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами.

Норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях (H об )

(п. 1.6 Норм № 43 )

Устанавливают в литрах на 1 час работы оборудования или в литрах на одну технологическую операцию

Приведены в табл. Б.1 приложения Б к Нормам № 43

Норму на работу специального оборудования применяют для специальных и специализированных автомобилей, выполняющих специальные работы во время стоянки (автокраны, компрессорные, буровые установки и т. п.).

Норма на пробег при выполнении специальной

работы (H sc )

(п. 1.7 Норм № 43 )

Устанавливают на 100 км пробега

Нормы на пробег по моделям спецавтомобилей приведены вместе с линейными нормами на пробег без выполнения специальной работы в табл. Б.2 приложения Б к Нормам № 43

Эту норму применяют для специальных и специализированных автомобилей, которые выполняют специальные работы во время движения (снегоочистители, поливомоечные и т. п.).

Норма расхода топлива на работу автономного (независимого) обогревателя (H он )

(п. 1.8 Норм № 43 )

Устанавливают на один час работы независимого обогревателя

Базовые нормы расхода топлива автономными обогревателями на один час работы обогревателя приведены в приложении Г к Нормам № 43 .

В случае отсутствия в приложении Г нормы на работу автономного обогревателя применяют корректирующий коэффициент согласно п.п. 3.1.13 Норм № 43 или, при необходимости, согласно п. 2.2 этих Норм устанавливают соответствующую временную норму

Указанную норму применяют для автомобилей и другой техники на колесном шасси, оборудованных автономными обогревателями.

Нормативный расход топлива на работу автономного обогревателя устанавливается в процентах от базовой нормы расхода на один час работы обогревателя (соответствующей его номинальной мощности) в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды в холодное время года (процент использования мощности обогревателя):

ниже чем +15 °C и до +5 °C включительно - до 20 %;

ниже чем +5 °C и до -5 °C включительно - до 40 %;

ниже чем -5 °C и до -15 °C включительно - до 60 %;

ниже чем -15 °C и до -25 °C включительно - до 80 %;

ниже чем -25 °C - до 100 %.

Расход топлива на работу обогревателя учитывают в общем нормативном расходе топлива согласно п. 4.2 Норм № 43.

Корректирующие коэффициенты

Корректирующие коэффициенты приведены в форме процентов повышения или снижения базового значения нормы расхода топлива. Повышающие коэффициенты перечислены в п. 3.1 , а понижающие - в п. 3.2 Норм № 43 .

Важно! Максимальные значения коэффициентов, указанные в п. 3.1 Норм № 43 , соответствуют предельно допустимым нормативам для самых сложных условий эксплуатации транспортных средств. Их нельзя устанавливать одновременно для всех автомобилей (оборудования) предприятия и на весь период эксплуатации.

По возможности, следует устанавливать индивидуальные значения коэффициентов корректировки для каждого транспортного средства в зависимости от особенностей его конструкции, технического состояния и условий эксплуатации (п.п. 3.5.3 Норм № 43 ).

Если при эксплуатации автомобиля учитывают сразу несколько коэффициентов, то для расчета нормативного расхода топлива понадобится сначала определить суммарный коэффициент корректировки (п. 3.3 Норм № 43 ):

K = K 1 + K 2 +… + К n .

Учтите! Уменьшающие коэффициенты подставляют в формулу со знаком «минус».

Для корректировки линейных норм можно применять все корректирующие коэффициенты, но с учетом ограничений , приведенных в разд. 3 Норм № 43 . Например, для корректировки норм на транспортную работу не применяют коэффициенты, указанные в пп. 3.1.11 и 3.2.3 Норм № 43 . А для корректировки норм на работу спецоборудования можно применять только корректирующие коэффициенты, указанные в пп. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.9 и 3.1.10 Норм № 43 . Корректирующие коэффициенты, указанные в пп. 3.1.6, 3.1.7 и 3.1.8 Норм № 43 , применять одновременно запрещено.

Все числовые значения корректирующих коэффициентов (в том числе значения процентов установления норм на работу оборудования и значения норм расхода и т. п.), приведенные в Нормах № 43 с предлогом «до», следует считать такими, которые могут применяться включительно . При расчетах достаточно округлять значения до трех значимых цифр .

Конкретные величины коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия устанавливает непосредственно руководитель предприятия и утверждает приказом (распоряжением).

Обратите внимание! Собственникам старых авто (производство которых прекращено 25 и более лет назад) при нормировании ГСМ разрешено применять корректирующие коэффициенты и формулы расчетов, приведенные в Нормах № 43 , а базовые линейные нормы - приведенные в Нормах расхода топлива и смазочных материалов на автотранспорте , утвержденных приказом Минтранса от 03.05.95 г. № 179 . Об этом сказано в п. 1.2 Норм № 43 .

Нормы расхода смазочных материалов

Нормы № 43 требуют нормировать не только расход топлива, но и расход смазочных материалов. Так, согласно п. 1.10 Норм № 43 нормативы расхода смазочных материалов устанавливают на 100 литров (100 м 3 сжатого природного газа (СПГ)) нормативного расхода топлива (Q н), рассчитанного для данного автомобиля:

Нормативы расхода масел - в л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Q н;

Нормативы расхода смазочных материалов - в кг/100 л (кг/100 м 3 СПГ) Q н.

Указанные нормативы приведены в приложении В к Нормам № 43 .

Фактический расход топлива

Традиционно сложилось, что фактическое количество топлива, израсходованного в течение смены (рейса), рассчитывают на основании данных путевых листов . В них помимо прочего фиксируют показания измерительных приборов автомобиля на момент начала и окончания смены (рейса), а также сведения об объемах заправок (дозаправок) автомобиля в течение смены (рейса). Тогда для определения искомой величины можно воспользоваться простой формулой:

Т = ОТ н + ЗТ - От к,

где Т - фактическое количество израсходованного автомобилем топлива (рассчитывается по каждому путевому листу);

ОТ н - остаток топлива в бензобаке (в баллоне, если это газ) автомобиля на начало смены (рейса) (графа путевого листа «остаток при выезде»);

ЗТ - количество топлива, залитого в бензобак (заправленного в баллон, если это газ) в течение смены (рейса) (графа путевого листа «выдано»);

От к - остаток топлива в бензобаке (в баллоне) автомобиля на конец смены (рейса) (графа путевого листа «остаток при возвращении»).

Рассчитанное таким образом количество израсходованного автомобилем в течение смены (рейса) топлива приводится в графе путевого листа «расход топлива фактический, л».

Необходимо отметить, что в настоящее время нормативно установленных форм путевых листов не существует. Однако в учетной сфере обойтись без путевого листа, выполняющего роль первичного документа, по-прежнему невозможно.

Формы путевых листов грузового и легкового автомобилей предприятие может разработать самостоятельно . За основу можно взять старые, уже привычные формы (см. утратившие силу совместный приказ Минтранса и Минстата от 29.12.95 г. № 488/346 , приказ Госкомстата от 17.02.98 г. № 74 ), убрать из них ненужные реквизиты и добавить новые. Главное помнить - в путевом листе должны быть все обязательные реквизиты , указанные в ст. 9 Закона о бухучете . Разработанный предприятием бланк руководитель утверждает своим приказом (распоряжением).

Такой подход одобряют и контролеры (см. письмо Мининфраструктуры от 23.04.13 г. № 4492/25/10-13 , письмо ГФСУ от 09.06.15 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15 ).

Таким образом, путевой лист - это документ, который:

1) удостоверяет величину пробега автомобиля;

2) является основанием для расчета фактического количества использованных автомобилем ГСМ исходя из пройденного километража;

3) подчеркивает (наряду с другой информацией) хозяйственную цель передвижения автомобиля, что имеет решающее значение для НДС-учета.

Говоря о работе автотранспорта, мы, конечно же, не можем оставить без внимания еще один важный «транспортный» документ - товарно-транспортную накладную (ТТН).

ТТН по-прежнему остается обязательным документом , который оформляют при перевозках грузов автотранспортом. Ее наличия требуют Правила перевозок грузов автотранспортом в Украине от 14.10.97 г. № 363 (далее - Правила № 363 ), ст. 48 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.01 г. № 2344-III (ср. 025069200) . Упоминается она и в п. 1 Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автотранспортом во внутреннем сообщении , утвержденного постановлением КМУ от 25.02.09 г. № 207 .

По большому счету, ТТН нужна только в ситуациях, когда груз перевозят с привлечением сторонней организации (перевозчика). Если вы доставляете груз собственным транспортом, то водителя достаточно обеспечить товарной накладной или другим документом, подтверждающим право собственности на груз. Хотя некоторые плательщики, которые не хотят конфликтовать с налоговиками, оформляют ТТН даже при перевозках грузов собственным автотранспортом. И все потому, что фискалы зачастую рассматривают ТТН как документ, который подтверждает не только факт и стоимость транспортных услуг, но и сам факт поставки в целом.

Что касается формы ТТН, то с 18.03.16 г. предприятия наряду с типовой формой № 1-ТН ( приложение 7 к Правилам № 363 ) могут применять ТТН произвольной формы , разработанную с учетом специфики деятельности конкретного предприятия. Главное, чтобы в такой произвольной ТТН были все обязательные реквизиты, перечисленные в абз. 2 п. 11.1 указанных Правил .

Самостоятельно разработанную форму ТТН нужно утвердить приказом руководителя или другим распорядительным документом по предприятию.

Внимание! Упрощение формы ТТН, введенное приказом Мининфраструктуры от 27.01.16 г. № 26 , не касается тех хозсубъектов, которые оформляют специальные ТТН при перевозках:

Спирта этилового, высокооктановых кислородосодержащих добавок и алкогольных напитков - в этих случаях обязательно применяют формы № 1-ТН (спирт), № 1-ТН (вкд), № 1-ТН (алкогольные напитки), утвержденные приказом Минтранссвязи от 28.04.05 г. № 154 ;

Нефти и нефтепродуктов - оформляют ф. № 1-ТТН (нефтепродукт), утвержденную приказом Минтопливэнерго, Минэкономики, Минтранссвязи, Госпотребстандарта от 20.05.08 г. № 281/171/578/155 ;

Хлебобулочных изделий - оформляют ф. № 1-ТТН (хлеб), утвержденную приказом Минагрополитики от 06.06.01 г. № 153 ;

Молочного сырья - обязательна ф. № 1-ТН (МС), утвержденная приказом Минагрополитики от 01.12.15 г. № 457 ;

Древесины - обязательна ф. № ТТН-лес, утвержденная приказом Мининфраструктуры и Минагрополитики от от 29.11.13 г. № 961/707 . .

Литры, приведенные к 15 °C

Реализаторы ГСМ знают, что единицей учета объемов топлива в системе электронного администрирования реализации топлива являются литры, приведенные к температуре 15 °C. Эта единица учета должна использоваться в первичных бухгалтерских документах , акцизных накладных/расчетах корректировки к акцизным накладным ( п. 232.1 НКУ ).

К чести НКУ , в нем содержится норма, позволяющая обойтись без сложной процедуры приведения литров к указанной температуре в случае отпуска топлива через топливораздаточные колонки на автомобильных заправочных станциях (комплексах) и на автомобильных газовых заправочных станциях. Для целей разд. VI НКУ такие литры приравниваются к литрам, приведенным к температуре 15 °C ( абз. 3 п. 232.1 НКУ ).

Как же быть в остальных случаях?

Некоторые продавцы скажут: «Зачем заморачиваться с переводом, если можно приравнять фактически полученные/реализованные литры топлива к литрам, приведенным к 15 °C?».

Подобная беспечность может быть чревата как минимум расхождениями в данных учета с фактическими данными, что влечет за собой необоснованные потери/излишки топлива.

Также это нарушение в ведении налогового учета. Хотя, чтобы его выявить, налоговикам придется доказать необоснованность подобных расчетов и самим проводить правильные (что, скажем прямо, задача не из легких).

Кроме того, пренебрежение переводом в 15-градусные литры может привести к необходимости пополнения своего электронного счета с целью последующей регистрации заявки на пополнение объемов топлива, так как может оказаться, что фактический объем реализованных ГСМ превышает «входящие» объемы.

Таким образом, перевод литража топлива к температуре 15 °C - процедура обязательная. Минфин предписывает руководствоваться для этого действующей нормативно-технической документацией ( п.п. 7 п. 2 разд. IV Порядка заполнения и подачи Акта инвентаризации объемов остатка топлива , утвержденного приказом Минфина от 25.02.16 г. № 219 ).

Пересчет (приведение) массы к объему при определенной температуре (в частности, 15 °C) на сегодня регламентирован ДСТУ ГОСТ 8.599:2016 (ГОСТ 8.599-2010, IDT) «Метрология. Плотность светлых нефтепродуктов. Таблицы пересчета плотности к 15 °C и 20 °C и к условиям измерения объема» . Этот межгосударственный стандарт введен в действие в качестве национального стандарта Украины с 01.09.16 г. приказом ГП «Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества» от 02.08.16 г. № 223 .

На этот документ ссылаются в своих разъяснениях и налоговики (



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков