«Хайма-7», от 689 900 руб.
Не придерешься
Во всяком случае, мой скепсис «семерка» преодолела довольно быстро. Экий ладный автомобильчик! Пристально вглядываясь в лицо кроссовера, я заметил в его чертах едва уловимый намек на что-то хорошо знакомое. А, ну как же! Пятиугольник радиаторной решетки и раскосые фары совершенно точно своим истоком имеют «Мазду-3» или «Мазду-6» прошлого поколения. Да и сама эмблема компании - все та же стилизованная под птицу буква «М», только размах крыльев, раскинувшихся в свободном парении, стал заметно шире.
В отличие от десятков своих соотечественников «Хайма-7» ни в коем случае не вызывает и малейших ехидных замечаний по поводу своей внешности - это вполне симпатичный, хотя и несколько старомодный автомобиль. Ограниченное использование хрома, лаконичные выштамповки по бокам, в меру дутые колесные арки, стильные «противотуманки» - никакой азиатской аляповатости. Элегантно очерченные черным окна широки и обеспечивают хорошую обзорность. Подоконная линия в своем продвижении к корме машины, соблюдая все каноны дизайна, стремится вверх, придавая профилю кроссовера модную стремительность. Да, фонари получились несколько куцыми, но ведь и на старуху бывает проруха. Достаточно вспомнить, как выглядела задняя светотехника «Мерседес-Бенца-ML» до недавнего обновления - неужели ж после этого мы будем мелочно придираться к дизайнерам «Хаймы»?
Версии с механической коробкой полагается тканевый салон. Мебель, обтянутая темно-серой кожей, - прерогатива модификации с «автоматом»
Крестили, но недокрестили
Салон для китайских инженеров оказался типичной «динг ан зихь». Немецкий мудрец Эммануил Кант называл «вещью в себе» объект исключительно умопостигаемый, лежащий за пределами возможностей чувственного опыта. А ведь только опыт, опыт и еще раз опыт позволяет создать действительно приятный глазу и одновременно эргономичный интерьер - тут не помогут никакие, даже самые скрупулезные предварительные расчеты и моделирование.
Вроде бы все скроено неплохо. Скромненькая, чуть грубоватая на ощупь обивка выглядит вполне прилично, и заправлена она под пластиковые детали очень аккуратно. Зияющих щелей в панелях нет, заусенцев и прочих огрехов тоже замечено не было. Компоновка передней панели вряд ли уступит оной, скажем, у прошлого RAV4. Но досадные недоработки очень сильно портят общее положительное впечатление.
Блестящий пластик, дешевый и твердый даже на вид, моментально настраивает на скептический лад. Узкая, ядовито-синего цвета амбразура дисплея магнитолы буквально вопиет - сейчас так не делают! Приборный щиток, весьма смахивающий на «лансеровский», спрятан под бесхитростный прямой козырек и ничем не прикрыт с флангов, что определенно оставляет чувство незавершенности объекта.
Крышка центрального подлокотника не сдвигается вперед
Дальше - больше. Кожаный руль удобен в хвате, но регулируется только по углу наклона и в ограниченном диапазоне. Сиденья имеют неплохой профиль, но чересчур жестки; подушка согласна подниматься и опускаться, но для этого придется помучаться с двумя крутящимися регуляторами, намного менее удобными, чем привычный один-единственный рычаг микролифта. Впрочем, это как раз сугубо личное ощущение - подобное решение кому-то может и понравиться, поскольку высоту передней и задней части подушки можно настраивать по отдельности.
Второй ряд заслуживает особого внимания. «Помилуй бог, сэр, где же это вас крестили, да недокрестили?» - как удивленно восклицал диккенсовский Сэм Уэллер. Честно разделенное в пропорции 60:40 сиденье дивана… не откидывается вперед. Ни по частям, ни целиком! Поэтому спинку до конца сложить невозможно - угол ее наклона зависит от величины прилагаемого к ней мускульного усилия, призванного сломить сопротивление весьма плотной подушки. Таким образом, максимальный объем багажника в первую очередь зависит от того, кто является владельцем автомобиля - очень крепкий хозяйственник или хрупкая девушка. Совершенно ненужная в такой ситуации щель в диване, отделявшая нескладные 40 процентов от столь же неподвижных 60-ти, вела себя временами просто возмутительно. На вираже она немного расходилась, а при возвращении машины к прямолинейному движению вновь смыкалась, ощутимо закусывая филейную часть пассажира, сидящего сзади справа.
Торопиться некуда
С места рвануть удалось на славу - как положено в боевиках, с проворотом передних колес и визгом резины. Однако совершив сей подвиг, автомобиль на этом успокоился. Как я ни старался добиться от него более-менее приличной динамики, выкручивая мотор и загоняя стрелку тахометра аж в середину красной зоны, через пару километров мне пришлось сдаться. Стопятидесятисильный двигатель демонстрировал полное нежелание потакать подобного рода прихотям и тащил машину не торопясь, размеренно, с чувством, с толком, с расстановкой. Передачи механической коробки включались четко - даже при очень быстрой работе рычагом я ни разу не промахнулся мимо нужной ступени. Хотя плавно проскочить через «нейтраль» мне не удавалось - заминка в доли секунды сопровождала каждый переход через этот своеобразный водораздел.
Как и следовало ожидать, «автомат» оказался еще большим тугодумом - не помогал даже переход в ручной режим. Можно было до посинения пытаться понизить селектором передачу, но живости степенному кроссоверу это не добавляло. Правда, надо отметить, что ступени перебирались пускай неспешно, но плавно, без рывков и дерганий.
Спинка дивана имеет три фиксированных положения наклона
Подвеска, максимально настроенная на комфорт, превосходно нивелировала мелкие неровности и эффективно боролась с крупными колдобинами. Однако при этом она с удовольствием транслировала свои переживания на руль, невротически подергивавшийся в водительских руках. Мягкость подвески сыграла с «семеркой» дурную шутку в поворотах - на крутой дуге автомобиль кренился так, что подчас становилось не по себе.
Уверенности не прибавляло и то обстоятельство, что тормозить по-человечески машину не научили. Я давил на соответствующую педаль изо всей дури, но заставить антиблокировочную систему проснуться так и не смог. Где она, ваша хваленая помощь при экстренном торможении, которой китайцы, как утверждают, одарили базовую версию? Создавалось впечатление, что тормоза «Хаймы» находились в состоянии хронического перегрева. И это уже не шутки - речь идет о безопасности.
Пол багажника предусмотрительно оборудован двумя специальными петлями, чтобы удобно было его поднимать
Настоящее китайское качество
Полноприводная версия пока у «семерки» отсутствует. Китайцы обещают ее в следующем году, да еще и с турбомотором объемом 1,8 л, который, хочется надеяться, окажется поживее нынешнего двухлитрового. Но до тех пор бороться с нашим предубеждением по отношению к четырехколесной продукции из Поднебесной призваны две модификации с приводом на передние колеса - с механической коробкой и с «автоматом». Цена базовой версии «на руке» - 689 900 рублей. За эти деньги вы получаете две подушки безопасности, ABS, парктроник, зеркала с электроприводом, полный комплект электростеклоподъемников, кондиционер, обогрев передних сидений и кое-что еще по мелочи - комплектация не бедная, но стоит ли она своих денег? «Лифан-Х60», например, с подобной начинкой потянет всего на 559 900 рублей.
Руководство «Хаймы» остальных своих земляков конкурентами себе не считает - мол, качество не то. Ладно, пусть так. Но «Дастер», доведенный примерно до такого же состояния, потянет лишь на 580 тысяч. И пусть двигатель «московского француза» выдает всего 102 силы, характер-то у него позадорнее. Сопоставимый «Рено» с автоматической коробкой также дешевле - 654 тысячи против 789 900 рублей. Да что там, самая навороченная версия всенародно любимого кроссовера, вооруженная полным приводом, «автоматом», системой динамической стабилизации, четырьмя подушками, навигацией и дисками из легкого сплава на десерт, стоит ровнехонько 750 тысяч.
На что надеются в «Хайме», не очень понятно. Если там считают, что цена автоматически демонстрирует уровень качества автомобиля, то это по меньшей мере спорно. И в первую очередь потому, что понятие «настоящего китайского качества» в широкий обиход пока не вошло. Или же на острове Хайнань уповают на русскую поговорку о том, что смелость города берет? Тогда дай им бог удачи. Потому что автомобиль по китайским меркам получился действительно неплохой.
Остров везения
Компания «Хайма» основана в 1988 году, ее штаб-квартира находится в городе Хайкоу, что на острове-курорте Хайнань, часто именуемом «Восточными Гавайями». И называлась она тогда «Хайнань Мотор». С 1992 по 2006 годы штамповала в свое удовольствие лицензионные автомобили для китайского рынка в тесном сотрудничестве с корпорацией «Мазда». Тогда-то и появилось нынешнее имя «Хайма», составленное из названий двух компаний-партнеров. Сейчас обретший независимость автомобилестроитель располагает в Китае двумя работающими заводами, одним строящимся, а также центром исследований и разработок.
До последнего времени марку представляла у нас компания «Дервейс», но с этого года в России открылось представительство «Хайма Автомобили Рус». Переговоры о сотрудничестве с черкесским заводом продолжаются, но их перспективы пока не ясны.
+ Симпатичная внешность, аккуратный салон, версия с «автоматом»
Неэффективные тормоза, слабоватый двигатель, валкая подвеска, завышенная цена, огрехи в эргономике, отсутствие полноприводной версии
Китайский производитель легковых автомобилей Haima практически не известен за пределами своей родины, но Хайма, как и другие автопроизводители из Китая, изо всех сил старается выйти на рынок России, да и остальных стран СНГ.
Возраст компании Haima составляет всего лишь 25 лет, что, в прочем, сопоставимо общеизвестными Chery и Geely, которые сегодня успешно реализовываются в России и Украине. Раньше Haima уже предпринимала попытки вывода на Российский рынок хетчбеков и седана, которые создавались с явной оглядкой на Mazda 3. Haima 3 производилась в Черкесске, на производственном предприятии «Дервейс», однако, прошлый китайский рейд оказался безуспешен.
В этот раз совершить экспансию на Российский автомобильный рынок китайцы планируют с помощью кроссовера, ведь рынок паркетников в России показывает стабильный рост. Китайский производитель сотрудничал с Mazda с 1992 по 2006 год и довольно продолжительный период совместной работы с японской компанией (14 лет) вселил в китайцев уверенность в себе, и весь приобретенный опыт, навыки и знания Haima воплотила в новом кроссовере — Haima 7.
Сегодня компания Haima располагает не только производственными мощностями, но, и даже собственным автомобильным институтом, что позволяет готовить специалистов для своего производственного предприятия и проводить исследования, целью которых является будущее развитие выпускаемого модельного ряда.
Даже сегодня Haima, создавая свои автомобили, оглядывается на машины марки Mazda — влияние японского учителя оказалось очень сильным. Так, Haima 7 создана на платформе не слишком известной в СНГ Mazda Tribute. Дебют кроссовера Хайма в Поднебесной состоялся еще в 2011 году. От «японки» китайский кроссовер унаследовал ходовую часть и конструкцию двигателя.
Салон Haima 7
Если внешне китайская машина выглядит не хуже японской, то, усаживаясь в салон, «китайщина» становится очень отчетливой. Кожзаменитель, которым обтянут руль и сиденья, оказался довольно низкого качества и любой пассажир сразу догадается, что до натуральной кожи ему далеко. К подсветке бортового компьютера и приборов также есть вопросы — большинству водителей она покажется слишком «ядовитой». Но что касается комфорта посадки, то на заднем кресле с комфортом сможет разместиться даже человек с немаленьким ростом в 180 см — сиденье достаточно удобное, места хватает как над головой так и перед коленями. К тому же, ступни ног можно подсунуть под переднее кресло и немного разогнуть ноги в коленях, что пригодиться в длительной поездке.
Однако стоит заметить, что если переднее кресло полностью отодвинуть назад до упора, то его спинка будет давить на колени сидящего сзади пассажира, причем достаточно ощутимо. В целом же, китайцы неплохо поработали над вместимостью и эргономикой заднего дивана. Так, в ногах среднего пассажира предусмотрены подстаканники, что, хотя, является нехарактерным местом для подобных устройств. Спинка заднего дивана оборудована откидывающимся подлокотником. Массивные подлокотники выполнены и на дверных картах, что несомненно оценят в длительных поездках пассажиры, сидящие у дверей.
Спинка дивана имеет регулировку угла наклона, но некоторое неудобство заключается в том, что спинка не имеет постоянной фиксации, получается, что после того как пассажир выходит из автомобиля и уже не давит весом своего тела на спинку, она возвращается в первоначальное положение. Значительным минусом Haima 7, на который точно обратят внимание дачники и любители загородных пуешествий, являются скудные возможности трансформация салона. Задний диван в собранном состоянии не образует плоскую и ровную поверхность, что не способствует сладкому сну в багажнике.
За рулем у кроссовера Haima 7 довольно просторно, но, даже в максимальной комплектации, водительское кресло китайского автомобиля имеет механические, а, не электрические регулировки. Достоинством Haima 7 является то, что между креслом и закрытой водительской дверцей есть свободное пространство, которое позволяет осуществлять эту самую регулировку даже на ходу. Например, в УАЗ Патриот этого свободного пространства нет, что при необходимости регулировки в дороге доставляет немало неудобств. Также интересно то, что при регулировке водительского сиденья по высоте в Хайма 7 регулируется не все кресло целиком, а только его подушка, что может быть достаточно неудобно для высокого водителя, ведь оптимальное положение подголовника будет нарушено.
Кресло Haima 7 не имеет хорошей боковой поддержки, а это косвенно указывает на спокойный нрав автомобиля. Зато китайцы оторвались в вопросе обогрева! Так, водительское сиденье Хайма 7 имеет аж пять ступеней подогрева! Тогда как большинство производителей бюджетных автомобилей, оснащают передние сиденья двух, или же трехступенчатым подогревом. Ремни в Хайма 7 регулируются по высоте и даже оснащены преднатяжителями, которые в случае ДТП притягивают водителя и пассажиров поближе к креслу. Однозонный климат контроль работает довольно тихо, но вентилятор разгоняется достаточно медленно, выходит на режим в течение нескольких минут. Имеются также вопросы к неинформативному дисплею климатической установки, которая показывает данные не привычными большинству людей символами, а тонкими полосками.
Технические характеристики
Базовым двигателем для Хайма 7 является двухлитровый бензиновый мотор мощностью в 149 сил и тяговым усилием в 180 Нм. С таким мотором китайцы состыковали пятискоростную механическую коробку передач. Садясь за руль машины сразу становится понятно, что сцепление очень длинное, мягкое и «пустое». Некоторые водители не увидят в этом минусов, но найдутся и те, кому это не понравится.
Конечно, для такого достаточно большого автомобиля два литра объема - совсем немного, и это одна из причин, которая не позволяет получить хорошую динамику разгона. Интересно, что сами представители Haima умалчивают информацию о динамике разгона и о максимальной скорости, а ведь Mazda Tribute в свое время был одним из самых скоростных автомобилей в своем классе. Китайцы не сообщают даже данные о снаряженной массе Haima 7.
Более-менее китайский автомобиль двигается при выкрученном в красную зону двигателе до отказа, до этого момента динамика отсутствует полностью. В качестве дополнительного оборудования для Хайма 7 предлагается пятискоростной автомат производства Hyundai, данная коробка не отличается «скорострельностью», но присутствующий в ней ручной режим хоть как-то улучшает не ахти какую ситуацию.
В автоматическом режиме, коробка Hyundai постоянно, под сброс газа или же на высоких оборотах, включает повышенную ступень, что отрицательно сказывается на динамических показателях автомобиля. Для активной езды лучше отдать предпочтение именно ручной коробке, она позволяет выкручивать мотор и скорость автомобиля не падает при переключении режимов. Автоматическая коробка передач тормозит и без того медленный автомобиль.
Динамика и подвеска
Даже машину с трехлитровым мотором такая коробка тормозила бы довольно существенно. Очень понравилась вибро и шумоизоляция — похоже, что при разработке машины этому уделялось достаточно большое внимание. Даже выкрученный в «звон» мотор не слишком назойливо досаждает гулом и шумом. Подвеска Хайма 7 заслуживает хорошую оценку за плавность хода. Даже при скоростных прохождениях поворотов подвеска Хаймы не допускает значительных кренов, а снос китайской машины происходит очень плавно, без неприятных сюрпризов, что очень хорошо, учитывая тот момент, что система стабилизации для Haima 7 не предлагается даже в качестве опции.
Отчасти достоинства подвески китайского кроссовера можно объяснить полностью независимой, даже на базовой переднеприводной модификации подвеске. Как правило, дешевые кроссоверы сзади имеют мост, что способствует надежности и неубиваемости, но негативно сказывается на плавности хода и комфортности. Тот же Chery Tigo, который получил широкое распространение благодаря хорошему соотношению цены и качества, не может похвастаться такой же хорошей плавностью хода и устойчивостью. На такое хорошее шасси поставить бы мотор помощнее, ведь под капотом Mazda Tribute можно было увидеть бензиновые V6 объемом 2.5 и даже 3.0 литра.
Цена и комплектации
Китайцы пошли своей дорогой, которая сразу отметим, для производителей китайских автомобилей весьма нова… В 2014 году китайцы собираются выпустить турбированную Haima 7 с бензиновым двигателем мощностью под 200 лошадей. Интересно, что турбированный мотор по своему объему меньше базового на 200 кубиков. Сколько будет стоить турбированный Haima 7 пока точно не известно.
Китайцы активно ищут партнеров в России, они стремятся наладить здесь свое производство, ведь сегодня Хайма 7 производится в Китае, а транспортировка в Россию требует средств, что конечно сказывается на цене машины. Цена базового Haima 7 составляет 674 000 рублей, что конечно не так и мало, ведь за эти деньги можно купить 2-литровый полноприводный на автомате, а в гольф-классе выбор и вовсе будет очень велик.
В минимальное оснащение Haima 7 входят: фронтальные подушки безопасности и кондиционер, вышеупомянутый подогрев сидений с пятью режимами интенсивности и крепления детских автокресел Isofix. Уже в базовой комплектации Haima 7 оборудована литыми дисками, которые обуты в шины размера 235/70 R16. Проигрыватель CD – дисков и ABS также доступны покупателю базового Haima 7.
Покупатель базового варианта Haima 7 будет довольствоваться тканевым салоном, но, стоит заметить, что он в случае с Хайма понравился больше, чем салон из кожзаменителя, который оказался очень скользким — в поворотах тело постоянно проскальзывает по скользкому креслу, что не прибавляет уверенности. Хайма 7 оснащается системой, которая усиливает давление в тормозной системе при резком, но, слабом ударе. Данная система является диковинкой на китайских машинах, но она позволяет упростить торможение для не слишком сильных в физическом плане водителей, что может уберечь от ДТП и испорченного настроения.