Какие бывают категории дорог. Автотранспортная сеть классификация автомобильных дорог сопротивление движению на подъём

Какие бывают категории дорог. Автотранспортная сеть классификация автомобильных дорог сопротивление движению на подъём

ПДД, как и любая область знаний, имеет свою систему терминов. В Правилах все формализовано, упорядочено и доступно. Но из-за «сухости» и четкости иногда бывает нелегко разобраться в том, чем, например, отличаются «стоянка» и «остановка». Поэтому нужно анализировать основные термины, чтобы рядовой ученик автошколы мог все понять с самого начала. В частности, нужно разобраться в том, что есть дорога и из чего она состоит.

Понятие «дорога»

Правила дорожного движения Украины гласят, что автомобильной дорогой (дорогой) называется часть территории, созданная для движения разного рода транспортных средств, а также пешеходов, вместе со всеми дислоцируемыми на ней сооружениями (путепроводами, мостами, пешеходными переходами, эстакадами) и средствами организации и упорядочивания дорожного движения, одновременно с этим ограниченная по ширине тротуарами или краем полосы отвода.


Из первой части определения следует, что дорогой будет считаться территория, которую специально обустроили, то есть создали необходимую инфраструктуру и организовали движение по этой поверхности. Дорога может быть городской, загородной, искусственной, а именно искусственно созданной поверхностью – путепроводом, эстакадой, мостом. Дорога может быть временной, созданной для сезонной езды. Такой дорогой называется проделанная грейдером или бульдозером траншея в снегу. Из второй части определения следует, что нужно дать определения таких понятий: проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса, трамвайные пути. Именно эти термины определяют элементы дороги.

Это интересно! Первые дороги появились еще в 4 тысячелетии до н.э. Самая древняя дорога Европы находится в Великобритании и называется Свит-Трек. В Швейцарии обнаружили часть дороги, которая вымощена колодами в 1700 г до н.э. Подобным образом начали оформлять дороги в Голландии, но на 200 лет позже. «Матерью» современных дорог считается дорога из камня толщиной почти 1 м, созданная в 312 г до н.э. древними римлянами.

Определение в Правилах: проезжая часть – это составляющая часть дороги, которая предназначена для передвижения нерельсовых транспортных средств. На дороге может быть несколько проезжих частей, причем между собой они разделены полосами (разделительными).


Новички, которые только сели за руль, ошибочно думают, что дорога – это часть заасфальтированной земли, по которой ездит транспорт. Но тогда что такое проезжая часть? Под этим термином подразумевается заасфальтированный участок, то есть участок дороги, отведенный под безрельсовый транспорт.

Автомобили передвигаются по проезжей части, она, в свою очередь, делится на полосы движения. Согласно ПДД, полосой для движения называется продольная полоса шириной не меньше 2,75 м на проезжей части, выделенная или не выделенная дорожной разметкой и отведенная под нерельсовый транспорт. То есть, на одной полосе движения может ездить только одна машина.

Зачастую для обозначения полос движения используют но могут использоваться и специальные дорожные знаки. В комплексе эти методы выделения используются на перекрестках для выделения количества полос движения на проезжей части.


Если разметка и знаки отсутствуют, то водителю придется самостоятельно определять число полос движения. В Разделе 11 Правил дорожного движения написано, что водитель должен вычислить количество полос для движения, ссылаясь на габариты транспортных средств, ширину проезжей части, безопасное расстояние между машинами. То есть определение делается приблизительно, несмотря на то, что так требует ПДД.

Согласно ПДД, разделительная полоса – это выделенная конструктивно или с помощью узкой и широкой сплошных линий часть автодороги, разделяющая соседние проезжие части. Разделительная полоса нужна для разграничения транспортных потоков (с противоположными направлениями) для безопасной езды. Этот элемент является обязательным для автомагистрали, так как вероятность наезда на встречную полосу – минимальна.

Что касается выделения, то оно может быть конструктивным, то есть разделительная полоса оформляется в виде железобетонной, металлической и другого рода конструкцией. Кроме того, выделение может быть логистическим, то есть с помощью сплошных полос.

Нельзя путать разделительную линию с двойной сплошной разметкой. Если интервал между сплошными линиями совпадает с шириной любой из них, то это – двойная сплошная. Если расстояние больше, то это разделительная линия.

В ПДД сказано, что на разделительной полосе нельзя останавливаться и по ней нельзя передвигаться. Ели на полосе есть тротуар, то по нему могут передвигаться пешеходы.

Обочина – это выделенный конструктивно или с помощью сплошной линии разметки элемент автодороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, находящийся с ней на одном уровне и не предусмотренный как место для движения автомобилей и другого транспорта, кроме случаев, которые предусматривают ПДД.

Также в Правилах указано, что на обочине можно делать стоянки и остановки, по ней можно ходить пешеходам, по ней могут ездить велосипеды, мопеды, если нет специальных дорожек, а также сани. Зачастую обочину выделяют таким образом, чтобы она не сливалась с проезжей частью, то есть покрывают гравием, щебнем, песком и т.д. На больших трассах есть разметка по краю проезжей части для отметки обочины. Обочина есть не на всех автодорогах.

В ПДД сказано, что пешеходный переход является инженерным сооружением или участком проезжей части, которое предназначено для пешеходов, чтобы они могли переходить через дорогу. Для выделения и обозначения пешеходных переходов используют разметку, специальные дорожные знаки и пешеходные светофоры.

Если пешеходный переход не выделен, то его вычисляют по интервалам между знаками или светофорами. На перекрестках в случае отсутствия каких-либо знаков, светофоров и разметки используется ширина тротуара или обочины.

Пешеходный переход называется регулируемым, если движение по нему регулируется с помощью светофора или регулировщиком. В противном случае переход называется нерегулируемым. Если светофоры работают на желтом сигнале или выключены, то переход также нерегулируемый.

В ПДД дано следующее определение тротуара: тротуар - это составная часть дороги, которая выделена под движение пешеходов. Тротуар примыкает к проезжей части или отделяется от нее с помощью газона. По тротуарам в некоторых случаях разрешено движение и стоянка.

Трамвайный путь является элементом дороги для передвижения рельсового транспорта. Он ограничен по ширине и выделяется или посредством дорожной разметки, или отмосткой трамвайной линии. Движение рельсового транспорта регламентируется Разделом 11 ПДД.

Что же такое дорога? Дорога – это совокупность ряда элементов или терминов, каждый из которых имеет четкие границы, четкое определение и предназначение. Любой уважающий себя водитель должен знать и помнить о составляющих частях автомобильной дороги для обеспечения максимально безопасной езды и для себя, и для других водителей, и для пешеходов.

Центральным понятием ПДД является дорога. А как еще может быть в Правилах ДОРОЖНОГО движения?

Определение из ПДД (п.1.2):

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Приспособленность для движения – один из главных критериев дороги. Насыпь, дамба, заасфальтированный, забетонированный, мощеный участок земной суши и пр., по которым двигаются транспортные средства (далее – ТС), — это и есть дорога.

Но и искусственные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты), которые используются для перемещения ТС, — тоже дорога.

Две узкие полоски вытоптанной травы, уходящей в поле? И это – дорога.

И даже если лютой зимой местный тракторист прямо по полю с помощью своего бульдозера проложит «зимник» (чтобы короче было ездить к своей любимой на встречу), то это тоже будет дорога. Пусть и временная (до весенней распутицы), но – дорога!

А как быть с ледовой переправой. В ПДД нет такого понятия, но есть определение, что это тоже дорога. Недаром же она обозначается дорожными знаками.

И даже брошенные в болотистый торфяник хворост или бревна, превращаются в гать – дорогу на болоте.

И на всех этих многочисленных вариантах дорог действуют (или, как принято говорить, «работают») Правила дорожного движения.

Итак, дорога – это участок, подготовленный и предназначенный для движения ТС .

Она включает в себя (как видно из второй части цитаты) следующие основные элементы:

  1. проезжую часть (одну или несколько), которая делится на полосы движения;
  2. разделительную полосу (при наличии);
  3. обочины (при наличии);
  4. тротуары (при наличии);
  5. трамвайные пути (при наличии).

Об этих элементах дороги и поведем речь.

Проезжая часть

Очень часто с понятиями «проезжая часть» и «дорога» происходит путаница. Под дорогой нередко подразумевают тот самый асфальт, по которому двигаются ТС.

Это ошибка! Тот самый асфальт – это лишь часть дороги. А именно – проезжая часть дороги.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

И оказывается, что асфальтовое покрытие имеет не дорога, а ее проезжая часть.

И не асфальт – критерий проезжей части, а движение безрельсовых ТС. Проезжая часть может быть оформлена с помощью иного покрытия – бутового камня, брусчатки, щебня – или просто иметь грунтовую основу.

Но это – проезжая часть, которая создана специально для движения безрельсовых ТС. Трамвай к ним не относится.

Полоса движения

Исключительно для удобства движения проезжую часть дороги делят продольными линиями разметки на специальные участки – полосы движения (или полосы для движения).

Определение из ПДД (п.1.2):

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Чтобы не «потеряться» на широкой проезжей части, водителю нужен какой-то ориентир при движении. Такой ориентир – это полоса движения, ширина которой достаточна для беспрепятственного и безопасного движения.

Но что делать зимой, когда разметка неразличима?

Или она вовсе не нанесена на проезжую часть?

В этом случае водитель обязан самостоятельно определить свое положение, которое он занимает на проезжей части. И делается это так: проезжая часть делится продольной линией строго посередине; участок справа – наш, слева – «встречка».

И последний штрих – сколько ТС способно разъехаться одновременно в одном сечении дороги. Количество ТС, способных сделать это, и укажет на численность полос.

Следовательно, полосы для движения ТС обязательно присутствуют на проезжей части. Водителю просто надо их найти.

Разделительная полоса

Существуют участки дорог, посреди которых можно встретить оригинальную конструкцию, — разделительную полосу.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Судя по определению, разделительная полоса – это «мертвый» участок дороги, который категорически запрещен для осуществления движения, остановки и стоянки ТС.

Для чего же существует разделительная полоса? Для обеспечения безопасности движения! Разделительная полоса разграничивает, разделяет транспортные потоки противоположных направлений, затрудняя (или делая невозможным) выезд на встречные полосы движения. Именно поэтому автомагистраль (самый скоростной участок дороги!) должен обязательно иметь разделительную полосу (или ограждения посредине дороги).

Однако разделительная полоса может быть оформлена не только с помощью какой-то физической конструкции, но и с помощью разметки «одинарная сплошная» (1.2.1).

На такой участок дороги тоже нельзя выезжать для движения, остановки или стоянки.

Говоря о разделительной полосе, нельзя не отметить ее еще одного важного свойства: разделительная полоса выделяет смежные проезжие части .

И последний момент. Понятно, что разделительная полоса не является обязательным элементом дороги, но положительно влияет на безопасность.

Обочина

Как это и не может показаться странным, обочина – тоже элемент (или часть) дороги. А все потому, что по обочине в редчайших случаях Правилами разрешено движение. А главное – обочина является участком дороги, на котором допускаются остановка и стоянка ТС.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Обочина – дорожный элемент, который непосредственно примыкает к проезжей части и к тому же – в одной плоскости. Поэтому она не может быть отделена от проезжей части каким-то газоном или бордюром. Она именно «приклеена» к проезжей части, потому что предназначена, в основном, для остановки и стоянки.

Как правило, обочина отличается от асфальтовой проезжей части иным способом покрытия: она может быть выражена травяным покровом, щебнем, грунтом, песком, глиной и пр.).

Однако на крупных федеральных трассах практикуется формирование обочины с помощью такого же покрытия, как и на проезжей части. Это делается для обеспечения максимальной безопасности движения по скоростной дороге, чтобы частицы грунта, песка, глины не попадали на проезжую часть и не натворили беды при экстренном торможении ТС.

В этом случае границей проезжей части и обочины будет специальная – сплошная или прерывистая – линия разметки.

Говоря об обочине, следует отметить, что она не является обязательным дорожным элементом. Как правило, в населенных пунктах обочина отсутствует за ненадобностью, ибо ТС совершают стоянку или остановку, используя край проезжей части.

Следовательно, обочина – это удел загородных дорог. Кстати, здесь – в условиях отсутствия тротуаров – разрешено и движение пешеходов.

Тротуар

Тротуар – это еще один дорожный элемент. Причисление его к одной из частей дороги вполне оправдано. И вот почему.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

В принципе, все просто и понятно. Тротуар – для пешеходов, а они – участники движения. Потому и тротуар – часть дороги. Однако в редчайших случаях по нему разрешено движение ТС, а также их остановка и стоянка.

Тротуары, как и обочины, не являются обязательным элементом дороги.

Вне населенного пункта в них практически нет потребности: пешеходы перемещаются по обочинам.

Трамвайные пути

В наших ПДД есть много неточностей, «белых пятен» и т.п. Один из пробелов – отсутствие определения трамвайных путей, которые являются частью дороги, но не являются проезжей частью. Такие характеристики обусловлены анализом понятий «дорога» и «проезжая часть».

Существует два преимущественных способа организации трамвайных путем (в пределах дороги):

1) посредине дороги;

2) на границе с проезжей частью.

Невнимание ПДД к понятию «трамвайные пути» неоправданно, ибо они могут быть использованы для движения (в соответствии с нормами ПДД).

Очевидно, нам предлагается самим домыслить: трамвайные пути – это участок дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств .

Сделаем вывод

Дорога – это часть суши (или искусственное сооружение), предназначенная для движения ТС. В структуру дороги входят несколько элементов (проезжая часть и – по возможности – разделительная полоса, тротуар, обочина, трамвайные пути).

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Что дает установка автобаферов?


Зеркало видеорегистратор Car DVRs Mirror

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Анисим

    В ПДД может быть и есть неточности. Но должны ли мы, простые водители, домысливать эти самые ПДД. В частности, трамвайные это пути или не трамвайные. Главное, как к нашему домысливанию отнесется инспектор ГИБДД.

    Надежда

    Как вообще можно не узнать трамвайные пути? В ПДД (на крайний случай, в комментариях к ним) приводится точные определения со всеми возможными вариациями к ним. На данный момент инструкторы автошкол объясняют все негласные ситуации, которые могут возникнуть на дороге, и плоха та автошкола, которая не дает достаточных знаний и представлений о наших российских дорогах

    Александр

    Добрый день. прошу разъяснить. рядом со зданием моего места работы проходит улица, с обеих сторон которой установлены знаки «остановка запрещена» и «принудительная эвакуация». Однако между зданием и дорогой уложена плитка шириной в 5 м. Между этой плиткой и асфальтовым покрытием дороги очевидно когда-то был бордюр. Сейчас он практически не виден и выступает над поверхностью не более чем на 2 см. Имею ли я право припарковать свой автомобиль на данном участке уложенным плиткой? Был случай когда администрация написала заявление в ДПС и людей оставивших автомобили на этом участке оштрафовали за неправильную парковку. Ведь есть нормы по которым тротуар считается таковым при определенной высоте бордюра.

    Игорь

    Здравствуйте! Разъясните пожалуйста, какое название по ПДД имеет разметка 1.3 (двойная сплошная), и если она — разделительная полоса, то почему дорога с разметкой 1.3 имеет одну проезжую часть? (билет №5 вопрос 1). Спасибо за ответ!

    Евгений

    Игорь, приветствую Вас! Разметка 1.3 не может быть разделительной полосой (РП). РП — это элемент дороги, и обозначена РП двумя (с каждой стороны) линиями разметки 1.2.1 (которая обозначает край проезжей части). Поэтому РП делит проезжую часть, а разметка 1.3 — нет. Она просто запрещает себя пересекать, но проезжая часть — едина!

    Стас

    Кстати, сейчас задумался о том, что не уверен в вобщем-то простых и привычных вещах. Например, задумался о том, как должен передвигаться я как пешеход по обочине вне населенных пунктов и как тут обеспечивается безопасность пешехода, если дорога грунтовая и граница между проезжей частью и обочиной не всегда понятна? Ну и, кстати, в тему вспомнилась байка о том, как студентам на военной кафедре преподавались некоторые армейские понятия. В том числе там изучался классификатор дорог для военных строителей. Особое впечатление производило упоминание про то, что военная дорога 7 категории - это когда лес повален, но не убран.

    Павел

    Обочина при дороге какой должна быть ширины? И то, что на обочине происходит отдельная жизнь, вот где удивление! На обочине располагаются целые рынки торговли, будь то арбузы гостей из Азии, или яблоки и картофель бабушек из соседнего поселка, изделия из мрамора, игрушки и даже вполне стационарные забегаловки «типа кафе», продающие кофе, чай, пирожки, по обочине путешествуют молодые люди и не очень, идут «крестные» ходы, катят велосипедисты, гонят стада овец и коров пастухи крестьянских деревень, порой на обочинах продают солярку из грузовиков-цистерн, дежурят инспекторы дорожных и иных служб. И все это не отражено в ПДД!

    Анна

    В ответ на комментарий Павла рассуждаю как водитель и пешеход. В городских условиях для пешеходов предназначен тротуар, где также могут располагаться места общественного пользования типа магазинов и кафе. За городом таким «тротуаром» является обочина. И где сказано, что на обочине запрещено организовывать места торговли? Другое дело, что это может быть небезопасно в случае заноса автомобиля. Ну так и на обычной городской остановке никто не застрахован от несчастного случая.
    А пробелы в ПДД насчет отсутствия определения трамвайных путей, многие автолюбители в свою пользу трактуют. Часто наблюдаю картину: стоит трамвай в пробке из-за застрявшего на путях авто. Надо бы прописать этот пункт.

    Sergey

    Само понятие дорога имеет относительное определение. ПДД во многом не учитывают непреодолимую силу, как для водителя, так и для пешехода. Например, пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам или при отсутствии подобных по внешнему краю. Бывают случаи, когда тротуары, обочины и.т.п. непроходимы по погодным условиям с плохой видимостью на проезжей части, когда пешеходу приходиться выходить на дорогу с движением автотранспорта, что приводит к аварийным ситуациям. Водитель не заметил, пешеходу негде идти, оба не виноваты, а ДТП произошло. Как поступают сотрудники ГИБДД в данной ситуации согласно ПДД?

    Пугин Анатолий

    По старым правилам ширина полосы движения была от 3 до 6 м. Край проезжей части обозначался в 20 см от обочины. Сейчас принят стандарт полоса 3,75 м. В городе получились обочины по 3 м шириной. С какой целью приняты такие стандарты? Заузили ширину проезжей части, увеличили пробки. У нас есть центральная улица в городе, ширина проезжей части 12 м. То есть возможно было движение по полосе в 2 ряда для легковых авто. Сейчас нанесли разметку так, что обочина получилась 2,5 м.Вынуждены тянуться за маршрутными автобусами со скорость 25-30 км/ч, по обочине двигаться нельзя, и обогнать нельзя, центр дороги обозначен сплошной разметкой. Зачем в городе обочины по 3 м шириной?

    Андрей

    По поводу белых пятен и неточностей в ПДД.
    Действующими правилами дорожного движения РФ трамвай отнесен к «Маршрутному транспортному средству» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
    Порядок движения по трамвайным путям определен п. 9.6 ПДД РФ, Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом п. 8.5 ПДД. П.8.5 ПДД При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения.
    Знание данных норм вполне достаточно для того, что бы понять, что трамвайные пути могут использоваться для движения автомобилей только в случае если они расположены на одном уровне с проезжей частью и на проезжей части т.е. являются частью дороги. В остальных случаях когда трамвайные пути не находятся непосредственно в пределах дороги то действие ПДД (определение ДОРОГА) на трамвайные пути не распространяется.Считаю что нет необходимости давать в ПДД определение термина «Трамвайные пути» Введение в ПДД дополнительных терминов и определений относительно трамвайных путей никак не повлияет на безопасность дорожного движения, вполне достаточно имеющихся требований в ПДД относительно Маршрутных Т.С. (раздел 18 ПДД).

    Сергей

    Насколько мне известно дорогой считается приспособленная для движения транспорта полоса или поверхность земли. Дорога может быть как полевой, так и искусственно возведенной с разграничительными полосами, бордюрами и трамвайными путями. Даже временная ледовая переправа тоже считается дорогой. Существует понятие проезжей части это где движется транспорт, полоса движения — любая из полос, по ширине достаточная для автомобилей в ряд. Для этого и существует разметка на дорогах. Зимой и там где нет разметки делим дорогу на две равные части на нашу полосу и не заезжаем на чужую. Разделительная полоса и обочина это тоже часть дороги, хотя и транспорт там не ездит.

    Иванович

    В своей жизни мне много пришлось водить автомобиль по необорудованным сельским дорогам. Дорогам, накатанным колесами автомобилей по лугам, рядом с полями и т.п. И, часто, приходилось перевозить грузы по местам, где дорога, в самом понимании этого слова, отсутствовала. Например, по полю с зерном от комбайна, с сеном по скошенному лугу. И вот однажды произошел такой случай. Помощник комбайнера решил отдохнуть, устроился для этого на краю копны соломы, оставленной на поле комбайном, после обмолота пшеницы. Один из водителей двигаясь по полю, по направлению уложенных копен, решил изменить маршрут движения и резко, чуть проехав копну, развернул автомобиль и задним колесом проехал по копне и лежащему там, человеку. Вот теперь вопрос для дискуссии: Нарушил ли водитель ПДД и располагался ли он на дороге?

    ответ на данный вопрос должны дать сотрудники ГИБДД после детального изучения обстоятельств происшествия и всех документов.

    Павел

    Доброго времени суток.
    Живу в деревне. На участке улицы где я живу, с двух сторон висит знак «Остановка запрещена» 300 метров. С одной стороны пустырь (бОльшая часть) и здание больницы, с другой частные дома. Т.к. стоянка у больницы маленькая все ставят машины на нашей стороне (ГИБДД на них не реагирует) Но стоит подъехать такси или знакомым и водитель находится в машине или рядом, то ГИБДД тут как тут. Штраф 3000 рублей, неважно где ты остановился на дороге или возле забора. Есть ли правила регламентирующие эту ситуацию?
    И ещё. Зимой когда чистят дорогу, то снег сталкивают в карманы возле домов. А когда начинаешь раскидывать не к забору а на дорогу штрафуют. Это как то регламентируется?

    С уважением, Павел

    не зная всех нюансов касательно именно ваших ситуаций давать какие то комментарии по данному вопросу считаем не совсем корректно.

    Предварительно следует изучить протоколы по административным правонарушениям — кого оштрафовали, за что, на основании чего, …

    Рекомендуем сделать письменные официальные запросы (с приложением фото и других поясняющих документов, можно через специальные разделы обращений на официальных сайтах ГИБДД и органов местного самоуправления) в ГИБДД, орган местного самоуправления, отвечающую за обслуживание дороги организацию и дождаться официальных разъяснений.

    Павел

    Нет, вопрос не про штрафы, а в общем. Вопрос касается жителей частных домов. Если к нам кто-то приехал, мы вызвали такси или нам привезли груз, они могут останавливаться? Полоса земли между дорогой и забором 4 метра. Это все дорога или уже частная собственность? Где граница между дорогой и частной территорией? И вообще как быть жителям домов?
    С уважением, Павел.
    В принципе вообще непонятно для чего именно здесь этот знак.

    1. Выясните принадлежность дороги (федерального, областного, местного значения) и организацию, которая отвечает за её обслуживание.

    2. Направьте официальный запрос в уполномоченную организацию: кто и на основании чего повесил данные знаки и каким образом осуществлять посадку/высадку пассажиров жителям прилегающих домов. В зависимости от полученного ответа, возможно, придется обращаться в следующие компетентные органы — ГИБДД, ОМС, к местному депутату, в приемную губернатора, … для решения данного вопроса.

    3. Границы и принадлежность земельных участков между дорогой и домами можно уточнить в местном органе самоуправления, администрации Вашего района (в зависимости от того в чьих полномочиях данный вопрос).

    Костя

    Часто сами сотрудники ГАИ не знают правил дорожного движения. Вернее даже не так, они просто трактуют их так, как удобно им. А водитель просто теряется в этой ситуации, и принимает все за чистую монету.

    Если наедете на тротуар или поставите там, а есть кстати сейчас довольно широкие, и можно вообще подумать, что это дорога, то лично у нас во дворе эвакуируют такую машину через 10-15 минут. Местные, кто живет об этом уже знают, а новички всегда бывают удивлены. Пошел в магазин, пришел, а машины нет, и думай все что хочешь. Грузят и увозят в течении 5 минут, никто никого там не ждет.

    Ну и у нас часто ситуация, когда дома построили, а парковочные места нет. В итоге живет там 200 человек и допустим 120-130 машин на двор, а парковочных мест штук 20-25, а куда девать машины остальным — вопрос. Поэтому и ставят так, что порой не пройти.

    По мнению сотрудников ГАИ, дороги у нас везде, и попробуйте это оспорить. А еще меня раздражают ситуации, когда ты едешь, а потом разметка бах и заканчивается, ну просто стерлась она со временем, и ты такой раз и обгонять, а оказывается — это двойная сплошная была, которая чуть видна из под снега и ведь тоже ничего не докажешь. Тут уж думай, решать все на месте или лишаться прав…

    Игорь Ч.

    Есть брошюрки «ПДД с комментариями». Там все подобные вопросы подробно разжёваны, так же, как и в статье. Просто надо один раз ПДД выучить, а потом следить за изменениями. Тогда и с ГАИшником поспорить не страшно будет.

    Валентин

    А у нас на даче сделали тротуар, который проходит вдоль забора, чтобы выехать или заехать на участок, приходится пересекать этот тротуар, нарушаю ли я при этом правила дорожного движения?

    Антон

    А я реально рад, что стали бороться с теми, кто ставит машина на тротуаре. Раньше реально было, что вообще не пройти, так как стоят постоянно машины и даже с пешеходом разойтись невозможно.

    Мотивация — ставить негде, мне непонятна, ведь если ты купил машину, наверняка об этом подумал. Я почему должен от этого страдать? Я всегда ищу место где поставить машину так, чтобы не мешать, даже если это будет в 500 метрах от того места, которое мне нужно.

    У меня самый комичный случай был, когда я ехал довольно далеко в город Тольятти на машине и решил заночевать на обочине, так как ехать уже не мог далее, но я забыл один момент, на этом участке был ранее знак — «обгон запрещен». Когда проснулся, тут же обогнал трактор, и через 200 метров сотрудники ГАИ. Вот блин, что мешает, если обгон запрещен, просто нарисовать сплошную линию. А ее просто нет. Смысл вообще какой в этих знаках? Ну обновляйте периодически линию и все и тогда ты знаешь, обгонять или нет.

    Еще интересный вопрос, а можно ли двигаться по обочине? Многие считают, что да, но насколько я помню правила — можно там останавливаться и в экстренном порядке объезжать препятствия. А то просто задолбали летом эти лихачи, которые просто пролетают как ракеты.

    Павел

    У нас в городе стали кардинально бороться с парковками на газонах, просто устанавливают заборы металлические вдоль дорог вплотную! Правильно так делать, теперь даже при отсутствии знака «Остановка запрещена» остановится невозможно!?

    Семён И.

    Вот в Москве на Кутузовском проспекте есть разделительная полоса. Достаточно широкая. По идее по ней ездить нельзя. Но для простых смертных. А на деле по ней гоцают избранные с мигалками и без. Как это соотносится с правилами дорожного движения? Или они избирательно действуют на одних и позволяют нарушать другим? И вот как к этому относиться, подскажите?

    Alex2000

    По поводу обустройства дорог, я так понимаю, везде проблемы есть. Думаю, не только свое мнение выражу. Зачастую на разбитых в хлам участках регулярно рисуют разметку, не ремонтируя годами само асфальтовое покрытие. Я согласен, разметка нужна, но получается театр абсурда.

    Сергей

    У нас дорога там, где ты проехал. Прочистил трактор, проехав по льду, снег — это уже считается дорогой. ГИБДД поставило какой-нибудь знак и стригет купоны.

    Раньше еще была другая фишка — едешь такой, а тебя останавливают и говорят что ты превысил скорость. Ты ехал 90, как надо, а там оказывается стоял знак «40». А установлен он так, что его просто не видно за ветками. Кто поумнее, тот естественно указывал на этот факт и оспаривал штраф, а кто нет, клал испекторам купюры.

    По поводу парковок на тротуарах, сейчас достаточно приложений, где можно пожаловаться. Не проходите мимо, звоните в полицию, пусть приезжают и эвакуируют, ну только так можно научить.

    Еще вспомнил, а у нас между селами была проселочная дорога и вы удивитесь, но там стоял знак 40. Насколько это правомочно?

    Валентин

    По поводу тракториста, который что-то там проложил, якобы дорогу, это спорный вопрос. Дорога ведь должна находиться в чьей-то собственности, например, муниципальной или федеральной, региональной. Должны быть соответствующие документы, которые указывают на её класс и т.п. А если кто-то самовольно проложил нечто похожее на дорогу, то юридически её нет и ПДД на ней действовать не должны.

    Семен

    Дороги у нас ужасные и хуже всего что действия той же полиции направлены не на то чтобы помочь, а на то чтобы наказать.
    Занесет снегом знак, какой-то опасный участок, отсутствие разметки, затор на мосту и вот бы гаишникам помогать и регулировать движение, но нет. Они лучше будут ждать и штрафовать кто этот затор объезжает по встречке. Хотя можно было спокойно выйти и разрулить всю ситуацию за 10 минут.

    Я для себя запомнил золотое правило — если не помните знак, и нет разметки — не вздумайте обгонять до того момента, как этот знак не появится или вы не проедете какой-нибудь перекресток. В таком случае, вас никогда не оштрафуют.

    Сергей Анатольевич

    Всё верно относительно расширенного определения, что такое «Дорога» Любой участок земли где фактически осуществляется движение транспортных средств, можно отнести к дороге. Согласно ПДД, дорожно-транспортное происшествие-это событие, возникшее на дороге. Отсюда следует вопрос: Сколько транспортных средств должно проехать по участку, чтобы его можно было считать дорогой, а событие связанное с наездом или столкновением, считать ДТП? Можно ли считать событие, ДТП если два автомобиля едут попутно друг за другом, при этом, лидер осуществляет движение по бездорожью, а второй движется по колее первого (по сути уже по дороге) и совершает столкновение по причине не соблюдения дистанции?

    Андрей

    Зимой, когда разметки не видно, все едут по колеям, оставленным предыдущими автомобилями, другой вопрос, что эти колеи все время оказываются в междурядье, этому факту я не могу дать объяснение. Едешь и думаешь, не придет ли письмо счастья, ведь камере все равно, вижу я разметку или нет. Ещё непонятно, что делать, если попасть в аварию с другим автомобилем на территории гаражной автостоянки. Это дорога и там тоже действуют ПДД или нет?

    Евгений

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, в зимнее время года на дорогах образуются снежные отвалы. С учетом этих снежных отвалов, проезжая часть сужается или нет? То есть снежный отвал входит в проезжую часть или образует обочину? Если можно, то отправьте ответ на электронную почту. Спасибо

Изучив данную главу, студент должен:

знать

  • положения и теоретические основы проектирования автомобильных дорог;
  • нормативные правовые и нормативно-технические документы в области проектирования автомобильных дорог;
  • правила проектирования автомобильных дорог и их обустройства;

уметь

  • обобщать и систематизировать основные документы, регламентирующие проектирование и функционирование автомобильных дорог;
  • решать задачи, связанные с определением параметров автомобильных дорог;
  • выбирать наиболее рациональные проектные решения на основе технико-экономического сравнения вариантов;

владеть

  • навыками работы с нормативной и научной литературой в области проектирования и функционирования автомобильных дорог;
  • навыками решения практических задач по расчету параметров автомобильных дорог.

Классификация автомобильных дорог. Основные элементы автомобильных дорог

Автомобильный транспорт занимает все более значимое место в перевозках грузов и пассажиров. Наблюдается постоянный рост объемов и дальности автомобильных перевозок.

Основными технико-экономическими особенностями автомобильного транспорта являются следующие:

  • – высокая подвижность (маневренность, позволяющая быстро сосредоточивать транспортные средства в требуемом количестве, а при необходимости быстро перебрасывать их в другое место);
  • – способность принимать грузы и пассажиров непосредственно на месте их формирования без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций и пересадки пассажиров и доставлять их к месту назначения "от двери к двери", а значит, и без дополнительных затрат на эти операции;
  • – возможность обслуживания отдельных и мелких грузообразующих точек;
  • – достаточно высокие скорости.

Автомобилем к дороге предъявляются следующие требования:

  • – возможность безопасного движения автомобилей с расчетными скоростями;
  • – обеспечение пропуска заданной перспективной интенсивности движения;
  • – обеспечение пропуска автомобилей заданной грузоподъемности без накопления пластических деформаций и разрушения дорожной одежды в пределах срока службы покрытия;
  • – комфорт движения для водителей и пассажиров;
  • – дорога должна гармонично вписываться в пейзаж, просматриваться по ходу движения, не имея провалов, на расстояние не менее расстояния видимости автомобиля;
  • – окружающая дорожная обстановка должна нести оптимум информации, не перегружая сознания водителей, но и не давая ему возможности впасть в заторможенное состояние.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В зависимости от решаемых задач автомобильные дороги классифицируются:

  • – по административному значению;
  • – условиям проезда по ним и доступа на них;
  • – функциональному назначению;
  • – категориям в зависимости от транспортно-эксплуатационных и потребительских характеристик.

В соответствии с Федеральными законами № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" и Кв 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в зависимости от их значения автомобильные дороги разделяются на три группы:

  • – федерального значения;
  • – регионального или межмуниципального значения;
  • – местного значения (автомобильные дороги муниципальных образований), которые, в свою очередь, подразделяются на дороги сельского поселения; дороги городского поселения, в том числе дороги городского округа и дороги внутригородского района.

В зависимости от вида разрешенного использования они делятся на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

Автомобильные дороги общего пользования предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, т.е. по ним могут передвигаться все участники движения.

Автомобильные дороги необщего пользования находятся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используются ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

  • – соединяющие столицу Российской Федерации – город Москву со столицами сопредельных государств и административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;
  • – включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

К автомобильным дорогам общего пользования федерального значения могут относиться автомобильные дороги:

  • 1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;
  • 2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
  • 3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации – городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации утверждаются критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения и перечень этих автомобильных дорог. К автомобильным дорогам общего пользования местного значения относятся автомобильные дороги общего пользования, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. Перечень данных дорог может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Автомобильные дороги местного значения муниципального района – автомобильные дороги общего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района. Их перечень может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Автомобильными дорогами местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа. Перечень этих дорог может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий. Автомагистрали имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения, не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки. Доступ на автомагистрали возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые 5 км. На проезжей части или проезжих частях автомагистралей запрещены остановки и стоянки транспортных средств. Автомагистрали оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.

Скоростные автомобильные дороги – это дороги, имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой и не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками. Доступ на скоростные дороги возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенные не чаще чем через 3 км друг от друга. На проезжей части или проезжих частях скоростных дорог запрещены остановки и стоянки транспортных средств.

Дороги обычного типа – это автомобильные дороги, не отнесенные к автомагистралям и скоростным дорогам. Они могут иметь одну или несколько проезжих частей.

Автомобильные дороги в зависимости от их значения в общей транспортной сети РФ и размеров расчетной интенсивности движения подразделяются на следующие категории (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Классификация автомобильных дорог

Дороги I категории с многоголосной проезжей частью предназначены для скоростных перевозок грузов и пассажиров, связывают основные экономические районы страны и крупнейшие города. Они составляют основу дорожной сети страны – 1,4% от общего протяжения дорог.

Дороги II–III категорий служат для дальних автомобильных сообщений между отдельными субъектами РФ и наиболее загруженных направлений внутри субъектов РФ, составляют 27,6% от общего протяжения дорог.

Категория дороги назначается в зависимости от перспективной (на 20 лет) расчетной интенсивности движения, за которую принимают полученную на основе данных экономических обследований среднегодовую суточную интенсивность движения, суммарную в обоих направлениях, приведенную к легковому автомобилю по формуле

где – интенсивность по видам транспорта; – коэффициенты приведения, определяемые по табл. 3.2.

Таблица 3 .2

Коэффициенты приведения к легковому автомобилю K i

Примечание. Коэффициенты приведения для специальных автомобилей следует принимать как для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности.

За начальный год расчетного периода принимают год завершения разработки проекта дороги.

При определении категории дороги в случаях, когда среднемесячная суточная интенсивность наиболее напряженного в году месяца более чем в 2 раза превышает среднегодовую суточную интенсивность, последнюю при определении категории дороги увеличивают в 1,5 раза.

Число полос движения на дорогах I категории устанавливают в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности по табл. 3.3 .

Таблица 3.3

Количество полос движения на дорогах I категории

Вся территория РФ по климатическим характеристикам разделена на пять дорожно-климатических зон (ДКЗ). Границы дорожно-климатических зон приведены в прил. Б "Дорожно-климатическое районирование" СП 34.13330.2012.

Автомобильная дорога представляет комплекс сооружений, включающий собственно автомобильную дорогу, транспортные развязки в одном и разных уровнях, автобусные остановки, площадки для отдыха и стоянки автомобилей, кемпинги и станции технического обслуживания автомобилей. В местах пересечения постоянно или временно действующих водотоков устраивают водопропускные сооружения: трубы, мосты, акведуки. В пересеченной и горной местности устраивают виадуки и тоннели.

Все элементы дороги размещают в пределах полосы местности, которую называют полосой отвода. На поперечном профиле дороги (рис 3 1) могут быть выделены определенные элементы. Полосу поверхности дороги, в пределах которой происходит движение автомобилей, называют проезжей частью.

Рис. 3.1.

1 – земляное полотно; 2 – обочина; 3 – краевая полоса; 4 – проезжая часть; 5 – разделительная полоса; 6 – укрепленная полоса на разделительной полосе

Для обеспечения круглосуточного движения автомобилей в пределах проезжей части устраивают дорожную одежду из материалов повышенной прочности.

Дороги I и при четырех полосах движения II категорий имеют самостоятельные проезжие части для движения в каждом направлении, между которыми для безопасности движения устраивается разделительная полоса.

По обе стороны от проезжей части располагаются обочины , обеспечивающие безопасность движения автомобилей. Обочина состоит из трех участков. 1) непосредственно у проезжей части – укрепленная краевая полоса, на которую возможен наезд автомобилей, имеющая такую же конструкцию дорожной одежды, как и в пределах проезжей части; 2) далее – укрепленная стояночная полоса, предназначенная для кратковременной остановки и стоянки автомобилей; 3) еще далее – неукрепленная часть обочины.

Линии, разделяющие проезжую часть и краевые полосы, называют кромками проезжей части.

Для сглаживания рельефа дорогу сооружают на земляном полотне – насыпи или выемке.

Земляное полотно ограничивают с обеих сторон откосами. Линии, отделяющие обочины от откосов, называют бровками земляного полотна. Расстояния между бровками условно называют шириной земляного полотна.

Крутизну откосов характеризуют коэффициентом заложения откосов, определяемым как отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции.

Для обеспечения поверхностного водоотвода дороги, расположенной в невысокой насыпи или выемке, по обе стороны от дороги располагают боковые канавы (кюветы).

В комплекс дороги также входят различные перехватывающие и водоотводящие сооружения: нагорные и водоотводящие канавы.

Зарубежный опыт

В большинстве развитых стран используется несколько видов классификации. Таких классификаций, как правило, четыре: административная, по видам собственности, функциональная и техническая. Каждая из них решает определенные задачи. Административная и по видам собственности применяются для обозначения уровней государственной ответственности, а также способа финансирования дорожных объектов. Для целей проектирования дорог необходимы функциональная и техническая классификации.

В отличие от зарубежных в отечественных нормах проектирования понятие функциональной классификации дорог отсутствует.

Функциональная классификация используется прежде всего для целей транспортного планирования. В основу функциональной классификации положено определение роли (функции), выполняемой дорогой в процессе передвижения по сети. Выделяют четыре основные группы дорог: автомагистрали {freeway ), магистральные (arterial), распределительные (collector ) и местные (local) дороги. Такой подход позволяет создать иерархически построенную дорожную сеть, в которой в зависимости от выполняемой функции определяются и класс, и технические параметры дороги.

Функциональная классификация дорог группирует дороги по характеру предоставляемого обслуживания транспортных связей. В соответствии с функциональной классификацией стандарты и уровни обслуживания варьируются исходя из функции дорог, а интенсивность и состав движения служат для уточнения стандартов для каждого класса. Процесс проектирования при наличии функциональной классификации строится по следующей схеме: определяется функция дороги и соответствующий ей уровень обслуживания: затем для ожидаемой интенсивности движения и состава транспортного потока выбирается наиболее рациональная категория дороги, экономически выгодная расчетная скорость и геометрические параметры, обеспечивающие заданный уровень обслуживания. При этом решаются две задачи – формируется структура дорожной сети и обеспечивается требуемая транспортная связь. Такая схема планирования развития сети и проектирования дорог принята в странах ЕС, США, Канаде.

В странах Западной Европы техническая классификация имеется, но существует не сама по себе, а является частью функциональной классификации. Например, в ФРГ, Италии, Франции одна и та же категория дороги может иметь разные технические параметры в зависимости от ее функции в национальной дорожной сети.

Необходимость применения функциональной классификации отмечается в Сводной резолюции о дорожном движении Европейской экономической комиссии ООН от 14 августа 2009 г. В частности, рекомендуется "на уровне проектирования инфраструктуры установить иерархию дорожной сети с учетом функций, выполняемых каждой дорогой (транзитные перевозки, местные перевозки и т.д,)".

В настоящее время в России ведутся работы по введению функциональной классификации автомобильных дорог.

  • СП 34.13330.2012 "Автомобильные дорога". Актуализированная редакция СНиП 2.05.02–85* (утв. приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. № 266).
  • СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги". Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*.

В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 ** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энерги ей лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Велосипедист» - лицо, управляющее велосипедом.

«Велосипедная дорожка» - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1 .

«Водитель» — лицо, управляющее какимлибо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1 , 2.3.1-2.3.7 или 5.1 , по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие
аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного
типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 , 5.23.2 , 5.24.1 , 5.24.2 , 5.25 , 5.26

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

«Организованная перевозка группы детей» — организованная перевозка восьми и более детей в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Островок безопасности» - элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадной или подмостовых пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1 , 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2 .

«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .

«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34 .

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2-4.5.7 .

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«Полоса для велосипедистов» - полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2 .

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для, сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1 , разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

«Школьный автобус» - специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

Транспортно-эксплуатационные качества дорог и городских улиц

Транспортно-эксплуатационные качества дорог

И городских улиц.

Лекция 1, 2

Классификация дорог и городских улиц. Элементы дорог и городских улиц.

1.1 Классификация дорог и городских улиц

Автомобильные дороги – одно из важнейших звеньев транспортной системы страны. Ни одна отрасль народного хозяйства, ни один вид нерельсовых транспортных средств не могут функционировать без хорошо развитой и надежно работающей сети автомобильных дорог. Автомобильные дороги существенно влияют на экономическое и социальное развитие как отдельных регионов, так и страны в целом.

Автомобильная дорога – это комплекс инженерных сооружений (земляное полотно, основание и покрытие, мосты и т.п.), предназначенных для движения нерельсовых транспортных средств и пешеходов.

Термин «дорога» относится к любой используемой для движения дороге, улице, переулку по всей ширине, включая тротуары, велосипедные дорожки, обочины и разделительные полосы.

Сеть автомобильных дорог – совокупность всех дорог на территории страны, отдельных республик, краев, областей или районов, обслуживающих все отрасли их комплексного хозяйства. Основой для составления сети дорог являются усовершенствованные дороги общегосударственного значения, которые обеспечивают административные, хозяйственные, культурные связи между экономическими районами.

Современные автомобильные дороги представляют собой сложный комплекс инженерных сооружений, который должен обеспечивать работу автомобильной дороги круглый год, особенно весной и осенью, движение автомобилей в любое время суток с высокими скоростями и расчетными нагрузками.

Все автомобильные дороги в зависимости от назначения в народном хозяйстве и культурной жизни страны подразделяют на автомобильные дороги общего пользования и внутрихозяйственные. Дороги общего пользования находятся в ведении органов дорожного хозяйства республики, внутрихозяйственные дороги обслуживают колхозы, совхозы, подъезды к ним от дорог общего пользования.

Автомобильные дороги общего пользования могут быть:

Общегосударственного значения, соединяющие между собой крупные административные центры, экономические районы, обеспечивающие связи с соседними странами;

Республиканского значения, соединяющие столицы союзных республик и главные административные и культурные центры; областного (краевого) значения, соединяющие столицы автономных областей, центры краев и областей с районными центрами;

Местного значения, связывающие центры районов между собой, с колхозами и совхозами.

В зависимости от народнохозяйственного значения и интенсивности движения все автомобильные дороги делятся на пять категорий (табл.1).

Таблица 1

Интенсивность движения – количество автомобилей и других транспортных средств, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени (за сутки или час). Интенсивность движения меняется в течение суток и времени года, а также по длине отдельных участков; увеличивается вблизи городов, крупных населенных пунктов, железнодорожных станций; значительно уменьшается в ночное время.

Для каждой категории дорог установлены определенные технические нормативы, на основе которых проектируют и строят автомобильные дороги, искусственные сооружения, объекты сервиса. К нормативам относят: число полос движения, ширину проезжей части дороги, наименьшие радиусы кривых в плане и продольном профиле, наибольшие продольные уклоны и др. (ГОСТ СНИП 2.05.02-85).

Iа – магистральные дороги общегосударственного значения, включая и международные;

Iб – дороги общегосударственные, республиканского и областного значений.

К III категории относятся автомобильные дороги общегосударственного, республиканского, областного и краевого значений, не отнесенные к Iб и II категориям, а также дороги местного значения.

Автомобильная дорога служит много лет. В течение этого срока меняются параметры автомобилей. Поэтому разработаны стандарты на габаритные размеры автомобилей и нагрузки от автомобилей на проезжую часть дороги. Автомобильные дороги общего пользования I-IV категорий должны обеспечивать пропуск автотранспортных средств с габаритными размерами: по длине одиночных автомобилей 12 м и автопоездов до 20 м, по ширине до 2,5 м, по высоте до 4 м и до 3,8 м для дорог V категории.

Все элементы автомобильной дороги в плане, продольном и поперечном профилях рассчитывают в зависимости от расчетной скорости движения (табл. 2). Этим самым обеспечивается удобство и безопасность движения при хороших дорожных условиях.

Таблица 2

Расчетная скорость, км/ч

основная

допускаемая на трудных участках дороги

пересеченной

Примечания: 1. К трудным участкам пересеченной местности относятся рельеф с разницей отметок, долин и водоразделов более 50 м на расстоянии менее 0,5 км.

2. Трудными участками горной местности являются перевалы через горные хребты и участки горных ущелий.

Расчетная скорость – максимальная безопасность скорости движения одиночных легковых автомобилей, обеспечиваемая дорогой при хорошей видимости и сухом покрытии.

При проектировании дороги также учитывается грузооборот и грузонапряженность.

Грузооборот – показатель транспортной работы при перевозке грузов, равный произведению массы перевезенных грузов на расстояние.

Грузонапряженность дороги – суммарная масса грузов и транспортных средств, прошедших по данному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени.

1.2 Основные конструктивные элементы автомобильной дороги и их назначение

Автомобильная дорога состоит из основных элементов: земляного полотна, дорожной одежды, искусственных сооружений и обстановки дороги.

Земляное полотно – дорожное сооружение, служащее основанием для размещения слоев дорожной одежды и других элементов дороги. В зависимости от рельефа местности земляное полотно проектируют в виде насыпи – искусственно отсыпанного из грунта земляного массива выше поверхности земли, имеющего форму трапеции (рис. 1а), и в виде выемки – земляного сооружения ниже поверхности земли, имеющего заданную форму и очертание (рис. 1б). На косогорных участках местности земляное полотно проектируют в виде полунасыпи-полувыемки путем срезки уступом части естественного грунта с использованием его в полунасыпь.

Независимо от погодных условий и времени года земляное полотно должно сохранять свою геометрическую форму.

Рис 1.1 Основные элементы дороги:

а – в насыпи; б – в выемке;

1 – земляное полотно; 2 – основание насыпи; 3 – тело насыпи; 4 – верхняя часть земляного полотна (рабочий слой); 5 – дорожная одежда; 6 – проезжая часть; 7 – обочина; 8 – откосная часть насыпи; 9 – боковая водоотводная канава; 10 – откосная часть выемки; 11 – дренаж; 12 – уровень грунтовой воды.

Земляное полотно состоит: из верхней части земляного полотна (рабочего слоя); тела насыпи (с откосными частями); откосных частей выемки и основания выемки; устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренажа); поддерживающих и защитных геотехнических устройств и конструкций, предназначенных для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (селей, лавин, оползней, эрозий).

Верхняя часть земляного полотна (рабочий слой) представляет собой часть полотна, ее располагают на участке от низа дорожной одежды на 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 от поверхности покрытия проезжей части. Рабочий слой проектируют вместе с конструкцией дорожной одежды.

Тело насыпи земляного полотна располагают ниже рабочего слоя и чаще отсыпают на участках высоких насыпей, применяя местный или привозной грунт.

Основание насыпи – естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружают земляное полотно, или массив грунта ниже насыпного слоя; основание выемки – массив грунта ниже границы рабочего слоя.

Откосные части насыпи или выемки представляют собой боковые наклонные поверхности, которые ограничивают искусственно отсыпанное земляное сооружение.

К земляному полотну относятся связанные с ним водоотводные сооружения, необходимые для отвода поверхностных вод; канавы, боковые резервы, быстротоки, испарительные бассейны.

Грунтовые воды оказывают влияние на прочность и устойчивость земляного полотна. Поэтому необходимо понижать или перехватывать воду при помощи проектирования дренажа.

Дорожная одежда – многослойная конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунтовое основание. Дорожная одежда состоит из верхнего слоя (покрытия), нижнего слоя (основания) и дополнительных слоев.

На дорожные сооружения постоянно воздействуют природные условия данной местности. Изменение влажности воздуха, суточные колебания температуры, господствующее направление ветра, высота снегового покрова и многое другое значительно влияют на выбор отметок земляного полотна и конструкции дорожной одежды. Срок службы дорожной одежды зависит от прочности материалов конструкции.

1.3 Искусственные сооружения и их назначение

При проложении автомобильной дороги на местности приходится преодолевать различные препятствия: ручьи, реки, овраги, канавы, суходолы, ущелья, горные хребты, существующие автомобильные и железные дороги.

Для обеспечения непрерывного и безопасного движения автомобилей предусматривают искусственные сооружения: трубы, мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, виадуки, специальные сооружения на горных дорогах (рис. 1.2).

Наиболее распространенными видами искусственных сооружений на дорогах являются трубы и мосты. Трубы укладывают в тело земляного полотна на суходолах или при пересечении небольших ручьев (насыпь над трубами сохраняйся). Они предназначены для пропуска небольших объемов воды под дорогой. Трубы применяют также под съездами и переездами. В некоторых случаях трубы (прямоугольного сечения) служат для пропуска под основной дорогой небольших местных дорог, а также в качестве скотопрогонов в сельской местности.

Мост соединяет участки дороги, находящиеся по обе стороны реки, и служит для перехода водной преграды, ущелий, суходолов. Мост прерывает земляное полотно дороги, и движение автомобилей осуществляется по конструкции моста, состоящей из пролетных строений и опор.

Тоннели применяют для прокладки автомобильной дороги сквозь толщу горного массива или под водным препятствием. В горной местности тоннели проектируют через горные хребты или вдоль крутых косогоров, в районе оползней, осыпей, обвалов, крутых горных выступов. Подводные тоннели прокладывают вместо мостов.

Путепровод служит для пропуска автомобилей через другую автомобильную или железную дорогу, по конструкции является разновидностью моста.

Виадук представляет собой мост большой высоты, расположенный над глубоким ущельем, лощиной или оврагом. Виадук через узкие ущелья проектируют однопролетными из-за дорогостоящих промежуточных опор.

Рис. 1.2. Основные виды искусственных сооружений:

а – труба; б – мост; в – тоннель; г – путепровод; д. – виадук; е – эстакада; ж – галерея; з – подпорная стена:

1 – круглая труба, 2 – насыпь дороги, 3 – устой моста, 4 – пролетное строение моста, 5 – горный массив, 6 – портал, 7 – промежуточная опора, 8 – сборная железобетонная стенка.

Эстакаду возводят вместо высокой насыпи или для пропуска дороги на большей длине при сложных пересечениях автомобильных дорог.

Галереи устраивают на горных дорогах для защиты от снежных лавин и камнепадов, чаще всего располагают на крутых косогорах, в местах уже известных снежных и каменных обвалов. Стены галереи должны быть прочными, верхний свод должен иметь наклонную поверхность в сторону косогора. Это необходимо для беспрепятственного схода снега, льда, камней через перекрытие галереи.

Подпорные стены поддерживают дорогу на крутых склонах в горной местности. Их устраивают вместо откосов земляного полотна на крутых косогорах, в оползневых районах, на берегах горных рек, в районах осыпей. Подпорные стены строят из железобетона, бетона и в виде каменной клади.

1.4 Обустройства дороги и защитные дорожные сооружения.

К обустройству дорог относятся технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, направляющие устройства, сети освещения, светофоры, системы автоматизированного управления движением), озеленение, малые архитектурные формы.

Дорожные ограждения подразделяются на две группы: ограждения барьерного и парапетного типов; конструкции перильного типа, сетки.

Барьерное ограждение состоит из стоек и горизонтального бруса или профильной стальной ленты. Парапетное ограждение представляет собой железобетонную стенку. Данные виды ограждений предназначены для предотвращения съезда транспортных средств с земляного полотна, проезжей части мостов, путепроводов, эстакад. Высота ограждений 0,75-0,8 м, их устанавливают на обочине вдоль проезжей части.

Вторая группа ограждения предназначена для организованного движения пешеходов и предотвращения выхода на проезжую часть животных.

Для уверенного управления автомобилем водитель должен быть ориентирован в направлении дороги на большом расстоянии. Поэтому на обочинах дороги устанавливают направляющие устройства в виде сигнальных столбиков, тумб со светоотражающими элементами.

Для обеспечения безопасности движения на дороге и своевременного информирования водителей и пассажиров наносят линии разметки и устанавливают дорожные знаки. Горизонтальную и вертикальную разметки наносят на дорожное покрытие и элементы опор мостов, путепроводов, на парапеты, ограждения, бордюры. Совместно с дорожными знаками разметка значительно улучшает организацию дорожного движения.

Для того чтобы придать живописный вид автомобильным дорогам всех категорий, предусматривают озеленение. Озеленение имеет снегозащитное и декоративное назначение.

Снегозащитное озеленение представляет собой многорядные древесно-кустарниковые посадки определенной густоты. Конструкция и размещение посадок должны соответствовать объему переносимого снега к дороге. Декоративное озеленение заключается в живописном расположении групп деревьев и кустарников на полосе отвода или создании аллейных посадок вдоль дороги.

1.5 Здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб

В процессе проектирования основных элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений большое внимание должно быть уделено проектированию системы обслуживания движения на дорогах.

Для организации работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок предусматривают дорожную службу. Для дорожной службы проектируют административные здания и сооружения, жилые дома для рабочих и служащих, производственные базы, карьеры, заводы, склады, гаражи.

Водители и пассажиры находятся в пути несколько часов, поэтому им требуются периодический отдых и питание. С этой целью на автомобильных дорогах проектируют сооружения автотранспортной службы: площадки для отдыха, автопавильоны, автовокзалы, мотели, гостиницы, кемпинги, павильоны, столовые, магазины, придорожные кафе.

Площадки отдыха выполняют в стороне от дороги с хорошим обзором окружающей местности, лучше всего на опушке леса, на берегу ручья или озера. На таких площадках должны быть предусмотрены зоны стоянки автомобилей, зона отдыха и санитарно-гигиеническая с мусоросборником и туалетом. Около придорожных столовых и магазинов также устраивают автомобильные стоянки.

С ростом междугородных и пригородных пассажирских перевозок требуется создание автопавильонов вблизи населенных пунктов. Архитектурное оформление автопавильона зависит от местных национальных особенностей и климатических условий.

Автовокзалы (автостанции) устраивают обычно в городах и крупных населенных пунктах для пассажиров дальнего следования.

Мотели сооружают на граничной зоне крупных городов, в курортных зонах, а также в местах, привлекающих большой поток туристов. Мотель имеет гостиничный комплекс, гаражи и площадку для стоянки автомобилей, автозаправочную колонку и небольшую станцию технического обслуживания.

В летний период для отдыха туристов и пассажиров работают кемпинги – временные базы из сборных домиков или палаток.

Для обслуживания подвижного состава строят автозаправочные станции, станции технического обслуживания, площадки для осмотра автомобилей, моечные пункты.

Автозаправочные станции (АЗС) предназначены для заправки автомобилей топливом, смазочными материалами и некоторыми предметами ухода за автомобилями. На АЗС находится площадка с эстакадой для осмотра транспортных средств, мелкого ремонта самим водителем, слива отработанного масла. Площадка с эстакадой для осмотра автомобилей может находиться в зоне стоянки автомобилей на площадке отдыха.

Станция технического обслуживания (СТО) выполняет обслуживание и текущий ремонт автомобилей.

Все эти сооружения предназначены для поддержания нормальных условий эксплуатации дороги.

Для службы управления контроля на дорогах строят здания постов ГИБДД и контрольные пункты ГИБДД. Для экстренного вызова технической и медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях должны быть дорожные телефоны и радиопередатчики.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков