Как тормозить с ABS на льду и снегу зимой. Принцип работы ABS в автомобиле Как-тормозить скоростями зимой

Как тормозить с ABS на льду и снегу зимой. Принцип работы ABS в автомобиле Как-тормозить скоростями зимой

Обучения в автошколе достаточно, чтобы выпустить на автомобильные дороги нового водителя. При этом за курс обучения будущий автомобилист не узнает практически ничего непосредственно о вождении машины, заучивая правила и выполнение упражнений на тренировочной площадке. Оказываясь на реальных дорогах и приобретая свой первый автомобиль, водитель может столкнуться с проблемой отсутствия или наличия антиблокировочной системы тормозов. Важно правильно уметь останавливать автомобиль на большой скорости, который снабжен систем АБС или на котором она отсутствует.

Из самого названия «антиблокировочная система» можно сделать вывод, что она необходима для предотвращения блокировки колес. Устанавливается она на большинстве современных автомобилей, но некоторые водители осознанно ее отключают, отмечая, что без нее удобнее контролировать процесс торможения автомобиля. Так же данная система может выйти из строя в процессе эксплуатации, о чем водителю просигнализирует . Если она загорелась во время движения, следует вспомнить о том, как правильно тормозить без АБС, иначе велик риск столкновения с другими автомобилями.

Опытные водители, которые часто управляют автомобилями без антиблокировочной системы, на подсознательном уровне чувствуют момент, когда чуть более сильное нажатие на педаль приведет к тому, что автомобиль «пойдет юзом». Правильное торможение на автомобиле без АБС в городском потоке – это прерывистые частые нажатия на педаль. Нажимая на тормоз и отпуская его, водитель избегает варианта с блокировкой колес, при возникновении которой машина рискует стать неуправляемой.

При этом резкое торможение на автомобиле без АБС отличается от снижения скорости в обычном режиме движения. Если необходимо срочно замедлить или остановить машину, чтобы объехать возникшее на дороге препятствие, можно выбрать один из следующих способов:

Главный принцип при торможении автомобиля без АБС – это плавная работа с педалью тормоза. Резкое нажатие на нее или резкое отпускание приведет к потере устойчивости автомобиля.

Антиблокировочная система упрощает процесс торможения для малоопытных водителей, позволяя им не задумываться о том, как необходимо нажимать на педаль тормоза, чтобы автомобиль остановился, и его не повело в сторону. Автомобиль с системой АБС не меняет направления движения, если зажать педаль тормоза и не отпускать ее. Система препятствует блокировке колес, и водитель может без опасения вращать рулем, если требуется преодолеть возникшее на дороге препятствие. По сути, данная система моделирует процесс прерывистого нажатия на педаль.

При необходимости резкого торможения на автомобиле с АБС следует вдавить в пол педаль тормоза и прикладывать к ней усилие до тех пор, пока машина не снизит скорость до требуемой или полностью не остановится. Если нажимать на педаль плавно, система АБС автомобиля может вовсе не сработать, и эффективность торможения будет пониженной.

Торможение автомобиля на автоматической коробке передач навряд ли может вызвать вопросы, тогда как с механикой чуть сложнее. Следует запомнить следующие правила, как тормозить на механической коробке передач:


Каждый автолюбитель должен уметь правильно тормозить на любом типе сцепления при наличии или отсутствии АБС. От правильного режима торможения зависит безопасность водителя, его пассажиров и окружающих автомобилистов.

В зимнее время каждый водитель должен поменять агрессивный стиль вождения на более спокойный и мягкий.

Даже опытным ездокам стоит быть внимательней на дорогах, чтобы избежать столкновения с другими автомобилями. Это правило распространяется также на водителей, управляющих машиной с АБС (антиблокировочной системой).

Принцип работы ABS

На обледенелой дороге (как и после дождя) торможение становится проблемой для водителей. Если резко нажать на тормоз, колеса блокируются и машина начинает скользить. В качестве дополнения — отсутствие контроля над машиной. Колеса-то заблокированы, значит, поворачивать и совершать маневры не получится. И если на обычной дороге это грозит только столкновением с впереди идущим или стоящим препятствием, то на скользкой поверхности неизбежен занос.

ABS является блокировочной системой. Она срабатывает только при резком торможении и снимает блокировку с колес. Это позволяет контролировать автомобиль и безопасно уводить его от препятствий. Но для того, чтобы система сработала, нужно одновременное выполнение двух условий:

  1. Нажатая педаль тормоза.
  2. Хотя бы одно заблокированное колесо.

При соблюдении этих условий срабатывает ABS, которая немного приспускает тормозные колодки, сохраняя управляемость автомобиля.

Но есть у системы и недостатки, которые следует учитывать:

  • Снижение работы системы на неровной дороге с выбоинами и камнями, что приводит к увеличению тормозного пути автомобиля. Связано это с тем, что когда колеса цепляется за камень и подпрыгивает, в этот момент срабатывает АБС. А когда колесо возвращается на дорогу, то увеличивается сцепление с поверхностью, а сила торможения уже уменьшена. Поэтому рекомендуется преодолевать такие препятствия на сниженной скорости.
  • Система умеет распознавать тип покрытия, но не перестраивается на смешанных дорогах. Например, если автомобиль сначала попадает на лед, потом на асфальт, а потом на лужу, то система будет работать, как будто везде лед. Это снижает эффективность работы АБС.
  • Снижение эффективности работы системы на участках дороги, засыпанных снегом.
  • АБС прекращается работать при снижении скорости до 5 км/ч. А если автомобиль оказывается на скользком склоне, по которому машина уверенно катится вниз, затормозить будет невозможно. В этом случае придется искать другой способ торможения — ручник или нейтральная скорость на АКПП.

Но самый главный недостаток системы — это чрезмерное доверие ей. Помните, что ABS — это функция авто, которая, как и любая программа, имеет свойство сбиваться и ломаться. Доверяйте, прежде всего, своим водительским инстинктам и всегда имейте при себе запасной план экстренного торможения. И никогда не превышайте скорость на скользких дорогах.

Как правильно тормозить с ABS?

Техника экстренного торможения автомобиля с ABS и без нее разная. Если в вашей машине отсутствует система разблокировки колес, то на скользкой поверхности для остановки нужно быстро-быстро нажимать на педаль тормоза. Вдавливать тормоз в пол нельзя — так вы потеряете контроль над автомобилем.

А вот с установленной системой технология экстренного торможения другая. Нужно нажать плавно на педаль тормоза (и сцепление, если есть) до упора и держать до полной остановки. И помните о нескольких нюансах:

  • Во время экстренного торможения вы услышите хруст — это нормально, так срабатывает ABS. Не нужно пугаться этого звука и, тем более, нельзя отпускать педаль тормоза.
  • Нельзя отпускать педаль газа до полной остановки. Даже если скорость авто сильно упала, дождитесь торможения машины, после чего можно ослабить нажим.
  • Контролируйте автомобиль. Помните, что АБС дает возможность управлять машиной, а не ехать в одном направлении. Постарайтесь избежать столкновения с другими автомобилями.
  • Доверяйте, прежде всего, себе и своей интуиции. Не забывайте, что система может подвести в самый неподходящий момент.
  • Перед поворотом начинайте тормозить за 20-30 метров, медленно нажимая на педаль тормоза. На перекрестке система обеспечит плавный маневр без заноса.

Также помните об основных правилах езды зимой:

  • Дистанция между автомобилями должна быть максимальной Не рассчитывайте, что АБС уменьшит тормозной путь. Этого может и не произойти, что приведет к столкновению с другим участником движения.
  • Не превышайте скорость, особенно на скользкой дороге и при плохих погодных условиях. Лучше вы прибудете до места назначения чуть позже, чем вообще не прибудете.
  • Внимательно следите за ситуацией на дороге, не отвлекайтесь. Многие игнорируют опасность, превышая скорость, что приводит к заносу. Будьте готовы к любой ситуации и заранее продумайте план действия.
  • Своевременно меняйте шины. Зимой на летней резине ехать очень опасно.

Следите за дорогой и будьте особенно внимательны в зимнее время года!

Как тормозить с АБС (ABS)

Как правильно тормозить на автомобиле оснащенным системой ABS , такой вопрос возникал, пожалуй, у многих. Пугающий треск под капотом заставляет интуитивно бросить педаль тормоза, чего как раз не стоит делать. Данная статья будет полезна, как для новичков, так и для более продвинутых автомобилистов пересевших на более современный автомобиль.

Для начала будет полезно узнать, как работает АБС (ABS) , это поможет нам лучше понять данную статью. АБС (ABS) сокращенное от английского выражения (Anti - lock braking system ) — система, предотвращающая блокировку колес при торможении. Придумано это для того, что в момент торможения при полной блокировке колес между покрышкой и дорожным покрытием возникает сила трения-скольжения, которая в свою очередь намного меньше чем сила трения-покоя. Тем самым торможение без блокировки колес будет эффективнее, чем скольжение по дорожному покрытию. Кроме того, если у транспортного средства одно или несколько колес находятся в скольжении, то оно теряет управление. Проще говоря, система предотвращает стопорение колёс и предотвращает юз при торможении, что положительно сказывается на устойчивости и управляемости транспортного средства в режиме торможения.

Теперь рассмотрим принцип работы АБС (ABS) на практике. На ступице колес транспортного средства имеются выступы похожие на зубцы шестеренки, при вращении колеса, выступы перемещаются под индуктивным датчиком, который преобразует их в импульсы понятные для системы. Как только с одного или нескольких датчиков перестают приходить импульсы и нажата педаль тормоза, то блок управления понимает, что колесо (колеса) не вращаются. Чтобы это исправить блок управления подает сигналы на перепускные клапаны (именно в этот момент мы слышим характерный треск), тормозное усилие ослабевает, и колесо начинает вращаться. Затем давление опять возрастает и все повторяется по кругу, делая все для безопасного торможения.


Устройство АБС на колесе и под капотом автомобиля

Теперь, когда мы разобрались в принципе работы, рассмотрим характерные ошибки автолюбителей при торможении на автомобиле с системой АБС (ABS):

1) Не бойтесь характерного треска и не отпускайте педаль тормоза во время его появления, если вы не закончили торможение.

2) Не бейте резко по педали тормоза, усилие должно быть по возможности плавным и нарастающим.

3) Доверяйтесь системе АБС (ABS) с умом, применяйте адекватные действия в зависимости от обстоятельств.

Обязательно хочу отметить основные недостатки системы АБС (ABS) . Система практически идеально работает на ровном асфальте, но если вы едите по песку, снегу, льду и особенно по неровностям и ухабам система начинает вести себя немного неадекватно. Поэтому если вы наехали на неровность, отпустите и снова нажмите на педаль тормоза

В конце хотелось бы еще раз напомнить основные правила успешного торможения:

1) Держите увеличенную дистанцию особенно в зимний период года.

2) Применяйте соответствующие сезону, в котором вы их эксплуатируете.

3) Сильно не тормозите при заходе в крутой поворот.

4) По возможности постарайтесь сильно не давить на педаль тормоза ели под колесом яма или кочка, приотпускайте педаль когда колесо перекатывается по неровности. (конечно это трудно выполнимо на наших дорогах, но все же)

Для полного понимания вышеизложенного предлагаю посмотреть видео:

P.S. И на последок, как это у животных :-)

Зима и гололед на дорогах — это самое аварийно опасное время для водителей. Из-за отсутствия полного сцепления колес с дорожным покрытием, автомобиль начинает вести себя неадекватно на высоких скоростях. Если возникает необходимость резко затормозить, то тормозной путь увеличивается, а скорость машины из-за силы инерции может резко возрастать. Чтобы избежать ДТП, специалисты советуют придерживаться простых правил во время езды и торможения на покрытой льдом дороге.

Во-первых, нужно перейти на менее агрессивный стиль вождения. Даже небольшой снег, слякоть или гололед приводят к потере стопроцентного сцепления с поверхностью. Тормозной путь увеличивается и моментально остановиться не получится, даже если у вас стоит шипованная зимняя резина.

Во-вторых, нужно заранее начинать торможение. Резкое нажатие на тормоза — причина заноса. Притормаживать нужно с помощью коротких и не длительных нажиманий на тормоз. Колеса не должны резко блокироваться, а понемножку сбавлять скорость вращения.

В-третьих, обучитесь комбинированному способу остановки. Его суть заключается в том, что имея достаточно большую площадку для торможения, нужно заранее переходить на пониженные передачи и понемногу тормозить. Самое главное — своевременное переключение передач, переходить на более низкую передачу стоит только при соответствующем показателе на спидометре, иначе есть вероятность «сбить двигатель», то есть резкий переход на более низкую передачу при повышенной тяге приводит к полной потере управляемости.

Не забывайте придерживаться дистанции между автомобилями, и не ездите очень быстро если в этом нет необходимости.

Если ваш автомобиль оснащен системой антиблокировки колес — ABS, не стоит полностью на нее рассчитывать. В некоторых случаях тормозной путь может быть еще более длинным. Суть ABS состоит в том, что торможение происходит прерывисто, только выполняет это сама система с помощью датчиков. К сожалению на скользкой дороге датчики не всегда корректно считывают информацию. Чтобы не утратить управление, нужно резко нажать на педаль тормоза и затем выжать сцепление. Система в таком случае начнет импульсное торможение, однако колеса не будут блокироваться и тормозной путь будет значительно более коротким.

Самое опасное место в городе — это перекрестки. Из-за гололеда нужно быть предельно внимательными, начинайте притормаживать заранее. Не стоит сразу же газовать, когда загорится зеленый, ведь другие автомобилисты могут не успеть вовремя остановиться, а пешеходы могут поскользнуться на льду.

Классические рекомендации старой автомобильной школы гласят, что при заносе на переднеприводном автомобиле нужно добавить газу, а на заднеприводном – наоборот, сбросить. При этом категорически запрещается тормозить. Все это совершенно верно при езде на старых или спортивных автомобилях. На самом деле, производители уже давно не выпускают машин, не оборудованных электронными помощниками. Во многих странах это запрещено законодательно. Езда по зимней заснеженной дороге на авто, оснащенном системами ABS и EBD, имеет несколько отличий.

Немного о современной автомобильной электронике

Сегодня на отечественных дорогах остается все меньше автомобилей, у которых в стандартном опционном наборе не присутствуют такие аббревиатуры, как ABS и EBD. Современный автомобиль комплектуется роботизированными коробками передач и автоматически подключаемым полным приводом. А в автошколах продолжают преподавать теорию по запыленным учебникам из прошлого века, в которых добрая половина советов начинается с фразы «выжмите сцепление»:

  1. Антиблокировочная система (ABS) препятствует блокированию колес при торможении. Специальные датчики измеряют угловую скорость вращения колес и передают данные о ней на контроллер устройства. В современных системах также учитывается положение рулевого колеса, сведения об этом передает особый датчик положения руля. Собранная информация обрабатывается компьютером ABS. При нажатии на тормоз при езде по дороге с плохим сцеплением возможно блокирование колес. Анализируя полученные данные, бортовые электронные «мозги» дают команду исполнительным устройствам. Ими выступают электрические клапаны в трубках тормозной системы, которые регулируют подачу тормозной жидкости в каждый отдельно взятый тормозной цилиндр. Так достигается эффект растормаживания заблокированного колеса. На практике это выглядит как многократное нажатие и отпускание педали тормоза. Правда, происходит это несколько десятков раз в секунду, и каждый тормозной цилиндр имеет свою отдельную педаль. Старые водители наверняка помнят этот прием торможения на льду, но ни один из них не сможет похвастаться такой скоростью реакции и наличием четырех ног для индивидуального управления каждым колесом.

Производители регулярно обновляют компьютерное обеспечение ABS. Известны случаи, когда эксперты обнаруживали ошибки в прошивках бортовых контроллеров. Система слишком активно реагировала на блокирование колес, в результате чего автомобиль замедлял движение не так эффективно, как должно было быть. Самый яркий пример – Volkswagen Tiguan. Однако, это единичные случаи. Современные системы ABS «научились» распознавать оледеневшую дорогу, мелкий гравий и жидкую грязь. В каждом конкретном случае компьютер выбирает оптимальный алгоритм торможения.

  1. Основное отличие EBD (система распределения тормозных усилий) от ABS заключается в том, что она работает постоянно, в любых дорожных условиях и независимо от действий водителя. Ее основная задача – распределить усилия на рабочие тормозные цилиндры таким образом, чтобы баланс сил на шасси был оптимальным. В качестве исходных данных она использует ту же информацию, что и ABS. EBD позволяет автомобилю сохранить устойчивость на дороге, что делает передвижение более безопасным. Обе эти системы разработаны для совместной эффективной работы и органично дополняют друг друга.

Тормозим, но осторожно

Старые учебники автошкол из прошлого века категорически запрещают нажимать на педаль тормоза при вхождении в поворот на дороге с плохим сцеплением. Большинство водителей стараются сбросить скорость еще до этого маневра. Конечно же, это правильное решение. Однако, довольно часто возникает ситуация, когда нужно предотвратить столкновение с неожиданно возникшим препятствием. Правила дорожного движения дают только одну рекомендацию – педаль тормоза должна быть выжата в пол до отказа. Это решение не всегда верно для автомобилей, оснащенных электронными системами распределения тормозных усилий. Дело в том, что у передних колес обычно есть необходимый запас сцепления с дорогой. При этом можно аккуратно уменьшать скорость автомобиля, не теряя полной управляемости. Снижение скорости даст больше времени на реакцию и улучшит сцепление с дорожным покрытием.

Резкое нажатие на педаль, наоборот, может привести к удлинению тормозного пути.

Проблема ритмического заноса

В такую ситуацию чаще всего можно попасть на переднеприводном автомобиле. Описать ее можно очень просто – зад авто болтается по дороге, словно маятник у настенных часов. Связано это со слишком активным выворачиванием руля в попытке выйти из заноса или, наоборот, со запоздалой реакцией на юз задних колес. Классический автоинструктор предложит слегка добавить газу, при этом необходимо активно работать рулевым колесом, пытаясь исправить неверную траекторию. К сожалению, стандартный курс вождения в отечественных автошколах не предусматривает такой экстремальной подготовки водителей. В результате вполне можно полностью потерять управление автомобилем и попасть под колеса встречного тяжелого грузовика.

При внедрении электронных помощников проблема перестает носить столь критический характер. Они помогут сохранить курсовую устойчивость автомобиля и уравняют скорости вращения колес. Экстренное торможение в этом случае, конечно, не является панацеей, но облегчить свое положение вы сможете, используя достижения технического прогресса.

ABS и EBD не заменят полностью вашего мастерства владения автомобилем, но окажут существенную помощь при торможении в критических условиях. Пользоваться тормозами в машинах, оборудованных этими системами, можно с известной долей осторожности. Кстати, если ваше авто оснащено вдобавок и системой ESP, то возможность срыва в занос сводится к минимуму. Умная электроника будет неусыпно следить за соблюдением выбранного курса, не нуждаясь при этом во вмешательстве водителя.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков