Как регулировать зажигание. Как выставить зажигание по лампочке

Как регулировать зажигание. Как выставить зажигание по лампочке

Часто то, как выставить зажигание, становится для многих автомобилистов настоящей проблемой. Они совершенно не знают, . И информация о способах его выставления, думаем, для многих станет актуальной и нужной.

Причины

Начнём с того, что является причиной исчезновения так называемых заводских настроек. Другими словами, из-за чего настроенная работа зажигания выходит из строя. Оказывается, виноватым часто оказывается сам водитель, который по какой-то причине демонтирует трамблёр, как называют в народе распределитель зажигания. После проведения необходимых работ, из-за которых был извлечён распределитель, водитель с удивлением обнаруживает, что уже не так эффективно. В некоторых случаях завести автомобиль вообще не удаётся.

Почему же это происходит? Оказывается, всё дело в метках, установленных заранее. И владелец автомобиля, снимая трамблёр, не задумывается о том, что он эти самые настройки заводские уничтожает.

Ладно, не будем корить себя и винить, ведь всё равно поделать уже ничего нельзя. Остаётся только единственное - самому выставить зажигание. Многие, естественно, бегут , но это делать каждый раз, согласитесь, не всегда удобно.

Первое, что должен сделать установщик зажигания, - это найти и выставить правильные метки. Другими словами, нужно метки на шкиве коленвала и штыре выставить одинаково. А для этого нужно взять ручку и прокрутить шкив коленвала или же поставить высокую передачу и толкнуть авто вперёд. При этом нужно смотреть, чтобы метки на шкиве вала и штыре совпадали.

Идём дальше. После этого нам нужно будет снять крышку трамблёра и запомнить положение бегунка. Другими словами, надо посмотреть, на какой цилиндр направлена его разносная пластина. Запомнив, можно спокойно снимать трамблёр.

Очень важно знать следующее : ни в коем случае прокручивать шкив коленчатого вала при демонтированном распределителе зажигания нельзя! Это приведёт к полному сбиванию меток, а работу придётся начинать заново.

Установка трамблёра

Не на каждом автомобиле установка распределителя проходит одинаково. Например, в бегунок выставляют перед установкой по первому цилиндру. А вот на марках зарубежных автомобилей трамблёр на корпусе имеет специальную метку, на которую и выставляется бегунок .

Что касается культовых «Москвичей», ЗАЗ и ГАЗ 24, 31, то здесь в хвостике распределителя зажигания можно заметить два полумесяца разного размера. Один из них короткий, а другой длинный. И такой сектор находится в приводе трамблёра, который размещён в блоке двигателя. Держим направление такое же, как на приводе, и всё.

После этого можно установить трамблёр и проверить опять же совмещение меток. Прокручиваем двигатель на два оборота и если метки совпадут, значит, всё в порядке. Всё уже можно твёрдо закрепить, проследить за проводами, идущими на свечи, и запустить двигатель. Важно : следить за тем, чтобы свечные провода были установлены правильно. Они должны идти в соответствии с порядком работы цилиндров мотора. Главный же провод - центральный, который обязан идти на катушку зажигания.

Как правильно выставить зажигание, если не знаете порядок работы цилиндров? Узнать это легко. Нередко номера проводов бывают отмечены прямо на них или крышке распределителя. Что касается порядка отсчёта, то он идёт от радиатора и имеет вид следующий: сначала первый, потом третий, затем четвёртый и, наконец, второй.

Если двигатель после таких манипуляций опять не заводится, проверьте подачу бензина. Может быть так, что нужно подкачать бензин вручную. И всё, не забываем снять ручку из шкива коленвала. , и всё должно получиться.

На видео - установка зажигания:

Распределитель зажигания и принцип его работы

Именно к этой детали новички-автомобилисты чаще всего прикасаются. Наверное, слышали звон, но не знают, где он. Всякий раз трогают трамблёр, если работа двигателя кажется им сомнительной, и в итоге начинаются проблемы. То они проверяют установку зажигания, то состояние контактов прерывателя, то ширину зазора, то наличие пробоя изоляции и многое другое.

С одной стороны, быть таким любознательным неплохо. Все великие конструкторы с детства ломали машинки, чтобы увидеть, что скрыто внутри. Но, с другой стороны, то ребёнок, а здесь вполне солидный человек в возрасте, а и тот лезет руками в самое, если можно так выразиться, сверхчувствительное устройство.

Полезно, перед тем как научиться выставлять зажигание, узнать принцип работы этого устройства. Двумя словами принцип работы трамблёра можно охарактеризовать так: создаётся высокое напряжение и оно идёт по цилиндрам с помощью контактов.

Любая система зажигания подразумевает наличие распределителя, генератора, выключателя зажигания, прерывателя, свечи, катушки и . Это основные «действующие лица», благодаря которым и производится завод.

Механический прерыватель, задействованный в такой сети, осуществляет размыкание цели низкого напряжения. Это и является главной целью первичной обмотки в катушке. При возникновении размыкания контактов наводится и высокое напряжение. А какие детали защитят контакты от такого высокого напряжения, спросите вы? Конечно же, конденсаторы.

Что делает катушка зажигания? Она преобразовывает низкий ток в высокое напряжение.

А механический распределитель этот ток высокого напряжения посылает на свечи каждого из цилиндров.

Электронное зажигание

На многих автомобилях сейчас стоит бесконтактная или электронная система распределения зажигания. Попробуем узнать, как выставить электронное зажигание?

И обязательно проверяем нагар на свечах, который, если слишком уж заметен, вынудит эту деталь заменить. Не забываем также проверить контакты. Подгоревшие образцы нужно будет заменить.

Точная регулировка электронного зажигания должна проводиться на специальном стробоскопе. Если его нет, то можно отрегулировать и по искре, как делают опытные мастера. Теперь подробнее:

  • двигатель автомобиля нужно прогреть до рабочей температуры (90 градусов);
  • трамблёр снимать не нужно, достаточно его расслабить;
  • вынуть центральный провод из распределителя зажигания;
  • устанавливаем поршень в первом цилиндре таким образом, чтобы он оказался в верхней мёртвой точке такта сжатия (отверстия на шкиве и штифте должны полностью совпадать, и у штифта такое отверстие находится на специальной крышке);
  • теперь можно включить зажигание, держа в левой руке провод от катушки;
  • регулируем правой рукой распределитель зажигания по часовой, держа бронепровод катушки над металлом;
  • делаем то же самое, прокручивая теперь распределитель против часовой стрелки до тех пор, пока не заискрит;
  • на этом этапе выставление завершено - крепим распределитель на место.

В процессе этой работы нужно убедиться в том, что электроды бегунка установились правильно. Другими словами, они должны стоять напротив вывода от крышки датчика-распределителя, помеченный цифрой 1. Важно также найти пластинку октан-корректора и затянуть её болтом таким образом, чтобы указатель совпал со средним делением в шкале регулировки октан-корректора. Сам болт должен иметь вставленный на него указатель.

Дизель

Теперь о том, как выставить зажигание на дизеле. Как известно, эффективная работа дизельного двигателя возможна только при полном сгорании топлива. А неправильная регулировка зажигания этому препятствует.

Отличие дизеля от обычного двигателя в том, что здесь вы не , принудительно поджигающих топливо. Такты дизеля должны чётко соответствовать моментам подачи топлива в цилиндры.

Правильная регулировка подразумевает установку поршня на первом цилиндре, как это описано выше. Просто здесь нужно будет открутить декомпрессионный механизм.

Кроме того, нужно будет снять корпус горловины, куда заливают масло, и мотосчётчик. Устанавливаем рычаг, который регулирует подачу топлива, в положение самое крайнее. Устанавливаем моментоскоп и проверяем, идёт ли по трубке чистая струя, когда проворачиваем коленвал. Другими словами, подача топлива должна соответствовать метке впрыска на маховике.

Инжектор

Выставить зажигание на инжекторе также несложно. Здесь нужно осмотреть тщательно дроссельное устройство и степень его открытия, положение заслонки и проводов. Не помешает проверить и напряжение датчика тестером, а также бортовую сеть.

Полученные результаты нужно сравнить с показаниями, представленными в эталонных показателях. Норма напряжение датчика - 0,45 или 0,55 вольта.

Выставление угла опережения

И, наконец, рассмотрим, как выставить опережение зажигания. Понятно, что размеренный рокот двигателя возможен только при нормально выставленном угле опережения.

Видео о том, как выставить зажигание:

Работы проводим так же, как и было указано выше. Ставим бегунок в нужное положение и поворачиваем коленвал мотора, пока метки не совпадут.

Включаем зажигание, а бегунок распределителя прижимаем против хода и смотрим на контрольную лампу. Если она горит, то бегунок поворачивается в противоположном направлении, пока не погаснет лампочка.

Поворачиваем корпус прерывателя в обратном направлении, и если лампа загорится, фиксируем болты крепления в этом положении.

Надеваем крышку на место. Всё - опережение зажигания настроено.

Исправная система зажигания - залог стабильной и экономной работы двигателя. Конструкция ВАЗ 2106, к сожалению, не предусматривает автоматической корректировки момента и угла зажигания. Поэтому автолюбители должны знать, как самостоятельно выставить их вручную, и сделать это правильно.

Устройство системы зажигания ВАЗ 2106

Система зажигания (СЗ) бензинового двигателя предназначена для создания и своевременной подачи импульсного напряжения на свечи зажигания.

Состав системы зажигания

Двигатель ВАЗ 2106 оборудован системой зажигания батарейно-контактного типа.

В состав системы зажигания входят:

  • аккумуляторная батарея;
  • выключатель (замок зажигания с группой контактов);
  • двухобмоточная трансформирующая катушка;
  • трамблёр (распределитель с прерывателем контактного типа и конденсатором);
  • провода высокого напряжения;
  • свечи.

Зажигание включает цепи низкого и высокого напряжения. К низковольтной цепи относятся:

  • аккумулятор;
  • выключатель;
  • первичная обмотка катушки (низковольтная);
  • прерыватель с искрогасящим конденсатором.

В цепь высокого напряжения входят:

  • вторичная обмотка катушки (высоковольтная);
  • распределитель;
  • свечи зажигания;
  • высоковольтные провода.

Назначение основных элементов системы зажигания

Каждый элемент СЗ является отдельным узлом и выполняет строго определённые функции.

Аккумуляторная батарея

Аккумулятор предназначен не только для обеспечения работы стартера, но и для питания цепи низкого напряжения при запуске силового агрегата. В процессе работы двигателя напряжение в цепь подаётся уже не с аккумулятора, а с генератора.

Выключатель

Выключатель предназначен для замыкания (размыкания) контактов низковольтной цепи. При повороте ключа зажигания в замке на двигатель подаётся (отключается) электропитание.

Катушка зажигания

Катушка (бобина) представляет собой повышающий двухобмоточный трансформатор. Она увеличивает напряжение бортовой сети до нескольких десятков тысяч вольт.

Распределитель (трамблёр)

Трамблёр используется для распределения импульсного напряжения, поступающего с высоковольтной обмотки катушки на ротор устройства, по контактам верхней крышки. Это распределение осуществляется посредством бегунка, имеющего наружный контакт и находящегося на роторе.

Прерыватель

Прерыватель является частью распределителя и предназначен для создания электрических импульсов в низковольтной цепи. Основу его конструкции составляют два контакта - стационарный и подвижный. Последний приводится в движение кулачком, находящимся на валу распределителя.

Конденсатор прерывателя

Конденсатор предотвращает образования искры (дуги) на контактах прерывателя, если они находятся в разомкнутом положении. Один его вывод подключается к подвижному контакту, другой - к стационарному.

Высоковольтные провода

С помощью высоковольтных проводов напряжение поступает с выводов крышки трамблёра на свечи зажигания. Все провода имеют одинаковую конструкцию. Каждый из них состоит из токопроводящей жилы, изоляции и специальных колпачков, защищающих контактное соединение.

Свечи зажигания

Двигатель ВАЗ 2106 имеет четыре цилиндра, в каждом из которых установлено по одной свече. Основная функция свечей зажигания - создание мощной искры, способной в определённый момент воспламенить горючую смесь в цилиндре.

Принцип работы системы зажигания

При повороте ключа зажигания по низковольтной цепи начинает течь ток. Он проходит через контакты прерывателя и попадает на первичную обмотку катушки, где за счёт индуктивности его сила увеличивается до определённого значения. При размыкании контактов прерывателя сила тока моментально снижается до нуля. Вследствие этого в высоковольтной обмотке возникает электродвижущая сила, увеличивающая напряжение в десятки тысяч раз. В момент подачи такого импульса ротор распределителя, двигаясь по кругу, передаёт напряжение на один из контактов крышки трамблёра, с которого напряжение через высоковольтный провод поступает на свечу.

Основные неисправности системы зажигания ВАЗ 2106 и их причины

Сбои в системе зажигания ВАЗ 2106 случаются довольно часто. Вызваны они могут быть самыми различными причинами, но их симптомы почти всегда одинаковы:

  • невозможность запуска двигателя;
  • нестабильная работа (троение) двигателя на холостых оборотах;
  • снижение мощности двигателя;
  • увеличение расхода бензина;
  • появление детонации.

Причинами возникновения таких ситуаций могут быть:

  • выход из строя свечей зажигания (механическое повреждение, пробой, выработка ресурса);
  • несоответствие характеристик свечей (неправильные зазоры, неверное калильное число) требованиям двигателя;
  • износ токопроводящей жилы, пробой изолирующего слоя в высоковольтных проводах;
  • подгоревшие контакты и (или) бегунок трамблёра;
  • образование нагара на контактах прерывателя;
  • увеличение или уменьшение зазора между контактами прерывателя;
  • пробой конденсатора распределителя;
  • замыкание (обрыв) в обмотках бобины;
  • неисправности в группе контактов выключателя зажигания.

Диагностика неисправностей системы зажигания

В целях экономии времени и средств проверку работоспособности системы зажигания ВАЗ 2106 рекомендуется проводить в определённом порядке. Для диагностики потребуются:

  • свечной ключ на 16 с воротком;
  • головка на 36 с рукояткой;
  • мультиметр с возможностью измерения напряжения и сопротивления;
  • контрольная лампа (обычная автомобильная 12-вольтовая лампа с подсоединёнными проводами);
  • пассатижи с диэлектрическими ручками;
  • шлицевая отвёртка;
  • набор плоских щупов для измерения зазоров;
  • небольшой плоский надфиль;
  • запасная свеча зажигания (заведомо рабочая).

Проверка аккумулятора

Если двигатель совсем не запускается, то есть при повороте ключа зажигания не слышно ни щелчка реле стартера, ни звука работы самого стартера, проверку следует начать с аккумулятора. Для этого нужно включить на мультиметре режим вольтметра с диапазоном измерения 20 В и измерить напряжение на клеммах АКБ - оно не должно быть ниже 11,7 В. При меньших значениях стартер не запустится и не сможет прокрутить коленчатый вал. Как следствие, не начнут вращаться распредвал и ротор распределителя, приводящий в движение контакт прерывателя, а в катушке не будет образовываться достаточное для нормального искрообразования напряжение. Решается проблема путём зарядки аккумулятора или его замены.

Проверка выключателя

Если аккумулятор исправен и при запуске реле со стартером работают в штатном режиме, но двигатель не запускается, следует проверить выключатель зажигания. Чтобы не разбирать замок, можно просто измерить напряжение на низковольтной обмотке катушки. Для этого необходимо подключить плюсовой щуп вольтметра к выводу, обозначенному знаками «Б» или «+», а минусовой - к массе автомобиля. При включённом зажигании прибор должен показать напряжение, равное напряжению на клеммах АКБ. Если напряжения нет, следует «прозвонить» провод, идущий от контактной группы выключателя к катушке, и в случае обрыва заменить его. Если же провод целый, придётся разобрать замок зажигания и зачистить контакты выключателя или полностью заменить контактную группу.

Проверка катушки

Убедившись в том, что напряжение поступает на первичную обмотку, следует оценить работоспособность самой катушки и проверить её на предмет короткого замыкания. Делается это следующим образом.

Иногда катушка работает, но искра слишком слабая. Это означает, что вырабатываемого ей напряжения недостаточно для нормального искрообразования. В этом случае проверяют обмотки катушки на обрыв и замыкание в следующем порядке.


Если фактические значения сопротивления обмоток заметно отличаются от нормативных, катушку следует заменить. В автомобилях ВАЗ 2106 с системой зажигания контактного типа используется бобина типа Б117А.

Таблица: технические характеристики катушки зажигания типа Б117А

Проверка свечей зажигания

Чаще всего причиной неполадок системы зажигания являются свечи. Диагностируют свечи следующим образом.


Двигатель может работать нестабильно из-за неправильно установленного зазора между электродами свечей, величина которого измеряется с помощью набора плоских щупов. Регламентированная производителем величина зазора для ВАЗ 2106 с зажиганием контактного типа составляет 0,5–0,7 мм. Если она выходит за эти пределы, зазор можно отрегулировать подгибанием (отгибанием) бокового электрода.

Таблица: основные характеристики свечей зажигания для двигателя ВАЗ 2106

  • А17ДВ (г. Энгельс, Россия);
  • W7D (Германия, BERU);
  • L15Y (Чехия, BRISK);
  • W20EP (Япония, DENSO);
  • BP6E (Япония, NGK).

Проверка высоковольтных проводов

Сначала провода следует осмотреть на предмет повреждения изоляции и понаблюдать за ними в темноте при заведённом двигателе. При пробое любого из проводов в моторном отсеке будет заметно искрообразование. В этом случае провода нужно заменить, лучше все сразу.

При проверке проводов на износ токопроводящей жилы измеряют её сопротивление. Для этого к концам жилы подсоединяют щупы мультиметра в режиме омметра с пределом измерения 20 кОм. Исправные провода имеют сопротивление 3,5–10,0 кОм. Если результаты измерений выходят за указанные пределы, провода рекомендуется заменить. Для замены можно использовать изделия любого производителя, но лучше отдать предпочтение таким фирмам, как BOSH, TESLA, NGK.

Правила подключения высоковольтных проводов

При установке новых проводов следует быть очень внимательным и не перепутать порядок их подключения к крышке трамблёра и к свечам. Обычно провода нумеруются - на изоляции указывается номер цилиндра, на который он должен идти, но некоторые производители этого не делают. Если последовательность подключения будет нарушена, двигатель не запустится или станет работать нестабильно.

Во избежание ошибок нужно знать очерёдность работы цилиндров. Работают они в таком порядке: 1–3-4–2. На крышке трамблёра первый цилиндр обязательно обозначается соответствующей цифрой. Цилиндры нумеруются по порядку слева направо.

Провод первого цилиндра самый длинный. Он подключается к выводу «1» и идёт к свече первого слева цилиндра. Далее по часовой стрелке подключаются третий, четвёртый и второй цилиндры.

Проверка бегунка и контактов трамблёра

Диагностика системы зажигания ВАЗ 2106 предполагает обязательную проверку бегунка и контактов крышки распределителя. Если они по тем или иным причинам подгорели, мощность искры может заметно снизиться. Для диагностики не потребуется никаких инструментов. Достаточно отсоединить провода от крышки трамблёра, отстегнуть две защёлки и снять её. Если внутренние контакты или бегунок имеют незначительные следы подгорания, можно попробовать зачистить их надфилем или мелкозернистой наждачной бумагой. Если же они подгорели сильно, крышку и бегунок проще заменить.

Проверка конденсатора прерывателя

Для проверки исправности конденсатора потребуется контрольная лампа с проводами. Один провод подсоединяется к контакту «К» катушки зажигания, другой - к проводу, идущему от конденсатора на прерыватель. Затем, не запуская двигатель, включается зажигание. Если лампа загорелась, конденсатор неисправен и подлежит замене. В распределителе ВАЗ 2106 используется конденсатор ёмкостью 0,22 мкФ, рассчитанный на напряжение до 400 В.

Установка угла замкнутого состояния контактов прерывателя

Угол замкнутого состояния контактов прерывателя (УЗСК) - это, по сути, зазор между контактами прерывателя. Из-за постоянных нагрузок он со временем сбивается, что приводит к нарушению процесса искрообразования. Алгоритм регулировки УЗСК следующий:

  1. Отсоединяем высоковольтные провода от крышки трамблёра.
  2. Отстёгиваем две защёлки, фиксирующие крышку. Снимаем крышку.
  3. Шлицевой отвёрткой откручиваем два винта крепления бегунка.
  4. Снимаем бегунок.
  5. Просим помощника ключом поворачивать за храповик коленчатый вал до того момента, когда кулачок прерывателя встанет в положение, при котором контакты максимально разойдутся.
  6. Ели на контактах обнаружен нагар, удаляем его небольшим надфилем.
  7. Набором плоских щупов измеряем расстояние между контактами - оно должно составлять 0,4±0,05 мм.
  8. Если зазор не соответствует этому значению, шлицевой отвёрткой ослабляем два винта фиксации контактной стойки.
  9. Сдвигая стойку отвёрткой, добиваемся нормальной величины зазора.
  10. Затягиваем винты стойки контактов.

После настройки УЗСК всегда сбивается момент зажигания, поэтому его следует установить до начала сборки распределителя.

Видео: установка зазора между контактами прерывателя

Регулировка момента зажигания

Момент зажигания - это момент возникновения искры на электродах свечи. Он определяется углом поворота шейки коленвала по отношению к верхней мёртвой точке (ВМТ) поршня. Величина угла зажигания оказывает заметное влияние на работу двигателя. При слишком большом его значении воспламенение топлива в камере сгорания начнётся намного раньше прихода поршня в ВМТ (раннее зажигание), что может привести к детонации топливно-воздушной смеси. Если искрообразование будет запаздывать, это приведёт к снижению мощности, перегреву двигателя и увеличению расхода топлива (позднее зажигание).

Момент зажигания на ВАЗ 2106 обычно устанавливают с помощью автомобильного стробоскопа. Если же такого устройства нет, можно использовать контрольную лампу.

Установка момента зажигания с помощью стробоскопа

Для регулировки момента зажигания потребуется:

  • стробоскоп автомобильный;
  • ключ на 13;
  • кусочек мела или корректирующий карандаш для печатного текста.

Сам процесс установки осуществляется в следующем порядке:

  1. Запускаем двигатель машины и прогреваем его до рабочей температуры.
  2. Отсоединяем шланг от вакуумного корректора, расположенного на корпусе распределителя.
  3. Находим на правой крышке двигателя три метки (отлива). Ищем среднюю метку. Чтобы она была лучше видна в луче стробоскопа, помечаем её мелом или корректирующим карандашом.
  4. Находим на шкиве коленвала отлив. На ремне привода генератора над отливом мелом или карандашом наносим метку.
  5. Подключаем стробоскоп к бортовой сети автомобиля в соответствии с инструкцией по его эксплуатации. Обычно он имеет три провода, один из которых подключается к выводу «К» катушки зажигания, второй - к минусовой клемме аккумулятора, а третий (с зажимом на конце) - к высоковольтному проводу, идущему к первому цилиндру.
  6. Запускаем двигатель и проверяем, работает ли стробоскоп.
  7. Совмещаем луч стробоскопа с меткой на крышке двигателя.
  8. Смотрим на метку на ремне генератора. Если зажигание выставлено правильно, в луче стробоскопа обе метки будут совпадать, образуя единую линию.
  9. Если метки не совпадают, глушим двигатель и ключом на 13 откручиваем гайку, фиксирующую распределитель. Проворачиваем трамблёр на 2–3 градуса вправо. Снова запускаем двигатель и смотрим, как изменилось положение меток на крышке и ремне.
  10. Повторяем процедуру, вращая распределитель в разные стороны до тех пор, пока метки на крышке и ремне в луче стробоскопа не совпадут. По окончании работ закручиваем гайку крепления распределителя.

Видео: регулировка зажигания с помощью стробоскопа

Установка момента зажигания с помощью контрольной лампочки

Для регулировки зажигания с помощью лампы потребуется:

  • сама контрольная лампа;
  • головка на 36 с рукояткой;
  • ключ на 13;
  • свечной ключ на 16 с воротком.

Порядок работ следующий:


Видео: регулировка зажигания при помощи лампочки

Установка зажигания на слух

Если фазы газораспределения выставлены правильно, можно попробовать выставить зажигание на слух. Делается это следующим образом.

  1. Прогреваем двигатель.
  2. Выезжаем на ровный участок трассы и разгоняемся до 50–60 км/ч.
  3. Переключаемся на четвёртую передачу.
  4. Резко до упора нажимаем на педаль акселератора и прислушиваемся.
  5. При правильно установленном зажигании в момент нажатия на педаль должна возникать кратковременная (до 3 с) детонация, сопровождающаяся звоном поршневых пальцев.

Если детонация длится более трёх секунд, зажигание является ранним. В этом случае корпус трамблёра поворачивается на несколько градусов против часовой стрелки, и процедура проверки повторяется. Если детонации нет совсем, зажигание позднее, и корпус трамблёра нужно перед повторением проверки повернуть по часовой стрелке.

Бесконтактное зажигание ВАЗ 2106

Некоторые владельцы ВАЗ 2106 заменяют контактную систему зажигания на бесконтактную. Для этого приходится менять на новые почти все элементы системы, но в результате зажигание получается более простым и надёжным.

В бесконтактной системе зажигания отсутствует прерыватель, а его функцию выполняют датчик Холла, встроенный в распределитель, и электронный коммутатор. Из-за отсутствия контактов здесь ничего не сбивается, и не пригорает, а ресурс датчика и коммутатора довольно большой. Они могут выйти из строя только вследствие скачков напряжения и механических повреждений. Кроме отсутствия прерывателя, бесконтактный трамблёр ничем не отличается от контактного. Установка зазоров на нем не проводится, а выставление момента зажигания ничем не отличается.

Комплект бесконтактного зажигания обойдётся примерно в 2500 рублей. В него входят:


Все эти детали можно приобрести по отдельности. Кроме этого, потребуются новые свечи (с зазором 0,7–0,8 мм), хотя можно адаптировать и старые. Замена всех элементов контактной системы займёт не более часа. При этом основной проблемой является поиск посадочного места для коммутатора. Новые катушка и трамблёр легко устанавливаются вместо старых.

Бесконтактное зажигание с микропроцессорным коммутатором

Владельцы ВАЗ 2106, обладающие познаниями в области электроники, иногда устанавливают на свои машины бесконтактное зажигание с микропроцессорным коммутатором. Главное отличие такой системы от контактной и простой бесконтактной заключается в том, что никаких регулировок здесь проводить не нужно. Коммутатор сам регулирует угол опережения, ссылаясь на датчик детонации. Комплект такого зажигания включает:


Установить и настроить такую систему довольно просто. Основной проблемой станет поиск оптимального места для монтажа датчика детонации. Согласно инструкции, идущей в комплекте с микропроцессорной системой, датчик необходимо устанавливать на одну из крайних шпилек крепления впускного коллектора, то есть на шпильку первого или четвёртого цилиндров. Выбор остаётся за автовладельцем. Предпочтительнее является шпилька первого цилиндра, так как до неё проще добраться. Для установки датчика не потребуется сверлить блок цилиндров. Нужно будет лишь выкрутить шпильку, заменить её болтом такого же диаметра и с такой же резьбой, насадить на него датчик и закрутить. Дальнейшая сборка производится согласно инструкции.

Стоимость комплекта микропроцессорного зажигания составляет порядка 3500 рублей.

Настроить, обслужить и отремонтировать систему зажигания ВАЗ 2106 довольно просто. Достаточно лишь знать особенности её устройства, обладать минимальным набором слесарных инструментов и тщательно выполнять рекомендации специалистов.

23

В процессе эксплуатации автомобиля ВАЗ 2106 автовладелец может столкнуться с затрудненным запуском двигателя и появлением перебоев в работе силового агрегата. Причиной подобных неисправностей является неправильно выставленное опережение зажигания, требующее своевременной регулировки. Такая работа не представляет особой сложности, поэтому с ней справятся даже те автовладельцы, которые имеют отдалённое представление о ремонте своего автомобиля. В этой статье мы расскажем вам как выставить зажигание на Ваз 2106.

Симптомы неисправности

Определить неправильно выставленное зажигание не составит особого труда. Если у вашего автомобиля появились проблемы с запуском, мотор работает неровно, появляется выраженная детонация, всё это может свидетельствовать о неправильном зажигании.
Также проблемы с зажиганием можно также определить народным способом:
Машину разгоняют до скорости приблизительно 45 километров. Включают четвертую скорость, и резко нажимают на педаль газа.
После такого резкого ускорения появляется выраженная детонация и звон так называемых пальцев, который проходит по мере разгона автомобиля, это может говорить о сбившимся зажигании.

Необходимый инструмент

Выполнить самостоятельно такой ремонт двигателя не составит труда. Чтобы самостоятельно выставить зажигание Ваз 2106 вам потребуются следующие инструменты:

  • Вольтметр или контрольная лампочка, работающая от 12 вольт.
  • Накидной ключ №13.
  • Свечной ключ.

Пошаговая инструкция выполнения ремонтных работ

Выставить зажигание на двигателе ВАЗ 2106 можно по 4 и 1 цилиндру. Алгоритм работы несколько отличается в зависимости от цилиндра, с которым выполняется работа. Также в этой статье мы расскажем, как выставить электронное зажигание на Ваз 2106.
В первую очередь вам необходимо определить по каким меткам будет выставляться зажигание. Зажигание выставляется по меткам на ГРМ. Длинная метка соответствует нулевому зажиганию, средняя - пяти градусам угла, короткая - десяти градусам угла опережения.


Также вы можете найти на ободе шкива обозначение верхней мертвой точки, также на шкиве имеется небольшой наплыв, расположенный напротив отметки верхней мертвой точки. Именно по этим отметкам и следует выставить бесконтактное зажигание на Ваз 2106.
Нужно свечным ключом выкрутить свечу с 1-го цилиндра, пробкой или пальцем закрыть появившиеся свечное отверстие.


Специальным ключом нужно поворачивать коленчатый вал до начала такта сжатия. Такой такт сжатия начинается, как только поршень начинает двигаться вверх. Определить сжатие можно по давлению в отверстии свечи.
Крутить коленвал нужно пока не совпадет отметка на крышке, расположенной на ГРМ. В том в случае, если вы используете низкооктановое топливо, то совмещать отметку на шкиве коленвала необходимо с длинной отметкой, что равняется нулевому углу опережения. Если же вы заливаете в двигатель 92 бензин, то совмещать отметку нужно со средней риской.


Далее отстёгиваем защелки и демонтируем крышку трамблера.


Ротор после поворота коленчатоговала будет в положении, когда контакт ротора в распределителе направлен в сторону первого цилиндра.
Совместив отметки, следует провести от распределителя линию, которая проходит через защелки крышки и направляется параллельно оси двигателя. В том случае, если такая воображаемая линия не пересекает защелки крышки, следует в обязательном порядке выполнить соответствующую регулировку:
Откручиваем гайку, которая фиксирует распределитель, после чего тянем трамблёр вверх. При вращении оси ротора, следует выставить ее параллельно оси двигателя.


Устанавливаем на место распределитель, фиксируем его гайкой крепления, но не полностью ее затягиваем.


Далее вам потребуется контрольная лампа или вольтметр. Данный прибор нужно подключить одним концом к выходу катушки зажигания, тогда как второй провод от лампы подсоединяют на массу или на карбюратор.

Включают зажигание и плавно поворачивают распределитель. Поворачивать необходимо до того момента, пока не погаснет контрольная лампа. Если лампа изначально не горит, то регулировки не требуется.
После этого начинаем поворачивать распределитель по направлению против часовой стрелки. Как только загорается контрольная лампа следует зафиксировать распределитель, затянув гайку.
Включаем зажигание и устанавливаем на место трамблёр.


Проверка правильности проведенной работы не представляет сложности. Разгоняем машину до скорости в 40 километров и резко нажимаем на газ на четвертой передаче. Если при таких манипуляциях возникает детонация, не пропадающая при ускорении автомобиля, выставлено раннее зажигание. Отсутствие детонации свидетельствует о позднем зажигании. При выставленном раннем зажигание следует поворачивать распределитель приблизительно на одно деление. Если же выставлено позднее зажигание, то наоборот, его поворачивают против часовой стрелки на одно деление.

Заключение

Как вы можете видеть, самостоятельная регулировка и выставление зажигания на автомобиле ВАЗ 2106 не представляет особой сложности. С такой работой справится каждый автовладелец, чтобы правильно выставить в машине зажигание не потребуется использовать каких-либо специальных инструментов. Если у вас появились какие-либо сложности с этой работой, то ниже мы подготовили видео, где наглядно рассказывается о том, как выставить зажигание на Ваз 2106. Проводить такую регулировку рекомендуется каждые 15 тысяч километров или же по мере появления характерных признаков проблемы с зажиганием.

Зажигание автомобильных бензиновых двигателей - это процесс образования искр на электродах свечей зажигания, поджигающих смесь в камере сгорания. От момента зажигания напрямую зависят эффективность процесса сгорания топлива, да и работоспособность двигателя в целом, поэтому опережение зажигания должно быть выставлено в самое оптимальное для вашего автомобиля положение. Регулировка опережения зажигания производится при помощи стробоскопа и набора ключей - инструментов, имеющихся в любом автомагазине.

Шаги

Часть 1

Принцип работы системы зажигания

    Выясните, требуется ли вашему автомобилю регулировка зажигания. Большинство современных машин оборудовано системами электронного управления зажиганием, не имеющими никаких регулировок. Но для эффективной эксплуатации более старых автомобилей с четырехтактными двигателями требуется периодическая подстройка опережения зажигания, гарантирующая своевременное искрообразование.

    • Если во время работы двигателя появились признаки неполадок системы зажигания (например, стук пальцев, детонация или слишком раннее/позднее зажигание), то автомобиль необходимо отвезти к мотористу либо выставить зажигание самостоятельно.
  1. Что такое рабочий цикл двигателя. Под четырьмя тактами работы двигателя внутреннего сгорания подразумеваются впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. Зажигание происходит на границе тактов сжатия и рабочего хода - в этот момент свеча вырабатывает искру, поджигающую топливную смесь. Энергия, высвободившаяся в результате горения, толкает поршень, который, в свою очередь, вращает коленвал двигателя.

    • Свеча должна дать искру в момент, когда поршень, двигаясь в процессе такта сжатия, почти достиг положения, называемого «верхней мертвой точкой» (ВМТ). Со временем момент срабатывания свечи может немного сбиться, уменьшив время эффективного действия искры. Промежуток между воспламенением смеси и достижением ВМТ называется опережением зажигания; его значение определяется по нумерованной шкале, нанесенной на маховик двигателя.
  2. Разберитесь в обозначениях угла опережения зажигания. Найдите на передней части маховика шкалу меток; ее нумерация представляет собой ряд цифр, убывающий до ноля , а затем снова возрастающий. Как правило, заводские установки таковы, что когда первый цилиндр находится в ВМТ, видна нулевая отметка. По мере увеличения оборотов двигателя угол опережения зажигания меняется; получившийся диапазон требует периодической проверки и регулировки при помощи стробоскопа.

    • Цифры на шкале слева от ноля обозначают движение поршня вниз, а справа - соответственно, вверх. Перемещение маховика вправо делает зажигание более ранним, а влево - более поздним.
  3. Если настройка угла вызывает затруднения, то установите трамблер «на глаз», в положение 34°. .36°. Характеристики типичного двигателя Шевроле «смол-блок» таковы, что для максимальной производительности при 3500 об/мин зажигание должно быть выставлено в указанных пределах; такой угол опережения зажигания обеспечивает наиболее стабильную работу двигателя.

    • После установки угла зажигания «на глаз» нелишним будет затем отпустить газ, дождаться, пока установятся обороты холостого хода и еще раз перепроверить угол опережения зажигания, чтобы узнать, какова метка оптимального угла зажигания на холостом ходу.
  4. После успешного окончания регулировки угла опережения зажигания затяните крепежный винт трамблера.

  • При проведении любых работ с автомобилем всегда имеет смысл очищать снятые детали и перед обратной установкой производить их дефектовку.
  • Хорошенько очистите шкалу, нанесенную на маховик, и для облегчения считывания наметьте белым или желтым маркером центральную метку, соответствующую ВМТ.
  • Не забывайте, что вы работаете под открытым капотом своего автомобиля при включенном (или выключенном) двигателе. Предпримите все необходимые меры безопасности, в том числе наденьте защитные перчатки и закрытую обувь, а также не надевайте свободную одежду, которая может быть затянута движущимися частями двигателя.

У многих начинающих владельцев автомобилей, мотоциклов, мотоблоков и другой техники с ДВС могут возникать проблемы с системой воспламенения. Давайте рассмотрим, как правильно отрегулировать зажигание на автомобилях, мотоциклах и прочей технике.

Системы воспламенения на бензиновых ДВС: устройство

Без этой системы работа любых двигателей просто невозможна. Она отвечает за воспламенение топливной смеси в камерах сгорания в определенное время. Существует несколько видов таких систем. Первая - это контактная, в которой импульсы создаются на разрыве контактов.

Также различают бесконтактную систему. Здесь импульсы создаются при помощи электронных коммутаторов. Еще можно выделить полностью электронную систему, управляемую микропроцессором. Такая бесконтактная система стоит на «Уралах». Как отрегулировать зажигание мотоцикла «Урал», вы сможете узнать далее.

Для двухтактных агрегатов, которые чаще всего можно найти на мотоблоках, мопедах и скутерах, в качестве устройства для создания искры применяют магнето. Здесь работает принцип ЭДС. вращается в катушке, и так вырабатывается импульс.

В любую из систем входят несколько базовых элементов. Так, в качестве источника питания используется аккумулятор, а если двигатель работает, то генератор. Выключателем служит механический замок. Он зачастую выполняет несколько функций. выступает либо катушка, либо емкостный накопитель. Свечи также используются в системе. Они имеют два электрода на небольшом расстоянии друг от друга. Свеча представляет собой изолятор из фарфора, который насажен на резьбу. В центральной части - проводник-электрод, а в качестве второго электрода используется резьба. Как отрегулировать зажигание? Это несложно.

Принцип работы контактного воспламенения

Это оборудование позволяет получить искру достаточно высокого напряжения на контактах свечей. Напряжение для автомобильной системы может составлять до 30 000 В. Для того чтобы искра вырабатывалась, контакт свечи соединяется с катушкой.

Именно благодаря ей создается такое Сигналы на катушку подаются с помощью специальной группы контактов. Когда контакты размыкаются при помощи специального механизма, образуется искра.

Чтобы двигатель работал эффективно, необходимо, чтобы момент образования искры полностью соответствовал положению в камерах сгорания. Чтобы этого достичь, используют четко рассчитанный механизм - трамблер, передающий энергию вращения на прерыватель.

Среди недостатков такой системы выделяют высокое воздействие механического износа на процесс образования и качество искры. Также это значительно влияет на качество работы ДВС и требует настройки. Поэтому так важно знать, как отрегулировать зажигание.

Бесконтактное зажигание

Эта группа не имеет зависимости от трамблера. Основным устройством в процессе образования искры здесь считается коммутатор на транзисторах, а также специальный датчик. В этой системе нет никаких зависимостей между качеством искр и чистотой поверхности контактных групп - это гарантия того, что искра будет очень качественной вне зависимости от различных факторов.

В этом типе системы применяется прерыватель-распределитель, отвечающий за подачу тока на необходимую в данный момент свечу.

Электронная система

Здесь смесь воспламеняется без всяких механических устройств и каких-либо движущихся частей. С помощью специальных датчиков и блоков управления искра образуется точно в необходимый момент. С этим оборудованием значительно улучшается работа ДВС, увеличивается его мощность, снижается расход горючего. Более того, электронное зажигание очень надежно и практически не требует регулировок.

Причины сбоев настроек

Прежде чем рассказать, как отрегулировать зажигание, следует узнать, что же является причиной утери заводской настройки. Чаще всего виновником этого является сам водитель автомобиля, мотоцикла или другой техники. Автолюбители могут по различным причинам снимать трамблер или распределитель. После его обслуживания, ремонта других узлов и возвращения распределителя на его законное место двигатель не может больше работать эффективно. Иногда он даже не заводится.

Почему так? Все дело в метках, которые устанавливались на заводе. Начинающие автовладельцы редко задумываются о важности совпадения меток.

Момент угла опережения

Это один из самых важных параметров. Он определяет правильность работы всей системы.

Это время, на протяжении которого происходит воспламенение топливной смеси искрой. Момент можно определить как положение коленчатого вала в момент подачи импульса с опережением к ВМТ поршней в градусах.

Чтобы смесь эффективно сгорела, требуется определенное время. Скорость, с которой распространяется пламя, равно 20 м/с. Если розжиг будет происходить в верхней мертвой точке, тогда топливо сгорит на такте расширения и частично на выпуске. В результате давление на поршень не будет на достаточном уровне. Нужно правильно подобрать этот момент - тогда давление от расширения и сгорания газов будет приходиться на ВМТ.

Как отрегулировать зажигание на ВАЗе?

Для работы понадобятся некоторые инструменты. Это ключ на 13, вольтметр, а также ключ для свечей. Выставлять момент воспламенения следует по первому либо по четвертому цилиндру. Рассмотрим первый вариант.

На большинстве моделей ВАЗ момент регулируется при помощи меток на крышке ГРМ. Вы сможете увидеть там три метки - длинную, среднюю и короткую. Так, короткая метка - угол равен 10 градусам. Средняя - 5 градусов, а длинная соответствует 0 градусов.

Положение верхней мертвой точки обозначается на ободе шкива. Ступица шкива в районе метки имеет специальный наплыв.

Регулируем зажигание

Первым делом следует выкрутить свечу на первом цилиндре. После этого отверстие нужно закрыть резиновой пробкой. Далее при помощи специального ключа необходимо провернуть коленчатый вал до тех пор, пока первый цилиндр не перейдет в такт сжатия. Это легко понять - поршень начнет двигаться вверх. Увидеть это можно по пробке - ее постепенно выдавит. Вращайте вал до тех пор, пока метка на шкиве не будет полностью совпадать с меткой на крышке ГРМ. Для 95-го бензина подойдет средняя метка.

Теперь освободите защелки и демонтируйте крышку трамблера. После того как вы прокрутили коленвал, ротор этого механизма должен повернуться так, чтобы наружный контакт провернулся в сторону первого цилиндра на крышке трамблера. После совмещения меток посмотрите на распределитель и проведите линию через защелки - правильная воображаемая линия будет параллельной к оси двигателя. Если ваша линия не параллельна, тогда для вас дополнительная информация о том, как отрегулировать зажигание.

Скрутите гайку, которая крепит распределитель и поверните его вверх. Вращайте ротор и выставьте ее параллельно оси мотора. Установите трамблер, закрутите гайку, но не сильно. Далее можно перейти к установке момента.

Регулировка момента с помощью лампочки

Для этого требуется подключить заранее подготовленную лампочку одним концом к катушке, вторым концом - на массу.

Включайте зажигание и медленно вращайте трамблер по часовой стрелке.

Если лампа потухла, значит, все верно. Если лампа не горит изначально, то все выставлено верно. Теперь вращайте распределитель против часовой стрелки. Когда лампа загорается, зафиксируйте положение ротора и затяните гайку крепления. Теперь можно заглушить мотор, а крышку трамблера - вернуть на место.

Как отрегулировать опережение зажигания при помощи стробоскопа?

Чтобы воспользоваться этим методом, прогрейте мотор до рабочей температуры. Затем подключите стробоскоп к питанию от бортовой сети. Датчик устройства оденьте на высоковольтный кабель 1-го цилиндра.

Теперь запустите двигатель, и пусть он работает на холостых оборотах. Проворачивайте корпус распределителя, затем зафиксируйте положение корпуса так, чтобы метка на шкиве совпадала с меткой на крышке ГРМ. После этого затяните гайку крепления.

А если электронное зажигание?

На большинстве современных автомобилей, мотоциклов и мотоблоков производители устанавливают электронное зажигание. Посмотрим, как отрегулировать электронное зажигание.

Первым делом следует обязательно проверить нагар, который скапливается на свечах.

Также проверке подлежат контакты. Если некоторые из них подгорели, тогда их необходимо заменить.

Чтобы выполнить точную регулировку, потребуется стробоскоп. Если же его нет, тогда подойдет метод искры. Так выполняют настройку профессионалы.

Для регулировки мотор нужно прогреть до рабочих температур. Демонтаж трамблера не потребуется, его можно лишь слегка ослабить. Достаньте центральный провод из распределителя, а поршень на первом цилиндре установите в верхнюю мертвую точку.

Теперь включите зажигание. При этом у вас в руке должен находиться провод от катушки.

Правой рукой регулируйте распределитель по часовой стрелке, а бронепровод удерживайте над металлической поверхностью. Теперь вращайте в другую сторону до появления искр. Теперь вы знаете, как выставить бесконтактное зажигание. Затяните распределитель - и дело сделано.

Мотоблоки

На современных моделях мотоблоков производители устанавливают бесконтактные электронные системы. Они состоят из магнитопровода в маховике, катушки, высоковольтного кабеля и свечи. Все настройки выставляют на заводе и зачастую регулировки не требуют. Как отрегулировать зажигание на мотоблоке с электронным зажиганием? По аналогии с автомобильными системами.

Также можно отрегулировать зазор между катушкой и элементом магнето. Этот зазор регулируется при помощи двух винтов и смещения катушки. На современных мотоблоках зазор должен составлять не более 0,8 мм.

На некоторых моделях таких сельскохозяйственных машин регулировки вообще не предусмотрены.
Например, в двигателях типа ДМ производитель не дал возможности что-то регулировать. Но современная техника такую возможность предоставляет. Как отрегулировать зажигание на мотоблоке - путем изменения зазора между магнето и катушкой.

Мотоциклы

Первым делом установите поршень первого цилиндра в положение ВМТ. Для этого помогут метки. При этом также можно отрегулировать контакт свечи и ротора. Затем проверните блок с электроникой против часовой стрелки, предварительно ослабив его крепление. Теперь проверьте, совпадают ли метки. При помощи лампы удостоверьтесь в наличии напряжения в сети. Проворачивайте блок до тех пор, пока индикатор не перестанет гореть. Вот как отрегулировать зажигание на «Урале».

Понять, что все сделано правильно, поможет лампочка. Она должна вспыхивать при повороте коленчатого вала.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков