Как правильно затягивать гбц и с каким усилием. Момент затяжки болтов крепления головки блока цилиндров и с каким усилием её затягивать С какой силой протягивать болты головки

Как правильно затягивать гбц и с каким усилием. Момент затяжки болтов крепления головки блока цилиндров и с каким усилием её затягивать С какой силой протягивать болты головки

18.10.2019

В состав двигателя входит много частей, но ГБЦ является одной из самых важных, поэтому протяжка головки блока цилиндров является немаловажной задачей любого владельца автомобиля.

Протяжка современным автомобилям не нужна. Раньше она была необходима для того, чтобы успешно пройти первый техничный осмотр, но сейчас даже моторы автомобилей марки ВАЗ не нуждаются в протяжке гбц. Она необходима для старых двигателей, к примеру, Москвичей, УАЗов и тех же ВАЗов. Наиболее распространенной причиной необходимости проведения работ по проточке является наличие влаги в тех местах, где головка крепится к блоку. Также протяжка гбц нужна в случае поломки ее прокладки, ее коробления или же неправильно затянутых болтов. После проведения ремонтных работ желательно сделать выравнивание момента затяжки после тысячного пробега.

Схема и правила протяжки

В первую очередь, чтобы не совершать фатальных ошибок, нужно внимательно прочесть руководство автомобиля по его эксплуатации. Чтобы протяжка прошла успешно и без проблем, это руководство должно быть оригинальным, так как только в нем производитель предоставляет потребителю подробную информацию обо всех важных нюансах и особенностях эксплуатации той или иной модели. Также успешная протяжка головки блока цилиндров требует знаний схемы и алгоритма затяжки болтов. Они должны быть подобраны для каждого мотора индивидуально, ведь от правильности выбора зависит то, будет ли их затяжка успешной или же нет. При неправильных действиях, прежде всего, пострадает цилиндр.

В современных моторах была реализована технология пружинных болтов. С ними дополнительная протяжка гбц вовсе не нужна, так как на заводе осуществляется первая и последняя. Проведение протяжки гбц с ними собственными руками может привести к их вытягиванию и последующей поломке. Для начала ремонта устанавливают прокладки, которые исключают возможность усадки.

На самом деле, схема протяжки головки блока цилиндров довольно проста, но без руководства по эксплуатации автомобиля не обойтись. Хотя и характеристики разных моторов также разные, это не означает, что схема осуществления соответственных работ индивидуальна для каждого из них. В основном их порядок одинаковый.

В первую очередь необходим качественный динамометрический ключ, так как простой гаечный ключ не подойдет. Так как протяжка гбц является довольно ответственным делом, то необходимо подходить к ремонту соответственно и не следует делать все «навскидку». Самым важным элементом процесса являются лучшие крепящие болты. Устаревшие, сбитые и перерезанные здесь не прокатят. Вторично использовать пружинный тип настоятельно не рекомендуется, так как в таком случае протяжка будет обречена на провал. Кроме того, такая ошибка может стать причиной утечки масла через установленную прокладку.

Болты TTY-типа не подходят, так как они свойственны алюминиевым головкам блока цилиндров. Следует помнить, что для их затяжки нужен не момент силы, а предусмотрительно установленный градус. Вся необходимая информация по этому поводу есть в руководстве автомобиля.

Важно не забывать о цифрах момента затяжки самой прокладки и того же значения двигателя – нельзя допускать того, чтобы расхождение было слишком значительным. Каждый тип прокладки имеет разный момент затяжки.

Протяжка требует предельного внимания. Если цилиндр имеет болты с тупиковым отверстием, то во время вливания масла (которое следует осуществить до затяжения) нужно следить за тем, чтобы оно не пролилось. В ином случае они испортят блок цилиндра из-за того, что попросту не дойдут до конца. Сквозное отверстие, с которым соединена охладительная система мотора, требует дополнительной смазки резьбы специальным герметиком с пластическими свойствами перед тем, как начать вкручивание болта.

Элементом ремонта также может являться проточка и если вы все же решили начать данный ремонтный процесс, то нельзя забывать о том, что он проводится только на горячий мотор, в котором чугунная головка. Если же эта головка сделана из алюминия, то ремонт следует проводить только при охлажденном двигателе.

Контроль момента протяжки ГБЦ

Существует специальная техника контроля затяжки самих болтов, что упрощает порядок выполнения ремонта. Именно для этого дела и требуется вышеупомянутый динамометрический ключ. Что же касается болта, который надо затянуть, то к нему нужно применять момент, равный той же характеристике его движения.

С началом поворачивания болта следует держать скорость его вкручивания под контролем. Он не должен увеличиваться, в противном случае растягивания не будет. Когда вы видите, что момент постепенно возрастает, это означает, что следует затягивать его до стабилизации.

Блок цилиндра требует определенных усилий и если применяемый к болту момент силы равен 20 кГсм, но сама эластичность (ее момент) не проявляется, то это свидетельствует о его чрезмерной прочности – он не подходит для протяжки. Но если во время контроля момента силы вы наблюдаете его уменьшение, то это значит, что он попросту разрушается.

Столь серьезные требования к болтам обусловлены тем, что они склонны охлаждаться и нагреваться во время их непростого режима работы. Чтобы цилиндр был в безопасности нужно делать все по инструкции. Если его блок, точнее его головка, будет включать в свой состав некачественно затянутые болты – это чревато серьезными негативными последствиями для двигателя.

Видео “Затяжка головки блока цилиндров”

На записи показан способ затяжки головки двигателя в домашних условиях, так, чтобы потом не пришлось больше протягивать.

Для этого разрешается использовать исключительно динамометрический ключ – он позволяет точно контролировать сам момент натяжения.Перед работой упомянутым ранее инструментом, его держатель необходимо установить на отметке – 0 (ноль). Благодаря этому исходная позиция будет определена как точка отсчета.

Начиная затягивать болты, нужно следить за показателями с самого начала. Если не произошло их изменение – значит, вероятнее всего, крепеж поддался растяжению, что в целом соответствует норме. Здесь никаких проблем опасаться не следует. Однако при резком увеличении момента необходимо будет стабилизировать растяжение держателя.

Схема затяжки


Прежде всего, важно помнить, что предварительно закручивать болты нужно в таком порядке:

  • первые два устанавливаются сверху и снизу в центральные отверстия;
  • третий и четвертый внизу, соответственно, справа и слева от среднего;
  • пятый и шестой вверху также с двух сторон от центрального;
  • седьмой и восьмой идут в крайние левые отверстия;
  • девятый и десятый в правые.
  • первый этап – закручивание производится до показателя 2 кгс*м;
  • на втором круге затяжку осуществляют по вышеприведенному алгоритму, с той только разницей что усилие доводиться до 8 кгс*м;
  • по третьему проходу все болты поворачивают четко на 90 градусов;
  • четвертый этап полностью соответствует предыдущему, и является заключительным.

Послесловие

Перед тем как вновь собрать узел, необходимо обязательно проверить, в каком состоянии пребывают все болты. При малейшем несоответствии необходимо будет произвести замену. Важно понимать, что в противном случае хороший результат окажется недостижим.

Также не следует откладывать замену прокладки, поскольку впоследствии такая незначительная проблема обернется необходимостью чинить уже всю силовую установку. В тяжелых случаях требуется замена всего двигателя целиком. Также предлагаем просмотреть видеоурок:

Головка блока цилиндра или ГБЦ– одна из важнейших частей двигателя. И во время ремонта двигателя часто приходится проводить замену её прокладки. Я считаю, что правильная замена данной автозапчасти предполагает непременную замену штифтов ГБЦ. О том, для чего нужно сделать затяжение, как определить её момент, о схемах затяжения болтов головки блока цилиндров и об общих правилах затяжения я расскажу далее в статье.

Прежде чем начать работу, давайте ознакомимся, что собой представляет данный механизм. Материалами для производства гбц могут быть: легированный чугун или алюминиевый сплав. Это крышка, которая закрывает цилиндры. Выполняет следующие функции:

  1. Защитную. Она защищает блок цилиндров;
  2. В гбц предусмотрены полости для: втулок клапанов, опорных шайб клапанных пружин, для крепления впускного и выпускного коллекторов;
  3. В передней её части расположено отверстие для размещения натяжителя цепи и привода распредвала;
  4. Имеются резьбовые отверстия для свечей зажигания.

Затяжку болтов головки блока цилиндров нужно проводить для того, чтобы предотвратить образование мокроты на месте соединения рассматриваемых элементов. Происходит это, как правило, по причине утечки масла.

Как определить момент затяжки

Увы, не все автомобилисты в курсе, что сегодняшние автомобильные модели не нуждаются в затягивании болта головки блока цилиндра. Ранее данная операция необходима была для успешного прохождения первого техосмотра. Но эти времена уже канули в лету и сегодня даже на двигателях ВАЗа затягивание производить не нужно. Единственные модели, которые нуждаются в затяжении, – Москвич, УАЗ и подобные модели.

Как уже было сказано, время затягивания – появление мокроты на месте соединения головки и блока цилиндра. Происходит это по нескольким причинам:

  1. из-за поломки прокладки нужно нам механизма;
  2. искривления его из-за перегрева двигателя;
  3. изначально неправильно затянутого шурупа гбц.

Схема затяжки болтов ГБЦ

Затяжка болтов гбц проход в два этапа.

  • Первый этап: 1-10 закрепляется моментом 3,5 – 4,1 кгс*м;
  • Следующий этап предполагает использование этих же штифтов, но затяжка моментом 10,5 – 11,5 кгс*м;
  • Моментом 3,5 – 4,0 кгс*м. затягивается последний (одиннадцатый) шуруп;
  • Далее я опишу схемы закрепления штифтов ВАЗ 2108 – 09, Samara и 16-ти клапанных двигателей ВАЗ.

В первом случае порядок работ аналогичен классическому, однако проходит в четыре этапа:

  1. Шурупы затягиваются моментом 2,0 кгс*м.
  2. Они же закрепляются моментом 7,5 – 8,5 кгс*м.
  3. Доворачиваются на 90 0 .
  4. Ещё доворачиваются на 90 0 .

Во втором ход работ осуществляется в три этапа:

  1. момент затягивания – 2,0 кгс*м.;
  2. далее довернуть шурупы на 90 0 ;
  3. приём – ещё раз довернуть шурупы на 90 0 .

Общие правила затяжки

Начало процесса должно происходить с изучения руководства по эксплуатации и ремонту машины.

Для работы нужно ознакомиться с:

  1. алгоритмом затягивания болтов данного устройства;
  2. нужным временем силы для затяжки болта крепления головки блоков цилиндра;
  3. рекомендуемыми для закрепления штифтами.

Общие правила затяжки существуют при наличии различных параметров и применяются в работе со всеми видами движков:

  1. Что касается контроля момента затяжения шурупов рассматриваемого механизма, то здесь нужно использовать специальный динамометрический ключ.
  2. Простой гаечный ключ не используют в данном случае.
  3. Необходимо время равное времени начала движения винта применить к затягиваемому винту.
  4. Следует помнить, что перед процессом нужно внимательно проверить резьбу штифтов.
  5. Не применяйте пружинный винт вторично – это приведёт к утечке масла через прокладку рассматриваемого элемента.
  6. Болты типа TTY не следует применять для дотяжки или подтяжки головки блока цилиндра, поскольку данный вид болтов применяется для алюминиевых головок блока цилиндров. Всю информацию по шурупам TTY можно найти в инструкции изготовителя машины.
  7. Следует принимать во внимание также и цифры времени затягивания прокладки и времени затяжения двигателя, и при этом, не допускать расхождения в них. Подробная информация помещена в спецификации прокладки для головки прибора.
  8. При работе с шурупами крепления головки блоков цилиндра с тупиковым отверстием, необходимо следить за заливкой масла. Наливать его нужно аккуратно, дабы не перелить, поскольку это приведёт к тому, что винт не дойдёт до конца.
  9. При работе со штифтами со сквозным отверстием перед вкручиванием резьбу необходимо смазать пластичным герметиком.
  10. Болты крепления головки должны находиться в идеальном состоянии. Старые, перерезанные штифты или штифты, уже однажды используемые ни в коем случае не подходят.

А всем тем, кто решил всё же сделать дотяжение винтов гбц, хочу дать пару советов.

  1. дотяжение в двигателе с чугунной гбц производить нужно только на горячий двигатель;
  2. а вот в холодном состоянии протяжка производится в движке, в котором применяет алюминиевая головка данного устройства.

Вот я и познакомил вас с правилами и техниками затягивания штифтов этого механизма. Надеюсь, эта информация пошла на пользу вам и вашему автомобилю! И пусть затягивание шурупов гбц пройдёт успешно с применением минимума усилий!

Видео “Затяжка автомобильных болтов”

Посмотрев запись, вы узнаете, как можно затянуть болты ГБЦ.

Головка блока цилиндров (ГБЦ) – один из самых важных узлов автомобильного двигателя. От того, как она установлена и отрегулирована, зависит работа мотора, его стабильность, надежность и экономичность.

В нашей статье мы расскажем, как быстро и без особых трат самостоятельно установить головку блока цилиндров на автомобили семейства ВАЗ.

Первое условие правильной и надежной установки ГБЦ – это чистота посадочного места. Тщательно очистите плоскость блока, на которую ставится ГБЦ. Очистка вначале осуществляется острым предметом, а потом специальными автомобильными чистящими средствами, которые помогут убрать остатки тосола, масла.

Обратите особое внимание на отверстия, в которые вкручиваются шпильки. В них попадает масло, вода, мусор. И потом, когда ГБЦ притягивается по шпилькам к блоку, они могут сделать микротрещины в блоке цилиндров из-за того, что при вкручивании шпилек образуется избыточное давление. При нагреве мотора через эти микротрещины продавит газы, газы пробьют прокладку между ГБЦ и блоком, и вода из охладительной системы пойдет в масло. Капитальный ремонт двигателя вам обеспечен! И это в лучшем случае. Поэтому рекомендуется тщательно проверить отверстия перед вкручиванием шпилек и обязательно промокнуть их, взяв чистую ветошь и воспользовавшись отверткой, чтобы добраться до самого дна.

Когда место под головку блока цилиндров очищено, приступайте к установке. Монтаж ГБЦ начинается с правильной установки прокладки, которая расположена между ГБЦ и блоком цилиндров.

Отверстия блока должны четко совпасть с отверстиями прокладки, только в этом случае ее установка считается правильной.

И головка блока цилиндров должна быть хорошо очищена от нагара, грязи, масла, тосола. Если есть подозрения, что ГБЦ подверглась перегреву или иному воздействию, которое привело к деформации, то она проверяется на специальном устройстве и потом, если нужно, шлифуется.

При установке ГБЦ на место бывает, что прокладка «съезжает», поэтому следите за ней.

ГБЦ считается установленным на место, когда она «устаканилась» на направляющих, и ей не мешают шланги, провода. После этого начинайте процедуру прикручивания. Чтобы не перепутать болты, их нужно заранее пометить. Внутренние болты измазаны маслом, так что их трудно перепутать с наружными, это и будет своеобразной меткой.

Если у вас нет пневмо- или электроинструмента, прикрутить болты ГБЦ можно старым, добрым коловоротом.

Коловоротом болты только наживляются, но не затягиваются окончательно, для этого существует специальный, динамометрический ключ. Только с его помощью проконтролируете правильный момент затяжки, который рекомендуется производителем.

Второй момент затяжки не должен превышать 8 кг. Порядок затяжки остается неизменным, от центра к краям, попарно. После того, как болты затянуты на 8 кг, проводим два доворота, оба по 90°. Сначала проходим болты первый раз, проворачивая динамометрический ключ на 90 °, потом второй раз.

После окончательной затяжки головка блока цилиндров считается механически установленной, но еще не рабочей. Чтобы она оказалась рабочей, необходимо подсоединить всю «перифирию», т.е. шланги, патрубки, и прочее. Рекомендуется сразу, чтобы потом к этому не возвращаться, подсоединить провод датчика температуры и выставить метку ГРМ.

После приступаем к установке стаканов клапанов. Перед установкой они обязательно очищаются от грязи и смазываются. Чистые и смазанные стаканы должны легко становиться на место.

Чтобы не перепутать последовательность установки стаканов, извлекая, их располагают в определенном порядке. После установки стаканов обязательно смажьте «постель», на которую потом ляжет распредвал.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Смазанный и чистый распредвал ставится на место. Закреплять его можно сразу с сальником. Опытные слесари, для того чтобы упростить процесс выставления меток распредвала, до сих пор используют иногда дедовский метод. Во время установки распредвала первая и третья шейки распредвала должны смотреть на вас.

Затем мы устанавливаем на место крышку распредвала. Смажьте места, где будет лежать распредвал (постель), и не забудьте об одном нюансе. На торцах надо убрать старый герметик, и нанести новый, тогда он будет хорошо держать масло.

Устанавливая вторую часть крышки, процесс повторяем. Теперь наживляем гайки, и не забудьте о шайбах, которые должны быть под каждой гайкой.

Момент затяжки гаек крышки распредвала не должен превышать трех килограмм. Опытные ремонтники со временем могут производить процесс затяжки без динамометрического ключа. Затем ставится жестяная защитная крышка.

Затем надеваем шестеренку распредвала, но перед этим убедитесь, что вы не забыли поставить на распредвал шпонку, которая удерживает шестерню от прокручивания.

Болтом крепко фиксируем шестерню на своем месте. Обязательно следите за тем, чтобы метки на шестерне и ГБЦ совпали.

Потом накидываем ремень ГРМ, но предварительно рекомендуется поставить натяжной ролик. Перед роликом на шток установите специальную шайбу. Не стоит забывать, что ролик до «безумия» затягивать не стоит, он должен свободно проворачиваться на штоке.

При одевании ремня ГРМ не забывайте проверять совпадения меток на шестерне распредвала и на коленчатом валу. Когда ремень ГРМ одет, путем подкручивания натяжного ролика добиваемся нужной натяжки ремня.

После натяжения до нужного показателя (ремень проворачивается вокруг своей оси на 90°), затягиваем плавно контрольную гайку.

Следующим примеряется трамблер, который нужно правильно установить в пазы. Нужно, чтобы после установки трамблера в пазы соблюдалась соосность валов. Между трамблером и ГБЦ монтируем бензонасос, не забыв смазать его герметиком. Чтобы шток не уперся в распредвал, его нужно отжать отверткой. Затягивается корпус привода бензонасоса шестигранником.

Прижав несильно шестигранником корпус, наживляем гайки и равномерно притягиваем. Затем уже затягиваем «серьезно» шестигранник. Устанавливаем окончательно трамблер, который мы до этого только примерили. Не забываем о герметике, который исключит подтекания масла. Не забываем и о планке, на которой есть шкала опережения зажигания, потому что после пуска мотора возможно понадобиться регулировка трамблера. Еще раз проверяем подсоединение проводов и патрубков, что забыли, подсоединяем.

Последний штрих — установка клапанной крышки и кожуха ремня ГРМ. После окончания всех работ и проверок не забываем прикрутить на место тросик дроссельной заслонки. ГБЦ установлена и готова к работе.

Видео: Установка ГБЦ ВАЗ. Пошаговая инструкция

Печать

Прогорание прокладки под головкой блока цилиндров на автомобилях ВАЗ 2109-2108 является наиболее частой причиной, по которой приходится снимать головку с двигателя, и соответственно с дальнейшим ремонтом, а точнее — заменой прокладки. Если во время не заметить данную проблему, то это может привести к довольно печальным последствиям, так как двигатель может перегреться и даже заклинить.

Сама по себе процедура снятия ГБЦ и замена ее прокладки не сложна, но в то же время требует определенных технических навыков и небольшого количества инструментов, список которого приведен ниже:

  • Шестигранник или аналогичная бита с переходником для использования с воротком
  • Динамометрический ключ — в данном случае я использовал модель Ombra с диапазоном от 10 до 110 Нм, чего вполне достаточно
  • Отвертка плоская
  • Удлинитель
  • Средство для удаления прокладок

Порядок снятия головки блока цилиндров на ВАЗ 2108-2109

Разумеется, что предварительно необходимо будет провести некоторые подготовительные процедуры, без которых снять головку будет невозможно.

  1. Во-первых, нужно снять корпус воздушного фильтра
  2. Затем отсоединить все топливные шланги и провода питания от карбюратора или инжектора (в зависимости от типа мотора)
  3. , хотя это не обязательное условие — достаточно будет отсоединения высоковольтных проводов

В общем, необходимо освободить головку от всего лишнего, чтобы при демонтаже не возникало лишних проблем. Конечно, если вы решили полностью производить ее замену или же ремонт, тогда придется выполнять больше операций, и карбюратор снимать, и коллекторы. Ну а если дело только в прокладке, то можно обойтись минимумом действий.

Чтобы открутить ГБЦ на ВАЗ 2109-2108, необходимо использовать мощный вороток и шестигранник, так как болты крепления ее к блоку цилиндров завернуты большим моментом силы. Всего придется отвернуть 10 болтов, которые показаны на фото ниже:

В качестве рычага можно использовать насадку в виде обычной металлической трубы:

Затем можно вынимать болты вместе с шайбами, как это представлено на картинке:

И теперь можно аккуратно поднимать ГБЦ ВАЗ 2109-2108 вверх, снимая ее с блока двигателя:

После чего нам открывается следующая картина:

Порядок замены прокладки головки блока цилиндров на ВАЗ 2109-2108

Прокладка может остаться как на поверхности головки, так и прилипнуть к самому блоку. Можно попытаться снять ее руками без использования каких-либо инструментов, а если не получится — аккуратно можно поддеть плоской отверткой, не повредив поверхности детали.

Осмотрите внимательно поверхность ГБЦ и если на ней обнаружатся выраженные следы коррозии, особенно в непосредственной близости к каналам охлаждающей жидкости, в таком случае необходимо произвести ее ремонт: фрезеровка, шлифовка и т.д. Если все в норме, то удаляем следы старой прокладки, используя специальные средства:

Ждем несколько минут, пока все это дело откиснет и удаляем остатки, которые не поддались химии, если таковые остались, лезвием бритвы. Потом все насухо вытираем и можно даже обезжирить, чтобы никаких посторонних следов на поверхности не осталось:

Блок двигателя также необходимо очистить, после чего установить на него новую прокладку. Важно, чтобы отверстия в прокладке совпали с направляющими, которые расположены по углам блока:

Установка головки на место

Теперь можно аккуратно устанавливать ГБЦ на свое место, следя за тем, чтобы в этот момент прокладка не съехала и не сместилась в сторону. Конечно, направляющие ее фиксируют, но все же стоит быть предельно осторожным.

Далее нам понадобится динамометрический ключ, так как болты придется закручивать с определенным моментом силы. Также стоит иметь ввиду, что порядок затяжки необходимо соблюдать. Ниже показано на схеме, в какой последовательности производить закручивание:

Теперь что касается усилия, с которым необходимо заворачивать болты. Выполнять это следует в 4 приема:

  1. Сначала моментом силы 20 Нм
  2. Второй прием моментом 75-85 Нм
  3. Затягиваем еще каждый болт на 90 градсуов
  4. Окончательно заворачиваем на 90 градусов

Остается после этого установить все снятое с автомобиля оборудование, залить охлаждающую жидкость, подключить все датчики, провода и шланги и проверять выполненную работу. Обычно все становится видно сразу после залива тосола. Если на стыке головки и блока появились мокрые следы, то можете снимать все обратно и делать всю работу заново! Но надеюсь, что такого в вашей практике не будет! Удачного ремонта!



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков