ГАЗ-24 "Волга"
Всем известный автомобиль ГАЗ-24 – одна их самых популярных моделей автомобилей того времени. Практически был недоступен по цене обычным гражданам. И передвигались на нем, в основном, начальники и директора, чиновники и депутаты.
Автомобиль ГАЗ-24 выпускался серийно с 1969 по 1992 годы на Горьковском автозаводе. Был спроектирован как замена автомобилю ГАЗ-21 к тому времени устаревшему в плане дизайна. Несмотря на отдельные недостатки, новая компоновка кузова ГАЗ-24 являлась большим шагом вперед в сравнении с ГАЗ-21.
В 1976 году был начат выпуск ГАЗ-24 второй серии. Об этой модификации читайте в соответствующей статье.
Как и ГАЗ-21, модель ГАЗ-24 сразу же стало излюбленным средством передвижения милицейского начальства всех уровней, так какГАЗ-24 ассоциировался с роскошью, недоступной для обычных граждан. Но помимо этого, множество автомобилей поступило и с распоряжение ГАИ, патрульных служб и оперативных групп. На них перемещались следователи и сотрудники прокуратуры. Но все автомобили этой марки первое время, в основном, приобретались для нужд милиции в крупных городах, в районных центрах в распоряжение милиции автомобили ГАЗ-24 начали поступать спустя десятилетие.
Технические характеристики автомобиля ГАЗ-24 “Волга”: максимальная скорость – 145 км/ч, время разгона до 100 км/ч – 23 с, расход топлива – 13 л на 100 км.
Фотографии ГАЗ-24 милиции СССР:
Легкая конверсия
модели №
30 из
рос. журнальной серии
DeAgostini "Автомобиль на
службе".
Прибыла в коллекцию
08.10.2012 г. Приобретенный второй экземляр модели
ГАЗ-24-01 ранней версии решил доработать до варианта таксомотора более
позднего, второго выпуска или, как принято говорить, "второй серии".
Отличительными признаками этих машин от предыдущих были: клыкованные
бампера, противотуманные фары над передними бамперами и весьма часто
классический вариант такси комплектовался небольшим светящимся оранжевым
плафоном на крыше - "гребешком". Основным цветом утвердился
лимонно-желтый, который, впрочем, мог быть как ярким, насыщенным, так и
бледным. Выходили на линию таксомоторы и в других цветах. Так, в
середине 80х,в Ленинграде достаточно много наблюдалось светло-бежевых
такси.
За основу решил взять автомобиль четвертого таксомоторного парка г.
Ленинграда с номером "49-60 лег". Не знаю точно, в каком цвете была
реальная машина, но хочется верить, что в традиционном - лимонном.
Согласно информации сайта
http://lenobltrans.narod.ru/
таксомоторный парк №4 был одним из крупнейших в Ленинграде. В 1969 году
в нем насчитывалось не менее 750 штатных автомобилей!
Доработку модели начал с прокраса салона, имитируя вишнево-красную,
дерматиновую обивку фурнитуры. Желтым окрашена нижняя часть торпедо. Посеребрено
зеркало заднего вида. Установлены клыкованные бамперы с масштабной копии полноприводной ГАЗ-24-95. Прокрашены обнижения в центрах колпаков колес.
Обозначены поворотники, подфарники, стояночные огни,
проивотуманки.
Изготовлен оранжевый плафон на крышу. Двери
получили полагающиеся форточки, окантованные металлоскотчем.
Модель декалирована шильдами "Волга" на передних крыльях и чуть левее
правого заднего фонаря. Водителя прототипа этого таксомотора я,немного
с запозданием, удостоил звания Ударника коммунистического труда, о чем
красноречиво напоминают красные флажки на обоих бортах "Волги".
Установил номера 4го таксопарка г.Ленинграда. С антенной на задний
бампер решил
повременить.
В преддверии Олимпийских игр решили обновить автомобили-такси ГАЗ-2401. Стандартным цветом для них стал лимонно-желтый. Введен дополнительный знак такси в виде оранжевого плафона на крыше .
Его наличие позволило на части машин совсем не рисовать шашки. На бампере сделали клыки, изменили площадку под номерной знак, убрали катафоты с задней панели кузова, Почти одновременно аналогичные действия произвели и в отношении «Волги» других модификаций. Кроме того, на стандартные ГАЗ-24 стали монтировать противотуманные фары. ГАЗ-24 успешно продержался на конвейере до 1985 года, когда была предпринята коренная модернизация машины.
Ленинградское такси:
Именно машинами ГАЗ-24 во времена развитого социализма комплектовались
единые городские службы такси. Заказать такси к подъезду можно было по
телефону 057 (позже 24-00-00), но дозвониться по нему было практически
невозможно.
И даже если на другом конце провода отзывался диспетчер, рассчитывать на скорое прибытие таксомотора не приходилось. Помню, под Новый год мы ждали такси … четыре часа!
Повышенная востребованность такси была обусловлена довольно «гуманной» ценой: 20 копеек за посадку, 20 – за километр пути и рубль за час ожидания. Даже при невысокой зарплате в 90-110 рэ. человек вполне мог позволить себе несколько поездок в месяц.
С 1984 года таксомоторы Ленинграда получили госномера нового образца:
черные цифры на белом фоне. Буквенная серия была ЛЕВ. С 1990 года - ЛЕД.
По некоторым данным серия ЛЕД уже ранее выдавалась городским автобусам
во время Олимпийских игр 1980 года. В 1990 году белые однострочные госномера ЛЕД выдавались государственным грузовым автомобилям и
автобусам Ленинграда, причем только неновым, и только сотни с 00 по 19.
После введения номерных знаков российского образца единая система
буквенных серий для городских такси применяться перестала.
К началу 1990-х годов в Ленинграде было более 4 тысяч таксомоторов. В
1990-е годы подвижной состав такси был в основном приватизирован. К
настоящему времени не все таксопарки города сохранились. Некоторые
просто прекратили свое существование, а некоторые перешли на
эксплуатацию маршрутных такси.
ГАЗ-24-01 "Волга"
4го
таксомоторного парка г.Ленинграда (начало 80х)
Четвертый таксомоторный парк в г.Ленинграде
Таксомоторный гараж на 700 автомобилей в Ленинграде. Строительство 1957-1960 гг., арх. Хевелев Э. М. при участии инженеров Бреговского М. И., Макаренко Н. И., Экман В. А.
Гараж представляет собой единое многоэтажное здание центрального объема, квадратное в плане, одинаковое со всех четырех сторон. Принятое решение уменьшает размеры участка строительства, максимально унифицирует конструкции, дает весьма компактную и экономичную характеристику здания и в то же время простое, но выразительное архитектурное решение.
В первом этаже, несколько расширенном, располагаются стоянка-холл, зона ежедневного обслуживания, оборудованная тремя механизированными поточными линиями, техосмотр № 1 с двумя механизированными поточными линиями, техосмотр № 2 и зона текущего ремонта. Здесь же находятся цехи и обслуживающие помещения.Стоянка-холл первого этажа является местом ожидания автомобилей и регулировочным транзитным пунктом для сообщения со всеми производственными помещениями, что позволяет гибко решать различные сочетания производственных операций.По периметру второго этажа расположены все конторские и бытовые помещения, а внутренняя часть его отведена под стоянку. В вышележащих этажах размещаются стоянки с двухрядной расстановкой автомашин. Подъем и спуск автомобилей происходит по центральной изолированной круговой двухходовой рампе.Несущие элементы здания и междуэтажные перекрытия из типовых сборных железобетонных конструкций с сеткой колонн 6x6 м.В верхнем этаже сетка колонн укрупнена. Для покрытия приняты балки перекрытий (НИИ-200) с пролетом 18 м. В качестве заполнителя каркаса применяются сборные железобетонные панели со стеклоблоками. Стены угловых частей здания, где расположены лестничные клетки и пассажирские лифты, кирпичные, причем здесь сосредоточены все вентиляционные каналы. Это освобождает здание от большого количества вентиляционных труб, выходящих обычно на крыши гаражей (на фото выше - панорама строительства 4го таксомоторного парка в г.Ленинграде) .
Горьковский автомобильный завод никогда не выпускал серийных версий фургонов или пикапов на базе ГАЗ-24 "Волга". Но эту задачу решали разнообразные авторемонтные заводы по всей России.
Так на Воронежском авторемонтном заводе выпускали фургон ГАЗ 24А-247 и пикап ГАЗ 24А-948, а на Рижском и Чебоксарском авторемонтных заводах более крупными масштабами производили модель ЧАРЗ-274. Не существовало какой-то единой унифицированной схемы переделки, поэтому внешний вид и конструктивные особенности сильно варьировались в зависимости от завода-изготовителя.
История необычной милицейской "Волги" с кузовом пикап началась с находки донора в одном из отдаленных уголков нашей страны. Во время транспортировки представители КБ Смирнова познакомились с Шаблиным Алексеем Викторовичем, уроженцем КАССР, город Суоярви. Он рассказал о работе ГАЗ-24 с кузовом пикап в населенных пунктах Вяртсиля и района границы КАССР с Финляндией в начале 80-х годов. Именно по его описанию был воссоздан уникальный четырехфарный ГАЗ-24-А948 в милицейской окраске.
В соответствии с воспоминаниями А.В. Шаблина, милицейский пикап был полностью укомплектован всем перечнем спецсредств и средств связи, например, устройство многоразового применения для остановки автотранспорта, имеющего пневматические шины, сигнальное громкоговорящее устройство, проблесковые маячки красного и синего цвета, измеритель скорости Барьер-2М и радиостанция.
Служебные автомобили, так же, как и грузовые - привычный фон нашей жизни, растворяющийся в повседневности. Даже к машинам в яркой специальной окраске привыкаешь настолько, что перестаёшь их замечать - а чего, собственно, замечательного в гаишной или медицинской машине? - они на каждом шагу, и почти все - сплошь "Волги" да "Рафики". Но проходит несколько лет и декорации плавно меняются - на смену привычным "Рафикам" и "Волгам" приходят "ГАЗели", "Жигули" и Форды, а отслужившие своё машины оперативных служб - либо исчезают в потоке гражданских "частников", лишившись служебной окраски и атрибутики в руках нового хозяина, либо - укатанные в хлам - ржавеют на задворках в ожидании резки на металлолом. Автомобили милиции, скорой помощи, маршрутки, автобусы и грузовики, которые формировали облик городов тридцать-сорок лет назад - сейчас сложно увидеть иначе, кроме как на фотографиях: если грузовики и автобусы ещё встречаются на выставках автомобильной старины и в музеях, то автомобили оперативных служб редкие гости даже на выставках.
Модель гаишной "Волги" ГАЗ-24, изготовленная китайскими товарищами по заказу товарищей питерских, была анонсирована ещё в прошлом году, но до прилавков добралась совсем недавно. Модель вполне удачна - хороша задумка, вполне приличное качество изготовления, а слой краски, пожалуй, немного тоньше, чем на чешской модели . Все недостатки модели уже давно известны по другим вариантам этой же формы: , журнальным вариантам - и .
Фотография А.Новикова
Официально модель носит сразу несколько имён - она и GAZ VOLGA M-24 (на донышке модели), и GAZ 24 VOLGA Milicia (на коробке), и ГАЗ-24 "ВОЛГА" Милиция 1973 (на подставке), есть ещё артикул VVM 013 и картонный вкладыш "Иван Васильевич меняет профессию", подтверждающий принадлежность модели к питерской "киносерии".
Иллюстрация для любителей заявить, что "саратовские модели не хуже": ГАЗ-24-02 "Милиция" из Саратова и ГАЗ-24 "Милиция" из Макао. Саратовская модель на фотографии - до неприличия новодельная, но от своих собратьев родом из 80-х годов прошлого века отличается непринципиально.
Если китайские товарищи ещё не окончательно погрязли в огромных тиражах журнальных серий, то вполне можно ожидать несколько вариантов милицейских "Волг" - тем более, что чешский вариант "люстры", применявшийся и на советских автомобилях уже был сделан для , а разнообразие может внести более ранний вариант цветографической схемы - с кругом на багажнике.
Вариантов для творчества китайских моделистов - масса
Фотография А.Новикова
Вопрос на внимательность: почему модель, представленная на фотографиях, является безусловным раритетом, а стоимость её уже сейчас не менее чем вдвое превышает розничную цену аналогичных ГАЗ-24 "Милиция"?