Электронное обучение проблемы. Эссе на тему «Перспективы развития электронного обучения в моей школе

Электронное обучение проблемы. Эссе на тему «Перспективы развития электронного обучения в моей школе

Эволюция технических средств компьютерных телекоммуникаций, масштабных компьютерных сеток и свежих информационных технологий водят к ускоренному развитию системы дистанционного образования, функционирующем в общем образовательном пространстве. Итак, существует ряд объективных социально-экономических посылов этого динамического становления дистанционного образования:

  • - присутствие прогрессивной технической базы;
  • - низкая стоимость образования;
  • - рост количестве обучаемых;
  • - рост необходимости в образовании;
  • - рост количества образовательных учреждений, исполняющих подготовку с внедрением нестандартных образовательных технологий.

В последнее время существенное становление не столько в России заполучила мысль технологизации и информатизации как существенного средства улучшения образовательной системы и обеспечивания прогресса сообщества в общем. В прогрессивной педагогике с информатизацией образования связывают настоящие полномочия возведения открытой системы образования, дозволяющей любому человеку подобрать собственную свою линию движения изучения. Также способности коренного перемены технологии получения новейшего познания при помощи наиболее действенной организации познавательной работы обучаемых в процессе учебного процесса на базе этого наиглавнейшего дидактического качества компьютера, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности с помощью программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ. Главную роль в развитии электронного преподавания, окончательно, поиграл Интернет. Электронное обучение выделяет образовательным учреждениям вероятность увеличить продуктивность, понизить уровень издержек, связанных с проведением занятий, значительно улучшить процесс размена познаниями и довести до минимального количества затраты на изучение. Использование электронных технологий изучения даст возможность:

  • * расширить диапазон образовательных услуг отличных потребительских качеств, предоставляемых учреждением и обеспечить его постоянство с эпизода планирования учебного курса до его окончания;
  • * увеличить результативность экзаменов;
  • * увеличить притягательность изучаемого материала с помощью совершенствования условий получения образования;
  • * расширить полномочия профессионального подъема и увеличения квалификации преподавателей;
  • * дать воспитателям больший простор для исследования навыка сотрудников и прохождения переподготовки;
  • * понизить учебную нагрузку;
  • * обеспечить наиболее действенное и своевременное обновление и распространение обучающих ресурсов, также прирастить их доступность;
  • * обеспечить непрерывность изучения учащихся с помощью снятия пространственных и временных ограничений;
  • * обеспечить индивидуальный график работы воспитанников и список учебных курсов с учетом их интересов в масштабах образовательного эталона;
  • * проводить промежную и итоговую аттестацию в форме испытания;
  • * увеличить эффективность обратной взаимосвязи для преподавателей и учащихся и т.п. .

В сложившихся критериях одним из направлений улучшения дистанционного образования делается его стандартизация, призванная непременно обеспечить унифицированный общегосударственный уровень притязаний к подготовке специалистов. Это обусловлено, во-первых, задачами формирования и сохранения в стране единого образовательного пространства; так же, потребностью вхождения России в интернациональное образовательное объединение. В месте с тем, в научно-методической, историко-педагогической литературе мало уделено внимание свету вопросов, связанных с приведением методической системы дистанционного образования на дидактическом и методическом уровнях к наиболее адекватному соответствию с главными закономерностями процесса образования, т.е. возврату педагогике ее инструментальных основ. Возможно выделить последующие противоречия в имеющейся системе образования:

  • · между введением в педагогическую практику образовательных учреждений ДО и неудовлетворительной разработанностью теоретических основ;
  • · между действиями стандартизации, технологизации и информатизации в идущем в ногу со временем образовании и передовым состоянием процесса проектирования педагогической системы дистанционного образования;
  • · между нуждою модернизации методической системы дистанционного образования и консерватизмом передового педагогического сознания;
  • · между востребованностью в разработке инструментальной модели дистанционного образования и отсутствием практического её воплощения.

Данное содействует наиболее основательному изучению учебных дисциплин по профессии, увеличению педагогического умения грядущих преподавателей, овладению свежими познаниями, умениями, умениями и компетенциями. Также развитию критического мышления. Например, с задачей реализации электронного преподавания в общеобразовательных учреждениях мегаполиса грядущие воспитатели знакомы «хорошо». Во многом образовательные учреждения технически сносно обустроены. Почти во всех классах есть всевозможные ТСО, компьютеры (в том числе и с вероятностью выхода в систему Сеть интернет) электронные доски и мультимедиа проекторы. В критериях глобальной школы данное восоздает вероятные способности исправить ситуацию индивидуализации преподавания. Обнаруживается вероятность воплотить главные притязании доктрине усвоения, предоставляя любому ученику информацию в том облике, который подходит текущему шагу усвоения. Спасибо совмещению дидактических функций информирования и отработки, устраняется разрыв между теоретически вероятным уяснением учебного материала и ее реальным усвоением. Прогрессивные средства информационных технологий дают возможность использовать при обучении многообразные формы представления материала: вербальные и образные. Компьютерные обучающие программы могут помочь учениках поглубже и прытче усвоить учебный который был использован, а наставник получает вероятность наиболее практически сразу осуществлять контроль успеваемость и ступень усвоения материала. В настоящее время все наиболее обширное распространение получают эти разновидности информационных услуг как: электронная почта, телеконференции, пересылка данных, гипертекстовые среды, ресурсы глобальной сети, видеоконференции и другие. Тогда как, вместе с превосходством компьютерных технологий появляются и трудности. Исключительно важная - невсеобъемлемость ресурсов средние учебные заведения (особо в применении Сети интернет, качество каналов взаимосвязи и др.). Минимум трудоемкое задачей считается психологическая и педагогическая неподготовленность учительского состава. Мы имеем необходимость в прогрессивной школе, она - в идущих в ногу со временем профессионалах, учителях, способных живо осваивать технические новшества и мотивированных на наибольшее внедрение разных средств в учебно-воспитательном процессе. Данную проблему усугубляет отсутствие достаточных перемен в учебных программах, способах и дидактических приемах изучения. Методические нюансы электронного изучения отстают от становления технических средств. Основной массы из их перекрыты, собственно не дозволяет учителям и ученикам вносить перемены и применять некоторые фрагменты для собственных исследований. Совместной неувязкой электронного изучения кроме того считается творение и действенное внедрение информационно-образовательной среды на базе ИКТ, в следствии этого процесс его становления не прекращается и всячески модернизируется. Как следует из вышесказанного, возможно устроить вывод про то, что использование в общеобразовательных школах электронных технологий изучения благосклонно сказывается на психолого-педагогическом нюансе образовательного процесса, такого как содействует развитию персональных ресурсов, учащихся и учителей, сформировывает умения целеполагания, самостоятельного мышления, инициативность и обязанность за производимую работу. Также понижает психологические перегрузки на учеников и учителей в ходе обоюдного обмена познаниями. Хотя процесс данный пребывает в стадии развития и настоятельно просит к себе пристального внимания и последующего становления.

истанционное, а точнее, электронное обучение (от общепринятого термина e-learning; в действительности понятия дистанционное обучение и e-learning неравнозначны, но в России обычно трактуются одинаково, поэтому не будем нарушать традиции) занимает в современной системе обучения прочные позиции, органично дополняя очное обучение и разнообразные очные тренинги и курсы. Электронное обучение активно используется как в учебных заведениях, так и на предприятиях и, по данным IDC, по степени популярности оно довольно скоро догонит очное. Ведущие мировые аналитические компании предсказывают ему большое будущее и утверждают, что мировой рынок систем дистанционного обучения является источником больших возможностей для продавцов и инвесторов. В лучших высших учебных заведениях мира созданы центры e-learning, позволяющие пройти дистанционное обучение с получением соответствующего диплома; активно развиваются корпоративные учебные центры компаний и государственных структур, а годовой доход на рынке e-learning в ряде стран исчисляется уже в миллиардах.

Столь большой интерес к электронному обучению объясняется довольно просто. В последнее десятилетие произошли значительные изменения на рынке труда: возросли требования к персоналу, практически во все сферы деятельности начали широко внедряться ИТ-технологии, а сам персонал стал более мобильным. Подобные изменения обусловили необходимость создания условий для непрерывной, быстрой, гибкой, и одновременно высококачественной подготовки кадров, и поскольку традиционные системы обучения не способны соответствовать данным потребностям, потребовался поиск альтернативных систем.

Основные преимущества e-learning в сравнении с традиционным очным обучением

снову образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью, а в ряде случаев — и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом e-learning следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться очно, но желают повысить свой образовательный уровень.

Один из важнейших плюсов e-learning — меньшая стоимость обучения, которая, по данным Cedar Group, в среднем ниже на 32-45%. В исключительных ситуациях имеет место еще более внушительное уменьшение стоимости — в этом смысле интерес представляют расчеты специалистов корпоративного учебного центра РЕДЦЕНТР. Взяв за основу некую условную компанию с персоналом общей численностью в 280 сотрудников, 80 из которых подлежат обучению, специалисты РЕДЦЕНТР произвели расчеты и пришли к заключению, что при правильной организации дистанционное обучение может обойтись компании в семь раз дешевле посещения очных курсов по аналогичной тематике (рис. 1). Поэтому нет ничего удивительного в том, что компании все чаще выбирают данный вариант обучения в качестве приоритетного при повышении квалификации персонала. Немаловажен данный момент и при получении образования в высшем учебном заведении — если оплата традиционного очного обучения на коммерческой основе оказывается не по карману. Правда, не стоит считать более низкую стоимость дистанционного обучения основным доводом в его пользу при получении базового образования в академическом вузе. Дело в том, что далеко не каждый студент в силу своих личных особенностей способен получить дистанционное образование: существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения, а кому-то может просто не хватить дисциплинированности и усидчивости при организации самостоятельных занятий.


(источник — РЕДЦЕНТР, 2005)

Немаловажным преимуществом дистанционного обучения является его большая эффективность — согласно данным Cedar Group, время обучения сокращается в этом случае на 35-45%, а скорость запоминания материала возрастает на 15-25%. Правда, данное преимущество работает не всегда — все зависит от изучаемого материала и от метода его подачи. Например, проблематично выработать правильное произношение, изучая иностранные языки дистанционно и не имея достаточной разговорной практики — если грамматику языка можно освоить дистанционно, то для овладения устной речью необходимо очное общение. Кроме того, немало специалистов, в том числе ректор Академии «АйТи» Игорь Морозов, обращают внимание на тот факт, что большая эффективность обучения может быть достигнута только «при тщательном учете таких факторов, как структура курса и методика подачи изучаемого материала».

Онлайновое обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера. Кроме того, как считает Владимир Тихомиров (председатель Экспертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете по образованию и науки Государственной Думы Российской Федерации), электронное обучение автоматически приводит «к раннему овладению навыками применения информационно-коммуникационных технологий, что позволяет в дальнейшем существенно повысить эффективность использования знаний в экономике».

Нельзя забывать и о том, что дистанционное обучение — единственный способ получить образование для тех, кто по ряду причин (отсутствие времени, необходимость сочетать учебу с работой, территориальная удаленность от вуза и пр.) не может учиться обычным очным образом.

В целом, по мнению Игоря Морозова, дистанционное обучение оказывается наиболее актуальным в тех случаях, «когда стоит задача обучения большого количества сотрудников некой организации за минимальный промежуток времени, а сама организация имеет территориально распределенную структуру и в ней достаточно часто проводятся организационные изменения».

Вместе с тем дистанционное и очное обучение не стоит противопоставлять одно другому — это разные, но взаимодополняющие формы обучения, между которыми «лежит довольно обширная область смешанных решений, оказывающихся зачастую гораздо более продуктивными», — считает Игорь Морозов. На практике это означает, например, дополнение очного базового образования необходимыми онлайновыми курсами или использование комбинированной формы обучения, при которой более доступная для самостоятельного освоения часть теоретического материала изучается слушателем дистанционно, а практические работы и освоение сложного теоретического материала проходят в аудитории под руководством преподавателя.

Поддержка государства

ксперты ЮНЕСКО и правительства развитых стран сходятся во мнении, что соответствовать требованиям информационного общества к уровню квалификации людей можно только за счет использования e-learning как технологии, ориентирующей студентов на новый стиль образования и развивающей их умения и навыки для дальнейшего обучения в течение всей жизни. Поэтому электронное обучение, позволяющее подготовить необходимые обществу кадры в нужном количестве за минимальное время и при минимальных затратах, признано приоритетным в ходе реформ образовательных систем в таких ведущих странах мира, как США, Великобритания, Канада, Германия, Франция и др., и даже на уровне ООН.

В последнем отчете Комиссии по электронному обучению для президента и Конгресса США в числе основных задач указаны создание и развитие образовательных Интернет-ресурсов, обучение преподавателей и администраторов учебного процесса и разработка качественного e-learning-контента, а на их выполнение выделено 6 млрд. долл.

В финальном отчете Европейской комиссии по образованию и культуре за 2004 год отмечено, что 77% европейских университетов уже имеют необходимые технические решения и надлежащий профессорско-преподавательский состав для ведения электронного обучения, а для 65% вузов развитие e-learning — важнейший приоритет настоящего времени.

Европейским парламентом было принято немало решений по вопросам e-learning, в том числе решение от 05.12.2003 г. № 2318/2003/ЕС об адаптации долгосрочных программ с целью эффективной интеграции информационно-телекоммуникационных технологий в образовательные европейские системы e-learning.

В отчете ООН о состоянии электронного обучения в странах, вошедших в Европейский Союз в 2004 году, содержался перечень вузов и учебных центров, продвигающих e-learning-решения, и рассматривались возможности сотрудничества в данной сфере.

В России правовыми основаниями для внедрения дистанционного обучения являются законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и приказ Министерства образования РФ от 18.12.2002 г. № 4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации».

Сферы использования дистанционного обучения

егодня дистанционное обучение прочно занимает свою нишу на рынке образования и можно четко выделить сферы, где оно уверенно позиционируется как альтернатива традиционному обучению. В основном речь идет о корпоративной сфере и сфере образования — в первой e-learning нет равных в плане начальной подготовки сотрудников компании, их аттестации и повышения квалификации, а во второй онлайновое обучение привлекательно для абитуриентов как возможный вариант получения образования.

Дистанционное обучение получает сегодня все более широкое распространение в государственных структурах, где оно незаменимо для организации и поддержки постоянно действующей системы непрерывного повышения квалификации госслужащих. Кроме того,

e-learning получило признание и в разнообразных учебных центрах, специализирующихся преимущественно на проведении онлайновых курсов в сферах информационных технологий и бизнеса.

В компаниях, на предприятиях и в госструктурах онлайновое обучение позволяет решить вопросы обучения и переобучения сотрудников, что особенно актуально в условиях внедрения новых, в том числе информационных, технологий, когда обучение большого числа сотрудников зачастую связано со значительными расходами. Еще больше возрастает актуальность e-learning при наличии у компании удаленных филиалов, когда организация традиционных тренингов на местах не только повышает стоимость обучения чуть ли не на порядок, но и технически оказывается более сложной — хотя бы из-за отсутствия на местах нужных специалистов. В госсекторе в этом смысле еще сложнее — удаленность определенных структур здесь является нормой, и при внедрении какой-либо технологии или инновации сразу в одной или даже в нескольких областях соответствующее переобучение сотрудников может превратиться в высшей степени затратную с точки зрения сил, средств и времени задачу.

Не менее важной является для компаний поддержка определенного уровня конкурентоспособности — ведь, по очень верному высказыванию Анри де Гейза («Живая книга»), «способность учиться быстрее конкурентов является единственным источником конкурентного преимущества над ними». Это обстоятельство тоже обусловливает появление значительного числа потребителей образовательных услуг, заинтересованных в дистанционном обучении.

Кроме того, в целом ряде отраслей (особенно в сфере услуг, в розничной и оптовой торговле) наблюдается высокая текучесть кадров, в результате чего в компаниях постоянно появляется множество новых сотрудников, которым необходимо пройти обучение, и организация обычных тренингов в этом случае фактически будет означать выбрасывание денег на ветер.

В учебных заведениях и учебных центрах дистанционные и смешанные формы обучения позволяют охватить обучением удаленные регионы и снизить прямые затраты на обучение.

Степень популярности онлайнового обучения для всевозможных структур и в различных сферах очень разная. В корпоративном бизнесе явное предпочтение отдается онлайновым курсам. Что касается высшего образования, то для получения звания бакалавра большинство студентов предпочитают очную форму, а дистанционно заканчивают какие-либо дополнительные курсы. При дальнейшем обучении процент выбирающих онлайновое обучение возрастает, причем при освоении как основных, так и дополнительных дисциплин (Sloan Consortium, 2005).

В разных сферах наблюдается неоднозначное отношение к дистанционному обучению. На данный момент наиболее востребовано оно в корпоративной сфере в качестве замены традиционных тренингов и в сфере образования при изучении отдельных курсов. Кроме того, данный вариант обучения завоевывает все более прочные позиции в финансовой и ИТ-сферах, при переобучении государственных служащих, в здравоохранении (рис. 2).

Рис. 2. Степень популярности e-learning в разных сферах
(источник — Sloan Consortium, 2005)

E-learning в мире

азвитие мирового рынка дистанционного обучения продолжается весьма активно, чему способствует, с одной стороны, повышение спроса на образовательные услуги, а с другой — развитие информационных технологий и рост числа пользователей Интернета.

Наибольшее количество сегодняшних потребителей e-learning-решений сконцентрировано в США и Канаде, а среди европейских стран — в Великобритании, за которой следуют Германия, Италия и Франция. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей, а количество онлайновых курсов увеличивается примерно на 30-40% ежегодно. В Великобритании разнообразные дистанционные программы предлагают свыше 50 университетов.

Еще более активно растет число онлайновых курсов, предлагаемых иными структурами и ориентированных на корпоративный сектор. Например, согласно недавнему пресс-релизу British Telecom, только эта компания предлагает для обучения персонала свыше 1,7 тыс. программ e-learning.

Рост популярности электронного обучения относительно стабилен. Так, в США, судя по последнему отчету Sloan Consortium, подавляющее большинство из рассмотренных высших учебных заведений подтвердили рост числа студентов, выбирающих один или более онлайновых курсов. Количество руководителей учебных заведений, признающих перспективность онлайнового обучения, также растет, хотя и гораздо медленнее — в США за три года оно увеличилось с 48,8 до 56% (рис. 3), а число оппонентов при этом осталось практически неизменным.

Рис. 3. Отношение руководителей учебных заведений к перспективности e-learning
(источник — Sloan Consortium, 2005, %)

Всего в мире, по данным Brandon Hall (http://brandon-hall.com/), на конец 2003 года было порядка 100 млн. слушателей различных e-learning-программ, а общий объем рынка дистанционного обучения составил 9 млрд. долл. На конец 2005 года число обучающихся дистанционным способом выросло до 130 млн., а общий объем мирового рынка электронного обучения, по предварительным оценкам Gartner, достиг 33,6 млрд. долл.

При этом доля США занимает более половины рынка — примерно 18 млрд. долл. (данные IDC). Значительная доля рынка приходится на Канаду, а вот в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (включая Японию) рынок дистанционного обучения пока находится в стадии формирования и растет незначительными темпами — например в Японии, согласно прогнозу IDC, в 2005-2009 годах рост рынка составит в среднем 16,6% в год. Для сравнения: в американском корпоративном секторе в компаниях среднего масштаба рынок e-learning в 2005 году вырос на 30%, а темпы роста в крупных компаниях были близки к 35%.

Согласно прогнозам, положительная динамика на мировом рынке e-learning сохранится и в 2006 году — по данным компании Bersin&Associates, объемы дистанционного обучения в 77% компаний увеличатся, а в остальных останутся примерно на том же уровне. Продолжится рост и в сфере образования, хотя темпы роста, по мнению ряда аналитиков, несколько снизятся.

E-learning в России

разу отметим, что назвать точные данные, характеризующие объем российского рынка дистанционного обучения, невозможно из-за их отсутствия. Причин тому несколько. Прежде всего этот рынок еще только начинает формироваться, поэтому аналитические компании не принимают его в расчет и, следовательно, официальных исследований по нему не проводят. Да и прозрачностью данный рынок не отличается, так как работающие там российские компании открыто не заявляют о своих доходах. Поэтому судить об особенностях развития российского рынка e-learning придется опосредованно, анализируя данные из разных источников.

Переломным для развития дистанционного обучения в России может считаться 2004 год, когда стали заметны значительные успехи целого ряда проектов. В 2005 году положительная динамика развития рынка e-learning сохранилась, и на данный момент дистанционное обучение персонала с успехом реализовано на таких крупных предприятиях, как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель», «РусАл», «ВымпелКом», «УралСиб», «Связьинвест» и др. Возможности дистанционного обучения были задействованы при переобучении сотрудников Государственной Думы Федерального собрания РФ, Центрального банка России, Внешторгбанка и ряда других организаций.

В 2005 году Россия смогла обратить на себя внимание на международном уровне — 14 октября 2005 года Международная ассоциация ADL (Advanced Distributed Learning) официально объявила об успешном окончании испытаний отечественной системы дистанционного обучения СДТ REDCLASS на соответствие международному стандарту SCORM 1.2. Данный стандарт является признанным во всем мире стандартом в сфере e-learning и поддерживается практически всеми ведущими производителями систем дистанционного обучения, а СДТ REDCLASS стала первой и пока единственной из сертифицированных на международном уровне российских систем e-learning.

Как отмечалось в одном из пресс-релизов РОЦИТ, в России в настоящее время возможность получения образования дистанционным путем предоставляют около 40% вузов. Ведущие российские вузы и крупные учебные центры (Академия «АйТи», РЕДЦЕНТР и др.) предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям, идет активный процесс локализации зарубежного контента от ведущих поставщиков, разрабатываются российские дистанционные курсы.

Однако основным фактором, сдерживающим темпы развития рынка e-learning, по мнению ректора Академии «АйТи» Игоря Морозова, по-прежнему остается «недостаток хорошего русскоязычного электронного контента, потребность в котором у крупных компаний очень высока». Помимо этого серьезными препятствиями для регионов являются недостаточно развитая инфраструктура и культурные барьеры.

Оценить общее число потребителей дистанционных курсов в России не позволяет отсутствие данных. Можно лишь сказать, что их число растет довольно быстро. Например, в Системе дистанционного бизнес-обучения для предпринимателей (СДБО — совместный проект Национального делового партнерства «Альянс Медиа» и Международного института менеджмента ЛИНК, http://businesslearning.ru/) темпы роста в 2005 году составили свыше 170%, а всего на момент написания статьи в ней было зарегистрировано почти 22 тыс. студентов (рис. 4).

Рис. 4. Изменение числа пользователей в системе СДБО, в 2001-2005 гг.,
(источник — СДБО, 2005)

Информация относительно популярности дистанционного образования в центре и в регионах весьма противоречива. Например, по данным Академии «АйТи» за 2004 год, 64% (то есть большинство) дистанционно обучающихся в данной академии студентов представляли регионы, что вполне логично по причине независимости e-learning от места жительства. В то же время, по последним данным СДБО, получается, что почти половина студентов данной системы дистанционного обучения проживает в Москве, Санкт-Петербурге и в Московской области. Правда, и это можно объяснить большими возможностями центра в плане доступа к Интернету и большей информированностью о возможностях e-learning.

Интенсивный рост ИТ-рынка и быстрое внедрение информационных технологий во многих сферах наряду с готовностью предприятий к переменам, нехваткой высококвалифицированных кадров и довольно высокими потребностями россиян в образовании позволяют предположить высокие темпы роста на рынке дистанционного обучения. По прогнозам Академии «АйТи», эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейших разработок в сфере ИТ позволит рынку дистанционного обучения занять не менее 30% от общего объема обучения, а в некоторых отраслях — даже до 75%.

Наиболее перспективными в плане внедрения e-learning стоит считать корпоративный сектор, государственные структуры и центры переподготовки кадров. Образовательный сектор, объединяющий высшие учебные заведения, также довольно интересен, правда не для получения базового образования (для этого предпочтительна очная форма обучения), а для реализации комбинированных вариантов обучения, когда студенты очных курсов будут изучать часть предметов дистанционно. Для получения базового образования в российских вузах вариант e-learning, видимо, пока что малоперспективен — прежде всего из-за значительного снижения числа абитуриентов. В 2010 году их число составит только 62% от уровня 2005 года, и нетрудно догадаться, что подавляющее большинство абитуриентов предпочтут привычный и давно оправдавший себя вариант очного обучения.

Перспективы развития e-learning

Будущем, а точнее к 2010 году, если верить специалистам из American Educational Research Association, две трети всего обучения будет осуществляться дистанционно. Скорее всего, данный прогноз стоит считать слишком оптимистичным, но несомненно одно — электронное обучение стало достойной альтернативой традиционному и в отдельных сферах, прежде всего в корпоративной и государственной, ему будут отдавать явное предпочтение, поскольку это единственный способ быстрого обучения при минимальных затратах.

В образовательной сфере, так же как и в коммерческих учебных центрах, e-learning продолжит дополнять традиционный очный вариант обучения, и в большинстве случаев наиболее целесообразным останется смешанное обучение, когда одни курсы, в зависимости от их специфики, изучаются традиционным образом, а другие — дистанционно.

Эссе на тему «Перспективы развития электронного обучения в моей школе»

Асалханова Любовь Михайловна

учитель географии и биологии

МАОУ«СОШ №2 с УИОП г. Улан-Удэ»

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Электронное обучение – предполагает разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Электронное обучение радикально изменило обучения. Сегодня электронное обучение находится на высокой ступени развития, поэтому на рынке представлено множество форм онлайн обучения и образования. Существуют такие формы как «Быстрое онлайн обучение» (с помощью PowerPoint и Flash технологий), моделирование работы с приложениями, моделирование бизнес-процессов, использовать анимированных персонажей, аудио, видео, и еще много других интерактивных элементов учебного процесса. Во многих средних школах Интернет активно используется для раздачи материалов для занятий, общения между учителями и учениками, а также для распространения ключевых тренинговых инструментов.

Электронное обучение - это обучение с использованием компьютеров и компьютерных сетей. В отличие от дистанционного обучения (например, с отправкой материалов по почте), электронное обучение использует все преимущества современных настольных ПК: графику, звук, трехмерные сцены и анимации, виртуальные тренажеры и т.д.

В отличие от компьютерного обучения (CBT, computer-based training, когда пользователь работает один на один с ПК), электронное обучение подразумевает использование сетевых возможностей: передачу результатов обучения, возможности совместной работы, консультаций и обсуждения, обмен опытом.

На мой взгляд, применение электронное обучение будет давать положительный эффект в рамках школьного образования среди учащихся старших классов. Исходя из этого, рассмотрим как может использоваться электронное обучение в учебном процессе школы подробнее.

Как правило, учащиеся сконцентрированы в компактном районе проживания, вблизи образовательного учреждения, и географическая разобщенность и удаленность перестает быть фактором, влияющим на эффективность образовательного процесса. На необходимость применения технологии электронное обучение в школе необходимо:

Как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, что существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования.

В организация дистанционного контроля знаний учащихся.

В рамках образовательного учреждения может быть сформирована база знаний и база тестовых заданий, в результате чего унифицируется и стандартизируется процесс проверки знаний, а также делает контроль знаний массовым и постоянным.

В организации дополнительных элективных курсов.

Данная система может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. Таким образом, объединяются усилия педагогов всех образовательных учреждений, и расширяется спектр предлагаемых курсов, у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса.

Электронные уроки для детей, пропускающих школьные занятия по причинам болезни.

Восполнить знания учащийся может только с помощью дополнительных занятий с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Технология электронное обучение могла бы возместить этот пробел в системе образования.

В организация школьных систем виртуального общения.

Следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием электронных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью электронное обучение в течение всей жизни.

Очевидно, что образование будущего тесно связано с развитием компьютерных технологий. Поэтому использование технологий электронного обучения в учебном процессе школы является актуальной проблемой современного обучения.

Обучение по технологии электронное обучение становится популярным, кроме того, оно имеет перспективу в развитии, поскольку с каждым днем совершенствуются телекоммуникационные технологии, играющие большую роль в применении технологии электронное обучение.

Преимущества организации учебного процесса

Для учащегося

Для учителя

Открытые информационные ресурсы.

Возможность наращивать образовательные ресурсы.

Анимационные, мультимедийные компоненты учебных материалов.

«Автоматический» мониторинг учебной деятельности студента.

Результаты обучения, определяемые самим учащимся.

Регулировка доставки учебных материалов.

Собственная скорость обучения.

Замена лекционных занятий коммуникативными формами.

Возможность ознакомиться с предыдущим опытом.

Возможность корректировки учебного процесса в соответствии с потребностями каждого учащегося.

Широкая и регулярная коммуникация с преподавателем и другими учащимися в предметном контексте.

Увеличение времени, отводимого на практические занятия, на общение с учащимися.

Хотелось бы, чтобы в нашей школе организационные и педагогические возможности электронное обучение реализовывались с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet, чат, ICQ, веб-конференции.

На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка школьников, а также педагогов друг с другом.

Список используемой литературы

1. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения; введ. 01.07. 2002. - ИПК Издательство стандартов, 2002.

2. Агафонов С. В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С.В. Агафонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман. – СПб.: «БХВ-Петербург», 2003, 336 с.

3.Демкин В.П. Принципы и технологии создания электронных учебников / В. П. Демкин, В.М. Вымятин. - Томск, 2002.

4. Хуторской А. В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению / А.В. Хуторский. - ИОСО РАО, М., 2008, 304 с.

5. Хуторской А. В. На урок - в интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года». // Под ред. А.В.Хуторского. ИОСО РАО, М., 2005, 299 с.

6. «Энциклопедия пользователя Internet» на CD-ROM фирмы «Demos».

Интернет-ресурсы:

7. Свободная энциклопедия «Википедия» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/E-learning.

8. Технология создания электронных средств обучения [электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/t1.html


Загородняя Елена

E-learning развивает инновации

«Технологии электронного обучения: реальность и перспективы» - международная конференция на эту тему состоялась 15-16 октября в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Мероприятие собрало ведущих экспертов в области образовательной политики, представителей крупнейших компаний, ректоров вузов России и стран СНГ.

Применение технологий электронного обучения (e-learning) в России уже перешло в рабочую плоскость. Однако отечественное образование до сих пор значительно отстает в этой области от многих зарубежных стран. Во многом это связано с отсутствием активной поддержки государства. В этой связи показателен опыт Франции. По развитию Интернет страна занимала одно из ведущих мест, но по его использованию в социальной жизни – одно из последних. При поддержке правительства Франции был реализован проект, в ходе которого 100% учебных материалов были переведены в электронную форму. По результатам официального эксперимента, проведенного в стране, использование электронных курсов обеспечило одинаковый уровень усвоения знаний, независимо от первоначального уровня обучающегося и социального статуса его родителей.

Электронное зарубежье

Об опыте применения e-learning в Финляндии рассказала руководитель проектов Финского онлайнового университета прикладных наук Тейя Лехто. В стране работает Федерация по единой идентификации, благодаря которой студенты имеют единый логин и пароль для бесплатного доступа к электронным курсам финских университетов. В частности, Финский онлайновый университет прикладных наук располагает базой из более чем 680 курсов. Г-жа Лехто призналась, что заинтересована в организации совместного обмена электронными курсами между российскими и финскими студентами. В Европе, отметила она, готовы к сотрудничеству с российскими электронными университетами. «Я вижу, что e-learning в России динамично развивается. Вы несколько лет этим занимаетесь и поэтому являетесь уже надежным партнером. МЭСИ я оцениваю как современный европейский университет».

Одним из мировых лидеров использования информационных технологий в образовании в настоящее время является Республика Корея. В январе 2004 года в стране был издан закон о развитии e-learning индустрии, и сегодня e-learning выступает как катализатор всех образовательных инноваций. «E-learning выходит за рамки технологий и преимуществ. Мы имеем дело уже с u-learning – всепроникающим электронным обучением», - сказал на конференции экс-президент Информационной службы Кореи по образованию и научным исследованиям (KERIS) др.Дэ-Джун Хван. Сегодня Корея занимает 5,9% на мировом рынке e-learning. Для сравнения: доля США составляет 79%, ЕС – 16%, Японии – 5,5%. 100% корейских школ подключены к Интернет. В начальной и средней школе реализован проект Кибер-дом (почти 3,5 млн.слушателей). 970 институтов Кореи (5,1% от всех образовательных учреждений) используют в обучении e-learning «в чистом виде». 21% всего корпоративного обучения страны (более 1 млн. слушателей) реализовано через применение e-learning. По результатам исследований, 61,7% слушателей удовлетворены обучением.

Познаем в сравнении

На данный момент первое место в Европе по внедрению электронного обучения занимает Великобритания: 60,2% преподавателей используют компьютеры в классе. В общем по Европе этот показатель составляет около 40%. В России, по результатам исследований компании Microsoft, Windows в своей деятельности используют 80,1% преподавателей. 73% опрошенных испытывают потребность в использовании ИКТ. 74,9% респондентов считают, что ИКТ повышают эффективность обучения. Студенты же заявляют следующее: «Только 14% моих преподавателей позволяют мне при помощи технологий создавать что-то новое, 63% никогда этого не делают».

При этом простое добавление технологий к классическому образованию не делает революцию. «Необходима глубокая интеграция по всем направлениям: нужна новая педагогика, трансформация людей, методик, организации учебного процесса», - отметил проректор по координации международных проектов МЭСИ Александр Хвилон.

Что еще тормозит развитие e-learning в нашей стране? По мнению участников конференции, это отсутствие контента и нормативной базы оценки качества электронного обучения. Еще одно немаловажное обстоятельство – необходимые инвестиции. Средние первоначальные вложения для внедрения электронного обучения составляют 100 млрд. рублей. Создание одного курса стоит 0,9 млн. рублей и занимает более 100 часов. Снизить затраты, ускорить процесс внедрения, использовать накопленный и обогащенный опыт позволяют готовые решения: электронные курсы, электронные университеты «под ключ», подключение систем автоматизации библиотек. Массовому распространению знаний способствует идея превращения университетов в знаниевые парки, согласно которой только 30% доходов вузам приносит образовательная деятельность, а 70% - знания, созданные для дальнейшего продвижения. В МЭСИ знаниевый парк существует уже 3 года. «Внедренная в вузе система управления знаниями второй версии и технологии Web 2.0 открывают возможность генерации знаний для малого, среднего и частично для крупного бизнеса», - рассказал научный руководитель МЭСИ Владимир Тихомиров.

Нужды работодателей

Российский бизнес нуждается в специалистах, которые способны осуществлять непрерывное самообразование – к такому выводу пришли участники конференции. Дефицит кадров в области ИК отметил исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев. «В российской ИТ сфере заняты 1 млн. человек - 1,3% от трудоспособного населения. Для сравнения: в США – 3,8%, в Германии – 3,4%. Согласно исследованию АПКИТ, вузы удовлетворяют потребность в кадрах менее чем на 40%». Необходимо обучение и повышение квалификации специалистов на рабочих местах. Однако посадить за парты даже половину работающего контингента невозможно. Единственно возможным решением является применение технологий e-learning. Они дают возможность обучаться автономно и в собственном ритме, учитывать индивидуальные потребности при разработке контента и быстро (в течение 1-2 часов) его корректировать. «Это становится особенно актуальным в эпоху, когда бизнес осуществляется «со скоростью мысли», - сказал Владимир Тихомиров. - Информационные технологии революционизировали не только бизнес, но и образование, наиболее эффективно развиваясь в образовании взрослых». Философия обучения в течение всей жизни получает продолжение в формате e-life-long-learning и требует становления новой науки об образовании взрослых - электронной андрагогики.

Подводя итоги конференции, участники пришли к выводам о необходимости изменения процедуры лицензирования российских вузов, применяющих электронное обучение. Развития требуют современные методы и средства электронной педагогики. К широкому использованию рекомендованы технологии Web 2.0, технологии управления знаниями, социальные сети. Остро стоит вопрос интеграции российского образования в мировое образовательное пространство. Для этого необходимо подключение к международным университетским сетям, создание открытых международных образовательных ресурсов. Решение этих вопросов требует совместных и скоординированных действий властей, системы образования, бизнес-сообщества, общественности.

Тема: Электронное обучение: состояние, проблемы, перспективы.

Курамшина Гульназ Халиловна,

учитель начальных классов МОБУ СОШ с. Старосубхангулово.

Электронное обучение включает в себя все формы методик и инструментов образования, где процесс передачи знаний и навыков обеспечиваются новыми электронными технологиями, в том числе компьютерами и Интернетом. Процессы электронного обучения включают веб-обучение, компьютерное обучение, обучение посредством виртуального окружения и мультимедийного содержания – текста, анимации, потокового видео и звука. Электронное обучение включает всё больше разнообразных форм, таких как дистанционное образование, дистанционное репетиторство, классные и внеклассные занятия, разные виды совместной работы, в том числе с инструктором или интерактивными объектами, такими, как классная доска.

Современная школа опирается в своей работе на электронную среду в образовательной и управленческой деятельности. В современных условиях информатизации образования происходит процесс более ранней интеграции компьютерных технологий в образовательный процесс начальной школы. Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования должны быть умения по использованию средств информационно-коммуникационных технологий для решения познавательных задач; овладение учащимися различными способами поиска информации. Компьютер и информационные технологии помогают учителям начальных классов в организации образовательного процесса. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

  1. развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  2. перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;
  3. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  4. проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  5. индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Данная технология эффективна на любом этапе урока: при объяснении нового материала, при закреплении, на этапе контроля усвоения пройденного материала.

Интенсивное развитие вычислительной техники, а вместе с этим и программного обеспечения на сегодняшний день предъявляет совершенно особые требования к подготовке педагогов, как в практическом, так и в теоретическом планах. Ведь преподавателю, дающемуся на использование мультимедиа средств на уроке, не следует думать, что с появлением компьютера и проектора в классе произойдет чудо. В образовании чудес не бывает, как в любой практической сфере деятельности. Действенный инструмент в неумелых руках приобретает обратные свойства, начинает мешать и запутывать. Применяя компьютер на уроке, следует реально отдавать себе отчет в том, какая преследуется цель и какие средства для ее реализации необходимо привлечь.

В своей работе стараюсь максимально полно использовать средства ИКТ на уроках и во внеурочное время. Для лучшего усвоения программного материала необходима тренировка. Дети с удовольствием занимаются на электронных тренажерах по русскому языку, математике. Занятия проходят увлекательно, дети в непринужденной обстановке отрабатывают необходимый материал.

Много времени всегда тратится у учителя для приготовления различных тестов, карточек для диагностики и контроля знаний учащихся. С приходом компьютерной техники эта работа перестала доставлять проблемы, так как можно напечатать тест, отсканировать готовую проверочную работу. Тексты контрольных работ теперь находятся у каждого ребенка на парте.

Учитель, решающий вопрос о применении компьютера в начальной школе, должен чувствовать, где и в чем компьютер может быть полезен. Компьютер – хороший инструмент, но он влияет на здоровье и нервную систему ребенка. Ученику начальной школы нельзя работать за компьютером более 20 минут. Поэтому нужно использовать эти 20 минут с наибольшей эффективностью. Очень важно для учителя уметь выбирать приоритеты обучения и развития ребенка на каждом возрастном отрезке. Современный компьютер в школе становится средством обучения, у которого педагогические возможности превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Современное программное обеспечение позволяет использовать как готовые программы, так и составленные самим учителем. Для этого совсем не обязательно быть программистом, достаточно владеть компьютером на уровне пользователя. Учителя нашей школы используют знания и умения в области информационных технологий, разрабатывают презентации, дидактические и методические материалы по поддержке уроков окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения.

Считаю, что применение компьютера для обучения школьников – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдает им себя. Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, в своей работе использую метод проектов. В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык. На различных уроках и самостоятельно дома или во внеклассной работе выполняются задания, предложенные учителем или придуманные самими учениками. Это могут быть и наблюдения за окружающим миром, и рисование увиденного, и составление рассказов, загадок, стихотворений, и выполнение аппликационных работ. Проект дает учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу «Лесные опасности», в котором ученики собрали интересные материалы об опасностях, которые подстерегают в лесу и дают советы как эти опасности избежать.

Интересно и динамично проходят уроки-презентации, когда весь ход урока представлен в виде слайдов. Это и объяснение нового материала, и закрепление пройденного. Уроки русского языка и математики, литературного чтения и изобразительного искусства дети ждут с нетерпением, если на уроке будет компьютер.

Вместе с учениками активно внедряю информационную технологию при подготовке к различным внеклассным мероприятиям, праздникам. Классные часы, родительские собрания, утренники не обходятся без компьютера: презентации, слайды, песни под караоке, просмотр мультфильмов и фрагменты фильмов.

Применение ИКТ позволяет создать эмоциональный настрой и развить эмоциональный интерес к предмету, организовать самостоятельную работу учащихся, реализовать дифференцированный подход, развивать творческий потенциал учащихся, логическое мышление, навыки самоконтроля, обеспечить учащихся учебно-методическими материалами, дидактическими и раздаточными средствами обучения и контроля знаний.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по накоплению материала, по разработке и усовершенствованию методики внедрения Информационную Техологию, поиску оптимальных методов и форм их осуществления.

Спасибо за внимание!




© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков