Джордж Келли: техника разрушения установок мышления. Теория личностных конструктов Дж.Келли Дж келли биография

Джордж Келли: техника разрушения установок мышления. Теория личностных конструктов Дж.Келли Дж келли биография

06.05.2022

Долли возвращается домой в симпатичных коротких шортиках, которые издали вполне можно принять за элемент нижнего белья. Например, так вышло с миссис Смит, высматривающей девушку из окна. Вердикт миссис Смит прост – девушка ведет далекий от высоких моральных принципов образ жизни, а количество ее молодых людей, мягко говоря, избыточное. Но как шорты и их длина связаны с нравственностью человека? Для самой Долли, может, и нет никакой связи. А вот миссис Смит обладает своим собственным личностным конструктом, который позволил ей недвусмысленно – и непечатно – оценить соседку.

Что такое личностный конструкт и как он появляется?

Личностный конструкт, по теории американского психолога Джорджа Келли – это абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте . Проще говоря, конструкт – это наше собственное определение, помогающее оценивать те или иные явления или ситуации и работающее как своеобразный «ярлык». Обязательным свойством любого конструкта является его дихотомичность – биполярность, наличие двух полюсов:

  • Полюс сходства (другое название – эмерджентный) – задействуется, когда два сравниваемых объекта, явления или человека чем-то схожи и напоминают друг друга по сравниваемым характеристикам.
  • Полюс контраста (имплицитный) – сравниваемые объекты совершенно различаются по сравниваемым параметрам.

Келли не углублялся в исследования истоков появления и различий конструктов у людей – он лишь отмечал, что для формирования конструкта необходимо как минимум три наблюдаемых объекта, два из которых похожи, а один – кардинально от них отличается. Однако сейчас мы с уверенностью можем констатировать факт – основой конструктов становится жизненный опыт человека. Наши наблюдения за различными событиями жизни дают в результате некоторую систему, картину мира с общим сводом причинно-следственных связей. Разумеется, у каждого опыт субъективен – оттого подчас так разнятся и конструкты.

Возвращаясь к примеру, описанному в вводном абзаце – миссис Смит, опираясь на свой жизненный опыт, невысоко оценила Долли и ее одежду. Однако модный дизайнер, живший в доме напротив, восхитился стилем девушки и про себя назвал ее «элегантной». А сама Долли просто предпочитает «простую и удобную» одежду. И, да – все это тоже личностные конструкты, различность которых, как мы видим, иногда доходит до предела.

Фундаментальный Постулат теории

Джордж Келли писал, что вся его теория зиждется, по сути, на одном лишь Фундаментальном Постулате, который сам он характеризовал как предположение. Постулат, в свою очередь, дополняется одиннадцатью следствиями, которые тоже имеют скорее предположительный характер. То есть, Келли не настаивал на безусловной верности своей теории и подчеркивал, что, по большому счету, это лишь предположения. Фундаментальный Постулат звучит так: «Личностные процессы в психологическом плане направляются по тем каналам, в русле которых человек предвосхищает события» .

Поясним – человек всецело направлен на выработку умения прогнозировать события для упрощения своей жизни. Конструкты служат человеку средством «прогноза», маркером, ярлычком, которым мы пользуемся исходя из своего опыта. Это удобно – чтобы не изобретать велосипед всякий раз, как в нашу картину мира «грозит» вписаться что-то новое. Но человеку не нужны личностные конструкты, с помощью которых нельзя спрогнозировать хотя бы примерное развитие событий. Конструкт не будет использоваться (либо придется основательно его перекроить), если он ненадежен и не подтвердился в ходе личного опыта. Это называется «проницаемостью» – степенью предсказуемости и возможности объяснения событий при использовании какого-либо конструкта.

Характеристики личностных конструктов:

  • «Проницаемость», о которой мы говорили выше.
  • Фокус применимости – та ситуация, в которой применяется конструкт. Для конструкта «умный-глупый» – ситуация, в которой нужно быстро чему-то обучиться и воспроизвести навык, вполне может являться фокусом применимости.
  • Диапазон применимости – сколько событий может охватить для объяснения один конструкт. Например, в качестве «хорошего-плохого» может оцениваться человек, поступок, вещь, черта характера... А вот «сухой-мокрый» – это конструкт с намного меньшим диапазоном применимости. Им, вероятно, мы оценим только степень влажности какого-то материального объекта – и никак не поступок или ситуацию.

Дж. Келли отмечал, что у любой личности, чье психическое развитие вписывается в рамки нормы, отмечается:

  • 1) Стремление оценивать свои конструкты и проверять правильность своих интерпретаций поведения и отношений к другим людям.
  • 2) Установка на изменение конструктов в случае их прогностической неэффективности.
  • 3) Желание расширять диапазон, объём и охват своей конструктной системы.
  • 4) Хорошо развитый репертуар социальных ролей .

Следовательно, теория повествует совсем не о ригидности сознания и обилии шаблонов в умах людей, как могло показаться. Человек, вооружившийся всего парочкой конструктов и не задумывающийся о правильности их применения, – это, по Келли, уже не совсем зрелая личность.

«Нужны ли конструкты вообще?» - возможно, задастся вопросом читатель. В настоящее время, когда стереотипное мышление считается моветоном и все активнее отвергается обществом, этот интерес вполне понятен. Ведь теория личностных конструктов, в открытую постулирующая, что все мы каждый день пользуемся ярлыками, также может вызвать некоторое неприятие, если как следует не разобраться.

Давайте подумаем, почему конструкты нам нужны:

  • 1) Мы не сможем – да и незачем – для каждой новой ситуации изобретать свое понимание, определение и оценку. От этого будет страдать наша система внутренних и внешних норм и правил поведения – ведь оценить что-либо мы уже не сможем. А теперь представьте, как исчезновение конструктов «честный-лживый», «законный-противозаконный» и иных повлияет на мир в целом!
  • 2) Конструкты – великолепный органайзер памяти. Без них мы едва ли вспомним и сможем что-то рассказать. Ухудшится скорость и качество мышления, наше умение идентифицировать события и людей.
  • 3) Личностные конструкты – это яркие краски, противоположности и контрасты, которые дают нам одновременно и пристрастность, и наиболее полную картину мира. Вся жизнь без них превратится для нас в одно сплошное серое пятно без полюсов и контрастов.

Теория личностных конструктов как раз акцентирует мысль на биполярности всего в этом мире – и их самих в частности. Личностные конструкты могут значительно облегчить нашу жизнь – но могут и упростить ее до банального прикрепления ярлыка. Они могут использоваться и для определения своего мнения, и ровно с тем же успехом – для однобокого суждения. Однако существует ли один полюс без другого, противоположного – и, если да, смогли бы мы это определить, не имея необходимой контрастности мышления? К примеру, «добро-зло» - древнейший из известных человечеству конструкт с, пожалуй, самым широким фокусом и диапазоном применения.

Список использованных источников:
  • 1. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. - Житомир: Рута, 2001. - 329 с.
  • 2. Келли Дж. Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели, в Сб.: Техники консультирования и психотерапии / Сост.: У.С. Сахакиан. - М.: «Апрель-пресс»; «Эксмо-пресс», 200
  • 3. Маланов С.В., Методологические и теоретические основы психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005 г. - 336 с.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Временами кажется, что люди уже изучили все, что существует в мире. Сделали все открытия, изобрели нанотехнологии, и не осталось больше ни одной области, исследуя которую можно найти что-то новое и вывести свою теорию. Но такая среда исследований все-таки есть - человеческая психология. Похоже, ее особенности наука будет разбирать еще очень долго, но благодаря таким ученым, как Джордж Келли, дело будет двигаться вперед.

Первые годы жизни

George Alexander Kelly (Джордж Александр Келли) - именитый психолог, который вошел на страницы истории развития психологии как создатель теории личностных конструктов. Родился психолог 28.04.1905 года в штате Канзас в семье обычных фермеров. Начальное образование получил в местной сельской школе, в которой был оборудован только один класс. После ее окончания родители отправляют Джорджа в ближайший город, Уичиту. Там Джордж посещает среднюю школу.

Что касается семьи психолога, то его родители были набожными. В их доме не почитались танцы и карточные игры. Они глубоко чтили традиции Запада, кроме Джорджа, у них больше не было детей.

Университетские годы

Джордж Келли после завершения школы учится в Университете Френдз, в котором проводит 3 года. После него еще год получает образование в Парк-колледже. Там в 1926-м получает степень бакалавра в физико-математической сфере. После того как закончилась учеба, Келли думал начать работать инженером-механиком. Но из-за влияний дискуссий, что активно проходили между университетами, всерьез заинтересовался социальными проблемами общества.

Джордж Келли вспоминает, как на первом курсе предмет психологии показался ему очень скучным, профессор уделял много внимания теориям, а они были не особо интересными. Но заинтересовавшись социальными проблемами, поступает в Университет Канзаса. Там он изучает социологию, педагогику и рабочие отношения. В 1928-м пишет диссертацию на тему «Манера проведения досуга представителями рабочего класса Канзаса», за что и получает степень магистра.

Педагогическая деятельность

На этом желание учиться у Джорджа Келли не пропало. Сразу после получения степени магистра он переезжает в Шотландию, где ведет научно-исследовательскую работу при Эдинбургском университете. Там знакомится с известным педагогом - Годфри Томпсоном - и под его руководством пишет диссертации о проблемах успешного преподавания. Благодаря ей смог получить в 1930 году степень бакалавра в сфере педагогического образования. После окончания Эдинбургского университета едет домой в университет Айовы. Там он был представлен как один из претендентов на получение степени доктора психологических наук.

Сразу после возвращения садится за написание диссертации, в которой подробно изучил факторы, влияющие на нарушение речи и чтения. Докторскую степень защитил в 1931-м, в этом же году женится на преподавательнице университета - Глэдис Томпсон.

Карьера

Американский психолог начинал свою карьеру, работая лектором физиологической психологии в Форт-Хейс. После начала Великой депрессии Келли переквалифицировался в профессора клинической психологии, хотя не был особо к этому подготовлен.

Пребывание Джорджа Александера Келли в колледже Форт-Хейс растянулось на целые 13 лет. За это время психологом была разработана программа портативных клиник. Вместе со студентами психолог разъезжал по Канзасу и оказывал психологическую поддержку всем желающим, в частности основное внимание было направлено на помощь государственным школам.

Для Келли подобная деятельность принесла много новых знаний. Основываясь на полученном опыте, он начал создавать новый теоретический базис для еще одной психологической теории.

Военные и послевоенные годы

Биография Джорджа Келли хранит воспоминания о страшных военных и послевоенных годах. Когда началась Вторая мировая война, психолог стал заведовать программой обучения и психологической поддержки цивильных летчиков, входит в состав морской авиации. Позже переходит в подразделение авиационной медицины и морской хирургии. Там оказывает посильную помощь вплоть до окончания 1945 года.

После войны в стране возникает высокая потребность в психологической поддержке: солдаты, что возвращались домой с фронта, имели множество проблем с душевным состоянием. В это время развитие клинической психологии выходит на новый уровень, и немало нового в нее приносит Джордж Келли. 1946 год стал для психолога знаменательным, его признали психологом государственного уровня и предоставили место заведующего отделом лечебной психиатрии и психологии в Университете Огайо. На этой почетной должности Келли провел почти 20 лет.

За это время он успел создать свою психологию личности. Создал программу психологической поддержки лучшим выпускникам университетов США. В 1965-м осуществилась давняя мечта профессора, его приглашают на кафедру наук о поступках и нравах Университета Брандейс. Вместе с осуществившейся мечтой он получает свободу для своих исследований и до конца жизни продолжает писать книгу, состоящую из многочисленных докладов по психологии. Главное внимание уделил возможности применения основных составляющих психологии личностных конструктов для разрешения международных конфликтов. Джордж Келли завершил свой славный путь 6 марта 1967 года.

Библиография

За свою жизнь Джордж Келли не только прослыл выдающимся врачом-психологом, который занимал руководящие должности, но и был известен как исследователь и писатель. Так, в 1955 году выходит двухтомный труд под названием «Психология индивидуальных конструктов», где описаны теоретические трактовки понятия «личность» и интерпретированы вариации причинных изменений личностных конструктов.

1977 год был ознаменован выходом работы «Новые течения в концепции личностных конструктов». В 1989 году студенты кафедры психологии имели возможность ознакомиться с очередной книгой Келли «Психология конструктов». В 1985 году на прилавках появилась новая работа - «Развитие психологии конструктов». Все эти книги были напечатаны уже после смерти научного деятеля. Он работал над ними на протяжении всей своей жизни, каждую свободную минуту отдавая исследованиям. Все его идеи и исследования были подробно изложены в личных записях. Поэтому получилось систематизировать наработки профессора и издать еще несколько книг.

Особенности работы

Джорджа Келли можно считать родоначальником когнитивной терапии. При работе с пациентами он, как и многие другие психологи того времени, использовал психоаналитические интерпретации и был поражен тем, насколько его подопечные принимают фрейдовские учения. Это стало началом эксперимента: Келли начал использовать в своей деятельности интерпретации из самых разных психологических школ и направлений.

Это дало понять, что ни изучение детских страхов, ни копание в прошлом, которые рекомендовал Фрейд, не имеют основополагающего значения. Психоанализ был эффективным лишь потому, что предоставлял пациентам возможность мыслить по-другому. Проще говоря, Келли выяснил, что терапия будет успешной лишь в том случае, если подопечный сможет иначе интерпретировать накопленный опыт и стремления. Это касается и причины возникновения расстройств. Например, если человек уверен в том, что слова того, кто выше по статусу, априори верные, то он будет расстроен, если услышит критику в свой адрес.

Келли помогал своим подопечным понять собственные установки и проверить их на практике. Он был одним из первых практикующих психологов, что пытался изменить способ мышления пациента. Сегодня эта практика считается базовой для многих терапевтических методов.

Психология личности

Следуя своим убеждениям, Джордж Келли был уверен, что можно найти теорию, которая подходила бы каждому пациенту, а главное, быстро бы распознавала его систему мира. Так появилась концепция личностных конструктов. В границах этого направления каждый человек является исследователем, который рассматривает окружающий мир сквозь личные категории, конструкты, свойственные только отдельному индивиду.

Келли говорил, что человек не является подвластным своим инстинктам, стимулам и реакциям. Каждый индивид способен изучать мир по-своему, придавать окружающей среде значения, конструкты и действовать в их рамках. Психолог определял конструкты как биполярные шкалы. Например, «общительный-замкнутый», «умный-глупый», «богатый-бедный». Благодаря тому, что индивид рассматривает объекты сквозь эти характеристики, можно спрогнозировать его поведение. На основе этих разработок Джордж Келли создал специальный Репертуарный тест ролевых конструктов, кратко говоря, Реп-тест.

Реп-тест

Джордж Келли однажды сказал: "Для того чтобы помочь человеку, нужно знать, как он видит этот мир". Поэтому и был создан Репертуарный тест. Он считается хорошей диагностической методикой и, пожалуй, теснее другого психологического теста связан с теорией личности.

Реп-тест заключается в последовательном выполнении двух процессов:

  1. На основе предложенного списка ролей пациент должен составить перечень лиц, которые этим ролям соответствуют.
  2. Второй процесс заключается в формировании конструктов. Для этого психолог указывает на три написанных лица и просит пациента описать, чем именно двое из них отличаются от третьего. К примеру, если выбран список из друга, отца и матери, то пациент может сказать, что отец и друг похожи в своей общительности, а мать, напротив, достаточно сдержанный человек. Так появляется конструкт «застенчивый-общительный».

В целом в тесте обычно предлагают 25-30 ролей, которые считаются значимыми для каждого. Точно так же выделяется от 25 до 30 триад, и после каждой триады у пациента генерируется новый конструкт. Конструктам свойственно повторяться, но в каждом тесте выделяется примерно 7 основных направлений.

Особенности и применение

Джордж Келли и теория личностных конструктов совершили настоящую революцию в психиатрии. Благодаря репертуарному тесту испытуемый может не только свободно выражать свои мысли, но:

  • Предоставляет наиболее репрезентативные фигуры.
  • Конструкты, полученные в результате такого исследования, действительно являются той призмой, через которую человек познает мир.
  • Конструкты, используемые испытуемым, дают психологу четкое представление о том, как пациент видит свое прошлое и будущее.

К тому же Реп-тест - одна из немногих наработок психологии, которую можно использовать в любых сферах. Всего лишь подбирая нужные роли, можно получить бесчисленное множество конструктов. Так, в 1982 году был сделан Реп-тест для определения конструктов, которыми пользуются покупатели парфюмерии. Впоследствии полученные конструкты использовали рекламные агентства. Созданная благодаря этому материалу реклама имела высокий уровень конверсии.

Джордж Келли всю свою жизнь изучал человеческую психологию и достиг немалых успехов. И даже сегодня результаты его исследований используются в разных сферах жизнедеятельности.

Джордж Александр Келли (George Alexander Kelly) (28 апреля, 1905 — 6 марта, 1967) — американский психолог, автор теории личностных конструктов.

Теория Джорджа Келли

Основная работа Келли вышла в 1955 году — это «Психология личностных конструктов». В ней автор излагает авторскую концепцию психики человека. Согласно Келли , все психические процессы протекают по путям предсказания событий окружающего мира. Человек не раб своих инстинктов, не послушная игрушка стимулов и реакций и даже не самоактуализирующаяся самость. Человек в рамках теории личных конструктов — учёный, исследующий окружающий мир и самого себя. Основное понятие теории — конструкт, основное средство классификации объектов окружающего мира — биполярная шкала, например — «хороший-плохой», «умный-глупый», «пьяница-трезвенник». С помощью приписывания объектам определённых полюсов конструктов и осуществляется прогнозирование. На базе этой теории создан Репертуарный тест ролевых конструктов.

Келли (Kelly) Джордж Александер — американский психолог, автор теории личностных конструктов. В рамках этой теории, каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или «личностных конструкторов», свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходит выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий. Для изучения этих конструктов был разработан метод «репертуарных решеток».

Биография Джорджа Келли

Келли родился в фермерской общине около Уичиты, штат Канзас. Сначала он учился в сельской школе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его в Унчиту, где в течение 4 лет он учился в четырех средних школах. Родители Келли были очень религиозны, трудолюбивы, не признавали пьянство, игру в карты и танцы. Традиции и дух Среднего Запада глубоко почитались в его семье, а Келли был обожаемым единственным ребенком.

Келли в течение 3 лет учился во Университете Френдз, а потом один год в Парк-колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 году. Сначала он думал сделать карьеру в качестве инженера-механика, но, отчасти под влиянием межуниверситетских дискуссий, обратился к социальным проблемам. Келли вспоминал, что его первый курс по психологии был скучным и неубедительным. Лектор уделял много времени обсуждению теорий научения, но Келли это не заинтересовало.

После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928 году. Затем он переехал в Миннеаполис, где вел класс по развитию речи для Ассоциации американских банкиров и класс по американизации для будущих граждан Америки. Затем он работал в колледже для подростков в Шелдоне, штат Айова, где встретился со своей будущей женой Глэдис Томпсон, преподавательницей той же школы. Они поженились в 1931 году.

В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. Там в 1930 году он стал бакалавром в области образования. Под руководством сэра Годфри Томсона, выдающегося статистика и педагога, он написал диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. В том же году он возвратился в Соединенные Штаты в Государственный университет Айовы в качестве претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году Келли получил степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при расстройствах речи и чтения.

Келли начал свою академическую карьеру как преподаватель физиологической психологии в Форт-Хейском колледже штата Канзас. Затем, в середине Великой депрессии, он решил, что ему следует «заниматься чем-то еще, кроме преподавания физиологической психологии» . Он стал заниматься клинической психологией, даже не будучи формально подготовленным в области эмоциональных проблем. В течение 13-летнего пребывания в Форт-Хейсе (1931-1943) Келли разработал программу передвижных психологических клиник в Канзасе. Он со своими студентами много разъезжал, оказывая необходимую психологическую помощь в системе государственных школ народного образования. На основе этого опыта, родились многочисленные идеи, которые позже были включены в его теоретические формулировки. В этот период Келли отошел от фрейдовского подхода к терапии. Его клинический опыт подсказывал, что люди на Среднем Западе больше страдают от продолжительной засухи, пыльных бурь и экономических трудностей, а не от сил либидо.

Во время второй мировой войны Келли в качестве психолога подразделения морской авиации возглавлял программу по обучению местных гражданских летчиков. Он также работал в авиационном отделении Бюро медицины и морской хирургии, где оставался до 1945 года. В этом году он был назначен помощником профессора в Университет Мэриленда.

После окончания войны возникла значительная потребность в клинических психологах, так как у многих американских военных, возвращавшихся домой, были разнообразные психологические проблемы. Действительно, вторая мировая война была важным фактором, повлиявшим на развитие клинической психологии как составной части науки о здоровье. Келли стал выдающейся фигурой в этой области. В 1946 году он вышел на государственный уровень в психологии, когда стал профессором и директором отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. За 20 лет, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал свою теорию личности. Он также проводил программу клинической психологии для лучших выпускников высших учебных заведений Соединенных Штатов.

В 1965 году Келли начал работать в Университете Брандейс, куда он был приглашен на кафедру наук о поведении. Этот пост (сбывается мечта профессора) дал ему большую свободу для продолжения его собственных научных исследований. Он умер в 1967 году в возрасте 62 лет. До самой смерти Келли составлял книгу из бесчисленных докладов, которые он делал в предыдущее десятилетие. Исправленный вариант этой работы был опубликован посмертно в 1969 году под редакцией Брендана Мэра (Brendan Maher).

Кроме того, что Келли был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком, он занимал ключевые посты в американской психологии. Он был президентом двух подразделений — клинического и консультативного — в Американской психологической ассоциации. Он также активно читал лекции в Соединенных Штатах и за границей. В последние годы жизни Келли уделял большое внимание возможному применению своей теории личностных конструктов в разрешении различных международных проблем.

Самый известный научный труд Келли - двухтомная работа «Психология личностных конструктов» (1955). В ней описываются его теоретические формулировки понятия личности и их клинические приложения. Студентам, желающим познакомиться с другими аспектами работы Келли , рекомендуются следующие книги: «Новые направления в теории личностного конструкта» «Психология личностного конструкта» и «Развитие психологии личностного конструкта» .

Келли Джордж Александр (George Alexander Kelly, 1905-1966) - американский психолог, автор оригинальной теории личности и основатель научной школы психологии личностных конструктов.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

(1905-1966) - американский психолог. Автор концепции «личностных конструктов», согласно к-рой организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает («конструирует») будущие события («Психология личностных конструктов», 1955). Человек трактовался К. как исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал - личностных конструктов - и выдвигающий, исходя из этого образа, гипотезы о будущих событиях. Неподтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов, позволяющей повысить адекватность последующих предсказаний.

Келли разработал методический принцип «репертуарных решеток», с помощью которого были созданы методики диагностики особенностей индивидуального конструирования реальности, нашедшие применение в разных областях психологии.

Литература

  • Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2000
  • Kelly G.A. The psychology of personal constructs: Vol.1. A theory of personality. London: Routledge.,1991., (Original work published 1955)
  • Kelly G.A. The psychology of personal constructs: Vol.2. Clinical diagnosis and psychotherapy. London: Routledge., 1991., (Original work published 1955)

назад в раздел .

Джордж Александр Келли, единственный ребенок в семье, родился 28 апреля 1905 года на ферме близ небольшого городка Перт, штат Канзас (Perth, Kansas), распложенного южнее Вичиты. Отец и мать Келли были хорошо образованными людьми, чьи познания об окружающем мире выходили далеко за рамки их провинциальной жизни (Francella, 1995, 5). Его мать, родившаяся на (острове) Барбадос в Западной Индии, была дочерью капитана морского судна - искателя приключений, неоднократно перебиравшегося со своей семьей в разные уголки света. Отец Келли прошел подготовку пресвитерианского проповедника, но после женитьбы оставил свою миссию и поселился на ферме в Канзасе.

Начальное образование Келли представляло собой сочетание школьных занятий и домашнего обучения в периоды, когда поблизости не было работающей школы. С 13 лет Келли большую часть времени жил вдали от дома, сменив четыре школы, ни в одной из которых он так и не получил аттестата об окончании. В 1925 году, после трех лет, проведенных в Университете Френдс (Friends University), его переводят в Парк Колледж в Парквилле, штат Миссури (Park Colledge, Parkville, Missoury), где он получает степень бакалавра. Келли решил специализироваться по физике и математике, что предполагало карьеру инженера. Однако в этот период Келли страстно увлекся социальными вопросами и записался на программу, ориентированную на получение докторской степени по психологии образования при Университете штата Канзас. В 1927 году, еще до защиты диссертации, он начал искать работу в качестве преподавателя психологии.

Не найдя ни одной вакансии, он переехал в Миннеаполис, где нашел три места в вечерних школах: одно - при Американской ассоциации Банкиров, другое - класс ораторского мастерства для менеджеров, а третье - класс американизации для лиц, готовящихся получить гражданство США. На дневное время он записался на программы по социологии и биометрике при Университете Миннесоты, но оказавшись не в состоянии оплатить обучение, был вынужден оставить занятия. Несмотря на это, в возрасте 22 лет ему все же удалось защитить докторскую диссертацию по теме «Тысяча рабочих и их свободное время». Зимой 1927-1928 года он наконец находит место учителя психологии и ораторского мастерства, а также руководителя драматического кружка при Шелдонском юношеском колледже в городе Шелдон, штат Айова. В 1929 году Келли подает заявку на участие в программе международного обмена и получает право стажироваться в Эдинбургском университете. В Шотландии он завершает программу на получение степени бакалавра в сфере образования, защитив диссертацию по теме прогнозирования успеха кандидатов на должности преподавателя. По возвращении в США Келли записывается на свою первую программу по психологии при Университете штата Айова. Спустя девять месяцев он получает степень доктора философии.

Через два дня после защиты состоялась свадьба Келли с Глэдис Томпсон. Келли удалось получить должность ассистента профессора психологии при Университете Форт Хэй, штат Канзас (Fort Hay State University, Kansas), где он провел следующие 12 месяцев.

Первые публикации Келли были посвящены преимущественно практическим приложениям психологии к системе школьного образования и лечению различных групп клинических пациентов. Его крайне волновал вопрос практического использования психологических знаний. Опыт преподавания психологии и ораторского искусства, а также руководителя драматического кружка заставил Келли усомниться в правомерности использования фрейдистских интерпретаций, и показал ему, что существует немало других правдоподобных интерпретаций, которые могут быть с равным успехом применены в этих сферах деятельности. Поняв это, Келли начинает свои эксперименты, посвященные терапевтическому использованию ролевых игр. В этот период он пишет неопубликованный учебник по психологии, «Понятная психология» (Understandable Psychology), а позднее - «Руководство по клинической практике» (Handbook of Clinical Practice, Kelly, 1936); работа над этими книгами способствовала формированию его концепции психологии действия.

Когда мир начал готовиться к войне, Келли был назначен руководителем университетской программы подготовки летчиков, учрежденной Министерством гражданской авиации (Civil Aeronautis Administration). Келли даже сам проходил летную подготовку по собственной программе. В 1943 году он был командирован в резервные Военно-Морские Силы США и служил в Вашингтоне, округ Коламбия, при Бюро медицины и хирургии (Bureau of Medicine and Surgery). После войны Келли занял должность адъюнкта-профессора при Университете штата Мерилэнд. На следующий год он был назначен на должность профессора и директора клинической психологии при Университете штата Огайо в Коламбусе (Ohio State University; Colambus, Ohio). Он продолжал занимать эту должность в течение двадцати лет и, находясь в этой должности, опубликовал свои основные работы.

В возрасте 50 лет Келли опубликовал свой основной двухтомный труд - «Психология личностных конструктов, том 1. Теория личности» и «Психология личностных конструктов, том 2. Клинический диагноз и психотерапия» (The Psychology of Personal Constructs - Volume One: A Theory of Personality; Volume Two: Clinical Diagnosis and Psychotherapy; Kelly, 1955). Свое свободное время он посвящал бесплатному приему клиентов, написанию теоретических работ, рассылке по всему миру заказных статей, объясняющих и развивающих его теорию, а также разработке профессиональных приложений клинической психологии. Келли выполнял функции президента отделений клинической психологии и психологического консультирования при Американской психологической ассоциации, также президента Американской палаты экзаменаторов в области профессиональной психологии (American Board of Examiners in Professional Psychology). В 1965 году он занял должность при Университете Брандэйс (Brandeis University), однако в начале марта лег в больницу для прохождения достаточно стандартной операции. Неожиданно он получил осложнение и вскоре скончался.

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!


© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков