Дублирование первичных (заводских) и нанесение присвоенных мвд специальных индивидуальных идентификационных номеров транспортных средств. Идентификационные номера автомобилей «ВАЗ» (Жигули) Что такое VIN код

Дублирование первичных (заводских) и нанесение присвоенных мвд специальных индивидуальных идентификационных номеров транспортных средств. Идентификационные номера автомобилей «ВАЗ» (Жигули) Что такое VIN код

1. Требования к маркировке транспортных средств (шасси) идентификационным номером
1.1. На каждое транспортное средство (шасси) изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет.
1.2. Содержание идентификационного номера транспортного средства (шасси).
1.2.1. Идентификационный номер содержит 17 знаков, в качестве которых могут быть арабские цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита, за исключением букв I, O и Q.
1.2.2. На первых трех позициях идентификационного номера должен быть приведен международный идентификационный код изготовителя. Учет и контроль присвоения международного идентификационного кода изготовителя находится в компетенции Международной организации по стандартизации*.
Примечание:
* В настоящее время возложен Международной организацией по стандартизации на международную общественную организацию – Общество Автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers) США, которое закрепляет отдельные опознавательные
коды за различными регионами и странами. Присвоение международных идентификационных кодов изготовителям осуществляется компетентным органом страны, на территории которой изготовитель зарегистрирован как лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность. Если изготовитель выпускает менее 500 транспортных средств (шасси) в год, на 3-й позиции идентификационного номера используется цифра 9. В этом случае 12-й, 13-й и 14-й знаки идентификационного номера также присваиваются компетентным органом страны, на территории которой изготовитель зарегистрирован как юридическое лицо.
1.2.3. Позиции идентификационного номера с 4-й по 9-ю включительно используются для кодирования основных признаков транспортного средства. Выбор знаков для кодирования и их последовательность определяется изготовителем.
1.2.4. На 10-й позиции идентификационного номера изготовитель может указать год выпуска или модельный год транспортного средства (шасси), либо использовать данную позицию по своему усмотрению. Коды для обозначения года выпуска или модельного года должны присваиваться в соответствии с таблицей.

Коды для обозначения года выпуска (модельного года)

1.2.5. На 11-й позиции идентификационного номера изготовитель может указать код сборочного завода либо использовать данную позицию по своему усмотрению.
1.2.6. Позиции идентификационного номера с 12-й по 17-ю включительно используются изготовителем для простановки серийного номера конкретного транспортного средства (шасси) с учетом требований абзаца 3 пункта 1.2.2 настоящего приложения.
1.2.7. Позиции идентификационного номера с 15-й по 17-ю включительно заполняются только арабскими цифрами.
1.3. Формирование идентификационного номера транспортного средства в особых случаях.
1.3.1. Изготовитель, являющийся юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, использующий для производства транспортных средств покупные шасси или базовые транспортные средства иного изготовителя, формирует и наносит на такие транспортные средства новый идентификационный номер, отличный от идентификационного номера покупных шасси. Ранее присвоенный идентификационный номер шасси (базового транспортного средства) должен быть сохранен на транспортном средстве.
1.3.2. Изготовитель транспортного средства, являющегося результатом индивидуального технического творчества, наносит на него идентификационный номер, присвоенный уполномоченным органом государства – члена Таможенного союза.
1.4. Нанесение изготовителем идентификационного номера на транспортное средство (шасси).
1.4.1. Идентификационный номер наносится не менее чем в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной.
1.4.2. Идентификационный номер должен быть нанесен четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение его знаков. Идентификационный номер наносится без пробелов между знаками.
1.4.3. Высота знаков идентификационного номера должна быть не менее 7 мм для транспортных средств (шасси) категорий М, N, О и не менее 4 мм для транспортных средств категории L.
1.4.4. Допускается наносить идентификационный номер в одну или две строки. В случае нанесения идентификационного номера в две строки, знаки с 1-го по 9-й включительно располагаются на первой строке; знаки с 10-го по 17-й включительно располагаются на второй строке. В начале и в конце строк должен быть проставлен разделитель, который устанавливается изготовителем транспортных средств (шасси) (например, знак «*»).

1.4.5. Идентификационный номер, по возможности, должен наноситься с правой стороны, в передней половине транспортного средства (шасси), в легкодоступном для считывания месте.
1.5. Указание идентификационного номера в документах на транспортное средство (шасси).
1.5.1. Идентификационный номер, указываемый в документах на транспортное средство (шасси), должен быть расположен в одной строке без пробелов и разделителей.

2. Требования к табличкам изготовителя транспортных средств (шасси), оценка соответствия которых проводится в форме одобрения типа

2.1. Табличка изготовителя должна быть размещена в удобном для считывания месте – части транспортного средства (шасси), не подлежащей замене в процессе эксплуатации, и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента. Для транспортных средств категории L допускается располагать дополнительную табличку, исходя из возможностей компоновки транспортного средства. Табличка изготовителя должна быть прямоугольной формы с размерами, позволяющими поместить, в общем случае, следующую информацию на русском и (или) иностранном языке:
1) наименование изготовителя;
2) идентификационный номер транспортного средства;
3) технически допустимая максимальная масса транспортного средства;
4) технически допустимая максимальная масса автопоезда, если транспортное средство может быть использовано для буксировки прицепа (полуприцепа);
5) технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на каждую из осей транспортного средства, начиная с передней оси;
6) технически допустимая максимальная нагрузка на опорно-сцепное устройство (указывается для полуприцепа);
7) номер одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси). Разрешается не указывать коды распространения, продления и исправления одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси).
Если технически допустимая максимальная масса, указываемая в соответствии с подпунктами 3), 4) и 5) настоящего пункта, превышает соответствующую разрешенную максимальную массу (приложение № 5 к настоящему техническому регламенту), то значения масс указываются в двух столбцах: технически допустимая максимальная масса – в левом столбце; разрешенная максимальная масса – в правом столбце.
Для транспортных средств категории L допускается указывать только информацию, содержащуюся в подпунктах 1) и 7).
Для шасси указывается только информация, содержащаяся в подпунктах 1), 2) и 7).
2.2. Информация, содержащаяся в подпунктах 1) - 7) пункта 2.1, может, по выбору изготовителя, частично располагаться на дополнительной табличке (наклейке), расположенной ниже или сбоку от основной таблички. На этой дополнительной табличке может быть также размещен единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
2.3. Таблички, указанные в пунктах 2.1 и 2.2, могут быть выполнены в виде наклеек, которые должны разрушаться при попытке снять их механическим путем.
2.4. Информация на табличке (табличках) изготовителя должна быть нанесена четко и способом, исключающим истирание. Для транспортных средств (шасси) категорий М, N, О идентификационный номер на табличке (табличках) изготовителя должен быть нанесен шрифтом размером не менее 4 мм. Для транспортных средств категории L идентификационный номер на табличке (табличках) изготовителя должен быть нанесен шрифтом размером не менее 3 мм.
2.5. В случае если информация на табличке изготовителя представлена на иностранном языке, ее перевод должен быть приведен в руководстве (инструкции) по эксплуатации.

3. Требования к маркировке компонентов транспортных средств, выпускаемых в обращение в качестве сменных (запасных) частей

3.1. Компоненты транспортных средств, выпускаемые в обращение в качестве сменных (запасных) частей, в своей маркировке должны содержать:
наименование или товарный знак изготовителя;
информацию о специфических конструктивных характеристиках, влияющих на безопасность (при наличии);
знак официального утверждения «Е» или «е» либо единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.

4. Обеспечение возможности идентификации транспортных средств по государственным регистрационным знакам

4.1. На каждом транспортном средстве категорий М и N должны быть предусмотрены места установки одного переднего и одного заднего государственного регистрационного знака установленных размеров. На каждом транспортном средстве категорий L и О должны быть предусмотрены места установки одного заднего государственного регистрационного знака установленных размеров.
4.2. Место для установки государственного регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную поверхность и должно располагаться таким образом, чтобы исключалось загораживание государственного регистрационного знака элементами конструкции транспортного средства. При этом государственные регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства.
4.3. Место установки заднего государственного регистрационного знака должно обеспечивать выполнение следующих условий:
4.3.1. Государственный регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения транспортного средства.
4.3.2. Государственный регистрационный знак должен устанавливаться перпендикулярно продольной плоскости симметрии транспортного средства + - 3 градуса и перпендикулярно опорной плоскости транспортного средства + - 5 градусов.
Однако если конструкция транспортного средства не позволяет установить государственный регистрационный знак перпендикулярно опорной плоскости транспортного средства, то для государственных регистрационных знаков, высота верхнего края которых от опорной поверхности не более 1200 мм, допускается увеличение отклонения от вертикальной плоскости до 30 градусов, если поверхность, на которой устанавливается государственный регистрационный знак, обращена вверх и 15 градусов, если эта поверхность обращена вниз.
4.3.3. Для находящегося в снаряженном состоянии транспортного средства высота от опорной плоскости нижнего края государственного регистрационного знака для транспортных средств, кроме относящихся к категории L, должна быть не менее 300 мм, для транспортных средств категории L она должна быть не менее 200 мм, а высота его верхнего края должна быть не более 1200 мм.
Однако если конструкция транспортного средства не позволяет обеспечить указанную в первом абзаце настоящего пункта высоту расположения государственного регистрационного знака, допускается его размещение таким образом, чтобы высота его верхнего края насколько возможно минимально превысила размер 1200 мм.
4.3.4. Государственный регистрационный знак должен быть видимым в пространстве, ограниченном четырьмя плоскостями, образующими углы видимости не менее: вверх – 15 градуов, вниз – 0 градусов, влево и вправо – 30 градусов.

4.3.5. Должна обеспечиваться возможность прочтения заднего государственного регистрационного знака с расстояния не менее 20 м в темное время суток при условии его освещения штатными фонарями, предусмотренными конструкцией транспортного средства для этой цели. Данное требование не распространяется на надписи, указывающие на государственную принадлежность, и «ТРАНЗИТ», а также на изображение государственного флага государства – члена Таможенного союза.

Представляют собой идентичный текст международных стандартов ИСО 3779-83 «Транспорт дорожный. Идентификационный номер автомобилей. Содержание и структура», ИСО 3780-83 «Транспорт дорожный. Международный идентификационный код изготовителей», ИСО 4030-83 «Транспорт дорожный. Идентификационный номер автомобилей. Расположение и установка»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

C одержание

ГОСТ Р 51980-2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспортные средства

МАРКИРОВКА

Общие технические требования

Vehicles. Marking.
General technical requirements

Дата введения 2004-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к содержанию идентификационного номера (кода) и таблички изготовителя транспортных средств (далее - ТС), а также к их расположению на ТС и методу нанесения знаков кода.

2 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 транспортные средства (ТС): Автомототранспортные средства и колесная самоходная техника других видов.

2.2 идентификационный номер (код) транспортного средства - Vehicle Identification Number, VIN (далее - код VIN): Структурная комбинация знаков, присваиваемая ТС для целей его идентификации.

2.3 международный идентификационный код изготовителя - World Manufacturer Identifier, WMI (далее - код WMI): Первый раздел кода V I N, обозначающий изготовителя ТС. Код WMI присваивают изготовителю ТС для целей идентификации данного изготовителя. Код WMI при использовании совместно с остальными разделами кода VIN обеспечивает неповторяемость последнего для всех произведенных в течение 30 лет ТС во всех государствах мира.

2.4 описательная часть кода VIN - Vehicle Descriptor Section, VDS: Второй раздел кода VIN. Содержит информацию, описывающую основные признаки ТС. В этом разделе кода VIN могут быть обозначены тип ТС, варианты типа и версии.

2.5 указательная часть кода VIN - Vehicle Indicator Section, VIS: Третий раздел кода VIN. Состоит из комбинации знаков, присваиваемых изготовителем для того, чтобы отличить одно ТС от другого. Этот раздел кода VIN совместно с VDS обеспечивает однозначную идентификацию всех ТС, произведенных каждым изготовителем за период 30 лет.

2.6 изготовитель: Лицо или организация, несущая ответственность за ТС, собранное до состояния готовности к эксплуатации. Изготовитель также несет ответственность за неповторяемость кода VIN.

2.7 разделитель: Символ, знак или другое обозначение границы, которое может быть использовано для разграничения разделов кода VIN или обозначения его начала и конца. Разделители должны быть такими, чтобы их нельзя было ошибочно принять за арабские цифры или латинские буквы.

2.8 год выпуска: Календарный год, в котором было произведено ТС.

2.9 модельный год: Условный год, указываемый изготовителем (как правило, следующий за фактическим годом выпуска ТС).

3 Технические требования

3.1 Требования к структуре и содержанию кода VIN

3.1.1 Код VIN состоит из трех разделов:

Международного идентификационного кода изготовителя (кода WMI);

Описательной части (VDS);

Указательной части (VIS).

Примечание - Примеры построения кодов VIN приведены в .

3.1.2 В качестве знаков, составляющих код VIN, используют:

Арабские цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0;

Латинские буквы - А, В, С, D, E, F, G, H, J, К, L, M, N, P, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z.

Примечание - Буквы I, О и Q не используют.

3.1.3 Коды WMI учитывает и контролирует Международное агентство под наблюдением Международной организации по стандартизации (ИСО).

Примечание - В настоящее время функции такого агентства возложены на Общество автомобильных инженеров - Society of Automotive Engineers (SAE), находящееся по адресу: 400, Commonwealth Drive, Warren-dale, PA 15096-0001, USA.

3.1.4 Коды WMI присваивает (по соглашению с Международным агентством) компетентный орган страны, в которой изготовитель имеет основные производственные мощности. Каждому изготовителю может быть присвоено несколько кодов WMI.

Примечание - В Российской Федерации таким органом является ФГУП НАМИ (Федеральное государственное унитарное предприятие Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), находящееся по адресу: 125438, г. Москва, Автомоторная ул., 2.

3.1.5 Код WMI, присвоенный изготовителю, не должен быть повторно присвоен другому изготовителю, по крайней мере, в течение 30 лет после последнего года, когда этот код был использован.

3.1.6 Код WMI состоит из трех знаков.

3.1.6.1 Первый знак кода WMI может быть буквой или цифрой. Он обозначает географическую зону. Одной и той же географической зоне могут соответствовать несколько знаков.

3.1.6.2 Второй знак кода WMI может быть буквой или цифрой. Он обозначает страну, находящуюся в вышеуказанной географической зоне. Одной и той же стране могут соответствовать несколько знаков. Для однозначной идентификации страны используют сочетание первого и второго знаков. Комбинацию (комбинации) первого и второго знаков каждой стране присваивает Международное агентство (3.1.3).

3.1.6.3 Третий знак кода WMI может быть буквой или цифрой. Каждому конкретному изготовителю его присваивает компетентный орган страны (3.1.4). Однозначную идентификацию конкретного изготовителя обеспечивают комбинацией первого, второго и третьего знаков кода WMI. Для обозначения изготовителя, производящего менее 500 ТС в год, в качестве третьего знака кода WMI используют цифру 9. Для такого изготовителя комбинацию знаков, идентифицирующую конкретного изготовителя, проставляют на третьей, четвертой и пятой позициях VIS. Эту комбинацию присваивает компетентный орган страны.

3.1.7 Описательная часть VDS кода VIN состоит из знаков (букв или цифр), размещаемых на шести позициях. Выбор знаков для кодирования и их последовательность определяются изготовителем.

Если для кодирования VDS не используют одну или более позиций, на их место помещают буквы или цифры по выбору изготовителя.

3.1.8 Указательная часть VIS кода VIN состоит из восьми знаков, последние четыре из них должны быть цифрами. На всех неиспользуемых позициях должны быть проставлены нули.

Допускается обозначать в этом разделе кода VIN год выпуска (модельный год) и(или) сборочный завод. При этом рекомендуется код года выпуска (модельного года) размещать на первой позиции раздела, а код сборочного завода - на второй позиции. Если в VIS обозначен код модельного года, то в документах, содержащих описание кода VIN, это следует указывать.

Коды для обозначения года выпуска (модельного года) приведены в .

3.1.9 Разделители выбирают по усмотрению изготовителя. В качестве разделителей не следует

использовать буквы и цифры, служащие для составления кода VIN (), а также любые символы, которые можно было бы ошибочно принять за эти буквы и цифры. Разделители применяют на границах каждой строки кода VIN, наносимого по 3.2.3. Допускается также применять разделители для разграничения разделов идентификационного номера. В документах разделители не используют.

3.2 Требования к простановке кода VIN

3.2.1 Одному транспортному средству может быть присвоен только один код VIN.

3.2.2 Код VIN, указываемый в документах, должен быть расположен в одной строке без пробелов (см. также 3.1.9).

3.2.3 Код VIN наносят на табличку изготовителя ТС, а также на раму, шасси или часть кузова, не являющуюся легкосъемной, в одну или две строки без пробелов и разрыва разделов.

3.2.4 Код VIN, наносимый на ТС, располагают в правой стороне ТС, по возможности в передней его половине, в легкодоступном для считывания месте.

3.2.5 Знаки кода VIN должны быть четкими, долговечными и защищенными от легкого их изменения.

3.2.6 Код VIN, наносимый на ТС, располагают на раме, шасси или части кузова, не являющейся легкосъемной.

3.2.7 Высота букв и цифр кода VIN следующая:

Не менее 7 мм при нанесении на шасси, раму, кузов и другие части ТС;

Не менее 4 мм во всех остальных случаях.

3.2.8 Допускается дополнительно наносить на ТС видимую и (или) невидимую маркировку, содержащую либо код VIN, либо его описательную (VDS) и указательную (VIS) части.

3.3 Требования к табличке изготовителя

3.3.1 Табличка изготовителя должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном для считывания месте на части ТС, не подлежащей замене в процессе эксплуатации. На ней должна быть четко и способом, исключающим стирание, представлена информация следующего характера:

Наименование изготовителя;

Номер «одобрения типа» ТС, присвоенный в установленном порядке;

Код VIN;

Максимально допустимая масса ТС;

Максимально допустимая масса автопоезда, если ТС используют для буксировки прицепа (полуприцепа);

Максимально допустимые нагрузки на оси, начиная с передней оси;

Максимально допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство (в случае полуприцепа).

Примечание - Для ТС иностранного производства допускается в качестве номера «одобрения типа» указывать номер «общего европейского одобрения типа» - Whole Vehicle Type Approval, WVTA. В этом случае ТС дополнительно маркируют Знаком соответствия и номером «одобрения типа» в соответствии с установленным порядком по и .

3.3.2 Изготовитель может поместить на табличке дополнительную информацию. Эта информация должна находиться внизу или сбоку по отношению к прямоугольнику, заключающему в себе надписи, перечисленные в 3.3.1.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)

Примеры построения идентификационного номера (кода) VIN

Рисунок А. 1


Рисунок А.2

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)

Коды для обозначения года выпуска (модельного года )

Таблица Б.1

Год выпуска (модельный год)

Год выпуска (модельный год)

Код года выпуска (модельного года)

Год выпуска (модельный год)

Код года выпуска (модельного года)

Год выпуска (модельный год)

Код года выпуска (модельного года)

1971

1981

1991

2001

1972

1982

1992

2002

1973

1983

1993

2003

1974

1984

1994

2004

1975

1985

1995

2005

1976

1986

1996

2006

1977

Маркировка транспортных средств (ТС) подразделяется на основную и дополнительную. Основная маркировка ТС и их составных частей является обязательной и осуществляется их производителями. В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями допустимо нанесение основной маркировки ТС только изготовителем конечного изделия.

Основную маркировку выполняют на следующих изделиях:

Грузовых автомобилях, в том числе специализированных и специальных на их шасси, тягачах с бортовой платформой, а также автомобилях многоцелевого назначения и специальных колесных шасси;
- легковых автомобилях, в том числе специализированных и специальных на их базе, грузопассажирских;
- автобусах, в том числе специализированных и специальных на их базе;
- троллейбусах;
- прицепах и полуприцепах;
- автопогрузчиках;
- двигателях внутреннего сгорания;
- мототранспортных средствах;
- шасси грузовых автомобилей;
- кабинах грузовых автомобилей;
- кузовах легковых автомобилей;
- блоках двигателей внутреннего сгорания.

Содержание и место основной маркировки

Кроме того, что ТС, шасси и двигатели должны иметь товарный знак по ГОСТ 26828, а изделия, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь знак соответствия по ГОСТ Р 50460, производится специальная маркировка ТС и его составных частей.

Маркировка ТС

A. Непосредственно на изделие (несъемную часть), в места, наименее подверженные разрушению при дорожно-транспортном происшествии, должен быть нанесен идентификационный номер ТС - VIN. Одно из выбранных мест должно находиться с правой стороны (по ходу движения ТС). VIN наносится:
- на кузове легкового автомобиля - в двух местах, в передней и задней частях;
- на кузове автобуса - в двух разных местах;
- на кузове троллейбуса - в одном месте;
- на кабине грузового автомобиля и автопогрузчика - в одном месте;
- на раме прицепа, полуприцепа и мототранспортного средства - в одном месте;
- на внедорожных автомобилях, троллейбусах и автопогрузчиках VIN допускается указывать на отдельной табличке.

Б. ТС, как правило, должно иметь табличку, расположенную по возможности в передней части и содержащую следующие данные:
- VIN;
- индекс (модель, модификация, исполнение) двигателя (при рабочем объеме 125 см3 и более);
- допустимую полную массу;
- допустимую полную массу автопоезда (для тягачей);
- допустимую массу, приходящуюся на каждую ось/оси тележек, начиная с передней оси;
- допустимую массу, приходящуюся на седельно-сцепное устройство.

Идентификационный номер ТС (VIN) - комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, присваиваемых в целях идентификации, является обязательным элементом маркировки и индивидуален для каждого ТС в течение 30 лет.

VIN имеет следующую структуру: WMI VDS VIS

Первая часть VIN (первые три символа) - международный идентификационный код изготовителя (WMI), позволяет идентифицировать изготовителя ТС и состоит из трех букв или букв и цифр.

В соответствии с ИСО 3780 буквы и цифры, используемые в первых двух знаках WMI, закрепляет за страной и контролирует международное агентство - Общество автомобильных инженеров (SAE), работающее под руководством Международной организации по стандартизации (ИСО). Распределение первых двух знаков, характеризующих зону и страну-производителя, согласно SAE, приведено в приложении 1.

Первый знак (код географической зоны) является буквой или цифрой, которая обозначает какую-либо определенную географическую зону.
Например:
от 1 до 5 - Северная Америка;
от S до Z - Европа;
от A до H - Африка;
от J до R - Азия;
6,7 - Страны Океании;
8,9,0 - Южная Америка.

Второй знак (код страны) является буквой или цифрой, которая обозначает страну в определенной географической зоне. В случае необходимости для обозначения страны могут использоваться несколько знаков. Только комбинация первого и второго знаков гарантирует однозначную идентификацию страны.
Например:
от 10 до 19 - США;
от 1A до 1Z - США;
от 2A до 2W - Канада;
от ЗA до ЗW - Мексика;
от W0 до W9 - Германия, Федеративная Республика;
от WA до WZ - Германия, Федеративная Республика.

Третий знак является буквой или цифрой, которая устанавливается для производителя Национальной организацией. В России такой организацией является Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), расположенный по адресу: Россия, 125438, г. Москва, ул. Автомоторная, дом 2, который и присваивает WMI в целом. Только лишь комбинация первого, второго и третьего знаков обеспечивает однозначную идентификацию производителя автомобиля - международный идентификационный код предприятия-изготовителя (WMI). Цифра 9 в качестве третьего знака используется Национальными организациями в том случае, когда нужно характеризовать производителя, который выпускает менее 500 автомобилей в год. Международные коды предприятий-изготовителей (WMI) приведены в приложении 2.

Вторая часть VIN - описательная часть идентификационного номера (VDS) состоит из шести знаков (если индекс ТС состоит менее чем из шести знаков, то на незаполненные места последних знаков VDS (справа) ставятся нули), обозначающих, как правило, модель и модификацию ТС, согласно конструкторской документации (КД).

Третья часть VIN - указательная часть идентификационного номера (VIS) - состоит из восьми знаков (цифр и букв), из которых последние четыре знака должны быть цифрами. Первый знак VIS указывает код года изготовления ТС (см. прил. 3), последующие знаки указывают порядковый номер ТС, присвоенный предприятием-изготовителем.

За производителем могут закрепляться несколько WMI, но один и тот же номер запрещается закреплять за другим производителем автомобиля минимум в течение 30 лет с того момента, как он первый раз был использован предыдущим (первым) производителем.

Маркировка составных частей ТС

Двигатели внутреннего сгорания, а также шасси и кабины грузовых автомобилей, кузова легковых автомобилей и блоки двигателей должны иметь маркировку - идентификационный номер составной части (СЧ).

Идентификационный номер СЧ состоит из двух структурных частей, количество знаков и правила формирования которых аналогичны VDS и VIS VIN.

Идентификационный номер СЧ на раме шасси и кабине грузового автомобиля должен быть нанесен по возможности в передней части, с правой стороны, в одном месте, позволяющем его видеть, находясь снаружи ТС.

Двигатели маркируют на блоке двигателя в одном месте.

Блоки двигателей маркируют в одном месте, при этом первую часть идентификационного номера СЧ, аналогичную VDS, разрешается не указывать.

Содержание и место дополнительной маркировки

Дополнительная маркировка ТС предусматривает нанесение на него VDS и VIS идентификационного номера ТС, видимого и невидимого глазом (видимая и невидимая маркировка).

Видимую маркировку наносят на наружную поверхность, как правило, следующих составных частей ТС:
- стекла ветрового окна - с правой стороны, вдоль верхнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;
- стекла окна задка - с левой стороны, вдоль нижнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;
- стекол окон боковин (подвижных) - в задней части, вдоль нижнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;
- фар и задних фонарей - на стекле (или ободке), вдоль нижнего края, вблизи боковин кузова (кабины).

Невидимую маркировку наносят, как правило, на:
- обивку крыши - в центральной части, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя стекла ветрового окна;
- обивку спинки сиденья водителя - на левой (по ходу движения ТС) боковой поверхности, в средней части, вдоль каркаса спинки;
- поверхность корпуса переключателя указателей поворота вдоль оси колонки рулевого механизма.

Технические требования к маркировке

Способ выполнения основной и дополнительной видимой маркировки должен обеспечивать четкость изображения и ее сохранность в течение всего срока эксплуатации ТС в условиях и режимах, установленных в конструкторской документации.

В идентификационных номерах ТС и СЧ следует применять буквы латинского алфавита (кроме I, O и Q) и арабские цифры.

Шрифт букв предприятие выбирает из типов шрифтов, установленных в нормативных документах, с учетом принятого технологического процесса.

Шрифт цифр должен исключать возможность преднамеренной замены одной цифры на другую.

Идентификационные номера ТС и СЧ, а также знаки дополнительной маркировки должны быть изображены в одну или две строчки.

При изображении идентификационного номера в две строчки ни одну из его составных частей не допускается делить переносом. В начале и конце строчки (строчек) должен быть проставлен знак (символ, ограничительная рамка таблички и т.п.), который выбирается предприятием и должен отличаться от цифр и букв маркировки. Выбранный знак описывается в технической документации.

Между знаками и строчками идентификационного номера не должно быть пробелов. Допускается разделение составных частей идентификационного номера выбранным знаком. Примечание. При приведении идентификационного номера в текстовых документах допускается выбранный знак не проставлять.

При выполнении основной маркировки высота букв и цифр должна быть не менее:

а) в идентификационных номерах ТС и СЧ:
7 мм - при нанесении непосредственно на ТС и их составные части, при этом допускается 5 мм - для двигателей и их блоков;
4 мм - при нанесении непосредственно на мототранспортные средства;
4 мм - при нанесении на таблички;

б) в остальных данных маркировки - 2,5 мм.

Идентификационный номер основной маркировки следует наносить на поверхности, имеющие следы механической обработки, предусмотренной технологическим процессом. Таблички должны соответствовать требованиям ГОСТ 12969, ГОСТ 12970, ГОСТ 12971 и крепиться на изделии с помощью, как правило, неразъемного соединения.

Дополнительная невидимая маркировка выполняется по специальной технологии и становится видимой в свете ультрафиолетовых лучей. При вы-полнении маркировки не должна быть нарушена структура материала, на который она наносится.

Не допускается уничтожение и (или) изменение маркировки при проведении ремонта ТС и их составных частей. Способы нанесения маркировки не оговорены стандартами и могут быть как ручными так и механизированными.

При ручном способе нанесения марки-ровки ударом молотка по клейму получают вдавленное изображение цифры, буквы, звездочки или иного знака на панели или площадке. При этом порядок нанесения знаков выбирается рабочим. В результате ручной набивки знаки смещаются по горизонтали и вертикали, происходит отклонение вертикальных осей, для исключения этого может использоваться шаблон. В этом случае неодинакова глубина цифр маркировки.

Механизированное нанесение маркировки осуществляется двумя способами: ударным и накаткой. Оба способа имеют свои особенности. Так, при микроскопическом исследовании маркировки, выполненной на-каткой, видны следы входа рабочей части клейма с одной и выхода ее с другой стороны знака. При ударном способе рабочая часть клейма перемещается строго по вертикали.

Довольно часто при механизированном способе нанесения марки-ровки, особенно на алюминиевых блоках, происходит "недобивка", в результате чего знаки маркировки слишком мелки либо еле заметны. В таких случаях выполняется ручная добивка или повторная механизиро-ванная. При ручной добивке появляются сопутствующие ей признаки. При повторном механизированном нанесении могут быть видны сдвоенные очертания с одинаковым сдвигом знаков.

При комбинированном способе нанесения маркировки часть знаков наносится механизированным способом, а остальные добиваются вручную. Для такого варианта характерны признаки обоих способов.

Дополнительная маркировка наносится, как правило, пескоструйной обработкой или фрезерованием деталей автомобиля, выполненных из стекла, либо нанесением обозначений специальным, содержащим люминофоры, составом на элементы интерьера салона автомобиля. В первом случае маркировка наблюдается визуально без помощи специальных приборов, во втором для ее обнаружения требуется применение ультрафиолетовой лампы.

Примеры маркировки ТС отечественного и зарубежного производства

В настоящем разделе приведены примеры расположения маркировки агрегатов автомобилей ВАЗ, ГАЗ и Пежо. Автомобили выпуска начала 80-х годов и ранее могут иметь маркировку, отличающуюся от приведенной ниже, что было обусловлено отсутствием единых требований к ней. В этом случае необходимо обращаться к специальной справочной литературе. Расположение мест маркировки некоторых автомобилей зарубежного производства приведено в приложении 3. Волжский автомобильный завод.

Приведем пример маркировки моделей ВАЗ - 2108, ВАЗ - 2109, ВАЗ - 21099.
1. Табличка заводских данных укреплена под капотом на передней стенке коробки воздухопритока.
2. VIN с указанием модели и номера кузова выбит в моторном отсеке на правой опоре пружины передней подвески.
3. Модель и номер двигателя выбиты на заднем торце блока цилиндров над картером сцепления.

XTA - международный идентификационный код изготовителя (для ВАЗ - XTA);
210900 - описательная часть: индекс изделия. Указывается модель или условный код, присваиваемый предприятием-изготовителем. В данном случае: 2108 - для ВАЗ 2108, 21090 - для ВАЗ 2109, 21099 - для ВАЗ 21099;
V - код года выпуска автомобиля (V - 1997);
0051837 - производственный номер изделия.

Структура и содержание маркировки двигателя

Маркировка двигателя наносится на специальные фрезеровочные площадки блоков цилиндров двигателей. Блок отливается из специального серого чугуна. Процесс маркирования механизирован.

На двигателях моделей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083 маркировка наносится на верхней части задней стенки блока со стороны маховика слева по ходу движения автомобиля ударным способом в одну строку шрифтом ПО-5. Она содержит обозначение модели и порядковый семизначный номер двигателя, заключенный между двумя звездочками и являющийся сквозным для данных моделей. Звездочки вписываются в круг диаметром 3,0 мм.

Блоки цилиндров, поставляемые в запасные части, не маркируются.

В случае ошибочного нанесения знака маркировки перебивка про-изводится вручную с помощью клейм и оправки. Знак забивается специальным штифтом и набивается новый. В случае ошибочного нанесения всего номера (или нескольких знаков) он срезается наждачным кругом шлифовальной машины на глубину рельефного изображения и затем набивается новый номер. Если рельефно отобразилась лишь часть знака (зна-ков), то его не отобразившуюся часть, набивают вручную. Не отобразившиеся знаки технологического номера не набиваются. Маркировка кузовов наносится с помощью маркиратора ударным способом. С 1 октября каждого года в идентификационный номер вносится буквенное обозначение следующего календарного года.

Кузов в запчасти всегда выпускается со своим номером, а маркируемые детали кузова в запчасти выпускаются без номера. Если знак маркировки выходит за пределы поля маркирования ("плавает" по высоте) или нанесен ошибочно, то он зачеканивается и вручную набивается новый знак. Таким же образом исправляется ошибка на окрашенном кузове: после набивки знака и зачистки - его закрашивают. На автомобилях, предназначенных для экспорта, могут быть установлены дополнительные таблички со знаками официального утверждения. Таблички крепятся к кузову заклепками односторонней клепки, реже - самонарезающимися винтами. Горьковский автомобильный завод.

Приведем пример маркировки для моделей ГАЗ-3102, ГАЗ-31029 и их модификаций.
1. Табличка заводских данных укреплена под капотом на брызговике правого переднего крыла.
2. Код года выпуска и номер кузова (указательная часть VIN) выбит в желобе водостока капота справа.
3. Модель, номер и год выпуска двигателя выбиты на приливе в нижней части блока цилиндров слева.

Структура и содержание идентификационного номера

XTH - международный идентификационный код изготовителя (XTH- для ГАЗ);
310200 - описательная часть: индекс изделия. Указывается модель или условный код, присваиваемый предприятием-изготовителем. В данном случае: 31020 - для ГАЗ 3102, 31022 - для ГАЗ 31022, 31029 - для ГАЗ 31029;
W - код года выпуска автомобиля (W - 1998);
0000342 - производственный номер изделия.
Завод ПЕЖО (Peugeot).

Модели Peugeot - 205, 305 с 1983 года и модели 309, 405, 505 и 605 имеют номер кузова в водосточном желобе справа на отбортовке передней панели кузова или на брызговике правого переднего крыла под капотом.

Фирма ПЕЖО использует для своих моделей 17-позиционный номер шасси (VIN) с июля 1981 года. Например:
VF3 504 V51 S 3409458
VF3 - международный идентификационный код изготовителя (VF3 - для ПЕЖО);
504 - тип транспортного средства;
V51 - вариант транспортного средства;
S - код года выпуска автомобиля (S - 1995);
3409458 - производственный номер изделия.

Способы и признаки изменения маркировочных данных

В этом разделе рассматриваются способы изменения маркировки вне заводов-изготовителей, которые следует отличать от исправлений ошибочно нанесенных знаков, всей маркировки в целом на предприятии-изготовителе.

Здесь же перечислены признаки, которые могут свидетельствовать об изменении маркировки. При их обнаружении необходимо определить, в результате чего они возникли.

Часть признаков образуется как при ручной набивке или исправлении ошибки на предприятии-изготовителе, так и при подделке маркиро-вочных данных. Другая часть - только при подделке. Вопрос о подделке может быть решен при проведении соответствующего исследования в экспертно-криминалистическом подразделении.

Способы и признаки изменения маркировки кузовов

Основные способы изменения маркировки кузова можно условно разделить на две группы А и В.

Для группы способов А, сопровождающихся уничтожением первичной маркировки, характерно удаление участка, части или всей маркировочной панели и замена их на другие. Для идентификации ТС в этом случае необходим комплексный анализ.

При использовании способов изменения маркировки группы В сохраняется первичная маркировка или ее следы и принципиально возможно ее выявление. К группе В можно отнести следующие распространенные способы изменения маркировочных данных, которые достигаются путем:
- добивки недостающих элементов в знаках первичной маркировки, имеющих сходное начертание со знаками требующейся (вторичной) маркировки поверх знаков первичной, (например: 1 - 4, 6 - 8, 3 - 8);
- забивания (зачеканивания) отдельных знаков первичной маркировки и нанесения на их место других. Лишние элементы знаков заполняют пластичными массами или заплавляют и окрашивают, (например: 4 -1, 8 - 3, 8 - 6);
- углубления участка маркировки, нанесения на первичную маркировку слоя металла или пластичной массы и тиснения на полученной поверхности рельефа требующейся (вто-ричной) маркировки с последующей окраской участка кузова;
- углубления участка с маркировкой и закрепления на этом месте (сваркой или наклеиванием) участка панели с иной маркировкой.

К признакам, свидетельствующим об изменении маркировки кузова, относятся:
- нечеткое начертание знаков, их смещение по вертикали, различные интервалы и глубина, отличия конфигурации знаков от образцов, посторонние штрихи в знаках;
- следы обработки поверхности под слоем эмали, увеличение толщины покрытия, а также наличие остатков шпаклевки или иных материалов на участке маркировки;
- различие лакокрасочного покрытия (ЛКП) маркировочной панели и прилегающих участков, наличие следов опила (частиц) эмали на близлежащих деталях;
- несовпадение маркировки с ее отображением на обратной стороне панели и следы забивания знаков на ней, локальное увеличение толщины панели;
- сварные швы на маркировочной панели, соединение панелей сварными швами, следы сверления точек сварки и имитация точечной контактной сварки (заполнение отверстий расплавами олова или латуни) и т.п.

Способы и признаки изменения маркировки двигателей

Для уничтожения маркировки двигателя легковых автомобилей любых марок используют следующие основные способы:
- спиливание с помощью напильника вручную;
- удаление слоя металла механическим инструментом, например, шлифовальной машинкой;
- забивание старой маркировки керном или зубилом с последующей набивкой требуемых знаков;
- наклеивание на маркировочную площадку тонкой металлической пластины с нужной маркировкой;
- термическое воздействие на маркировочную часть блока цилиндров с помощью паяльной лампы, газовой горелки.

К признакам изменения маркировки двигателей можно отнести:
- следы механической обработки площадки;
- следы первичной маркировки;
- отличие фактуры поверхности площадки от прилегающих участков или от заводского образца, имитация фактуры поверхности маркировочной площадки;
- отсутствие слоя эмали или спецсостава на маркировочной площадке (для блоков из алюминиевых и магниевых сплавов).

Средства исследования маркировки

Способы подделки маркировочных данных обусловливают методы поиска и анализа "посторонних дефектов" в структуре металла под слоем лакокрасочного покрытия (ЛКП), таких, как наличие сварного шва, зашпатлеванные элементы знаков, имитация точечной сварки и т.п.

В ряде случаев выявление факта изменения маркировки не вызывает серьезных затруднений и может быть осуществлено в процессе осмотра. Однако, встречаются случаи, когда успешное решение задачи без нарушения целостности деталей возможно только при использовании приборов неразрушающего контроля или специальных методов. Обязательное условие при выявлении сотрудниками ГИБДД признаков изменения маркировочных обозначений узлов и агрегатов ТС - сохранение целостности лакокрасочного покрытия. Рассмотрим некоторые приборы неразрушающего контроля.

Вихретоковые дефектоскопы

Одним из первых вихретоковых приборов, разработанных специально для решения задач ГИБДД, является прибор "Контраст-М" (г. Воронеж). Прибор предназначен для оперативного выявления признаков маркировочных данных на кузовных деталях автотранспортных средств. Прибор позволяет выявлять изменение толщины лакокрасочного покрытия, напайку, наклейку или вварку металлических фрагментов с измененными маркировочными данными. Принцип действия прибора основан на возбуждении в металле вихревых токов и регистрации отклонений вторичного электро-магнитного поля, создаваемого этими токами, вследствие изменения мар-кировочных данных.

По результатам испытаний хорошо зарекомендовал себя и малогабаритный вихревой дефектоскоп МВД-2 (3) (г. Казань). Его функциональные возможности можно улучшить с помощью датчика, который имеет малую, практически точечную рабочую поверхность (поверхность соприкосновения с контролируемым образцом). Поэтому с помощью МВД-2(3) можно, например, определить наличие заливки отдельных элементов знаков при исправлении знаков со схожей конфигурацией.

В Московском энергетическом институте (МЭИ) разработан вихретоковый индикатор ВИ-96Н. Приборы МВД-2(3) и ВИ-96Н имеют практически одинаковые технические возможности, но в отличие от прибора "Контраст-М" позволяют выявлять:
- имитации точек сварки (заклепками из стальных и цветных металлов, кернением, механической выработкой, нанесением шпатлевки);
- места крепления деталей методом сварки, клепкой (из стальных и цветных металлов), скрытых последующим нанесением ЛКП;
- уменьшение толщины маркируемой детали;
- "зачеканивание" отдельных элементов знаков;
- наличие включений в отдельных элементах знаков: металлических (как правило, цветных металлов), неметаллических (эпоксидная шпатлевка, полимерные соединения и т.п.).

Прибор ВИ-96Н более удобен в эксплуатации (имеет автоматическую настройку на контролируемую поверхность, настройку порога чувствительности). ВИ-96Н рекомендован ГУГАИ МВД России сотрудникам ГИБДД для оперативной проверки зоны расположения маркировочных обозначений кузовов автотранспортных средств и сотрудникам экспертных подразделений как техническое средство предварительной проверки способом неразрушающего контроля.

Вихретоковые дефектоскопы позволяют обнаружить изменения маркировки, связанные с ввариванием участка панели с иной маркировкой, заменой части панели, наложени-ем на первичную маркировку фрагмента панели со вторичной маркировкой.

Методика работы определяется способом изменения маркировки кузова. Как правило, в первую очередь проводится исследование участков панели, прилегающих к месту маркировки. Срабатывание звуковой и (или) световой сигнализации прибора свидетельствует о наличии сплошного дефекта металла в виде сварного шва или трещины (в случае наложения на старую маркировку фрагмента панели с новой маркировкой), о присутствии на исследуемой панели разнородных металлов (например, сталь - латунь, в случае наложения поверх первичной маркировки слоя олова или латуни) и др.

Если дефектов в зоне, прилегающей к маркировочной площадке, обнаружить не удалось, проверяется наличие (отсутствие) сварного шва по всей длине полки коробки воздухопритока. Такой шов может появиться в результате замены части панели.

Работая с вихретоковыми дефектоскопами необходимо помнить, что срабатывание сигнализации может быть вызвано трещинами, возникшими в процессе рихтовки (ремонта, выправки) исследуемой панели. Как правило, эти трещины располагаются в хаотическом порядке, а потому их дифференциация не вызы-вает особых затруднений.

Опыт эксплуатации указанных технических средств показывает, что они наиболее приемлемы для нужд практических работников (портативность, возможность работы в полевых условиях, универсальность и др.).

Магнитопорошковые дефектоскопы

Использование данного метода предполагает наличие постоянного магнита определенной конфигурации и суспензии железного порошка с водой (расход порошка 20-30 г на 1 л воды). Портативные образцы оборудования типа МДЭ-20Ц, разработанные в ЦНИИТМаше, включают выпрямитель, соединительный кабель и электромагнит. Габаритные размеры прибора 150х150х100 мм, масса до 5 кг.

Для обнаружения возможного изменения маркировки кузова достаточно небольшое количество суспензии нанести на исследуемый участок, где создается магнитное поле. При наличии на панели сварных швов или иных аналогичных дефектов, образовавшихся при изменении маркировки, магнитные частицы четко обозначат контуры этого повреждения.

Магнитопорошковые дефектоскопы позволяют обнаруживать изменения маркировки, связанные с ввариванием участка панели, заменой части панели, наложением на имеющуюся маркировку фрагмента панели с новой маркировкой. Несомненные достоинства метода - простота и наглядность.

Рентгеновские дефектоскопы

Стационарный рентгеновский комплекс "Рентген-30-2" (МНПО "Спектр") позволяет выявлять изменения маркировки, связанные с ввариванием участка панели с новой маркировкой, заменой части панели, наложением на имеющуюся маркировку фрагмента панели с новой маркировкой, может эксплуатироваться в стационарных условиях или монтироваться на шасси грузовых автомобилей-фургонов, имеет значительные массу и габаритные размеры.

Переносные рентгеновские дефектоскопы типа МИРА-2Д (или аналогичные импортные) позволяют решать аналогичные задачи, но имеют значительно меньшие габаритные размеры и массу.

Для исследования панели переносными рентгеновскими дефектоскопами прибор помещают над исследуемым участком (обычно начинают с маркировочной площадки), а снизу, под панелью, помещают рентгеновскую пленку. После просвечивания пленку обрабатывают стандартным способом, а полученные снимки анализируют. Достоинством таких приборов является то, что в ряде случаев с их помощью можно выявить первичную маркировку кузова (если она не была уничтожена в процессе ее изменения). Приборы данной группы используются в экспертно-криминалистических подразделениях.

Магнитные толщиномеры

Магнитный толщиномер МТ-41НУ конструкции МНПО "Спектр" предназначен для измерения толщины немагнитных покрытий (шпатлевка, олово, латунь и др.), нанесенных на ферромагнитные основания; имеет габаритные размеры 127х200х280 мм и массу 3,5 кг.

С использованием данного прибора можно выявить изменения маркировки, связанные с нанесением поверх первичной маркировки слоя шпатлевки, олова, латуни или иных диа- и парамагнитных покрытий (например, эпоксидная смола).

Установление факта изменения маркировки кузова в данном случае производиться путем измерения толщины немагнитного покрытия, нанесенного на стальную панель, в месте расположения маркировки и в нескольких точках, удаленных от нее. Реализация предлагаемого метода возможна благодаря тому, что толщина слоя вещества, нанесенного поверх маркировочной площадки, в результате произведенных манипуляций становиться значительно больше его толщины в отстоящих местах. Практика исследования маркировочных данных ТС сложилась таким образом, что объектами исследования являются только маркировочные площадки, с нанесенными на них обозначениями, и заводские таблички. Подобное необоснованное сужение круга объектов исследования снижает возможности решения вопроса о подделке маркировочных данных, получения ориентирующей информации для проверки ТС по учетам и т. д. К исследованию маркировочных данных ТС необходимо подходить шире. Только комплексный подход обеспечивает достоверность и полноту результатов исследования.

Такой комплексный подход предполагает тщательный анализ определенной совокупности особенностей, характеризующих данный автомобиль.

Как уже было отмечено, это:
- исследование регистрационных документов;
- установление года выпуска автомобиля, его модели и, если возможно, модификации, а также соответствия кузовных деталей и основных комплектующих узлов и агрегатов модели автомобиля году его выпуска;
- осмотр и при необходимости исследование лакокрасочного покрытия и следов перекраски или ремонтной подкраски;
- определение расположения маркировки в зависимости от модели и года выпуска ТС;
- исследование соединений маркируемых деталей (панелей) с прилегающими, креплений заводских табличек;
- исследование дополнительной и скрытой маркировки;
- исследование целостности маркируемых деталей;
- исследование особенностей маркировочных площадок (формы), фактуры поверхности;
- исследование самой маркировки (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение и. т. п.);
- выявление первичной маркировки при наличии признаков ее изменения.

Результатом исследования должно быть решение о подлинности маркировки, содержании первичной маркировки и (в необходимых случаях) составление запроса для проверки ТС по учетам угнанных и похищенных ТС.

Основные варианты выводов представляются следующими:
- маркировочные данные подлинны (не изменялись);
- маркировочные данные изменены на заводе-изготовителе, указывается первичная маркировка;
- маркировочные данные изменены не на заводе-изготовителе, указывается первичная маркировка (полностью или частично);
- маркировочные данные изменены не на заводе-изготовителе, первичная маркировка уничтожена (не поддается выявлению), составляется ориентирующая информация.

В Украине эксплуатируется немалое количество автомобилей с отметкой в свидетельстве о регистрации – «кузов Б/Н», то есть кузов без номера. Безусловно, владение таким автомобилем, на первый взгляд, дает некоторые преимущества. Например, появляется возможность периодически, по мере эксплуатационного износа, заменять его более новым, похищенным или нерастаможенным донором, ввезенным из-за границы. Упрощается восстановительный ремонт и в случае ДТП. На этом, пожалуй, и все преимущества. Выехать за границу, снять с учета и продать такой автомобиль крайне проблематично. Есть практика передачи (продажи) «безномерников» по нотариально оформленной так называемой генеральной доверенности. Однако правовой статус таких автомобилей очень низкий, а их рыночная стоимость в разы уступает полноценным авто. Согласно утвержденным МВД Порядком все регистрационные операции с транспортными средствами, на которых отсутствуют идентификационные номера кузова, рамы или шасси, запрещены (кроме оформления наследства).

В абзаце 2п. 15 Порядка государственной регистрации (перерегистрации), утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 7 сентября 1998 г. № 1388 (с изменениями и дополнениями), подчеркивается: «Державна реєстрація (перереєстрація), зняття з обліку транспортних засобів, крім випадків вибракування їх у цілому, без ідентифікаційного номера або із знищеними, пошкодженими (один чи кілька символів номера візуально не визначаються) чи підробленими (змінено один або кілька символів номера, замінено панель (табличку) або частину панелі (таблички) з номером) ідентифікаційними номерами складових частин (кузова, шасі, рами) не допускається».

Поэтому, на наш взгляд, для владельцев безномерных автомобилей единственный выход – правовой путь выведения их из статуса «пожизненных». МВД Украины разработало правовой механизм легализации такого парка автотранспортных средств при помощи утвержденной процедуры дублирования первичных и нанесения присвоенных специальных индивидуальных идентификационных номеров, но с обязательным соблюдением четко установленного и подробно прописанного в нормативных документах Порядка.

– это повторное механическое воспроизведение (возобновление) на неотъемлемых металлических составных частях кузова (шасси, рамы) повреждённого (уничтоженного) первичного заводского идентификационного номера транспортного средства по отдельно установленному МВД Украины нормативному Порядку.

– это механическое нанесение на неотъемлемых металлических составных частях кузова (шасси, рамы) транспортного средства присвоенного ГСЦ специального индивидуального идентификационного номера по отдельно установленному МВД Украины нормативному Порядку.

Основной перечень оснований , по которым допускается дублирование первичных и нанесение присвоенных специальных индивидуальных идентификационных обозначений на дорожные транспортные средства (ДТС), согласно п. 15 Порядка государственной регистрации (перерегистрации), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 7 сентября 1998 г. № 1388 (с изменениями и дополнениями), следующий:

  • ДТС производства СССР и стран СНГ до 2000 г. выпуска, на которых заводом-изготовителем не предусмотрено нанесение идентификационных номеров на неотделимых металлических составляющих частях кузова (рамы, шасси);
  • ДТС, которые самостоятельно сконструированы и изготовлены в Украине, не имеют идентификационного номера;
  • ДТС с идентификационными номерами, утраченными вследствие значительного воздействия коррозии на поверхность номерной площадки при их продолжительной эксплуатации;
  • ДТС, возвращенные правоохранительными органами законному владельцу после изъятия из незаконного владения с удаленными (извлеченными) идентификационными номерами;
  • ДТС, конфискованные в пользу государства с удаленными (извлеченными) или поврежденными идентификационными номерами;
  • ДТС с идентификационными номерами, утраченными вследствие проведения ремонтно-восстановительных работ в законном порядке.

Основная категория автомобилей, которые являются безномерными, – автомобили бывшего СССР, на которых идентификационные номера наносились краской при помощи трафарета на несущих деталях рамы автомобилей или были выполнены только на табличках, прикрепленных заклепками или самонарезными шурупами в предусмотренных изготовителем местах. Как правило, такие обозначения недолговечны. Номера, нанесенные краской, за несколько лет разрушались под воздействием атмосферных факторов и агрессивной эксплуатационной среды, а номерные таблички, которые чаще всего изготовлялись из цветного металла (алюминия), механически повреждались, разрушались и утрачивались в процессе длительной эксплуатации технического средства.

Такие транспортные средства после специального исследования, которое подтверждает отсутствие следов умышленного уничтожения маркировочных идентификационных обозначений, а также соответствие конструкции, марке, модели и другим данным, указанным в свидетельстве о регистрации, как правило, подпадают под присвоение им Главным сервисным центром МВД специального индивидуального идентификационного номера с последующим его нанесением в установленном порядке.

На зарегистрированных в Украине транспортных средствах дублирование первичных и нанесение присвоенных специальных индивидуальных идентификационных номеров (кузова, шасси или рамы) проводит Научно-исследовательское Бюро судебных экспертиз «Сантодор». Однако выполняется эта техническая операция только после выдачи автовладельцу Главным сервисным центром МВД по каждому отдельному транспортному средству письменного Заключения (разрешения). Самостоятельно, без Заключения Главного сервисного центра МВД, Бюро каких-либо решений не принимает и действий не осуществляет.

Дублирование первичного и нанесение специального индивидуального идентификационного номера проводится согласно требованям Стандарта МВД Украины СОУ 78-31-001:2017 и допускается лишь в том случае, если трасологическими, а также иными доступными для специалистов методами и средствами установить первичный (заводской) идентификационный номер не представляется возможным, а следы умышленного уничтожения (повреждения) знаков идентификационного номера отсутствуют. Если специальным исследованием будет установлено, что номеронесущие детали исследуемого безномерного автотранспортного средства принадлежат другому автомобилю (нерастаможенному донору и т. д.), Главный сервисный центр МВД вправе отказать в выдаче заявителю Заключения (разрешения) на дублирование первичного или нанесение присвоенного специального индивидуального идентификационного номера.

ПОРЯДОК

дублирования первичных (заводских) и нанесения специальных

индивидуальных идентификационных номеров транспортных средств.

  1. Основания для нанесения дублирующих и специальных номеров ДТС.

1.1. Обращение владельца ТС с заявлением о повреждении идентификационного номера (кузова, шасси, рамы) в результате воздействия коррозии на поверхность номерной площадки;

1.2 .Выявление сотрудниками ТСЦ при проведении регистрационных операций поврежденных идентификационных номеров (кузова, шасси, рамы) вызванных воздействием коррозии на поверхность номерной площадки;

1.3. Возврат найденного правоохранительными органами ТС владельцу после незаконного завладения (кражи), когда первичный заводской идентификационный номер (кузова, шасси, рамы) изменен, поврежден или уничтожен кустарным способом;

1.4. Тотальное, (не подлежащее восстановлению и требующее замены), повреждение номеронесущих составных частей кузова (шасси, рамы) ТС в результате дорожно-транспортного происшествия и наличие достаточных оснований для их замены на безномерные в установленном порядке;

1.5. Случайное (не осторожное) повреждении знаков идентификационного номера (кузова, шасси, рамы) ТС при проведении ремонтно-восстановительных работ;

1.6. При обнаружении идентификационного номера (кузова, шасси, рамы) ТС с признаками его нанесения с заводскими дефектами;

1.7. В случае, когда заводом-изготовителем не предусмотрено нанесение идентификационного номера (кузова, шасси, рамы) на теле металла неотъемлемых составляющих частях кузова ДТС.

  1. Правовые условия нанесения дублирующих и специальных номеров ДТС:

2.1. ДТС, в отношении которых есть правовые основания для дублирования идентификационного номера, направляются на специальное исследование идентификационных номеров в определенные МВД специализированные учреждения.

2.2. Специальное исследование ДТС проводится специалистами экспертной службы МВД Украины или специалистами других экспертных учреждений, которые имеют соответствующую квалификацию, а также судебными экспертами по постановлению органов дознания, досудебного следствия или решением суда.

2.3. Ответственность за достоверность и полноту исследования поврежденного первичного (заводского) идентификационного номера (кузова, рамы, шасси), а также целесообразность и необходимость проведения дублирования ДТС возлагается на сотрудников специализированного учреждения которые проводят соответствующие исследования.

2.4. По результатам специального исследования владельцу ДТС экспертным учреждением, которое его проводило, предоставляется оформленный согласно требованиям ГСЦ соответствующее письменное заключение специалиста.

2.5. Если по результатам исследования специалиста установлено полное содержание первичного (заводского) номера (кузова, рамы, шасси) автомобиля, а также признаки его нанесения в условиях завода-изготовителя, владелец ТС имеет основания обратиться в Главный сервисный центр (ГЦС) МВД Украины с заявлением о рассмотрении вопроса о выдаче ему Заключения (разрешения) на дублирование первичного (заводского) или нанесение специального индивидуального идентификационных номеров ДТС. Проверка представленных в ГСЦ материалов и принятие решения о предоставлении Заключения (разрешения) владельцу ТС возможны только при условии обязательной уплаты денежных средств в сумме 94.00 (девяносто четыре) гривны. Уплата производится на Р/С ГСЦ согласно п.41 приказа МВД Украины, Минфин Украины, Минэкономики Украины № 369/1105/336 от 05.10.2007 г..

2.6. ГСЦ по результатам рассмотрения материалов предоставляет владельцу ДТС письменное Заключение (разрешение) на дублирование идентификационного номера (кузова, рамы, шасси) ДТС или обоснованный письменный отказ о невозможности выдачи разрешения на нанесение дублирующего или специального идентификационных номеров.

2.7. Транспортное средство с письменным Заключением (разрешением) ГСЦ МВД Украины предоставляется в специализированное учреждение, где после проведения необходимой дополнительной идентификационной проверки автомобиля и сопровождающих его документов, на металлических неотъемлемых составных частях (кузова, шасси, рамы), согласно Стандарту МВД Украины наносится дублирующий или присвоенный ГСЦ специальный индивидуальный идентификационные номера ДТС.

2.8. После нанесения дублирующих номеров ДТС его владельцу выдается с фото таблицей мест нанесения дублирующих или специальных индивидуальных идентификационных номеров и их общего вида на номерной площадке. Приложение является неотъемлемым документом который приобщается к Заключению (разрешению) ГСЦ МВД Украины.

2.9. После проведения дублирования ДТС специализированное учреждение, которое его осуществляло, предоставляет в ГСЦ МВД Украины отчетную информацию в установленном порядке.

2.10. После нанесения дублирующего или специального идентификационных номеров (кузова, шасси, рамы) владелец ДТС в десятидневный срок обязан провести регистрацию или перерегистрацию ДТС.

2.11. Территориальными сервисными центрами в графе «Особые отметки» регистрационных документов делается запись «Идентификационный номер автомобиля продублирован» или «Нанесен специальный индивидуальный идентификационный номер». Такая же запись вносится в учетную электронную карту данных регистрационной базы МВД.

  1. Технические условия нанесения дублирующих и специальных номеров ТС:

3.1. Структура и содержание дублирующего или специального идентификационных номеров должны полностью соответствовать структуре и содержанию первичного номера ДТС, присвоенного и нанесенного на (кузове, раме, шасси) заводом-изготовителем ДТС.

3.2. Конфигурация знаков дублирующего номера должна соответствовать стандарту МВД Украины - СОУ 78-31-001:2017, утвержденного приказом МВД Украины №. 374 от 08.10.2007 г..

3.3. Дублирование первичных (заводских) или нанесение специальных индивидуальных идентификационных номеров ДТС (кузова, рамы, шасси) осуществляется уполномоченными МВД Украины специализированными учреждениями, которые имеют соответствующее сертифицированное оборудование для нанесения идентификационных номеров ДТС с определенным и утвержденным Стандартом МВД Украины, шрифтом.

3.4. Дублирующие знаки наносятся только на металлическую поверхность несущих составляющих (кузова, рамы, шасси) автомобиля в специально определенных доступных местах согласно Стандарту МВД Украины. Знаки должны четко определяться визуально (невооруженным глазом). Форма контуров знаков не должна допускать их двойного трактования.

3.5. В случае возникновения технических осложнений, которые делают невозможным нанесение идентификационного номера (кузова, рамы, шасси) на отдельных марках ДТС в местах, предусмотренных Стандартом МВД Украины, разрешается дублирование или нанесения маркировок на близлежащих поверхностях металла составных частей кузова, которые обеспечивают соблюдение требований по их четкому однотипному нанесению.

3.6. Научно-исследовательское Бюро судебных экспертиз "Сантодор» является автором (разработчиком) «Методики дублирования первичных (заводских) и нанесения присвоенных МВД Украины специальных индивидуальных идентификационных номеров ДТС».

После принятого специалистами сервисного центра МВД решения о невозможности определения символов номера кузова (шасси, рамы) из-за повреждения металла на поверхности номерной площадки проводится специальное исследование автомобиля на предмет установления подлинности его идентификационного номера. Исследование можно заказать в любом экспертном учреждении, а также в Бюро судебных экспертиз «Сантодор» или в его региональных представительствах. Важно, чтобы полученный вами документ соответствовал основным требованиям, предъявляемым Главным сервисным центром МВД Украины к таким документам.

Примечание: вывод исследования обязательно должен быть однозначным, например: «Идентификационным номером (номером кузова, шасси, рамы) автомобиля является номер и дальше полный установленный идентификационный номер, состоящий, как правило, из 17 знаков . Если выводы специалиста-исследователя не однозначные, а вероятностные, Главный сервисный центр МВД будет иметь достаточно оснований отказать заявителю в выдаче разрешения на дублирование номера.

При вашем обращении в Научно-исследовательское бюро «Сантодор» или в его региональные представительства наши специалисты проведут анализ собранных вами документов и, при необходимости, помогут правильно оформить их для передачи в Главный сервисный центр МВД для рассмотрения.

О выдаче разрешения на дублирование первичного или нанесение присвоенного Главным сервисным центром МВД специального индивидуального идентификационного номера транспортному средству вас извещают сотрудники Бюро, после чего вы согласовываете дату, время и место проведения дублирования или нанесения номера. По завершении этой процедуры сотрудники Бюро выдадут вам два пакета документов, один – для представления в сервисный центр, чтобы провести необходимые регистрационные операции, а другой – вам на хранение.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков