Дорожные знаки особых предписаний с пояснениями. Знаки дорожного движения: такие простые и такие сложные Знаки особых предписаний и их модификации

Дорожные знаки особых предписаний с пояснениями. Знаки дорожного движения: такие простые и такие сложные Знаки особых предписаний и их модификации

18.08.2023

Знаки особых предписаний – это особая группа, в которой находятся знаки, не вошедшие в другие.

Как правило, имеют квадратную или прямоугольную форму, выполнены на синем, реже на белом фоне. Они вводят или же отменяют особый режим движения, могут информировать водителя, запрещать или разрешать ему те или иные действия, объединяя в себе сразу несколько предписаний.

Например, не будь знака 5.1, в зоне действия которого запрещено движение пешеходов, велосипедов, задний ход и т. д., сколько запрещающих знаков пришлось бы устанавливать на всей протяженности автомагистрали.

Автомагистраль (5.1)

Это единственный знак зеленого цвета, и если где-то еще встретится зеленый цвет, он так или иначе будет иметь отношение к автомагистрали. Информирует водителя о начале движения по дороге со статусом автомагистрали. Самая скоростная дорога в Российской Федерации, разрешенная максимальная скорость на ней – 110 км/ч. В редких случаях 130 км/ч (при установке соответствующего знака).

На автомагистрали запрещается:

  • Движение пешеходов, велосипедистов и мопедов, а также иных транспортных средств, чьи технические характеристики, или разрешенная скорость не превышают 40 км/ч.
  • Движение грузовых автомобилей (массой свыше 3.5 тонн) дальше второй полосы.
  • Остановка вне зон, обозначенных знаками парковка (6.4) или место отдыха (7.11) .
  • Разворачиваться или въезжать в технологические разрывы разделительных полос. От этого пункта правил могут отступать только автомобили со спец. сигналами, а также с оранжевыми проблесковыми маячками (дорожные, коммунальные и другие службы).
  • Передвижение задним ходом.
  • Учебная езда.

Конец автомагистрали (5.2)

Указывает на окончание автомагистрали.

Дорога для автомобилей (5.3)

Все запреты, касающиеся знака 5.1, действуют и для знака дорога для автомобилей. Единственное отличие от автомагистрали – скоростной режим. Знак не снимает ограничение скорости, и если вы движетесь по дороге для автомобилей в черте города, максимально разрешенная скорость для вас будет 60 км/ч, если нет особых предписаний на этот счет. К примеру, МКАД — это дорога для автомобилей, и скорость движения по ней регламентируется установкой дополнительных знаков 100 км/ч.

Конец дороги для автомобилей (5.4)

Прекращает действие знака 5.3.

Дорога с односторонним движением (5.5)

Этим знаком обозначается дорога, движение по всей ширине которой осуществляется только в одном направлении. Стрелка короткая и толстая, не путать с круглым 4.1.1 (движение прямо) . Разрешено ехать прямо, повороты налево и направо, стоянка как с правой, так и с левой стороны проезжей части (при условии, что ширина дороги не менее 2-х полос). Грузовики с массой более 3.5 тонн могут останавливаться на левой стороне только для погрузки и выгрузки.

На односторонней дороге запрещен разворот.

Конец дороги с односторонним движением (5.6)

Сообщает о конце дороги с односторонним движением, обозначаемой знаком 5.5.

Выезд на дорогу с односторонним движением (5.7.1, 5.7.2)


Ставится перед всеми въездами на дорогу с односторонним движением, направление стрелки указывает в какую сторону осуществляется движение по этой дороге. Знак не запрещает пересекать такой перекресток, или совершать на нем разворот.

Запрещено поворачивать в противоположном стрелке направлении (под 5.7.1 налево, под 5.7.2 направо).

Реверсивное движение (5.8)

Оповещает водителя о начале участка дороги, на котором по определенным полосам направление движения может изменяться. Задача реверсивных полос проста – разгрузить движение там, где загруженность зависит от времени суток, или иных условий.

Реверсивные полосы обозначаются двойной прерывистой линией разметки. Регулируется движение по ним специальными реверсивными светофорами, имеющими 3 варианта работы:

  • зеленая стрелка (разрешает движение);
  • красный крестик (запрещает);
  • желтая стрелка направо (необходимо покинуть реверсивную полосу, поскольку она скоро закончится, или сменит направление на противоположное).

Если по какой-либо причине светофор не работает, правила предписывают немедленно покинуть полосу.

Конец реверсивного движения (5.9)

Конец дороги с полосой, меняющей направление.

Выезд на дорогу с реверсивным движением (5.10)

На всех пересечениях с дорогой, имеющей реверсивные полосы, устанавливается знак 5.10. При повороте налево на такую дорогу, в реверсивную поворачивать сразу нельзя.

Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств (5.11.1)

Знак сообщает о том, что встречное направление предназначено только для маршрутных ТС (автобусы, троллейбусы, трамваи), велосипедов и такси. Движение и остановка иных ТС в пределах этой полосы запрещены, нарушение приравнивается к движению по встречной.

Дорога с полосой для велосипедистов (5.11.2)

По полосе встречного движения имеют право двигаться только велосипеды и мопеды.

Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств (5.12.1)

Прекращает действие знака 5.11.1.

Конец дороги с полосой для велосипедистов (5.12.2)

Прекращается зона действия знака 5.11.2.

Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств (5.13.1, 5.13.2)


Устанавливается перед выездом на дорогу с полосой для маршрутных ТС, движение по которой осуществляется навстречу общему потоку. Поворот на таком перекрестке запрещен в направлении движения этой полосы, при этом не запрещен разворот.

Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов (5.13.3, 5.13.4)


Как и в предыдущем случае, устанавливается перед пересечением с дорогой, на которой есть полоса для велосипедистов и мопедистов. Знак 5.13.3 запрещает поворот налево, 5.13.4 – направо, разворот в обоих случаях разрешен.

Полоса для маршрутных транспортных средств (5.14)

Специальная полоса, выделенная для движения маршрутных транспортных средств, легковых такси, велосипедистов. Знак устанавливается непосредственно над ней, либо справа от дороги, и распространяет свое действие на крайнюю правую полосу.

Движение по этой полосе и остановка запрещены любым ТС кроме перечисленных. Однако, при повороте направо, мы должны повернуть именно в нее, но после этого сразу покинуть. Можно въезжать для посадки и высадки пассажира на остановках ТС, но не создавая им помех.

Конец полосы для маршрутных транспортных средств (5.14.1)

Прекращается зона действия знака 5.14.

Полоса для велосипедистов (5.14.2)

Выделенная полоса для велосипедов и мопедов. Иные ТС, включая маршрутные, двигаться по этой полосе не могут.

Конец полосы для велосипедистов (5.14.3)

Прекращает действия 5.14.2.

Направления движения по полосам (5.15.1)

На заметку: серия знаков особых предписаний 5.15 меняет привычные правила движения, когда направо можно повернуть только с крайнего правого положения, налево с левого. Следует помнить – если предписывающие знаки разрешают поворот налево с нескольких полос, разворот все равно можно совершать только с крайней левой.

5.15.1 показывает количество полос и направление движения по каждой из них. Может быть установлен справа от дороги при условии, что количество полос не превышает 2-х (в населенном пункте) и 3-х (вне населенного пункта), в противном случае знак висит над дорогой. Действие не распространяется на маршрутные транспортные средства.

5.15.1 и 5.15.2 имеют повышенный приоритет перед знаками серии 4.1.1 – 4.1.6 .

Направление движения по полосе (5.15.2)

Предписывают направление движения по определенной полосе. В отличие от предыдущей серии, которая может устанавливаться справа перед перекрестком, эти знаки вешаются непосредственно над той полосой, на которую распространяется их действие. Устанавливаются на таком расстоянии, чтобы водитель мог своевременно произвести перестроение.

Начало полосы (5.15.3, 5.15.4)

Оповещает водителя о начале дополнительной полосы (разгона, торможения или любой другой). В знак может быть встроен любой другой: ограничивающий минимальную или максимальную скорость по конкретной полосе, запрещающий движение тех или иных видов транспорта. Так, если в левую вписан знак 4.6 , а ТС не может продолжить движение с предписанной минимальной скоростью, водитель должен перестроиться направо.

5.15.4 сообщает о появлении средней полосы движения на трехполосной дороге в попутном направлении.

Конец полосы (5.15.5, 5.15,6)


Отменяют действие знаков 5.15.3 и 5.15.4 соответственно, оповещает водителя о том, что скоро дополнительная полоса закончится и необходимо подумать о перестроении.

Направление движения по полосам (5.15.7)

Указывает количество полос в том и другом направлении. В знак также могут быть дополнительно вписаны предписывающие или ограничивающие.

Число полос (5.15.8)

Указывает на количество полос и режимы движения по каждой из них. Требования знаков, вписанных в стрелки, обязательны к выполнению.

Место остановки автобуса и/или троллейбуса (5.16)

Устанавливаются на остановках общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, маршрутных такси), в местах посадки и высадки пассажиров. Остановка и стоянка ближе 15 метров от места установки знака запрещена. Исключение составляют вынужденная остановка или посадка и высадка пассажиров. Следует помнить, что водитель обязан уступить дорогу маршрутному ТС, отъезжающему от остановки в зоне действия знака.

Место остановки трамвая (5.17)

Указывает место расположения трамвайной остановки. Если она находится на середине проезжей части, водитель обязан пропустить вышедших из трамвая пассажиров.

Место стоянки такси (5.18)

Этим знаком обозначаются места стоянки для легковых такси.

Пешеходный переход (5.19.1, 5.19.2)


Обозначается место на проезжей части, где пешеходы имеют право переходить дорогу, а водители обязаны их пропустить. Если на переходе отсутствует разметка 1.14.1 или 1.14.2, то границей его считается расстояние от 5.19.1 (стоит справа) до 5.19.2 (стоит слева).

Водитель всегда должен быть предельно внимателен, проезжая пешеходный переход, поскольку столкновение автомобиля с человеком, даже на относительно небольшой скорости, чаще всего имеет очень серьезные последствия для последнего.

Искусственная неровность (5.20)

Обозначается граница искусственной неровности, в простонародье «лежачего полицейского». Если 1.17 стоит заранее , то этот ставится непосредственно перед «лежачим полицейским», по обе стороны проезжей части. Очень часто сопровождается ограничением скорости 3.24 .

Жилая зона (5.21)

Такой знак ставят в неочевидных местах, когда водителю может быть непонятно, что он въехал на дворовую территорию. В местах обозначенной знаком «жилая зона», действуют следующие правила дорожного движения. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество и могут перемещаться как по тротуарам, так и по всей ширине проезжей части. Максимально допустимая скорость 20 км/ч.

Запрещается:

  • сквозное движение и учебная езда;
  • стоянка с включенным двигателем;
  • стоянка грузовиков массой свыше 3.5 тонн, вне специально отведенных для этого зон. Это требование распространяется на все дворовые территории без исключения.

Выезжая из жилой зоны, водитель обязан уступить дорогу всем участникам дорожного движения.

Конец жилой зоны (5.22)

Этим знаком обозначаются все выезды из жилой зоны.

Начало населенного пункта (5.23.1, 5.23.2)


Сообщают водителю что он въезжает в населенный пункт, где вступают в силу все требования ППД по движению в населенном пункте. В первую очередь это:

  • ограничение скорости до 60 км/ч;
  • запрет на подачу звукового сигнала (кроме случаев, когда это необходимо для предотвращения ДТП);
  • необходимость пропускать маршрутные ТС отъезжающие от остановок;
  • возможность ехать по любой полосе движения (за городом, при свободной правой, необходимо двигаться по ней), и другие требования.

Конец населенного пункта (5.24.1, 5.24.2)


Прекращение действия знаков 5.23.1 и 5.23.2.

Начало населенного пункта (5.25)

Знак с синим фоном и белой надписью информирует водителя о том, что он въезжает в населенный пункт, но при этом требования ПДД по движению в населенном пункте в силу не вступают. Часто ставится на объездных дорогах, которые лишь самым краем цепляет город, а не проходят через него.

Конец населенного пункта (5.26)

Прекращение действия знака 5.25

Зона с ограничением стоянки (5.27)

Группа составных знаков особых предписаний, на которых написано слово зона. Главное и важное их отличие от иных –действие не снимается ничем, кроме знака конец зоны, и распространяется на обе стороны дороги. Не важно сколько перекрестков пересекает автомобиль и как меняет направление движения, пока нет знака конец зоны, предписание остается в силе.

5.27 обозначает территорию, на которой запрещена стоянка. В приведенном варианте она запрещена по обе стороны дороги с 7 утра до 7 вечера.

Конец зоны с ограничением стоянки (5.28)

Сообщает о конце зоны с ограничением стоянки.

Зона регулируемой стоянки (5.29)

Начало участка дороги или территории, на которой стоянка разрешена справа и слева, указанным способом. Перекрестки не прерывают действие предписания.

Конец зоны регулируемой стоянки (5.30)

Оповещает о конце участка дороги или территории, на которой стоянка разрешена указанным способом.

Зона с ограничением максимальной скорости (5.31)

Начало территории, на которой действует ограничение скорости. Благодаря этому знаку, нет необходимости на каждый перекресток устанавливать 3.24, предписание будет действовать до тех пор, пока водитель не проедет знак 5.32.

Конец зоны с ограничением максимальной скорости (5.32)

В этом месте прекращается зона действия ограничения максимальной скорости.

Пешеходная зона (5.33)

Обозначается территория, по которой разрешается движение только пешеходов, а при определенных условиях и велосипедистов. Полностью соответствует условиям знака 4.5.1 (пешеходная дорожка) , но прекращает свое действие только после 5.34.

Конец пешеходной зоны (5.34)

Информирует об окончании действия знака пешеходная зона.

Видео

Знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения.

5.1 "Автомагистраль"

Дорога, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения по автомагистралям. Данная дорога является наиболее скоростной.

Знак 5.1 устанавливается в начале автомагистрали, а также после въездов на нее.

На автомагистрали запрещается:
1. Движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, и иных механических ТС, разрешенная скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч.
2. Движение грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых более 3,5 т, далее 2-й полосы.
3. Остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» или 7.11 «Место отдыха».
4. Разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы. Будьте осторожны в этих местах, от этого пункта могут отступать ТС со спец. сигналами, а также оборудованные проблесковым маячком оранжевого цвета (дорожные, коммунальные и др. машины).
5. Движение задним ходом.
6. Учебная езда.

5.2 "Конец автомагистрали"

Указывает конец автомагистрали, обозначенной знаком 5.1 .

Устанавливается в конце автомагистрали и в начале съездов с нее.

5.3 "Дорога для автомобилей"

Дорога, предназначенная для движения только автомобилей, автобусов и мотоциклов.

На данную дорогу распространяются все требования раздела ПДД "Движение по автомагистралям ". Что запрещено на дорогах, обозначенных знаком 5.1 , запрещено и на дорогах, обозначенных знаком 5.3.
Перед боковыми въездами на дорогу, обозначенную знаком 5.3, устанавливается знак 5.3 с одной из табличек 8.3.1 , 8.3.2 , 8.3.3 «Направления действия».

5.4 "Конец дороги для автомобилей"

Указывает конец дороги, обозначенной знаком 5.3 "Дорога для автомобилей".

5.5 "Дорога с односторонним движением"

Дорога или проезжая часть, по которой движение механических транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении.

5.14.1 "Конец полосы для маршрутных транспортных средств"

5.14.2 "Полоса для велосипедистов"

Действие знаков 5.14 - 5.14.3 распространяется на полосу, над которой они расположены. Действие знаков, установленных справа от дороги, распространяется на правую полосу.

5.14.3 "Конец полосы для велосипедистов"

Действие знаков 5.14 - 5.14.3 распространяется на полосу, над которой они расположены. Действие знаков, установленных справа от дороги, распространяется на правую полосу.

5.15.1 "Направления движения по полосам"

Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.


2. Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот с этой полосы.

Правилами разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным на одном уровне с проезжей частью. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, то движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Разрешенные направления движения по полосе.

1. Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2,
установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.
2. Знаки 5.15.1 и 5.15.2 , разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот с этой полосы.

Правилами разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным на одном уровне с проезжей частью. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

5.15.3 "Начало полосы"

Начало дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения (например, на автомагистрали перед организованной стоянкой). Если на знаке, установленном перед дополнительной полосой, изображен знак 4.6 "Ограничение минимальной скорости", то водитель транспортного средства, которое не может продолжать движение по основной полосе с указанной и большей скоростью, должен перестроиться на полосу, расположенную справа от него.

5.15.8 "Число полос"

Указывает число полос движения и режимы движения по полосам. Водитель обязан выполнять требования знаков, нанесенных на стрелки.

5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса"

Место остановки автобуса и (или) троллейбуса, движущихся по установленным маршрутам, а также маршрутного такси.

Остановка и стоянка запрещается ближе 15 м от мест остановки маршрутных ТС, обозначенных разметкой 1.17 , а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств.

5.17 "Место остановки трамвая"

5.18 "Место стоянки легковых такси"

5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход"

При отсутствии на переходе разметки 1.14.1 или 1.14.2 знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 - слева от дороги на дальней границе перехода.

При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

5.20 "Искусственная неровность"

Обозначает границы искусственной неровности.

Знак устанавливается на ближайшей границе искусственной неровности относительно приближающихся транспортных средств.

5.21 "Жилая зона"

Территория, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие

До 2006 года знаки особых предписаний и информационные знаки входили в одну группу и носили название информационно-указательных. Теперь они разделены в соответствии со своим назначением. Внешне практически все знаки выполнены в форме квадрата или прямоугольника и содержат белое изображение на синем фоне. Сочетания цветов на других знаков служат источником дополнительной информации об особенностях движения.

Знаки особых предписаний

5.1. Автомагистраль.
5.2. Конец автомагистрали.

Автомагистралью называют благоустроенную дорогу, предназначенную для беспрепятственного высокоскоростного движения. По такой дороге можно двигаться с более высокой скоростью. Въезд на автомагистраль обозначают знаком 5.1., а выезд с нее – знаком 5.2.



5.3. Дорога для автомобилей.
5.4. Конец дороги для автомобилей.

Дорога для автомобилей несколько уступает по степени благоустройства автомагистрали. Кроме скоростного режима на ней действуют те же специальные правила движения, что и на автомагистрали.

Большинство дорог России не обозначается знаками 5.1. или 5.3.


5.5. Дорога с односторонним движением.
5.6. Конец дороги с односторонним движением.

На дороге с односторонним движением отсутствуют встречные транспортные средства. Знак 5.6. всегда ставится перед перекрестком. Миновав его, водитель въезжает на участок дороги с двусторонним движением. По умолчанию считается, что дорога, на которой отсутствует знак 5.5. является дорогой с двусторонним движением.


5.7.1., 5.7.2. Выезд на дорогу с односторонним движением.

Знаки помогают водителю сориентироваться перед выездом на дорогу с односторонним движением и указывают направление движения по ней. Они не являются предписывающими и не обязывают двигаться в направлении стрелки. Исходя из собственных нужд, водитель может проехать перекресток по прямой траектории или развернуться. Таким образом, на стандартном перекрестке знаки «Выезд на дорогу с односторонним движением» позволяют ехать в трех направлениях из четырех возможных.




5.8. Реверсивное движение.
5.9. Конец реверсивного движения.

При реверсивном движении одни и те же средние полосы проезжей части могут использоваться для езды как в прямом, так и обратном направлении. Направление движения зависит от интенсивности транспортного потока. Таким образом, повышается пропускная способность дороги и сокращается количество пробок и заторов. Реверсивные полосы обозначаются при помощи дорожной разметки и специальных светофоров. Именно они разрешают или запрещают движение в действующий момент времени в определенном направлении по реверсивной полосе.

Знаками 5.8. и 5.9. обозначаются границы участка, на котором возможно реверсивное движение. В конкретной обстановке следует руководствоваться, прежде всего, сигналами светофоров, а не знаками.


5.10. Выезд на дорогу с реверсивным движением.

Правила поворота на дорогу с реверсивным движением отличаются от обычных правил поворота. Их основная цель – исключить ситуацию, когда водитель может оказаться на реверсивной полосе в то время, как движение по ней идет во встречном направлении. Знак 5.10. запрещает проезд в прямом направлении и разворот на перекрестке.


5.11.1. Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств.

Знак обозначает дорогу с односторонним движением, по которой проложен маршрут автобуса или троллейбуса. Для возвращения общественных ТС к начальной точке маршрута выделяется отдельная полоса у левого края проезжей части. Обычные ТС не должны занимать эту полосу. По остальным полосам двигаться можно только в одном направлении.


5.11.2. Дорога с полосой для движения велосипедистов.

По такой полосе для велосипедистов можно двигаться мопедам, в отличии от велосипедной и велопешеходной дорожек, изолированных от дороги.

5.12.1. Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств.
5.12.2. Конец дороги с полосой для велосипедистов.

Эти знаки устанавливаются перед перекрестком и действуют аналогично знаку «Конец дороги с односторонним движением».

5.13.1., 5.13.2. Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств.

Эти знаки устанавливаются перед перекрестком. Они не запрещают движение прямо или разворот. Попорот же следует выполнять в направлении той стрелки на знаке, которая не имеет отношения к автобусу. Если Вы – не водитель общественного ТС, легкового такси или велосипеда, то этот знак для Вас равносилен знаку «Выезд на дорогу с односторонним движением».

5.13.3., 5.13.4. Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов.

Знаки разрешают велосипедистам и водителям мопедов двигаться во всех четырех направлениях. Остальные ТС могут двигаться только прямо, обратно и в направлении, указанном на знаке общей стрелкой.


5.14. Полоса для маршрутных транспортных средств.
5.14.1. Конец полосы для маршрутных транспортных средств.

Знаки также обозначают наличие полосы для движения общественных ТС на определенном участке дороги. Главное отличие заключается в том, что полоса предназначена для попутного движения автобусов, троллейбусов, велосипедов и такси.


5.14.2. Полоса для велосипедистов.
5.14.3. Конец полосы для велосипедистов.

Такая полоса предназначена для движения исключительно для движения велосипедов и мопедов в направлении попутном общему потоку ТС.



5.15.1. Направления движения по полосам.
5.15.2. Направления движения по полосе.

Эти знаки устанавливаются только на многополосной дороге вблизи перекрестков. Они располагаются над проезжей частью и помогают водителю заранее сориентироваться и выбрать нужную полосу для дальнейшего движения (прямо, направо или налево). Стрелка влево разрешает разворот при условии, что она указывает на крайнюю левую полосу. С остальных полос даже при наличии левых стрелок разворачиваться запрещено. Маршрутные ТС могут отступить от требований знаков 5.15.1. и 5.15.2. в целях обеспечения безопасности движения.


5.15.3. Начало полосы.

5.15.4. Начало полосы.

Дополнительная полоса справа обычно образуется за счет расширения дороги, слева – за счет перераспределения движения по средней полосе между попутным и встречным направлениями.


5.15.5., 5.15.6. Конец полосы.

5.15.7. Направление движения по полосам.

Этот знак устанавливается не перед перекрестком, а на перегоне, на участке дороги вне перекрестка. Стрелки служат для распределения полос проезжей части между встречным и попутным потоками ТС в условиях, когда дорожная разметка плохо видна под слоем грязи или снега.


5.15.8. Число полос.

Знак предназначен для упорядочения движения на многополосной дороге. При интенсивном движении ТС, едущие с малой скоростью, должны занимать правые полосы проезжей части, а ТС, двигающиеся в более высокой скоростью, должны находиться в левых полосах. В том случае, если на стрелках знаков «Начало полосы», «Направление движения по полосам» и «Число полос» присутствует уменьшенное изображение запрещающего или предписывающего знака, водителю, едущему по этой полосе, следует исполнять его требования.



5.16. Место остановки автобуса и (или) троллейбуса.
5.17. Место остановки трамвая.
5.18. Место стоянки легковых такси.

В местах, обозначенных знаками, действуют определенные ограничения, вызванные повышенной вероятностью выхода людей на проезжую часть, а также угрозой столкновения, создаваемой отъезжающими от остановок общественными ТС. Именно поэтому все остальные водители должны соблюдать необходимые меры предосторожности. Соответственно, знаки 5.16.-5.18. нужны не только тем, кто пользуется общественным транспортом.


5.19.1., 5.19.2. Пешеходный переход.

Знаки указывают границы нерегулируемого пешеходного перехода и устанавливаются на противоположных сторонах дороги со смещением. Дорожная разметка «зебра» наносится между ними. Если «зебры» нет, водители должны руководствоваться знаками.




5.20. Искусственная неровность.

Знак сообщает водителю о месте, где находится «лежачий полицейский».


5.21. Жилая зона.
5.22. Конец жилой зоны.

Жилая зона – это, по сути, любая дворовая или внутриквартальная территория. В любых дворах, даже не отмеченных знаками 5.21. и 5.22., водитель должен соблюдать соответствующие правила движения.



5.23.1., 5.23.2. Начало населенного пункта.
5.24.1., 5.24.2. Конец населенного пункта.


5.25. Начало населенного пункта.
5.26. Конец населенного пункта.

Знаки, обозначающие населенные пункты, вводят или отменяют определенные требования для населенных пунктов или загородных дорог. Сразу после проезда знаков 5.23.1. и 5.23.2. вступают в силу правила ПДД, касающиеся населенных пунктов, в том числе ограничение скорости, запрет на подачу звуковых сигналов. Эти требования отменяют знаки 5.24.1. и 5.24.2. Знак 5.25. только информирует о названии населенного пункта, который обычно расположен в стороне от дороги, и оставляет в силе требования ПДД для загородных дорог. Водителю при этом не следует терять бдительности и самостоятельно оценить необходимость принятия нужных мер для безопасного проезда такого участка дороги. Места установки знаков «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» могут не совпадать с географическими границами города или поселка.


5.27. Зона с ограничением стоянки.
5.28. Конец зоны с ограничением стоянки.

5.29. Зона регулируемой стоянки.
5.30. Конец зоны регулируемой стоянки.

5.31. Зона с ограничением максимальной скорости.
5.32. Конец зоны с ограничением максимальной скорости.

5.33. Пешеходная зона.
5.34. Конец пешеходной зоны.

Перечисленные знаки действуют на определенном участке дороги до ближайшего перекрестка. Для продления введенного ограничения устанавливаются повторные знаки. В случаях, когда тот или иной порядок движения необходимо распространить на территорию, включающую в себя соседние улицы, прилегающие дворы и внутриквартальные проезды, все ее въезды обозначают знаками, указывающими на начало зоны ограничения, а выезды – знаками, указывающими на конец такой зоны. В такой ситуации требования знака действуют в любой точке обозначенной зоны, и их не может отменить ни перекресток, ни конец населенного пункта, ни другой ориентир.


Информационные знаки

Такие знаки, как правило, не диктуют водителю особых требований, а только помогают ориентироваться на дороге. Однако, некоторые из них имеют определенные особенности, которыми нельзя пренебрегать.


6.1. Общие ограничения максимальной скорости.

Знак устанавливают на таможенных контрольно-пропускных пунктах при въезде в Россию с целью информирования въезжающих иностранных граждан о действующем в стране скоростном режиме.


6.2. Рекомендуемая скорость.

Знак отличается от запрещающего аналога 3.24. и предписывающего 4.6. – он не дает строгих указаний. Водитель может ехать как с большей, так и с меньшей скоростью, руководствуясь при этом дорожной обстановкой, погодными условиями, техническим состоянием ТС. Однако выбранная скорость должна обеспечивать безопасность дорожного движения. Зона действия знака распространяется до ближайшего перекрестка или до конца опасного участка в случае установки вместе с предупреждающим знаком.


6.3.1. Место для разворота.
6.3.2. Зона для разворота.

Знаки указывают место на дороге, где при необходимости можно совершить разворот. В месте для разворота помещается только один автомобиль, в зоне их может быть несколько. В последнем случае маневр следует выполнять аккуратно во избежание столкновения с другими ТС.

В местах, обозначенных знаками 6.3.1. и 6.3.2. поворот налево всегда запрещен. Причина проста. Знаки устанавливаются на многополосных дорогах вне перекрестков. При выполнении разворота водитель оказывается на крайне левой полосе и не мешает тем, кто едет по другим полосам. При повороте налево ему приходится пересекать все полосы, создавая опасность бокового столкновения.


6.4. Парковка (парковочное место).

Знак может быть дополнен табличкой, регламентирующей способ или особенности парковки. Поставить автомобиль на стоянку можно в любом месте, не запрещенном Правилами, даже если там отсутствует знак 6.4.


6.5. Полоса аварийной остановки.

Знак устанавливается на крутых спусках перед съездом в специальную «ловушку», которая представляет собой поднимающееся в гору ответвление от основной дороги. При отказе тормозов водитель может направить автомобиль в «ловушку», в которой скорость будет снижена за счет подъема. Таким образом, можно избежать аварийных ситуаций. Знак «Полоса аварийной остановки» устанавливается в начале спуска с табличкой «Расстояние до объекта» .


6.6. Подземный пешеходный переход.
6.7. Надземный пешеходный переход.

Несмотря на наличие пешеходного перехода водителю все равно необходимо быть предельно внимательным и осторожным. Даже при нарушении Правил ПДД пешеходом с водителя не снимается ответственность за ДТП, если у него была возможность его предотвратить.



6.8.1.- 6.8.3. Тупик.

Такие знаки устанавливаются на перекрестке при условии отсутствия сквозного проезда по одному из направлений движения. При этом водитель может двигаться в направлении тупика.




6.9.1. Предварительный указатель направлений.

6.9.2. Предварительный указатель направления.


6.10.1. Указатель направлений.

6.10.2. Указатель направления.

6.11. Наименование объекта.

6.12. Указатель расстояний.

Все эти знаки выполнены в крупном размере и призваны сообщать водителю необходимые в пути сведения. Знаки с зеленым фоном относятся к автомагистралям, с синим – к другим загородным дорогам, с белым – к населенным пунктам.


6.9.3. Схема движения.

Знаки показывают как правильно выехать в нужном направлении в ситуации, когда на транспортной развязке или перекрестке со сложной схемой движения запрещены повороты.


6.13. Километровый знак.

Километровые знаки имеют синий фон при установке на загородных дорогах, зеленый – на автомагистралях. Они являются лучшим ориентиром на загородных дорогах для сотрудников оперативных и других служб в случае возникновения нештатной ситуации, чрезвычайного происшествия или ДТП.


6.14.1. Номер маршрута.

6.14.2. Номер маршрута.

У любой дороги, нанесенной на карту, есть свой номер. Он начинается с буквы и заканчивается числом. Знак 6.14.2. устанавливается перед развязкой или поворотом. Он указывает направление, в котором следует ехать, чтобы попасть на дорогу с указанным номером. Знак 6.14.1. без стрелки сообщает о том, что Вы находитесь на этой дороге.


6.15.1.-6.15.3. Направление движения для грузовых автомобилей.
6.16. Стоп-линия.

Перед стоп-линией необходимо остановиться при наличии запрещающего сигнала светофора (или регулировщика) или знака «Движение без остановки запрещено». Стоп-линия обозначается или дорожной разметкой или непосредственно знаком. Последний используется только со светофорами и устанавливается на одной опоре с ним. Разметка и знак могут использоваться одновременно. Проезд при запрещающем сигнале светофора за стоп-линию – это нарушение ПДД, карающееся штрафом в размере 800 рублей (ст. 12.12.2 КоАП РФ).


6.17. Схема объезда.

6.18.1.-6.18.3. Направление объезда.

Знаки с черным изображением на желтом фоне – временные. Они устанавливаются перед перекрытым в связи с дорожными работами или проведением каких-либо мероприятий участком дороги.


6.19.1., 6.19.2. Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть.

Такие знаки используются только на дорогах с разделительной полосой. Последняя изображается на знаке при помощи толстой черной линии. При возникновении необходимости перекрытия одной из проезжих частей движение осуществляется по оставшейся проезжей части в обе стороны. Перестроение на нее и возврат обратно производится в разрывах разделительной полосы. Перед ними и устанавливаются знаки.



6.20.1., 6.20.2. Аварийный выход.

6.21.1., 6.21.2. Направление движения к аварийному выходу.

Знаки устанавливаются в тоннелях на случай эвакуации.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.12, часть 2

Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей.

продолжить чтение

Категории транспортных средств:

К категории «В» относятся легковые автомобили и небольшие грузовики, имеющие РММ до 3,5 тонны включительно, а в категорию «С» попадают грузовики с РММ более 3,5 тонны. Условную границу можно провести по автомобилям марки «Газель» – имея РММ 3,5 тонны, они относятся к категории «В», а всё, что крупнее «Газели» – к категории «С». Грузовики категории «В» во всех пунктах ПДД (за исключением двух случаев, о которых мы будем говорить отдельно) приравниваются к легковым автомобилям, а значит, водительское удостоверение категории «В» позволяет управлять такими транспортными средствами.

продолжить чтение

Сложно представить себе жизнь автолюбителя без дорожных знаков. Они – обязательный элемент организации дорожного движения.А тема знаки дорожного движения является весьма актуальной транспортных средств.

Попробуем и мы разобраться в наиболее сложных вопросах, связанных с дорожными знаками.

Достоинства и преимущества

Дорожные знаки – это одно из самых популярных и удобных средств регулирования дорожного движения в мире (вообще) и России (в частности). Что придает им особую ценность и значимость?

Во-первых, ДЗ очень представительны , и их большое количество дает возможность организаторам дорожного движения использовать их для достижения самых разнообразных целей (о чем-то предупредить, что-то запретить или предписать, проинформировать и пр.).

Во-вторых, они достаточно наглядны . Как правило, несложно догадаться о требованиях, выдвигаемых знаками, ибо каждый из них представляет собой некую – понятную всем – символику.

В-третьих, ДЗ – это не особо затратный способ организации движения . По сравнению с разметкой, светофорами и регулировщиками, процедура установки знака очень экономична.

В-четвертых, это стабильный регулятор движения . Если зимой разметка может быть занесена снегом, что делает ее трудноразличимой, то дорожные знаки не имеют такого недостатка. Светофор, в свою очередь, требует обязательного энергоснабжения, которое может нарушаться (или не везде возможно).

В-пятых, это самое долговечное средство регулирования . Если разметка имеет обыкновение изнашиваться и становиться неразличимой, если светофор требует постоянного сервисного обслуживания, если не может работать без отдыха, то дорожные знаки будут функционировать очень долго.

Указанные достоинства свидетельствуют об особом статусе дорожных знаков в практике регулирования дорожного движения.

Группы знаков дорожного движения

Исключительно для удобства и максимально четкого понимания водителями принципов установки и действия, все дорожные знаки подразделяются на 8 основных групп:

  1. Особых предписаний.
  2. Информационные.
  3. Сервиса.
  4. Дополнительной информации (или таблички).

И каждая группа знаков выполняет строго определенные функции в области регулирования дорожного движения.

Краткая характеристика

Предупреждающие знаки выполняют функцию информирования водителей о том, что они приближаются к опасному участку дороги. При этом характер опасности отражает символика самого знака.

Как правило, предупреждающие знаки ни к чему водителя не обязывают, но обосновывают необходимость проявить внимательность и осторожность. Именно поэтому практически все предупреждающие знаки устанавливаются предварительно – на некотором расстоянии до начала опасного участка дороги.

2. Знаки приоритета

Эта группа знаков невероятно важна. Они указывают на очередность проезда нерегулируемых перекрестков, пересечений, а также узких участков дороги, где затруднен или невозможен встречный разъезд.

Как показывает практика, игнорирование данных знаков является одной из наиболее распространенных причин . Именно поэтому знание требований, которые предъявляют знаки к водителю, а также неукоснительное соблюдение их требований – это залог безаварийной езды.

Одни из самых коварных и трудно усваиваемых знаков. А все потому, что запрещающих знаков много. А еще они имеют большое количество исключений из общих правил.

Цель запрещающих знаков – ограничить или исключить движение определенных участников, ввести ограничения на направление движения, скорость, выполнение ряда маневров и пр. И в редких случаях – отменить ранее введенные запреты.

Запрещающие знаки очень важны для обеспечения безопасности движения. Именно поэтому любое нарушение их требований карается нормами административного права РФ.

Предписывающие знаки предназначены для введения или отмены режимов движения (скорости, направления и пр.)

Данная группа дорожных знаков, предписывая некий режим движения, начинает походить на действие запрещающие знаков. И это действительно так. Но только с одной поправкой: запрещающие знаки вводят негативный (запретительный) режим регулирования, а предписывающий – позитивный. Иными словами, предписывающие знаки отвечают на вопрос: «Что должен сделать водитель?».

Близость этих знаков к запрещающим делает их очень важными в деле организации дорожного движения и безопасности на дороге.

Указанные знаки очень близки к знакам предписывающим. Еще бы, у них даже в названии присутствуют однокоренные слова: «предписывающие», «предписаний». Да и назначение их — тоже родственны: знаки особых предписаний применяются для введения особых режимов движения или отмены таких режимов.

Не зря раньше и предписывающие знаки, и знаки особых предписаний входили в единую группу указательных знаков. Отличие же их состоит в том, что предписывающие знаки вводят какое-то одно требование, а интересующая нас группа – сразу несколько предписаний. Это делает знаки особых предписаний актуальным средством регулирования дорожного движения.

Основное назначение информационных знаков (судя даже по названию группы) – это информирование участников дорожного движения о расположении различных объектов (преимущественно населенных пунктов) и расстояниях до них. Кроме того, эта весьма обширная группа знаков выполняет и функции извещения об установленных режимах движения.

Как правило, водители попросту игнорируют информационные знаки, считая их несерьезными. И очень даже зря! Во-первых, есть среди них и весьма коварные, которые не только информируют, но и вводят запретительный режим регулирования. Во-вторых, информация никогда не бывает лишней.

Хотя, справедливости ради, следует сказать, что по сравнению с запрещающими и предписывающими знаками, знаками приоритета и особых предписаний, указанная группа очень даже безобидна.

Эта самая благородная группа знаков. Знаки сервиса извещают водителя о приближении или расположении в пределах дороги важных объектов дорожной и прочей инфраструктуры: больниц, гостиниц, мест отдыха, станций техобслуживания и прочих объектов.

С точки зрения требований, предъявляемых к водителям, знаки сервиса – самая безобидная группа. Они вообще ничего не требуют от водителя, а посему – не могут стать причиной его наказания.

Несмотря на уничижительное название – «таблички», — данные знаки являются очень важными в системе дорожного движения. Их цель – дополнить, уточнить, огранить действия других дорожных знаков.

Знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения.

5.1 "Автомагистраль". Дорога, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения по автомагистралям.

5.2 "Конец автомагистрали".

5.3 "Дорога для автомобилей". Дорога, предназначенная для движения только автомобилей, автобусов и мотоциклов.

5.4 "Конец дороги для автомобилей".

5.5 "Дорога с односторонним движением". Дорога или проезжая часть, по которой движение механических транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении.

5.6 "Конец дороги с односторонним движением".

5.7.1, 5.7.2 "Выезд на дорогу с односторонним движением". Выезд на дорогу или проезжую часть с односторонним движением.

5.8 "Реверсивное движение". Начало участка дороги, на котором на одной или нескольких полосах направление движения может изменяться на противоположное.

5.9 "Конец реверсивного движения".

5.10 "Выезд на дорогу с реверсивным движением".

5.11.1 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств". Дорога, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств".

5.11.2 "Дорога с полосой для велосипедистов". Дорога, по которой движение велосипедистов и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

5.12.1 "Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств".

5.12.2 "Конец дороги с полосой для велосипедистов". Дорожный знак представляет собой дорожный знак 5.11.2, изображение которого перечеркнуто диагональной красной полосой из левого нижнего угла в правый верхний угол знака.

5.13.1, 5.13.2 "Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств".

5.13.3, 5.13.4 "Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов".

5.14 "Полоса для маршрутных транспортных средств". Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

5.14.1 "Конец полосы для маршрутных транспортных средств".

5.14.2 "Полоса для велосипедистов".

5.14.3 "Конец полосы для велосипедистов".

Действие знаков 5.14 - 5.14.3 распространяется на полосу, над которой они расположены. Действие знаков, установленных справа от дороги, распространяется на правую полосу.

5.15.1 "Направления движения по полосам". Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.

Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.

5.15.3 "Начало полосы". Начало дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения.

Если на знаке, установленном перед дополнительной полосой, изображен знак (знаки) 4.6 "Ограничение минимальной скорости", то водитель транспортного средства, который не может продолжать движение по основной полосе с указанной или большей скоростью, должен перестроиться на полосу, расположенную справа от него.

5.15.4 "Начало полосы". Начало участка средней полосы трехполосной дороги, предназначенного для движения в данном направлении. Если на знаке 5.15.4 изображен знак, запрещающий движение каким-либо транспортным средствам, то движение этих транспортных средств по соответствующей полосе запрещается.

5.15.5 "Конец полосы". Конец дополнительной полосы на подъеме или полосы разгона.

5.15.6 "Конец полосы". Конец участка средней полосы на трехполосной дороге, предназначенного для движения в данном направлении.

5.15.7 "Направление движения по полосам".

Если на знаке 5.15.7 изображен знак, запрещающий движение каким-либо транспортным средствам, то движение этих транспортных средств по соответствующей полосе запрещается.

Знаки 5.15.7 с соответствующим числом стрелок могут применяться на дорогах с четырьмя и более полосами.

5.15.8 "Число полос". Указывает число полос движения и режимы движения по полосам. Водитель обязан выполнять требования знаков, нанесенных на стрелки.

5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса".

5.17 "Место остановки трамвая".

5.18 "Место стоянки легковых такси".

5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход".

При отсутствии на переходе разметки 1.14.1 или 1.14.2 знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 - слева от дороги на дальней границе перехода.

5.20 "Искусственная неровность". Обозначает границы искусственной неровности.

Знак устанавливается на ближайшей границе искусственной неровности относительно приближающихся транспортных средств.

5.21 "Жилая зона". Территория, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в жилой зоне.

5.22 "Конец жилой зоны".

5.23.1, 5.23.2 "Начало населенного пункта". Начало населенного пункта, в котором действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

5.24.1, 5.24.2 "Конец населенного пункта". Место, с которого на данной дороге утрачивают силу требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

5.25 "Начало населенного пункта". Начало населенного пункта, в котором на данной дороге не действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

5.26 "Конец населенного пункта". Конец населенного пункта, обозначенного знаком 5.25.

5.27 "Зона с ограничением стоянки". Место, с которого начинается территория (участок дороги), где стоянка запрещена.

5.28 "Конец зоны с ограничением стоянки".

5.29 "Зона регулируемой стоянки". Место, с которого начинается территория (участок дороги), где стоянка разрешена и регулируется с помощью табличек и разметки.

5.30 "Конец зоны регулируемой стоянки".

5.31 "Зона с ограничением максимальной скорости". Место, с которого начинается территория (участок дороги), где ограничена максимальная скорость движения.

5.32 "Конец зоны с ограничением максимальной скорости".

5.33 "Пешеходная зона". Место, с которого начинается территория (участок дороги), на которой разрешено движение пешеходов, и в случаях, установленных пунктами 24.2 - 24.4 настоящих Правил, велосипедистов.

5.34 "Конец пешеходной зоны".

5.35 "Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств". Место, с которого начинается территория (участок дороги), где запрещено движение механических транспортных средств:

Абз. 3 п. 5.35 вступает в силу с 01.07.2021 года.

5.36 "Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей". Место, с которого начинается территория (участок дороги), где запрещено движение грузовых автомобилей, тракторов и самоходных машин:

экологический класс которых, указанный в регистрационных документах на эти транспортные средства, ниже экологического класса, указанного на знаке;

Абз. 3 п. 5.36 вступает в силу с 01.07.2021 года.

экологический класс которых не указан в регистрационных документах на эти транспортные средства.

Действие знаков 5.35 и 5.36 не распространяется на механические транспортные средства Вооруженных Сил Российской Федерации, полиции, аварийно-спасательных служб и формирований, пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети и механические транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне.

5.37 "Конец зоны с ограничением экологического класса механических транспортных средств".

5.38 "Конец зоны с ограничением экологического класса грузовых автомобилей".



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков