Диагностический разъем OBD2: распиновка, где он находится, как его подключить и расшифровать коды ошибок. Что такое OBD-II диагностика Доступ к информации и ее обработка

Диагностический разъем OBD2: распиновка, где он находится, как его подключить и расшифровать коды ошибок. Что такое OBD-II диагностика Доступ к информации и ее обработка

18.10.2015 (показов - 6122)

OBD или не OBD , вот в чем вопрос

OBD (On Board Diagnostic) - наиболее близкий перевод "самодиагностика". Как видим определение очень расплывчатое и под этим термином можно понимать, что существует некий механизм, рассказывающий о неких неприятностях в работе автомобиля. Часто под термином OBD понимают совершенно различные вещи. Рядовой автолюбитель обычно считает, что это индикатор ошибок, которые были зафиксированы в его автомобиле, о чем сигнализирует лампочка "Check Engine" и требуется считать эти ошибки через разъем диагностики с привлечением диагностического оборудования. Далее продвинутый пользователь покупает недорогой адаптер типа ELM и торжественно докладывает восхищенным друзьям, что он успешно прочитал ошибки из машины и теперь он царь и бог диагностики. Как ни странно, это почти правильно, но это очень упрощенный подход. Попробуем разобраться в деталях, а именно в них обычно скрыт дьявол, как утверждают классики.

Немного истории. С появлением микропроцессорных систем управления двигателями, появилась возможность нагрузить процессор еще одной задачкой, а именно следить за состоянием датчиков и механизмов изнутри системы управления и сообщать по запросу об их состоянии. Первым диагностическим тестером была канцелярская скрепка, которая замыкала контакты на ЭБУ двигателя, а первым дисплеем диагностики была лампочка, по числу морганий которой можно было судить о сообщениях выдаваемых ЭБУ. Каждый производитель занимался своей системой и в этой области до поры до времени царила полная анархия. Однако этот разброд и шатания прервало американское агентство по контролю загрязнения окружающей среды EPA (Environmental Protection Agency). С его подачи был разработан стандарт, который ограничивал состав и количество вредных элементов в выхлопных газах, а следовательно прямо влиял на работу моторов и качество процессов сгорания топливно-воздушной смеси. Именно этот стандарт был назван OBD-2 и оформлен в виде серии документов SAE и ISO 15031.

  • ISO 15031-2 (SAE J-1930) - наводит порядок в терминах и определениях в этой сфере
  • ISO 15031-3 (SAE J-1962) - определяет 16 контактный диагностический разъем как стандарт.
  • ISO 15031-4 (SAE J-1978) - требования к внешнему испытательному оборудованию
  • ISO 15031-5 (SAE J-1979) - описание служб (сервисов) самодиагностики
  • ISO 15031-6 (SAE J-2012) - классификация и определение кодов ошибок при диагностике

Детально пересказывать содержание этих документов в этой статье задача не ставиться. Будем считать, что пытливый читатель сам способен ознакомиться с ними. Но сделаем некоторые выводы, которые следуют из этого стандарта.

  1. OBD -2 стандарт имеет экологическую направленность и описывает процесс контроля за работой силовой установки (мотор + трансмиссия) только с стороны контроля за выхлопом. Системы силовой установки не относящиеся к экологии стандартом
  2. Кроме силовой установки в современном автомобиле есть еще десятки электронных блоков, доступ к которым средствами OBD-2 невозможен.
  3. Нет возможности проводить различные технологические процедуры (калибровки, замена блоков и их адаптация)
Таким образом для профессиональной диагностики и обслуживания автомобилей OBD-2 приборы непригодны. С их помощью можно поверхностно оценить проблемы с силовой установкой и не более того. Для работы с бортовыми сетями автомобилей нужно использовать устройства, в которых реализованы протоколы диагностики от автопроизводителей.

Однако устройства на основе OBD-2 получили большое распространение в среде рядовых автолюбителей. Причины такой популярности кроются в следующем. Такие устройства очень дешевы по сравнению с профессиональной аппаратурой и они покрывают большое количество разнотипных автомобилей. Поэтому гаражные умельцы, которые не привязаны к конкретному бренду, очень любят такие приборы. По их показаниям можно действительно определить основное направление проблемы с двигателем, но провести точную диагностику неисправности как правило не получается.

Различные приборы диагностики и обслуживания от автопроизводителей не являются OBD-2 устройствами, хотя и могут поддерживать этот режим как дополнение в основному фирменному стандарту.

Автопроизводители поставлены в условия, когда в своих системах они вынуждены поддерживать OBD2 и свой собственный внутрифирменный протокол обмена данными в бортовых сетях. Это привело к тому что части OBD2 используются в фирменных протоколах. Это в первую очередь относится к стандартизированному DLC (Diagnostic Link Connector) разъему и к системе классификации ошибок. Такая ситуация создает иллюзию совместимости фирменных стандартов с OBD2. Но как правило форматы данных и логика работы фирменных стандартов существенно шире чем OBD2. Практически все современные автомобили поддерживают OBD2, но это только поверхностный слой диагностики, под которым скрываются сложные фирменные системы управления и диагностики бортовых автомобильных сетей. Как пример можно привести GMLAN или VW TP 2.0

Посмотрим на различия в назначении контактов DLC для стандарта OBD-2 и GM-LAN.

Контакт

Назначение

Назначение

Шины SAE J1850

MS-CAN GMLAN serial bus (+)

Земля шасси

Земля шасси

Земля сигнальная

Земля сигнальная

CAN-H ISO-15765-4

CAN-H ISO-15765-4 HS-CAN

K-line ISO9141-2 и ISO14230-4

K-line ISO9141-2 и ISO14230-4

Шины SAE J1850

MS-CAN GMLAN serial bus (-)

CAN-L ISO-15765-4

L-line ISO9141-2 и ISO14230-4

L-line ISO9141-2 и ISO14230-4

Напряжение питания

Напряжение питания

Контакт

CAN-L ISO-15765-4

Назначение контактов 1,3,8,9,11,12,13 оставлены на усмотрение производителей автомобилей.

Несмотря на то, что контакты 2,6,7,10,14,15 задействованы, они могут быть переназначены автопроизводителем для других функций, при условии что эти назначения не мешают работе оборудования соответствующих SAE 1978.

Контакт 7 задействованный под K-Line не имеет отношения к GM-LAN, но он части встречается на автомобилях GM в дополнение к GM-LAN для доступа к блокам, которые достались в наследство от предыдущих моделей, например ЭГУР в Astra-H. Но для работы по стандарту OBD в GMLAN не используется.

Как видно из таблицы назначения контактов DLC разъема существенно различаются. Совпадения видны только по контактам 6-14, которые отвечают за CAN ISO-15765-4. Фактически по этой шине и есть поддержка OBD-2 из под GM LAN. Все остальные информационные шины GM LAN не имеют ничего общего с OBD-2

Даже при условии, что OBD-2 и GM LAN имеют общие контакты по шине CAN , это еще не означает, что они используют один протокол общения с ECU. Диагностические протоколы общаются в ECU посредством сообщений, которые преобразуются в последовательность CAN кадров или в сообщение для К-line. Это я к тому, что общий уровень CAN может быть базой для создания различных и несовместимых систем диагностики. Проиллюстрируем это считыванием VIN номера двумя различными запросам к одному автомобилю

AP-Terminal

Первый запрос сформируем по стандарту OBD2 и выглядит он как 09 02 с CAN идентификатором 7E0 (моторный блок) . Аналогичный запрос в сетях GMLAN 1A 90 и так же идентификатор 7E0. Мы ожидаем увидеть ответ от ECU серией кадров с идентификатором 7E8 , которые потом формируют ответ в виде VIN номера. Как видим, ответные сообщения похожи, но все же различны и соответственно не совместимы.

Таким образом термин OBD имеет два значения. Первое строгое и точное определение: OBD-2 - это стандарт информационного взаимодействия между блоком управления силовой установкой автомобиля и тестовым оборудованием, основанный на документе ISO 15031 . Стандарт позволяет оценить качество работы силовой установки с точки зрения уменьшения вредных выбросов в атмосферу

Второе значение, которым пользуются для общего описания системы диагностики автомобилей и при этом не делают различий в тонкостях протоколов различных фирм. Такое значение термина OBD получило большое распространение в непрофессиональной среде. но оно скорее разговорное и очень общее. Поэтому лучше воздержаться от его употребления в этом значении во избежание путаницы.

У меня на сайте, да и на канале YOUTUBE, много материала про, так называемый, диагностический . Полезная «вещица» покупает ее много автовладельцев, которые хотят скидывать ошибки CHECK ENGINE (ну и хотя бы узнавать, чем они вызваны). НО опять же есть много ошибок в этих моментах, мне вообще могут задать такие вопросы: – «Сергей, купил себе OBD2 и не могу подключить к машине. Почему?» Либо купил «OBD2 ELM327»! В общем, есть небольшая путаница, которую нужно прояснить. Как обычно будет статья + видео версия …


Друзья поймите, вы никак не можете купить себе OBD2 или OBD2 ELM327 (хотя второй иногда так называют китайцы), ведь одно является разъемом для диагностики, а второй адаптером для считывания ошибок. И ЭТО НЕ ОДНО И ТОЖЕ! Давайте все по порядку

Что такое OBD2?

Если расшифровать « OBD» с английского языка, то получается On- Board Diagnostic , а цифра «2», обозначает level 2 , то есть уже второй релиз. OBD1 возник еще в 90-х годах в США, по требованиям властей Калифорнии.

Первое поколение было «заточено» в основном на сбор данных по экологии, то есть в машине нужен был разъем, к которому можно было легко и просто подключиться специальным оборудованием и «считать» данные по выбросам в окружающую среду. Также должны были показываться ошибки систем автомобиля, которые приводили к увеличению выбросов. Например, неисправность системы зажигания, подачи топлива и т.д. Вообще OBD1, был достаточно скудным по характеристикам

В 1996 году (в США) вводят новый стандарт OBD2, он стал обязательным для всех производителей автомобилей, причем стал универсальным. То есть сама форма разъема одинакова на всех авто (похожа на трапецию с закругленными углами).

В Европе этот разъем стал появляться в 2001 году для бензиновых моторов, а в 2003 – .

Нужно отметить, что этот изначально, разъем не был обязательным на Европейских, Японских, Корейских и многих других авто. Поэтому на некоторых старых машинах его может и не быть.

НО уже с 2008 годов, этот разъем стал обязательным для всех стран, в том числе и для Российских авто.

Для чего используется?

Сейчас OBD2 это достаточно мощный инструмент диагностики, считывания данных, сброса ошибок и т.д. Причем зачастую вы можете сделать это сами, без помощи каких-либо станций и прочих мастеров.

Например, если у вас вылезла , то вы можете легко и просто «прочитать» ее код, далее при помощи специальных справочников (ну или банально интернета), вы можете найти, что вызвало эту ошибку. Удалить причину самому или уже ехать на СТО зная, что у вас неисправно.

Например – «пропуски системы зажигания в таком-то цилиндре», понятно, что не работает либо свеча, либо катушка зажигания.

Зачастую ошибки (даже не глобальные) могут переводить автомобиль в аварийный режим, и вы не сможете передвигаться нормальная, мощность машины режется. Так вот, сброс такой ошибки поможет вам банально доехать до сервиса.

Еще одним из полезных особенностей является контроль за различными характеристиками , скажем температура двигателя или АКПП (для нее это важно), расход топлива, скорость, разогрев катализатора, угол опережения зажигания, данные с датчиков кислорода и т.д. Благодаря этому вы сможете понять в каком состоянии у вас различные агрегаты (скажем катализатор). Возможности сейчас действительно впечатляют.

НУ и на верное последнее, многие могут , через этот разъем (не на всех авто это удается но все же). Также вы можете разблокировать те или иные функции, скажем на авто RENAULT, функции на бюджетных комплектациях машин, специально выключают (данные спидометров, поднятие стеклоподъемников, настройка света и т.д.). Так вот пир помощи OBD2 и специальных программ и устройств вы можете все это включить.

Где находится?

Нет общего стандарта, и засунуть этот разъем могут куда угодно. Например у меня на ОПТИМЕ он находится внизу передней панели, за специальной крышкой . То есть открыл и только после этого увидел.

НА других авто, например VOLKSWAGEN или FORD может находиться под рулем , нужно заглянуть под него и сразу увидите.

В третьих авто, может находиться в бардачке , сбоку или где то сверху.

Как видите, определенного места нет. Посмотрите под панелью, под рулем, в бардачке, это самые распространенные места.

OBD2 и ELM327

Наверное, это самый важный пункт в моей статье! Почему? ДА просто потому что, зачастую люди путают сам разъем … еще раз он называется OBD2 и находится в автомобиле (то есть купить его на АЛИЭКСПРЕСС, невозможно).

И ELM327 – это диагностический сканер, который подключается в этот разъем (его купить на АЛИЭКСПРЕСС МОЖНО)!

Надеюсь теперь такие вопросы типа – купил себе OBD2 как им пользоваться? Больше мне не будут задавать!

Вообще сам разъем вам ни о чем не расскажет (это просто «розетка», если провести аналогию, вам нужна еще и «вилка»). Чтобы прочитать ошибки, вам нужно специальное оборудование + программное обеспечение (которое вы можете поставить и на смартфон, и на компьютер и неважно под какими системами они работают, я имею в виду MAC, ANDROID или WINDOWS)

Есть как специализированные сканеры, которые поддерживают кучу ЭБУ, почти всех производителей, в них уже встроенные все базы (причем их каждый год обновляют) в них есть и свое программное обеспечение. ТО есть такой аппарат уже готовый к бою! НО стоит он ОЧЕНЬ дорого, если и по 60 000 а есть и по 200 000 рублей. Все зависит от функционала и возможностей.

Однако есть бюджетные варианты, типа ELM327, который продается на «АЛИ» и стоит копейки. Вы его покупаете, ставите специальные программу себе на смартфон, подключаете его в OBD2 разъем, и считываете параметры или ошибки.

В рамках диагностического стандарта OBDII существует 5 основных протоколов обмена данными между электронным блоком управления (ЭБУ) и диагностическим сканером. Физически подключение автосканера к ЭБУ производится через разъем DLC (Diagnostic Link Connector), который соответствует стандарту SAE J1962 и имеет 16 контактов (2x8). Ниже представлена схема расположения контактов в разъеме DLC (рисунок 1), а также назначение каждого из них.

Рисунок 1 – Расположение контактов в разъеме DLC (Diagnostic Link Connector)

1. OEM (протокол производителя).

Коммутация +12в. при включении зажигания.

9. Линия CAN-Low, низкоскоростной шины CAN Lowspeed.

2. Шина + (Bus positive Line). SAE-J1850 PWM, SAE-1850 VPW.

10. Шина - (Bus negative Line). SAE-J1850 PWM, SAE −1850 VPW.

4. Заземление кузова.

5. Сигнальное заземление.

6. Линия CAN-High высокоскоростной шины CAN Highspeed (ISO 15765-4, SAE-J2284).

14. Линия CAN-Low высокоскоростной шины CAN Highspeed (ISO 15765-4, SAE-J2284).

Команда EmbeddedSystem занимается разработкой широкого спектра электронной продукции, включая разработку и производство электроники для автомобилей, автобусов и грузовиков. Возможна разработка и поставка электроники, как на коммерческих, так и на партнерских условиях. Звоните!

    ELM327 USB это последняя версия популярного адаптера для диагностики автомобилей по протоколу OBDII. Осущетвляет диагностику по все протоколам OBDII (включая CAN). Работает при подключении к ПК через USB.

  • U-480 OBDII CAN
Предназначен для чтения, стирания ошибок в бортовом компьютере автомобиля по протоколу OBDII. Прибор имеет небольшие размеры, малый вес и низкую цену, очень прост в использовании.
  • Автосканер "СКАНМАТИК"
Адаптер "Сканматик" служит для подключения персонального компьютера к диагностическому разъему автомобиля при работе с программой СКАНМАТИК. Объединяет в себе все протоколы OBD-2, протокол CAN, а так же поддерживает полную диагностику всех отечественных автомобилей.

Основная функция диагностического разъема (в OBD II он называется диагностическим разъемом связи - Diagnostic Link Connector, DLC) заключается в том, чтобы обеспечить связь диагностического сканера с блоками управления, совместимыми с OBD II. Разъем DLC должен соответствовать стандартам SAE J1962. Согласно этим стандартам, разъем DLC обязан занимать определенное центральное положение в автомобиле. Он должен находиться в пределах 16 дюймов от рулевого колеса. Производитель может разместить DLC в одном из восьми мест, определённых EPA. Каждый контакт разъема имеет свое назначение. Функции многих контактов отданы на усмотрение производителям, однако эти контакты не должны использоваться блоками управления, совместимыми с OBD II. Примерами систем, применяющих такие разъемы, являются SRS (дополнительная ограничительная система) и ABS (антиблокировочная система колес).

С точки зрения дилетанта, один стандартный разъем, находящийся в определенном месте, облегчает и удешевляет работу автосервиса. Автосервису не нужно иметь 20 различных соединительных разъемов или диагностических приборов для 20 различных автомобилей. Кроме того, стандарт экономит время, поскольку специалисту не приходится искать, где же находится разъем для подключения прибора.

Диагностический разъем изображен на рис. 1. Как видим, он имеет заземление и подсоединён к источнику питания (контакты 4 и 5 относятся к заземлению, а контакт 16 - к питанию). Это сделано для того, чтобы сканеру не требовался внешний источник питания. Если при подсоединении сканера питание на нем отсутствует, то необходимо в первую очередь проверить контакт 16 (питание), а также контакты 4 и 5 (заземление). Обратим внимание на буквенно-цифровые символы: J1850, CAN и ISO 9141-2. Это стандарты протоколов, разработанные SAE и ISO (Международная организация по стандартизации).

Производители могут делать выбор среди этих стандартов для обеспечения связи при диагностике. Каждому стандарту соответствует определённый контакт. Например, связь с автомобилями марки Ford реализуется через контакты 2 и 10, а с автомобилями GM - через контакт 2. В большинстве азиатских и европейских марок используется контакт 7, а в некоторых - также контакт 15. Для понимания OBD II не имеет значения, какой протокол рассматривается. Сообщения, которыми обмениваются диагностический прибор и блок управления, всегда одинаковы. Различны лишь способы передачи сообщений.

Стандартные протоколы связи для диагностики

Итак, система OBD II распознает несколько различных протоколов. Здесь мы обсудим только три из них, которые используются в автомобилях, выпускаемых в США. Это протоколы J1850-VPW, J1850-PWM и ISO1941. Все блоки управления автомобиля связаны с кабелем, называемым диагностической шиной, в результате чего образуется сеть. К этой шине можно подключить диагностический сканер. Такой сканер отправляет сигналы конкретному блоку управления, с которым он должен обмениваться сообщениями, и получает ответные сигналы от этого блока управления. Обмен сообщениями продолжается до тех пор, пока сканер не прекратит сеанс связи или не будет отсоединен.

Так, сканер может спросить блок управления о том, какие он видит ошибки, а тот отвечает ему на этот вопрос. Такой простой обмен сообщениями должен происходить на основе некоторого протокола. С точки зрения дилетанта, протокол представляет собой набор правил, которые нужно выполнять для того, чтобы в сети можно было передать сообщение.



Классификация протоколов

Ассоциация автомобильных инженеров (SAE) определила три различных класса протоколов:

  • протокол класса A,
  • протокол класса B
  • протокол класса C

Протокол класса A - самый медленный из трех; он может обеспечивать скорость 10 000 байт/с или 10 Кбайт/с. В стандарте ISO9141 используется протокол класса A.
Протокол класса B в 10 раз быстрее; он поддерживает обмен сообщениями со скоростью 100 Кбайт/с. Стандарт SAE J1850 представляет собой протокол класса B.
Протокол класса C обеспечивает скорость 1 Мбайт/c. Наиболее широко используемый стандарт класса C для автомобилей - это протокол CAN (Controller Area Network - сеть зоны контроллеров).

В будущем должны появиться протоколы с большей производительностью - от 1 до 10 Мбайт/с. По мере возрастания потребностей в увеличении полосы пропускания и производительности может появиться класс D. При работе в сети с протоколами класса C (а в будущем - с протоколами класса D) мы можем использовать оптическое волокно. Протокол J1850 PWM Существует два вида протокола J1850. Первый из них является высокоскоростным и обеспечивает производительность в 41,6 Кбайт/с. Данный протокол носит название PWM (Pulse Width Modulation - модуляция ширины импульса). Он используется в марках Ford, Jaguar и Mazda. Впервые такой тип связи был применен в автомобилях Ford. В соответствии с протоколом PWM сигналы передаются по двум проводам, подсоединенным к контактам 2 и 10 диагностического разъема.

Протокол ISO9141

Третий из обсуждаемых нами протоколов диагностики - ISO9141. Он разработан ISO и применяется в большинстве европейских и азиатских автомобилей, а также в некоторых автомобилях Chrysler. Протокол ISO9141 не так сложен, как стандарты J1850. В то время как последние требуют применения специальных коммуникационных микропроцессоров, для работы ISO9141 нужны обычные последовательные коммуникационные микросхемы, которые лежат на полках магазинов.

Протокол J1850 VPW
Другой разновидностью протокола диагностики J1850 является VPW (Variable Pulse Width - переменная ширина импульса). Протокол VPW поддерживает передачу данных со скоростью 10,4 Кбайт/с и применяется в автомобилях марок General Motors (GM) и Chrysler. Он очень похож на протокол, используемый в автомобилях Ford, но является существенно более медленным. Протокол VPW предусматривает передачу данных по одному проводу, подсоединенному к контакту 2 диагностического разъема.

С точки зрения дилетанта, OBD II использует стандартный диагностический коммуникационный протокол , так как Агентство по защите окружающей среды (EPA) потребовало, чтобы автосервисы получили стандартный способ, позволяющий качественно диагностировать и ремонтировать автомобили без затрат на покупку дилерского оборудования. Перечисленные протоколы будут более подробно описаны в последующих публикациях.

Лампочка индикации неисправностей
Когда система управления двигателем обнаруживает проблему с составом выхлопных газов, на приборном щитке загорается надпись Check Engine (“Проверьте двигатель”). Этот индикатор называется лампочкой индикации неисправностей (Malfunction Indication Light - MIL). Индикатор обычно выдает следующие надписи: Service Engine Soon (“Отрегулируйте двигатель в ближайшее время”), Check Engine (“Проверьте двигатель”) и Check (“Выполните проверку”).

Назначение индикатора состоит в информировании водителя о том, что в процессе работы системы управления двигателем возникла проблема. Если загорается индикатор, не стоит впадать в панику! Вашей жизни ничто не угрожает, и двигатель не взорвется. Паниковать надо тогда, когда загорается индикатор масла или предупреждение о перегреве двигателя. Индикатор OBD II лишь сообщает водителю о проблеме в системе управления двигателем, которая может привести к избыточному количеству вредных выбросов из выхлопной трубы или загрязнению абсорбера.

С точки зрения дилетанта, индикатор неисправностей MIL загорается при возникновении проблемы в системе управления двигателем, например при неисправности искрового промежутка или загрязнении абсорбера. В принципе, это может быть любая неисправность, приводящая к повышенному выбросу вредных примесей в атмосферу.

Для того чтобы проверить функционирование индикатора OBD II MIL , следует включить зажигание (когда на приборном щитке загораются все индикаторы). При этом загорается и индикатор MIL. Спецификация OBD II требует, чтобы этот индикатор горел некоторое время. Некоторые производители делают так, чтобы индикатор оставался включенным, а другие - чтобы он выключался по истечении определенного промежутка времени. При запуске двигателя и отсутствии в нем неисправностей лампочка “Check Engine” должна погаснуть.




Лампочка “Check Engine” не обязательно загорается при первом появлении неисправности. Срабатывание этого индикатора зависит от того, насколько серьезна неисправность. Если она считается серьезной и ее устранение не терпит отлагательств, лампочка загорается немедленно. Такая неисправность относится к разряду активных (Active). В случае если устранение неисправности может быть отложено, индикатор не горит и неисправности присваивается сохраняемый статус (Stored). Для того чтобы такая неисправность стала активной, она должна проявиться в течение нескольких драйв-циклов. Обычно драйв-циклом считается процесс, при котором холодный двигатель запускается и работает до достижения нормальной рабочей температуры (при этом температура охлаждающей жидкости должна быть 122 градуса по Фаренгейту).

В течение этого процесса должны быть выполнены все бортовые тестовые процедуры, относящиеся к выхлопным газам. Различные автомобили имеют двигатели разного размера, и поэтому драйв-циклы для них могут несколько различаться. Как правило, если проблема возникает в течение трех драйв-циклов, то лампочка Check Engine должна загораться. Если же три драйв-цикла не выявляют неисправности, лампочка гаснет. Если лампочка Check Engine загорается, а затем гаснет, - не следует беспокоиться. Информация об ошибке сохраняется в памяти и может быть извлечена оттуда с помощью сканера. Итак, имеются два статуса неисправностей: сохраняемый и активный. Сохраняемый статус соответствует ситуации, когда неисправность обнаружена, но индикатор Check Engine не загорается - или же загорается, а затем гаснет. Активный статус означает, что при наличии неисправности индикатор горит.

Альфа-указатель DTC

Как видим, каждый символ имеет свое назначение.
Первый символ принято называть альфа-указателем DTC. Этот символ указывает, в какой части автомобиля обнаружена неисправность. Выбор символа (P, B, C или U) определяется диагностируемым блоком управления. Когда получен ответ от двух блоков, используется буква для блока с более высоким приоритетом.

В первой позиции могут находиться лишь четыре буквы:

  • P (двигатель и трансмиссия);
  • B (кузов);
  • С (шасси);
  • U (сетевые коммуникации).
Стандартный набор диагностических кодов ошибок (DTC)
В OBD II неисправность описывается с помощью диагностических кодов неисправностей (Diagnostic Trouble Code - DTC). Коды DTC в соответствии со спецификацией J2012 представляют собой комбинацию одной буквы и четырех цифр. На рис. 3 показано, что означает каждый символ. Рис. 3. Код ошибки

Типы кодов

Второй символ - наиболее противоречивый. Он показывает, что определил код. 0 (известный как код P0). Базовый, открытый код неисправности, определенный Ассоциацией автомобильных инженеров (SAE). 1 (или код P1). Код неисправности, определяемый производителем автомобиля. Большинство сканеров не могут распознавать описание или текст кодов P1. Однако такой сканер, как, например, Hellion, способен распознать большинство из них. Ассоциация SAE определила исходный перечень диагностических кодов ошибок DTC. Однако производители стали говорить о том, что у них уже есть собственные системы, при этом ни одна система не похожа на другую. Система кодов для автомобилей Mercedes отличается от системы Honda, и они не могут использовать коды друг друга. Поэтому ассоциация SAE пообещала разделить стандартные коды (P0) и коды производителей (P1).

Система, в которой обнаружена неисправность
Третий символ обозначает систему, где обнаружена неисправность. Об этом символе знают меньше, но он относится к наиболее полезным. Глядя на него, мы сразу можем сказать, какая система неисправна, даже не глядя на текст ошибки. Третий символ помогает быстро идентифицировать область, где возникла проблема, не зная точного описания кода ошибки.

Топливно-воздушная система.
  • Топливная система (например, инжекторы).
Система зажигания.
  • Вспомогательная система ограничения выбросов, например: клапан рециркуляции выхлопных газов (Exhaust Gas Recirculation System - EGR), система впуска воздуха в выпускной коллектор двигателя (Air Injection Reaction System - AIR), каталитический конвертер или система вентиляции топливного бака (Evaporative Emission System - EVAP).
  • Система управления скоростным режимом или холостым ходом, а также соответствующие вспомогательные системы.
  • Бортовая компьютерная система: модуль управления двигателем (Power-train Control Module - PCM) или сеть зоны контроллеров (CAN).
  • Трансмиссия или ведущий мост.
Индивидуальный код ошибки
Четвертый и пятый символы нужно рассматривать совместно. Они обычно соответствуют старым кодам ошибок OBDI. Эти коды, как правило, состоят из двух цифр. В системе OBD II также берутся эти две цифры и вставляются в конец кода ошибки - так ошибки легче различать.

Теперь, когда мы ознакомились с тем, как формируется стандартный набор диагностических кодов ошибок (DTC), рассмотрим в качестве примера код DTC P0301 . Даже не глядя на текст ошибки, можно понять, в чем она состоит.
Буква P говорит о том, что ошибка возникла в двигателе. Цифра 0 позволяет заключить, что это базовая ошибка. Далее следует цифра 3, относящаяся к системе зажигания. В конце мы имеем пару цифр 01. В данном случае эта пара цифр говорит нам о том, в каком цилиндре имеет место пропуск зажигания. Собирая все эти сведения воедино, мы можем сказать, что возникла неисправность двигателя с пропусками зажигания в первом цилиндре. Если бы выдавался код ошибки P0300, это означало бы, что имеются пропуски зажигания в нескольких цилиндрах и система управления не может определить, какие именно цилиндры неисправны.

Самодиагностика неисправностей, приводящих к повышенной токсичности выбросов.
Программное обеспечение, управляющее процессом самодиагностики, называется по-разному. Производители автомобилей Ford и GM именуют его администратором диагностики (Diagnostic Executive), а Daimler Chrysler - диспетчером задач (Task Manager). Это набор программ, совместимых с OBD II, которые выполняются в блоке управления двигателем (PCM) и наблюдают за всем, что происходит вокруг. Блок управления двигателем - самая настоящая рабочая лошадка! В течение каждой микросекунды он выполняет огромное количество вычислений и должен определять, когда следует открывать и закрывать инжекторы, когда нужно подавать напряжение на катушку зажигания, каково должно быть опережение угла зажигания и т. д. Во время этого процесса программное обеспечение OBD II проверяет, все ли перечисленные характеристики соответствуют нормам.

Это программное обеспечение:
  • управляет состоянием лампочки Check Engine;
  • сохраняет коды ошибок;
  • проверяет драйв-циклы, определяющие генерацию кодов ошибок;
  • запускает и выполняет мониторы компонентов;
  • определяет приоритет мониторов;
  • обновляет статус готовности мониторов;
  • выводит тестовые результаты для мониторов;
  • не допускает конфликтов между мониторами.
Как показывает этот перечень, для того чтобы программное обеспечение выполняло возложенные на него задачи, оно должно обеспечивать и завершать работу мониторов в системе управления двигателем. Что же такое монитор? Его можно рассматривать как тест, выполняемый системой OBD II в блоке управления двигателем (PCM) для оценки правильности функционирования компонентов, ответственных за состав выбросов.

Согласно OBD II, имеется 2 типа мониторов:
  • непрерывный монитор (работает все время, пока выполняется соответствующее условие);
  • дискретный монитор (срабатывает один раз в течение поездки).
Мониторы - очень важное понятие для OBD II. Они созданы для тестирования конкретных компонентов и обнаружения неисправностей в этих компонентов. Если компонент не может пройти тест, соответствующий код ошибки заносится в блок управления двигателем.

Стандартизация названий компонентов

В любой области существуют различные названия и жаргонные словечки для обозначения одного и того же понятия. Возьмем, к примеру, код ошибки. Некоторые называют его кодом, другие - ошибкой, третьи - “штуковиной, которая сломалась”. Обозначение DTC - это и есть ошибка, код или “штуковина, которая сломалась”.

До появления OBD II каждый производитель придумывал свои имена компонентам автомобиля. Очень трудно было понять терминологию Ассоциации автомобильных инженеров (SAE) тому, кто пользовался названиями, принятыми в Европе. Теперь же благодаря OBD II во всех автомобилях должны использоваться стандартные имена компонентов. Жизнь стала намного легче для тех, кто ремонтирует автомобили и заказывает запасные части. Как всегда, когда во что-то вмешивается правительственная организация, сокращения и жаргон стали обязательными. Ассоциация SAE выпустила стандартизованный список терминов для компонентов автомобиля, относящихся к OBD II. Этот стандарт называется J1930. Сегодня по дорогам ездят миллионы автомобилей, в которых применяется система OBD II. Нравится это кому-то или нет - OBD II влияет на жизнь каждого человека, делая более чистым воздух вокруг нас. Система OBD II позволяет разрабатывать универсальные методики ремонта автомобилей и по-настоящему интересные технологии.

Поэтому можно смело сказать, что OBD II - мостик в будущее автомобилестроения.



Тема:

Введение

Вместе с ростом экологического движения в начале 1990-х годов в США был принят ряд стандартов, которые ввели обязательность оснащения электронных блоков управления автомобилями (ЭБУ, ECU) системой за контролем параметров работы двигателя, имеющих прямое или косвенное отношение к составу выхлопа. Стандарты также предусмотрели протоколы считывания информации об отклонениях в экологических параметрах работы двигателя и другой диагностической информации из ЭБУ. OBD II (обд) как раз и является системой накопления и считывания такой информации. Изначальная "экологическая направленность" OBD II (обд), с одной стороны, ограничила возможности по его использованию в диагностике всего спектра неисправностей, с другой стороны, предопределила его крайне широкое распространение как в США, так на автомобилях других рынков. В США применение системы OBD II (и установка соответствующей колодки диагностики) обязательны с 1996 г. (требование распространяется как на автомобили, производимые в США, так и на автомобили неамериканских марок, продаваемые в США). На автомобилях Европы и Азии протоколы OBD II (обд) применяются также с 1996 г. (на небольшом количестве марок/моделей), но особенно - с 2000 г. (с принятием соответствующего европейского стандарта - EOBD). Тем не менее, стандарт OBD II (обд) частично или полностью поддерживают и некоторые американские и европейские автомобили, выпущенные ранее 1996 (2000) года (pre-OBD автомобили).

Протокол OBD II (обд) позволяет осуществлять считывание и стирание кодов неисправностей (ошибок), просмотр текущих параметров работы двигателя. Вопреки распространенному мнению, с помощью OBD II можно получить информацию не только о работе двигателя, но и о работе других электронных систем (ABS, AirBag, AT и пр.).

Используемые протоколы и применяемость OBD II (обд) - диагностики на автомобилях разных марок

В рамках OBD II (обд) используются три протокола обмена данными - ISO 9141/14230 (ISO 14230 также именуется KWP2000), PWM и VPW. В Интернете встречаются "таблицы применимости", где указываются перечни марок и моделей автомобилей и поддерживаемые ими OBD II -протоколы. Однако, особого смысла в таких перечнях нет, так как одна и та же модель с одним и тем же двигателем, одного года выпуска может быть выпущена для разных рынков с поддержкой разных протоколов диагностики (точно также протоколы могут различаться и по моделям двигателей, годам выпуска). Таким образом, отсутствие автомобиля в списках не означает, что он не поддерживает OBD II (обд), так же как и присутствие не означает, что поддерживает и, тем более, полностью поддерживает (возможны неточности в списке, различные модификации автомобиля и пр.).

Общей предпосылкой для того, чтобы предположить, что автомобиль поддерживает OBD II (обд) диагностику, является наличие 16-контактного диагностического разъема (DLC - Diagnostic Link Connector) трапециевидной формы (на подавляющем большинстве OBD II (обд) автомобилей он находится под приборной панелью со стороны водителя; разъем может быть как открыт, так и закрыт легко снимаемой крышкой с надписью "OBD II", "Diagnose" и т.п.). Тем не менее, это условие необходимое, но недостаточное! Также надо иметь в виду, что на некоторых автомобилях производителями используются и другие выводы разъема. Также разъем OBD II (обд) иногда устанавливается на автомобили, вообще не поддерживающие ни один из OBD II - протоколов. В таких случаях необходимо пользоваться сканером, рассчитанным на работу с заводскими протоколами конкретной марки автомобиля. Для оценки применимости того или иного сканера для диагностики конкретного автомобиля необходимо определить, какой конкретно из OBD II (обд) протоколов используется на конкретном автомобиле (если OBD II (обд) вообще поддерживается). Для этого можно:

Дополнительные сведения об OBD II диагностике.

В рамках OBD II стандартизированы не только назначения выводов диагностического разъема, его форма и протоколы обмена, частично стандартизированы и коды неисправностей (DTC - Diagnostic Trouble Code). OBD II (обд) коды имеют единый формат, однако по их расшифровкам подразделяются на две большие группы - основные (generic) коды и дополнительные (расширенные, extended) коды. Основные коды жестко стандартизированы и их расшифровка одинакова для всех автомобилей, поддерживающих OBD II (обд). При этом надо понимать, что это не означает, что один и тот же код вызывается на разных автомобилях одной и той же "реальной" неисправностью (это зависит от особенностей конструкции как разных марок и моделей авто, так и разных автомобилей одной модели)! Дополнительные коды различаются по разным маркам автомобилей и были введены автопроизводителями специально для расширения возможностей диагностики.

Как уже говорилось, структура и основных и дополнительных OBD II (обд) кодов одинакова - каждый код состоит из буквы латинского алфавита и четырех цифр:

X X X X X

P - Powertrain codes - код связан с работой двигателя

B - Body codes

С - Chassis codes

U - Network codes

0 - SAE Codes - основной (generic) код

1 - MFG - код, определенный производителем (extended)

1 - Fuel and Air Metering - Ошибка вызвана системой регулирования топливно-воздушной смеси

2 - Fuel and Air Metering (Injector circuit) - Ошибка вызвана системой регулирования топливно-воздушной смеси

3 - Ignition Systems or Misfire - Ошибка системы зажигания (в том числе - пропуски зажигания)

4 - Auxiliary Emission Controls - Ошибка дополнительной системы контроля за выбросами

5 - Vehicle Speed Control and Idle Control System - Ошибка системы контроля скорости и управления холостым ходом

6 - Computer Output Circuit - Неисправности контроллера или его выходных цепей

7, 8 - Transmission - Ошибки в работе трансмиссии

Fault (00-99) - Непосредственно код ошибки в соответствующей системе



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков