Калькуляция сметных норм на мтз 82 excel. Машино-часовая норма накладных расходов

Калькуляция сметных норм на мтз 82 excel. Машино-часовая норма накладных расходов

04.06.2019

В рамках цушлаг-калькуляции в качестве основы для определения нормы причисления накладных расходов в области изготовления принимается заработная плата работников основных профессий, непосредственно занятых производством калькулируемого продукта. Такой подход предполагает, что между зарплатами этих работников и накладными расходами существует прямая связь. Чем выше зарплаты работников, тем большее количество накладных расходов причисляется к этому продукту. Рассмотрим простой пример:

Издержки на зарплату работникам основных профессий, занятых изготовлением продукта A, составляют 100 €, а продукта B – 200 €. При норме причисления накладных расходов 250% в области изготовления получаются следующие издержки производства обоих продуктов:

Из-за принятой зависимости накладных расходов от зарплаты работников основных профессий, накладные расходы в области изготовления растут пропорционально зарплатам. Однако у других накладных расходов, не менее важных в промышленном производстве, такая связь отсутствует. К ним относятся:

  • расчётная (калькуляционная) амортизация
  • расчётные (калькуляционные) проценты на инвестированный капитал
  • издержки на электроэнергию
  • расходы на планово-предупредительные ремонты
  • издержки техобслуживания

В пользу применения заработной платы в качестве основы для расчёта норм причисления накладных расходов в области изготовления говорит лишь простота употребления. Тем не менее, этому преимуществу противостоят серьезные изъяны:

  • Расходы на зарплату могут изменяться под влиянием тарифных соглашений, которые не обусловлены производственной деятельностью предприятия. Заключение нового тарифного соглашения не должно влечь за собой изменение накладных расходов на изготовление.
  • Возрастающая механизация и автоматизация всегда ведёт к увеличению доли накладных расходов на изготовление в производственных издержках и сокращению доли зарплат работников основных профессий. Норма причисления накладных расходов к заработной плате также увеличивается. В результате, даже незначительные ошибки в оценке зарплат работников основных профессий ведут к значительным последствиям при определении накладных расходов в области изготовления.
  • Установленный в рамках счёта издержек размер надбавки накладных расходов в области изготовления принимается в калькуляцию всех изделий, которые учитывают издержки этой области. Однако, такой расчет ведёт к неточному причислению накладных расходов к изделиям, если машины, применяемые в области изготовления, загружены неравномерно и вызывают издержки разного уровня. Например, накладные расходы на изготовление единицы продукции устанавливаются слишком высокими, если работы выполнятся на машине, которая вызывает более низкие издержки. Либо, напротив, в калькуляции устанавливаются заниженные издержки, если изготовление происходит на машине, которая вызывает более высокие издержки.

Калькуляция накладных расходов, в основу исчисления которых берётся не заработная плата работников основных профессий, непосредственно занятых производством какой-либо продукции, а машино-часы эксплуатируемого оборудования, позволяет устранить вышеназванные недостатки. Калькуляция издержек с помощью машинно-часовых норм отличается от расчёта норм причисления накладных расходов, принятого в цушлаг-калькуляции, только при определении издержек в области изготовления.

Под полезным машинным временем понимают время, в течение которого машина функционирует фактически.

Машинное время – это время, в течение которого машина могла бы функционировать теоретически, если бы она постоянно находилась в эксплуатации, т.е. без простоев.

Расчёт машинного времени:

365,25 ? 24 час. = 8.766 час./год

Простои включают:

  • Выходные и праздничные дни
  • Время суток, в течение которого машина не работает (напр., при работе предприятия в одну смену)
  • Обусловленные производством простои, которые известны по опыту (время технического обслуживания, общие собрания трудового коллектива, болезнь обслуживающего персонала)
  • Обусловленные производственной необходимостью технологические перерывы

В промышленном предприятии рабочее время машин планируется по возможности с минимальным количеством часов простоя оборудования.

При 40-часовой рабочей неделе машина работает планомерно 37,5 ч. Остальные 2,5 ч требуются, чтобы её переоборудовать, наладить и почистить. 4 недели в году машина не используется из-за праздников и выходных. Ежегодное полезное машинное время составит:

37,5 ч? 48 недель = 1.800 ч/год.

1.800 / 12 = 150 ч/мес.

При расчёте норм причисления накладных издержек с помощью машино-часов, блок накладных издержек в области изготовления разделяют на машинно-зависимые и машинно-независимые накладные издержки. К первым относятся расходы, которые обусловлены механизацией и зависят от полезного машинного времени. Вторые зависят от зарплаты работников основных профессий и обозначаются как остаточные накладные издержки в области изготовления.

Машинно-зависимые накладные издержки отчётного периода соотносят к полезному машинному времени.

Издержки, приходящиеся на один час полезного машинного времени, или норма причисления накладных расходов на машино-час (НПНР М), рассчитываются по формуле:

При определении себестоимости единицы изделий с помощью цушлаг-калькуляции, машинно-зависимые накладные расходы в области изготовления учитывают в издержках производства и/или издержках оборота.

Норма причисления остаточных накладных расходов в области изготовления (НПНР О) рассчитывается на основе зарплаты работников основных профессий:

Рис. 1. Машинно-зависимые и машинно-независимые накладные расходы

Предприятие имеет следующие данные об эксплуатируемой машине:

Машинно-независимые накладные издержки включают:

  1. Рассчитайте норму причисления накладных расходов на машино-час (НПНР М),
  2. Определите норму причисления остаточных накладных расходов (НПНР О),
  3. Составьте калькуляцию для заказа, который изготавливается на машине, с учётом следующих данных:

1. Сначала определяют машинно-зависимые накладные издержки в области изготовления за год:

a) Расчётная амортизация:

b) Расчётные (калькуляционные) gроценты на инвестированный капитал:

Машина является изнашиваемым основным средством с ограниченным сроком эксплуатации. Для расчета калькуляционных процентов на инвестированный капитал по её приобретению применяется метод средней величины, т.е. в расчёт берётся половина стоимости приобретения:

Калькуляционные (расчётные) проценты: 8 % от 80.000 € = 6.400 €/год.

c) Расходы на техобслуживание:

По условию задачи = 6.000 €/год.

d) Издержки на эл. энергию:

Издержки одного машино-часа = 40 кВ/ч? 0,20 € = 8 €

Издержки 2.000 часов полезного времени машины = 8 € ? 2.000 ч = 16.000 €/год.

Годовой тариф на заявленную мощность = 15 € ? 12 мес. = 180 €/год.

Годовые издержки на эл. энергию, всего = 16.180 €/год.

e) Арендная плата:

Годовая арендная плата = 240 € ? 12 мес. = 2.880 €/год.

f) Расходы на оснастку:

Годовые расходы на оснастку = 400 € ? 4 = 1.600 €/год.

g) Расходы на горюче-смазочные материалы:

Годовые расходы на горюче-смазочные материалы = 50 € ? 4 = 200 €/год.

Сумма машинно-зависимых накладных расходов в области изготовления составляет 51.260 евро в год. Из соотношения машинно-зависимых накладных расходов и полезного машинного времени получается норма причисления накладных расходов на машино-час (НПНР М):

2. Остаточные накладные расходы в области изготовления получаются из сложения возникших издержек по социальному страхованию, зарплат работников вспомогательные профессий и общих эксплуатационных расходов (водоснабжение, канализация, земельный налог и т.п.). В качестве основы для определения норм причисления накладных расходов принимается заработная плата работников основных профессий, непосредственно занятых изготовлением калькулируемого продукта.

Норма причисления остаточных накладных расходов в области изготовления (НПНР О):

3. Калькуляция себестоимости:

Литература:

  • Mirja Mumm, Kosten- und Leistungsrechnung, Leipzig 2008, ISBN 978-3-7908-1959-5.
  • Gunther Friedl, Christian Hofmann, Burkhard Pedell: Kostenrechnung. Eine entscheidungsorientierte Einfuhrung. Munchen 2010, ISBN 978-3-8006-3595-5.
  • Andreas Schmidt, Kostenrechnung: Grundlagen der Vollkosten-, Deckungsbeitrags- und Planungskostenrechnung sowie des Kostenmanagements. Stuttgart 2008, ISBN 978-3-17-020417-1.
  • Liane Buchholz, Ralf Gerhards: Internes Rechnungswesen: Kosten- und Leistungsrechnung, Betriebsstatistik und Planungsrechnung. Heidelberg 2009, ISBN 3790823422, 9783790823424.
В таком случае можно ли считать, что правильными сметными ценами на 1 маш.-час эксплуатации строительных машин являются только те, которые разработаны прямым счетом в соответствии с Методическими указаниями по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств МДС 81-3.99?

Ответ, Формально да, практически - вряд ли.

Дело в том, что некоторые нормативы, приведенные в таблицах Методических указаний МДС 81-3.99, очень сомнительны. Они представляются завышенными. Так, например, нормативы годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин (в процентах к балансовой стоимости машин), приведенные в таблице 1 МДС 81 -3.99.

Нетрудно заметить, что нормы годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин весьма высоки.

Получается, что владелец бульдозера за 2,5 года эксплуатации должен потратить на его ремонт сумму, равную стоимости этого бульдозера, а в районах Крайнего Севера - за 2 года. То же и по экскаваторам - владелец экскаватора за 4 года эксплуатации должен потратить на ремонт и техническое обслуживание экскаватора сумму, равную его стоимости, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - за 3 года.

Это же разорительно для владельца.

Получается, что проще, да и дешевле, приобретенную технику эксплуатировать, не ремонтируя, а потом выбрасывать. Но так же не бывает. Думается, что нормы затрат на ремонт и техническое обслуживание, приведенные в таблице 1 Методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств МДС 81 -3.99 существенно завышены. И не только по экскаваторам и бульдозерам, практически ло всем машинам. Трудно представить себе, к примеру, что за пять (с небольшим) лет работы башенного крана затраты на его ремонт достигнут стоимости этого самого башенного крана. Что там ремонтируется чаще всего? Замена тросов и канатов - это не в счет, поскольку тросы и канаты относятся к быстроизнашиваемым частям, а затраты на замену быстроизнашивающихся частей - это отдельная статья расходов. Ремонт электролебедок - это относительно недорогие затраты по отношению к стоимости башенного крана. А самая дорогая составляющая стоимости башенного крана-башня и стрела, практически не ремонтируются, либо заменяется стрела сразу (что бывает крайне редко), либо эксплуатируется до полного морального и физического износа. Ремонт же механизма поворота стрелы и подъема стрелы относительно недорог и к тому же эти механизмы тоже не так часто выходят из строя. И, поэтому, норматив на годовой ремонт башенных кранов, приведенный в таблице 1 МДС 81-3.99 представляется завышенным. Да и при изучении фактических затрат строительных организаций и управлений механизации такового не наблюдалось.

Кстати, следовало бы вернуться к вопросу об изучении фактических затрат на ремонт строительных машин. Здесь резонно вспомнить, что в Методических указаниях по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств МДС 81-3.99 речь идет (и должна идти) именно о сметных ценах на эксплуатацию строительных машин, но никак не о планово-расчетных ценах. Поэтому, как было сказано в разъяснении, приведенном в письме Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 20.04.2005 г. № 6-306 (приведено в 1-м томе книги «Сметное дело в строительстве. Вопросы и ответы», приложение 57, стр. 376), при расчете сметных цен 1-го машино-часа строительных машин и механизмов определение размера амортизационных отчислений, затрат на ремонт и техническое обслуживание машин следует принимать как для новых машин, вне зависимости оттого, какая терминология принята в нормативных документах (рыночная стоимость или балансовая стоимость) поскольку как рыночная, так и балансовая стоимость может быть на новую машину, а может быть на машину, бывшую в эксплуатации. Следует принимать данные о стоимости новой машины и в соответствии с этим определить размер амортизационных отчислений, а также размеры затрат по ремонту машин и их техническому обслуживанию.

Определение размера амортизационных отчислений, затрат на ремонт и техническое обслуживание машин исходя из фактического состояния машин - если машина новая, как для новой, если машина бывшая в употреблении, как для бывшей в употреблении, допускается только при определении планово-расчетных цен.

Естественно, что при расчете планово-расчетных цен на машину, бывшую в употреблении, размер амортизационных отчислений будет намного меньше, чем для новых машин, однако намного выше будут затраты на ремонт и техническое обслуживание, быстроизнашиваемые части, смазочные материалы и гидравлическую жидкость, где следует принимать их фактический расход, а не нормативный, установленный для новой машины.

Также для машин, бывших в употреблении следует устанавливать на основе фактических данных (а не нормативов) годовой режим работы, поскольку фактический годовой режим работы новой машины и машины, бывшей в употреблении резко отличаются.

Из изложенного видно, что при определении сметных цен 1 -го машино-часа строительных машин и механизмов, определение всех затрат, в том числе и затрат на ремонт и техническое обслуживание машин, следует принимать как для новых машин, а для машин, бывших в эксплуатации должны разрабатываться планово-расчетные цены, но, к сожалению, этот постулат, являющийся, пожалуй, одним из самых важных при определении сметных цен 1 маш.-часа

Строительных машин, не оговорен в Методических указаниях по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств МДС 81-3.99, этот вопрос там просто обойден вниманием.

Но ведь размер затрат на ремонт и техническое обслуживание новых машин, работающих не более 3-5 лет, намного меньше размера затрат на ремонт и техническое обслуживание тех же самых машин, бывших в эксплуатации длительное время. Наверное в таблице 1 к МДС 81-3.99 приведены затраты на ремонт и техническое обслуживание строительных машин, длительное время бывших в эксплуатации, в результате сложилась ситуация, когда при расчете 1 маш.-часа эксплуатации строительных машин затраты на амортизационные отчисления принимают как для новых, то есть в максимальном размере, а затраты на ремонт и техническое обслуживание принимают как для бывших в эксплуатации машин, то есть тоже в максимальном размере, хотя должно бы быть по другому, что нашло отражение в упомянутом выше письме Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 20.04.2005 г. № 6-306:

При определении сметной стоимости 1 маш.-часа эксплуатации строительных машин расчет затрат на амортизационные отчисления принимается как для новых машин вне зависимости от фактического состояния машины, поскольку на период разработки сметных цен никто не может знать, какая машина будет задействована на строительных работах - новая или бывшая в эксплуатации длительное время. В этом случае затраты на амортизационные отчисления будут определяться по максимуму как для новых машин, а затраты на ремонт и техническое обслуживание будут определяться по минимуму, также как для новых машин.

А при определении планово-расчетных цен на эксплуатацию 1 маш.-часа строительных машин все должно считаться по факту - если машина новая, все должно быть как для новых машин, то есть как в случае, описанном выше по расчету сметных цен на эксплуатацию 1 маш.-часа строительных машин, но, если машина бывшая в эксплуатации, то все должно быть наоборот - затраты по амортизационным отчислениям должны приниматься как для машин, бывших в эксплуатации, т.е. с учетом морального и физического износа, а значит - по минимуму, а затраты на ремонт и техническое обслуживание должны определяться тоже из учета того, что машина - бывшая в эксплуатации, т.е. затраты на ремонт и техническое обслуживание должны определяться с учетом фактического физического износа бывшей в эксплуатации машины, а значит по максимуму. Но это в МДС 81 -3.99 оговорено не было и в результате мы имеем то, что имеем - в соответствии с этими Методическими указаниями размер затрат на амортизационные отчисления определяются по максимуму, а размер затрат на ремонт и техническое обслуживание определяется тоже по максимуму, в результате стоимость 1 маш.-часа строительных машин, определяемая по методике, приведенной в МДС 81-3.99, в большинстве случаев является завышенной.

Аналогично и с затратами на расход быстроизнашивающихся частей и гидравлической жидкости, где расход ресурсов при эксплуатации новых машин будет меньше, чем при эксплуатации машин, бывших в эксплуатации. Кроме того, порядок расхода быстроизнашивающихся частей и гидравлической жидкости, приведенные в Методических указаниях по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств МДС 81-3.99, усложняет расчеты, а таблица 2, приведенная в МДС 81-3.99, в которой приведены показатели сроков службы быстроизнашивающихся частей, очень ограничена по перечню.

Кроме того, в МДС 81-3.99 следовало бы указать, что в случае, если расчетные затраты на перебазировку строительных машин отличаются от нормативных показателей более, чем на 10%, следует выполнить корректировку нормативных показателей соответственно в большую или меньшую сторону.

В результате получается, что при определении стоимости 1 маш.-часа эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств, имеют место как сложность в определении тех или иных затрат, так и недостоверные, а зачастую завышенные показатели отдельных затрат, являющихся составной частью сметной цены 1 маш.-часа эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств.

Подводя итоги можно сказать, что Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств МДС 81-3.99 не дают возможности определения сметной стоимости 1 маш.-часа эксплуатации строительных машин с достаточной точностью. Поэтому более правильной и дающей более точные показатели стоимости 1 маш.-часа эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств представляется методика, разработанная сотрудниками ОАО «Газпром», приведенная в рекомендациях ОАО «Газпром» по определению стоимости часовой эксплуатации строительных машин и механизмов (с изменениями и дополнениями на 01.09.2005 г.), В этой методике к тому же даются достаточно простые пути определения затрат на перебазировку, ремонт и техническое обслуживание, быстроизнашивающиеся части и расход гидравлической жидкости. Единственный недостаток методики ОАО «Газпром» - в ней затраты на ремонт и техническое обслуживание приведены в виде нормативов в чел.-ч в зависимости от мощности двигателя внутреннего сгорания строительной машины (экскаватора, бульдозера трубоукладчика, крана на гусеничном ходу, передвижной дизельной электростанции и т.д.), таким образом, не дано решение в части определения размеров трудозатрат на ремонт строительных машин, работающих на электрических двигателях {башенные и козловые краны, электролебедки, сварочные автоматы и полуавтоматы и т.д.).


Сам не сметчик, но пришлось рассчитать стоимость машиночаса ассенизатора. Прошу рассмотреть и указать на ошибки. Работа техники в ЖКХ. Особо интересует начисление амортизации, можно ли брать рыночную стоимость в расчет? Не смотря на громоздкость расчета, я пытался максимально упростить его, исключив различные расчеты и применив коэффициенты и % из различных справочников, вот мени и интересует правомерность из применения. Прошу сильно не ругать, не сметчик и посоветоваться не с кем. В программах не работаю.РАСЧЕТ стоимости одного машино-часа автомобиля Машина вакуумная ГАЗ КО-503В г/н н 226 ве 30 показатель нормативный документ един. измерения количество1. Исходные показатели продолжительность рабочего дня час 8число рабочих дней в месяце дн 21количество машино-часов в месяц маш.-час 1682. Расчет расходов на оплату труда водителя нормативная зарплата водителя в месяц штатное расписание руб/мес. 10000норма отчислений на заработную плату данные бухгалт. % 30,2количество рабочих часов в месяц 1 водителя табель час 168заработная плата водителя с отчислениями (10000+10000*30,2%) / 168 час руб/час. 77,53. Расчет затрат на полную амортизацию автомобиля балансовая стоимость автомобиля рыночная ст-сть руб 750000годовая амортизации данные бухгалт. % 20в месяц (750000*20% / 12 мес) расчет руб/мес 12500в час (12500 / 168 час) руб/час 74,44. Расчет стоимости одного часа работы автомобиля а) расчет затрат на топливо расчетный пробег за месяц (7км*14 рейсов*21 день) расчет км 2058нормативный расход топлива норма расхода ГСМ л/100 км 28,35расход топлива на заполнение и слив цистерны норма расхода ГСМ л/1 слив 0,72нормативный расход топлива за месяц (28,35*2058/100+0,72*14*21) расчет л 795,12Марка топлива АИ - 92 Цена топлива руб/л 31,4Стоимость топлива в месяц (795,12 л*31,40 руб.) расчет руб/мес 24966,86Стоимость топлива в час (24966,86/168) руб/час 148,61б) расчет затрат на смазку расход масла (моторное, трансмис., специальное, смазки) норма расхода ГСМ л/100 л топл. 3,0Цена масла прайс руб 57,67Стоимость смазки в месяц (3*795,12 / 100л) *57,67 руб/мес 1375,64Стоимость смазки в час (1365,64/168) руб/час 8,19в) расчет затрат на текущий ремонт и техобслуживание Норма годовых затрат на ремонт и техобслуживание в % от балансовой стоимости метод.указ. МДС 81-3.99 % 20Стоимость затрат (750000*20% / 2016 час/год) расчет руб/час 74,4Мощность двигателя автомобиля техпаспорт л.с. 140Трудоемкость выполнения ремонта в чел.-часах на 1 машино-час в зависимости от мощности двигателяя метод.указ. МДС 81-3.99 чел.-час 0,52Зарплата ремонтных рабочих от з/п водителя (59,52*0,52) расчет руб/час 30,95Зарплата ремонтных рабочих с отчислениями (30,95+30,95*30,2%) расчет руб/час 40,30Затраты на текущий ремонт и ТО в час (74,40+40,30) руб/час 114,7г) расчет затрат на полное восстановление автошин цена 1 автошины рыночная ст-сть руб 8000количество шин на автомобиле шт 6нормативный пробег автошины км 50000пробег за месяц км 4410затраты на полное восстановление автошин в месяц (8000*6 шт*2058/50000) расчет руб/мес 1975,68в час (1975,68/168) руб/час 11,76д) расчет накладных (общехозяйственных расходов) расходов зарплата рабочих (10000/168+30,95) МРР РФ письмо № 6056-ИП/08 от 17.03.2011г. руб/час 90,47норма накладных расходов % 111сумма накладных расходов в час (90,47*111%) руб/час 100,42е) расчет плановой прибыли зарплата рабочих (10000/168+30,95) МРР РФ письмо № 6056-ИП/08 от 17.03.2011г. руб 90,47норма плановой прибыли % 89сумма плановой прибыли в час (90,47*89%) руб/мес 80,52ИТОГО стоимость одного машино-часа работы автомобиля руб./м-час 616,1Надбавка за специализированный подвижной состав Прейскурант № 13-01-01 30% 184,83ВСЕГО стоимость одного машино-часа работы автомобиля руб./м-час 800,93

Хороший расчет, практически все правильно. Ошибка - отчисления на зарплату 30,2% - учтены в накладных расходах ( МРР РФ это учитывает), так что в п. 2 эито надо исключить.Неточность - Нормативное количество часов в 2014 году по Производственному календарю не 168 часов, а 164,17. Вроде ерунда, но проверяющие это обычно проверяют.Житейское рассуждение. Обычно для таких машин делают двухставочный тариф - "работа в режиме пробега" и "работа в режиме откачки". Там сильно разный расход топлива. И в разных условиях (зависит от "плеча" пробега) ваших 800 руб в час может быть "жирно" или "мало". То есть возможны проблемы при списании топлива. И компания может денег недополучить

Мари, огромное спасибо за отзыв. Если не трудно, уточните, можно ли при расчете брать рыночную стоимость механизма, т.к. у нас по балансу очень низкая.

Даже нужно брать именно рыночную стоимость

Мари, еще раз спасибо.

Добрый день, подскажите пожалуйста эти данные (расчетный пробег за месяц (7км*14 рейсов*21 день) расчет км 2058) вы сами рассчитали из своих показаний или взяли какой то средний показатель? Сама столкнулась впервые с такими расчетами нужна помощь. Заранее спасибо.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков