Нравственные нормы поведения. Правила поведения в обществе Какие нравственные нормы поведения ты знаешь

Нравственные нормы поведения. Правила поведения в обществе Какие нравственные нормы поведения ты знаешь

21.12.2023

Являются одними из компонентов образования, о котором ведутся некоторые спорные дискуссии. Некоторые авторы заявляют о себе в пользу этой формулировки, в то время как другие обращаются к нравственному обучению и к гражданскому образованию отдельно. Мы выбираем морально-гражданское образование, нравственное поведение человека, принимая во внимание многочисленные помехи, установленные между моральным феноменом и общественным явлением общественной жизни.

Ценности общества

Связь морального и гражданского поведения не случайна. - это то, чему должны учить детей с рождения. Очевидно, что два поведения связаны друг с другом и зависят друг от друга, потому что вы не можете иметь нравственное поведение, не соблюдая законы, традиции и ценности общества. Вы не можете иметь гражданское поведение, если вы не соблюдаете ценности, нормы, правила, управляющие жизнью сообщества, в котором вы живете.

Морально-гражданское образование является чрезвычайно сложным компонентом образования, поскольку, с одной стороны, его последствия отражены на всем состоянии индивида, а с другой стороны, нравственное поведение - это представленные нравственные нормы и правовые предписания. Они подчиняют все другие ценности (научные, культурные, профессиональные, эстетические, физические, экологические и т. д.). Мораль и цивилизация, таким образом, являются фундаментальными аспектами гармоничной, подлинной и целостной личности.

Моральный идеал

Для хорошего понимания нравственно-гражданского образования требуются некоторые разъяснения в отношении морали и цивильности. Нравственное поведение - это социальное явление, форма общественного сознания, которая отражает отношения, что устанавливаются между людьми в социальном контексте, ограниченном во времени и пространстве, с регулирующей функцией по совместному проживанию людей, стимулированием и направлением поведения человека в соответствии с социальными требованиями. Его содержание материализуется в моральном идеале, ценностях и нравственных правилах, которые составляют то, что называют «структурой нравственной системы».

Нравственное поведение - это теоретическая модель, выражающая моральную квинтэссенцию человеческой личности в форме образа нравственного совершенства. Его сущность проявляется в моральных ценностях, нормах и правилах.

Прототипы морали

Моральные ценности отражают общие требования и требования нравственного поведения в свете идеальных предписаний с практически бесконечным диапазоном применимости. Мы помним, например, некоторые из самых значительных моральных ценностей, это: патриотизм, гуманизм, демократия, справедливость, свобода, честность, честь, достоинство, скромность и т. д. Каждая из них соответствует значению хорошо-плохо, честно-нечестно, героизм-трусость и т. д. Моральные нормы также являются нравственными требованиями, разработанными обществом или более ограниченным сообществом, в которых излагаются прототипы морального поведения для конкретных ситуаций (школьная, профессиональная, семейная жизнь).

Выражая требования моральных ценностей, они имеют более ограниченную сферу действия, чем те, что принимают форму разрешений, облигаций, запретов, которые приводят к определенным формам действий. Мораль формы общественного сознания является источником нравственного содержания образования и эталонной базы для его оценки.

Моральный аспект общественного и принадлежит к идеальной сфере, в то время как мораль принадлежит к сфере реальности. Нравственность предполагает эффективные нормативные требования позицию, переведенную от идеала в реальность. Вот почему нравственное воспитание стремится превратить мораль в добродетель.

Формирование человека

Гражданское право указывает на органическую связь, жизненно важную между человеком и обществом. Точнее сказать, образование содействует формированию человека как гражданина, как активного сторонника законности, воинствующих прав человека на благо родины и людей, к которым он принадлежит. Нравственное поведение - это цель образования, которая заключается в формировании человека как полноценной ячейки, которая чувствует, мыслит и действует в соответствии с требованием общественной морали.

Это требует знания и соблюдения нравственных идеалов, ценностей, норм и правил, на которые опирается общественная мораль. Также необходимы знания структуры и функционирования верховенства права, уважение к законам, изучение и отстаивание ценностей демократии, прав и свобод, понимание мира, дружбы, уважение человеческого достоинства, терпимость, недискриминация по национальности, религии, расы, пола и т. д.

Гражданская совесть

С целью морально-гражданского воспитания основными задачами этого компонента образования являются: формирование нравственно-гражданской совести и формирование нравственного и гражданского поведения.

Следует отметить, что это разделение между теоретическими и практическими задачами делается из дидактических соображений, несколько искусственных, потому что морально-гражданский профиль субъекта развивается одновременно с обеих сторон, принимая как информацию, так и действие, чувства, убеждения-факты.

Формирование нравственно-гражданской совести

Морально-гражданская совесть состоит из системы и знаний о ценностях, законах, нормах, регулирующих отношения человека с обществом. Сюда включаются заповеди, которые индивид использует в своем положении и в рамках многочисленных социальных отношений, в которых он участвует. С психологической точки зрения морально-гражданское сознание включает в себя три компонента: познавательный, эмоциональный и волевой.

Положительные действия

Предполагает знание ребенком содержания и требований ценностей, моральных и гражданских норм. Их знание не ограничивается простым запоминанием, а предполагает понимание требований, которые они подразумевают, понимание необходимости их соблюдения. Результаты этих знаний отражены в формировании нравственных и гражданских представлений, понятий и суждений.

Их роль состоит в том, чтобы привести ребенка во вселенную нравственных и гражданских ценностей, заставить его понять необходимость их соблюдения. Без знаний нравственных и гражданских норм ребенок не может вести себя в соответствии с требованиями, которые возникают у общества. Но, несмотря на необходимость морально-гражданского поведения, моральное и гражданское знание не связано с простым присутствием правил. Для того чтобы они стали мотивационным фактором для запуска, руководства и поддержки морально-гражданского поведения, они должны сопровождаться рядом эмоциональных положительных чувств. Это приводит к необходимости эмоциональной составляющей сознания формирования нравственного поведения.

Внешние препятствия

Аффективный компонент обеспечивает энергетический субстрат, необходимый для проведения нравственных и гражданских знаний. Эмоции и чувства субъекта к моральным и гражданским командам подчеркивают, что он не только принимает ценности, нормы, моральные и гражданские правила, но и живет и идентифицируется с ними. Из этого следует, что и нравственные нормы поведения в обществе, и аффективная привязанность необходимы для морально-гражданского взаимодействия. Однако их недостаточно, потому что часто при выполнении моральных и гражданских действий может существовать ряд внешних препятствий (временные проблемы, неблагоприятные обстоятельства) или внутренние (интересы, желания), для которых необходимы усилия или, другими словами, требуется вмешательство волевого компонента.

Духовные потребности

Из слияния трех компонентов морального и гражданского сознания вытекают убеждения как продукт познавательной, аффективной и волевой интеграции в психическую структуру человека. Сформировавшись, они становятся «истинными духовными потребностями», ядром нравственного сознания и создают условия для того, чтобы человек совершил прыжок из мотивированного внешнего поведения и закрепил свое социально-нравственное поведение.

Появление и закрепление норм морали можно проследить с доисторических времен. Его эталоны и образцы зародились еще в далеком прошлом. Несмотря на то, что первобытный человек действовал, в первую очередь, из эгоистических побуждений, стремясь найти еду, захватить выгодные территории, выжить в нелегких природных условиях, уже тогда очевидным является стремление к социальному сотрудничеству.

Как результат – зарождение и утверждение гуманистической стратегии поведения, выработанной в результате активного межличностного сотрудничества с членами группы.


Особенности

Конечно, на заре зарождения мотивов, определяющих поведение индивида, являлись все же приземленные жизненные и материальные выгоды. Однако сообщество, а вслед за ним и нравы быстро прогрессировали, подталкивая любого из участников к полной адаптации в коллективе, построению долгосрочных гуманистических отношений.

Моральные нормы поведения закрепляются в сознании людей настолько, что являются уже не вынужденной тактикой выживания, а общепризнанными мотивами человеческого поведения, эмоциональной потребностью. Нормой становится:

  • морально-эмоциональное сочувствие к ближнему;
  • сострадание;
  • готовность всегда прийти на помощь попавшему в беду.


Человек, духовно и физически поддерживающий участников своего сообщества, и сам мог рассчитывать на такое же отношение, благодаря чему крепли общинные узы, а также повышалась устойчивость группы к различным негативным воздействиям.

Формирование нравственного поведения в наши дни

Если внимательно присмотреться к техническим тонкостям воспитания современного человека, можно увидеть отголоски первых шагов человечества на стезе формирования морали. Уже в дошкольном учреждении дети стремительно овладевают элементарными нормами поведения в группе, на основе проб и ошибок обучаются следовать им в разнообразных ситуациях. В условиях начальной школы нравственному воспитанию уделяется первостепенное внимание.

Длительное нахождение в группе себе подобных, строгая дисциплина усиливают содержательную сторону такого понятия как «внутренняя позиция».


Школьник, ежедневно контактирующий с большим числом сверстников и педагогов, выходит на новый уровень контроля своего поведения, когда каждое ошибочное действие начинает представляться неприемлемым, огорчающим учителей, друзей и товарищей. Осмысление высокой ценности морального поведения выливается в комплекс поступков, реализующих идеи:

  • любви;
  • свободы;
  • добра;
  • справедливости.

Коллектив мягко, но настойчиво приводит каждого из учеников к:

  • неприятию безнравственного поведения;
  • отрицанию ненависти и деструктивных поступков.



Высокий же волевой настрой, а также допустимый моральный уровень щедро вознаграждаются всеобщей симпатией, закрепляя духовные устремления.

Кто такой – нравственный человек?

Чем же является нравственное поведение в современном высококонкурентном обществе? Вряд ли нужно рассматривать это понятие как полный отказ от себя и собственных интересов. Но можно утверждать наверняка, что грубого эгоизма, высокомерия и жадности высоконравственный человек точно лишен. Такой индивидуум ищет пользы другим, думает о благе для всего общества. Проявляя альтруизм, этот человек лишает манипуляторов возможности управлять собой.

Добрые поступки, человечное отношение спасают жизни в буквальном смысле. Горячая совесть и высокие идеалы не позволяют злу затушить веру в светлое будущее человечества, присутствующую у каждого из людей с рождения.


Глядя на высокоморального «хорошего» человека, многим может показаться, что это некий дар свыше. Однако имеется множество примеров, когда целенаправленная работа над собой, своим мировоззрением и ошибками приводила к выдающимся результатам.

Совесть и мораль нужно развивать. Отказ от низменных побуждений, следование высоким идеалам неизменно трансформируют человека.

Удачный пример

Активное начало, мощная воля, стремящаяся преобразовать человека к лучшему – это составляющие, способны творить чудеса. Ярчайший пример – деятельность выдающегося педагога Макаренко, сумевшего в течение нескольких лет «выковать» из группы малолетних преступников и бродяг с определенным «воровским лицом» блестящий коллектив, строго удерживающий всех участников общины в рамках высокоморального поведения. Факторы, которые толкали их на плохие поступки – это регулятор поведения.

Наверное, вам доводилось слышать, как говорят о ком-то: «Он нарушил нравственные нормы». Что же такое нравственные нормы и почему их нарушение вызывает осуждение?

Возникновение нравственных норм. Нравственные нормы определяют, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Они возникли не сразу, а формировались на протяжении всей истории развития человеческого общества.

Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Необходимость коллективного существования в тот период времени требовала выполнения определенных правил совместной жизни. Именно тогда оформились предписания: «Помогай сородичам», «Не убивай», «Не кради», «Не лги» и т.д. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись в сознании и поведении людей требования трудолюбия, уважения к старшим, помощи и защиты слабых и др. В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила совместной жизни людей, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение.

Возникновение нравственных норм сопровождало становление самого общества и означало переход человека от инстинктивных форм поведения к сознательной коллективной деятельности. Многие элементарные нравственные нормы, которые возникли в эпоху первобытно-общинного строя, сохраняют свое значение в наши дни.

Значение нравственных норм для общества и человека. Сегодня мы не можем представить себе жизнь в обществе без общепринятых нравственных норм. Мораль изначально была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила совместной жизнедеятельности, которые превращались в нормы и передавались из поколения в поколение. Одновременно происходил процесс отрицания тех ее норм и установок, которые перестали соответствовать новым условиям общественной жизни.

Нравственные нормы присущи только человеку и формируются только в человеческом обществе. А ведь именно нравственные нормы и установки регулируют человеческое поведение и развитие общества, являются важнейшими составляющими культуры. И здесь надо помнить, что для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственные нормы и нравственное поведение становятся органичными для него, помогают ему правильно вести себя в самых различных ситуациях. А общество может успешно развиваться, когда его члены обладают нравственными нормами, соответствующими нравственным идеалам данной эпохи.



Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов. Нравственные нормы являются простейшей формой нравственных требований. Они требуют или запрещают поведение определенного типа. Нравственные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку; быть скромными, правдивыми, искренними; формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Следование нравственным нормам характеризует такие качества человека, как вежливость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить человека, не мешать окружающим в общественных местах – все это простые нормы человеческого поведения, которые формируются у человека с первых лет жизни. Норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями. Обычно мы руководствуемся нормами по привычке, не задумываясь; только нарушение нормы привлекает внимание людей как вопиющее безобразие.

Действенность нравственных норм, заставляющих человека поступать определенным образом, достигается с помощью общественного мнения: ведь каждому неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным человеком, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого человека, защитой от морального произвола со стороны других людей.

Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определенные нравственные качества. Эти качества отражают полярность морального мира и делятся на хорошие (добродетели ) и плохие (пороки ). Еще древнегреческие мудрецы выделяли четыре основных добродетели человека: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Оценивая человека, мы чаще всего и перечисляем эти качества. Однако, в отличие от норм, нравственные качества не сводятся к предписаниям или запретам на определенные действия, поскольку обладающий нравственными качествами человек способен сам выбирать нужные правила поведения, нравственные нормы. Это означает, что каждый человек отвечает за то, чтобы культивировать в себе и в окружающих людях добродетели и отвергать пороки.



Но человек обычно не является идеалом нравственности или живым воплощением всех совершенств. В нем есть и недостатки, и какое-то одно, хотя и важное, достоинство не может искупить нравственных недостатков. Мало иметь отдельные положительные черты – они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек сам определяет ее для себя, вырабатывая некоторые собственные нравственные принципы : коллективизм или индивидуализм, трудолюбие или леность, альтруизм или эгоизм.

Нравственный принцип обозначает стратегическую установку человека в его отношениях с людьми. Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом и способны разумно обосновать ее.

Верность избранной позитивной моральной ориентации издавна считалась достоинством человека. Она означала, что человек в любой жизненной ситуации не сойдет с нравственного пути. Однако жизнь многообразна, и не всегда избранные принципы помогают принять верное решение в конкретной ситуации. Так, в прошлом случалось, что любовь к людям приносилась в жертву революционным принципам, да и в наши дни ложно понятое товарищество порой толкает на безнравственные и бездуховные поступки. Именно поэтому свои принципы надо постоянно проверять на человечность, гуманность, сверять их с нравственными идеалами.

Нравственный идеал – это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Это все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. В детстве идеалом для нас может быть конкретный человек. В дальнейшем идеал как единство положительных качеств приобретает обычно более обобщенный характер. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение других людей и является ориентиром для самосовершенствования; позволяет каждому ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения.

Таким образом, нравственные нормы, качества, принципы, идеалы действуют не самостоятельно, независимо друг от друга, а представляют собой основные элементы системы морали. Все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Некоторые выводы:

1.Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Они формировались и изменялись на протяжении всей истории развития человеческого общества. Одна из таких норм известна под названием «Золотого правила нравственности».

2. Поступать согласно нравственным нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и внутренний голос совести.

3. Нравственные нормы, качества, принципы, идеалы, действуя совместно, составляют систему морали данного общества.

4. Руководствуясь нравственными нормами, принципами, идеалами, человек регулирует свое поведение и самосовершенствуется, а общество в целом может успешно продвигаться по пути нравственного прогресса.

Вопросы и задания:

1. Что понимают под нравственными нормами? В чем состоит значение нравственных норм для человека и для общества?

2. Есть ли такие нормы морали, которые лично вам не нравятся? Что было бы, если бы их удалось отменить?

3. Всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека? Почему мы следуем ему?

4. Часто на все поучения хочется ответить: «Я никому ничего не должен». Так ли это?

5. Зачем нам нужно соблюдать моральные правила? Почему иногда нам хочется от этого уклониться?

6. Есть ли у вас нравственный идеал? Что вы понимаете под нравственным идеалом?

7. Человек с твердыми нравственными принципами, принципиальный человек – это хорошо или плохо? Почему?


Этические нормы поведения — секрет благополучия в любом обществе

Здравствуйте друзья, гости и постоянные читатели моего Блога. Приходилось ли вам отказывать себе в чем-то, страшась, что результат вашего действия, или даже само действие, вызовет осуждение у других? Я решила сегодня обсудить с вами этические нормы поведения людей.

Начнем с самого простого

Можно представить, что все мы живем в огромном общежитии, где комнаты – это наше личное пространство, а все остальное – места общего пользования. Для того, чтобы жизнь не превратилась в кошмар, выходя за пределы своих комнат, все мы должны соблюдать некие, как гласные, так и негласные правила – социальные нормы общества.

Социальные нормы можно поделить на:

  1. Этические
  2. Правовые
  3. Религиозные
  4. Политические
  5. Эстетические

С развитием всего человечества, почти каждая из этих норм изменялась. Изменения практически не коснулись только этических норм, как незыблемого фундамента в человеческих отношениях.

Этические нормы поведения

Давайте разберемся, что такое этические нормы, и какими они бывают. Этика (от греческого etos — обычай) — ветвь философии, которая изучает мораль.

Считается, что первым, кто решил объединить сразу несколько понятий о человеческом поведении под одним словом, был всем известный Аристотель. В своих трактатах он предлагал понятие «этика» как «добродетели или достоинства, проявляющиеся в поведении человека». По его мнению, этика должна помочь понять, какие действия допустимы, а какие нет.

Если говорить в двух словах, то сегодня под этическими нормами понимается совокупность ценностей, накопленных обществом и моральные обязанности человека по отношению как к этим накоплениям, так и к самому обществу в целом.

Правила этикета, культура поведения, мораль – все это этические нормы поведения, которые представляют собой регуляторы отношений. Они затрагивают абсолютно все межличностные действия между людьми: от простого дружеского общения, до большого свода правил корпоративной или профессиональной этики.

Главный секрет благополучия в любом обществе – единое для всех правило: «Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе!»

Неформально нормы поведения делятся на виды:

  • Реальные – это, по сути, любые действия, которые совершает человек;
  • Вербальные – это словесная или речевая форма общения.

Эти два понятия неразрывны между собой. Едва ли вас будут считать вежливым, если ваше пусть даже очень культурное слово идет в разрез с некультурным поведением. Представьте себе человека, который здоровается с вами, при этом смачно ковыряется в зубах вилкой. Не очень приятно, правда?

У каждого пределы этических норм свои, они зависят, прежде всего, от окружающих людей, уровня воспитания и образования. Эталон культурного человеческого поведения – когда этические нормы перестают быть правилами и становятся личностными нормами, внутренним убеждением.

Этикет, как свод правил

Правила этикета также диктуют нам рамки поведения. Помните, совсем недавно мы говорили с вами о . Этикет – ни что иное как тот самый необходимый шаблон, регулирующий наше общение друг с другом.

Если вы случайно наступите кому-то на ногу, вы извинитесь, вежливый мужчина откроет дверь перед женщиной, а получив сдачу в магазине, все мы говорим «Спасибо». То, как мы следуем нормам поведения, и в том числе именно этикету, может охарактеризовать нас как культурного или некультурного человека.

Личное и общее

Интересно, что в разных странах этические нормы поведения разные. Например, в Испании, просто зайдя в лифт, от всех, кто там уже находится вы услышите приветливое «Hola». В нашей стране беспричинное приветствие совершенно незнакомых людей в обществе не практикуется. И никто на вас не обидится, если вы, зайдя в раздевалку бассейна, не начнете жать всем руки. То есть у нас традиции общения совершенно другие.

Это еще один принцип деления этических норм – личностные и групповые.

«Я художник, я так вижу!»

Личностные нормы — это то, о чем я говорила выше – наши внутренние рамки, обусловленные обществом, воспитанием и образованием. Это наш внутренний мир, самоощущение. Следование личностным нормам этики можно определить, как уровень внутреннего достоинства. Например, только вы решаете, сможете ли выкинуть фантик от мороженного в кусты, если вас при этом никто не видит.

Групповое поведение

Все человечество, так или иначе, объединено в группы. От семьи или коллектива на работе до целого государства. С самого рождения человек принадлежит к какому-либо обществу, и не может не подчиняться определенным правилам. В том числе этическим нормам поведения. Групповая этика — это правила взаимодействия внутри такой группы.

Попав в любой коллектив, человек вынужден принять общепринятые в этом обществе правила. Помните поговорку – со своим уставом в чужой монастырь не ходят? Это и есть отсылка к групповым этическим нормам. Причем у каждого коллектива, как видно из примера выше про приветствия в Росси и Испании, свои принципы общения: и в том числе языковые или даже нравственные.

Вы скажете: нормы, шаблоны, правила, рамки – где же свобода? Мы живем в обществе, где границы нашей свободы строго ограничиваются границами свободы другого человека. Поэтому и нужны правила. С ними проще жить.

Почему культура поведения так важна? Он ее уровня зависит, как к вам будут относиться сторонние люди – как к приятной дружелюбной личности или как к заносчивому невоспитанному хаму.

Умение вести себя «на людях» культурно, правильно и адекватно ситуации благотворно влияет и на карьеру, и на дружеские отношения.

«Быть культурным» – что это значит?

Внешняя и внутренняя культуры необязательно тесно связаны, порой они и вовсе друг другу противоречат.

Так, индивид, славящийся грубым и невоспитанным поведением, может оказаться обладателем богатого духовного мира и отличного образования.

И, напротив, вежливый и участливый товарищ, соблюдающий этикет до последнего слова, изнутри бывает пустым, невежественным, непрофессиональным и безнравственным.

Внешняя культура поведения – это взаимодействие личности с окружающей ее средой . Она выражается в контактах с миром – коллегами, друзьями, родными, в соблюдении правил этикета и прочих социальных норм .

Это повседневные формы нашего поведения: словом, все то, что мы делаем, оказавшись внутри окружающего мира, и даже задолго до этого момента.

Подготовка к контакту с обществом (гигиена, выбор одежды, приведение внешнего вида в порядок) тоже считается!

Не следует думать о внешней культуре как о чем-то искусственном и наносном. Она впитывается человеком с детских лет в ходе воспитания, обучения, коммуникации.

Многие действия в нас запрограммированы, и мы не задумываясь соблюдаем те или иные поведенческие нормы – здороваемся, умываемся, благодарим, трудимся, уступаем дорогу, предлагаем помощь.

Грамотное взаимодействие с социумом у многих происходит органично и естественно, ведь оно привито почти с рождения.

Это своеобразные «правила жизни» – уважать старших, проявлять вежливость и такт, быть ответственным, не грубить, не опаздывать, спрашивать разрешения и подобное.

В идеальном варианте внешняя и внутренняя культуры дополняют и гармонично подчеркивают лучшие стороны друг друга.

Красота души, высокие моральные стандарты, нравственность и образованность должны соседствовать с визуальной ухоженностью, грамотной речью и обходительным отношением к другим.

Не зря считается, что истинно хороший человек прекрасен со всех сторон.

Что включает в себя культура поведения?

Наиболее ярко она выражается во взаимодействиях с коллективом – на работе, в университете, в школе. Что еще подразумевает культура поведения?

1. Действия индивида в общественном месте (в парке и транспорте, в очереди, в банке, на автобусной остановке). Способы решения конфликтов с окружающими незнакомцами.

2. Отношение к труду и к природе, ответственность, заботу о среде обитания.

3. Бытовую культуру – реализацию личностных потребностей, организацию досуга.

7. Гигиену, внешнюю опрятность, адекватный случаю стиль одежды.

Как вы уже поняли, внешняя культура – это не только то, как мы обходимся с другими людьми.

Если индивид нарушает обязательства и срывает сроки на работе, гримасничает в автобусе и сыпет ругательствами, не здоровается в ответ и годами не стирает одежду, бросает мусор мимо урны и обрывает соседскую клумбу – это тоже культура поведения. Точнее, ее отсутствие.

Культурное поведение в обществе

Способы взаимодействия с обществом формируются с младых ногтей.

Особое влияние на закладывающуюся культуру поведения оказывают:

  • Воспитание родителей
  • Национальная культура, менталитет
  • Пример, подаваемый близкими людьми

Кроме того, косвенно на поведение человека влияют религиозная и расовая принадлежность, характер, полученное образование, степень финансовой обеспеченности, круг общения и образ жизни.

Да и само развитое общество учит нас действовать так или иначе, внедряя в наше сознание современные принципы безбедного сосуществования.

Нужно понимать, что в Средние века или во времена античности правила поведения в социуме были совсем другими!

Научившись соблюдать законы, бытующие в окружающем мире, ребенок становится полноценной личностью. Он входит в коллектив, в общество, уже умея вести себя адекватно ситуации.

Нормы, которые закладываются в личность в юном возрасте, вполне естественны и понятны. Ведь в итоге все они являются красноречивыми проявлениями Человечности как таковой.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков