Какое дизельное топливо лучше. Качественное дизельное топливо

Какое дизельное топливо лучше. Качественное дизельное топливо

Современные европейские дизель-генераторы, работающие на дизельном топливе, разрабатываются с учетом высоких европейских норм и стандартов, предъявляемых к качеству горючего. Поэтому все импортные дизельные электростанции требовательны к качественному составу топлива. Заправка дизель-генератора некачественным топливом, не отвечающим Евро стандартам, приводит к выходу из строя топливной системы электростанции, двигателя и дорогостоящему ремонту.

Основные характеристики дизельного топлива.

На территории Российской Федерации согласно ГОСТ 305-82 вырабатывается дизельное топливо четырех марок:

þ «Л» - летнее, применяется при температуре окружающей среды выше 0 о С

o температура помутнения: - 5 о С

o температура застывания: - 10 о С

þ «З» (-20 о С) - зимнее, применяется при температуре окружающей среды ниже:- 20 о С

o температура помутнения: - 25 о С

o температура застывания: - 35 о С

o содержание серы не превышает 0,2 %

þ «З» (-30 о С) - зимнее, применяется при температуре окружающей среды ниже: - 30 о С

o температура помутнения: - 35 о С

o температура застывания: - 45 о С

o содержание серы не превышает 0,5 %

þ «А» - арктическое, применяется при температуре окружающей среды ниже: - 50 о С

o содержание серы не превышает 0,4 %

Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:

þ цетановое число, определяет высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя

þ фракционный состав, определяет дымность, полноту сгорания и токсичность отработавших газов двигателя

þ вязкость и плотность, обеспечивают нормальную подачу топлива, распыление в камере сгорания и работоспособность фильтрования топливной системы

þ низкотемпературные свойства, определяют функционирование топливной системы при минусовых температурах окружающей среды и условия хранения топлива в емкостях

þ степень чистоты, обеспечивает надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки, цилиндров и поршней двигателя

þ температура вспышки, определяет условия безопасности применения топлива в двигателях

þ содержание сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризует образование нагара, коррозию и износ двигателя.


Основные отличия качественного дизельного топлива от некачественного:

ü не содержит воду

ü не содержит керосин

ü не содержит бензин

ü не содержит грязи

ü не содержит вредных примесей

ü не происходит выпадение парафина

ü содержание серы не превышает 0,02%

ü используются качественные присадки

ü высокий показатель цетанового числа - 51


Технология производства дизельного топлива.


При производстве дизельного топлива большое значение имеет правильный подход к технологическим этапам технологического процесса, для обеспечения высокого качества дизельного топлива.

Его промышленное производство можно разделить на следующие технологические этапы:

þ первичная переработка нефти (или же прямая перегонка) - это разделение нефти на отдельные фракции по температурам кипения, осуществляемая в специальных ректификационных колоннах

þ вторичная переработка нефти (очищение) изменяет химический состав и структуру углеводородов. Производят крекинг (расщепление крупных молекул мазута на более мелкие) и удаление из топлива серы

þ смешение (компаундирование) - смешение прямогонных фракций с компонентами вторичных процессов и присадок.

По сравнению с прямой перегонкой все процессы вторичной переработки весьма сложны в технологическом плане и отличаются очень высокой стоимостью. Однако они необходимы, поскольку заметно увеличивают качество дизельного топлива. При проведении гидроочистки дизельного топлива, получают экологически чистые летние и зимние марки.

На последнем этапе производства смешиваются полученные в первом этапе первично очищенные топливные фракции с результатом вторичных химических присадок и переработок в необходимой пропорции. Так же при проведении смешивания достигается разрешенное содержание в топливе серы, так как она крайне негативно влияет на состояние окружающей среды.

В целях обеспечения хороших свойств при низких температурах зимнюю и арктическую марку дизельного топлива получают из более лёгких фракций, чем летнюю. Или же проводится дорогостоящая депарафинизация. Кроме того, в арктическое дизельное топливо вводятся специальные присадки, приводящие к увеличению его цетанового и улучшению показателей качества топлива.

Добавление антидымной и депрессорной присадок, позволяет получить дизельное топливо стандарта Евро-4, которое рекомендуется использовать в мегаполисах с целью уменьшения уровня загрязнения его воздуха.

Стоимость и качество дизельного топлива будет выше, чем больше степеней очистки оно прошло. Стоит учитывать то факт, что дизельное топливо, выпускаемое небольшими Компаниями, может быть произведено с серьезными нарушениями технологии производства для уменьшения себестоимости (разбавлено, бензином, керосином, водой, что приводит к частым остановкам электростанций, внеплановым ТО и поломке двигателя).

В установке для выработки ДТ предусмотрены следующие обязательные этапы:

þ удаления воды

þ удаления твердых примесей

þ отделения парафинов

þ высадки серы

Мы гарантируем:

ü Качество поставляемого дизельного топлива соответствует климатическим условиям и действующим нормам ГОСТ и ТУ и подтверждается сертификатами качества, предоставляемыми заводом-изготовителем

ü Оперативную доставку качественного, сезонного, экологически чистого дизельного топлива ЕВРО-4

ü ЕВРО-4 содержит всего 0,005% серы, то есть в 40 раз меньше чем предусмотрено российским ГОСТом 305-82

ü Продление срока службы двигателя и экономию топлива, использование дизельного топлива ЕВРО-4 приводит к снижению объемов выбросов продуктов сгорания более чем в 2 раза

Уверенно занимает лидирующие позиции на рынке нефтепродуктов. Этот вид топлива, обеспечивающий высокую мощность и экономичность, используется для заправки ЖД и водного транспорта, спецтехники, а в последнее время все шире применяется и для автомобильных моторов.

В тоже время, под таким названием выпускаются разные виды топлива, отличающиеся по своим характеристикам и качеству, поэтому вопрос, как правильно выбрать солярку (дизельное топливо), волнует как частных автовладельцев, так и предприятия, хозяйственная деятельность которых связана с эксплуатацией техники и транспортных средств, оборудованных силовыми агрегатами, работающими на дизеле.

Перечень основных критериев для правильного выбора дизтоплива.

Правильный выбор солярки обеспечивает долговечность оборудования и экономичность его работы. Нужно отметить, что не все российские НПЗ строго придерживаются существующего ГОСТ 305-213 и на заправках можно встретить топливо, которое отличается от существующих стандартов, а значит, его использование для современных дизельных моторов может привести к выходу из строя дорогостоящего оборудования.

Может отличаться широким спектром показателей, а, следовательно, и критериев для правильного выбора может быть много. Основными в таком списке являются:

Сезонность
Технические показатели
Репутация производителя
Стоимость
Марка
Качество, подтвержденное паспортом

Качество – прежде всего!

Основным критерием выбора вида дизтоплива является его качество. Конечно, в это понятие входит много составляющих, и определить «на глаз» качество солярки вряд ли получится.

Но в некоторой степени и визуальная оценка может дать полезную информацию. Хорошее топливо не должно мутнеть и содержать осадок. Поэтому, многие автолюбители практикуют отстаивание небольшого количества солярки в течение суток, в последующей оценкой его прозрачности и наличия примесей.

Но, понятно, что такой метод не может дать гарантированный ответ относительно соответствия показателей дизтоплива установленным нормативам. Более точную информацию может предоставить специальная лаборатория ООО «МосНефтеТранс» оборудованная точнейшим современным диагностическим оборудованием.

Летнее или зимнее дизтопливо?

При покупке дизтоплива обязательно следует учитывать сезонность. При плюсовых температурах необходимо использовать летнее топливо, а в более холодную погоду – зимний дизель.

Это правило позволит не только оптимизировать расход, но и снизит нагрузку на мотор. В морозную погоду использование соответствующей марки дизеля является основным условием, обеспечивающим возможность эксплуатации транспорта.

Крайней точкой, при которой еще можно допустить применение летних сортов дизеля является температура -5°C. При этом, не стоит надеяться на какие-либо присадки: все равно начало кристаллизации такой солярки происходит при -10°C. Результатом такого процесса будет закупорка топливных фильтров и полная остановка двигателя.

Применение зимнего дизеля летом не приводит к остановке мотора, но также имеет свои негативные стороны, которые заключаются в более высокой цене топлива, увеличение объема выброса вредных веществ, снижение мощности силовых агрегатов.

При покупке зимней солярки нужно обратить внимание на предельную температуру фильтруемости (в зависимости от погодных условий), так как при более низких температурных показателях топливо не будет проходить через фильтр. Полнота сгорания топлива определяется его фракционным составом.

Обратите внимание на производителя!

Чтобы удостоверится в качестве , не лишним будет обратить внимание на его производителя. На рынке дизтоплива можно встретить продукцию разных НПЗ, в том числе и небольших заводов, которые по своему техническому оснащению заметно уступают крупным предприятиям, а, следовательно, могут иметь место случаи неполного соответствия готово продукта современным стандартам.

Воспользовавшись удобным сервисом «Логистические решения» на официальном сайте компании «МосНефтеТранс» оптовые покупатели получают возможность самостоятельно выбрать производителя, а также в онлайн режиме быстро отследить цену дизтоплива разных НПЗ.

Документация на топливо.

При покупке дизтоплива обратите внимание на его паспорт качества. Согласно «Техническому регламенту», установленному правительством РФ «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», каждая партия сопровождается документом, заверенным оригинальной печатью.

В Паспорте на дизтопливо указываются следующие данные:

Данные о производителе;
- установленные нормы характеристики нефтепродукта и их реальные значения;
- дата производства;
- данные об отсутствии/присутствии присадок.

При изучении такого документа следует обратить внимание на то, какие стандарты и условия регламентируют изготовление данного дизтоплива. Предпочтение следует отдавать продуктам, выпущенным по ГОСТ. При производстве дизеля по ТУ часто имеют место различные отклонения от современных стандартов качества.

Важно также, когда проводилось исследование характеристик нефтепродукта. Если анализ проводился достаточно давно, то из-за неправильных условий хранения или транспортировки дизтопливо может потерять свое качество.

Стоимость дизтоплива.

На стоимость солярки оказывают влияние многие факторы, но среди них одним из самых значимых для нормальной работы транспортных средств является степень очистки.

Качественный дизель очищается от соединений серы, воды и других примесей. Конечно, цена такого топлива будет немного выше, но эти затраты с лихвой компенсируются за счет надежной и долговечной работы цилиндров, поршней силовых агрегатов, а также насосов, фильтров и другого топливного оборудования.

Сделать покупку качественной солярки более экономичной поможет сотрудничество с ООО «РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ» - компании, которая предлагает нефтепродукты соответствующие требованиям ГОСТ от ведущих НПЗ, с доставкой собственным транспортом с ближайшей нефтебазы к заказчику.

Прежде чем начать рассказ о дизельном топливе, хотелось бы с огорчением сообщить о том, что наша отечественная солярка на сегодняшний день занимает всего лишь 43-е место по качеству среди ведущих нефтяных компаний Европы. Отсюда и все проблемы дизельных двигателей наших легковых автомобилей, топливная аппаратура которых рассчитана на ДТ стандарта, соответствующего как минимум Евро-3.

Сразу же предупреждение для любителей халявной солярки: если вы не хотите запороть дизель своей иномарки, ни в коем случае не сливайте ДТ из тракторов, оно однозначно Евро-3 не соответствует. Кстати, на наших АЗС дизтоплива стандарта Евро нет вообще, существуют так называемые классы со 2-го по 5-й, у которых нормы по цетановому числу заметно занижены. А что же такое цетановое число дизельного топлива и чем оно отличается от октанового числа того же бензина?

Как известно, октановое число бензина характеризует его детонационную стойкость к давлению и температуре. Но принцип работы дизельного двигателя как раз и заключается в этой самой детонации, поэтому цетановое число и характеризует самовоспламенение ДТ в цилиндре. Другими словами, чем выше ЦЧ, тем больше склонность ДТ к самовоспламенению. Кроме этого, ЦЧ ещё определяет лёгкость запуска двигателя, период белого дымления после запуска и жёсткость работы на холостом ходу, так называемый дизельный стук. Если ЦЧ меньше положенного для данного вида топливной аппаратуры, начнутся проблемы с запуском двигателя, а если больше положенного – падает мощность, возрастает дымность, и ухудшается экономичность.

Расход топлива увеличивается пропорционально превышению ЦЧ над расчётным – до 0.5% на единицу ЦЧ. Поэтому, если вы не хотите вышеперечисленных проблем с запуском и эксплуатацией дизеля, необходимо придерживаться следующих стандартов: для дизельных и турбо дизельных двигателей ЦЧ должно быть в пределах 45-48 единиц, для двигателей типа TDI, CDI и HDI с насос-форсунками или системой Common Rail ЦЧ не менее 51, а для самых современных моторов, соответствующих стандартам Евро-5, ЦЧ должно равняться 55.

Кроме цетанового числа дизельное топливо отличается между собой по фракционному составу, влияющему на пуск двигателя и токсичность выхлопных газов при пуске и прогреве. От фракционного состава зависит также температура перехода топлива в газообразное состояние (чем ниже температура перехода, тем выше мощность и лучше экономичность). Общепринятый норматив требует, чтобы 95 % топлива переходило в газообразное состояние до 360°С. Основными компонентами фракционного состава дизельного топлива являются сера и полициклические ароматические углеводороды, так называемые ПАУ, количество которых не должно превышать более 11%.

Больше всего вреда экологии приносит сера, способствующая к тому же коррозии деталей двигателя и выходу из строя нейтрализаторов выхлопных газов и сажевых фильтров. Но без неё никак нельзя, сера обеспечивает смазку деталей. Остаётся только ограничить её содержание в топливе: для дизельных атмосферных двигателей не более 350 ррм, турбированных – не более 50 ррм и TDI, CDI, HDI – не более 10 ррм.

Конечно, на АЗС вы этого ничего не узнаете, но если задаться целью определения нормальной заправочной станции, торгующей соответствующей для вашего двигателя соляркой, то достаточно взять топливо на пробу на нескольких АЗС и отправить его в лабораторию. Там вам выдадут не только его ЦЧ, но и температуру вспышки, влияющую на пусковые свойства и токсичность, которая должна быть не ниже 40°, а также температуру помутнения (точку начала кристаллизации парафинов). Для летнего дизтоплива она должна быть не выше -5°С, а для зимнего – не выше -25°С. Процесс определения температуры помутнения длится в течение пяти часов, но он стоит того, так как от этого зависит запуск дизеля при минусовых температурах.

Существует ещё так называемая температура предельной фильтруемости, ниже которой топливные фильтры выходят из строя, а также температура застывания, при которой ДТ теряет подвижность. Обычно она ниже температуры предельной фильтруемости на 5-7° С. Ну и, конечно же, нельзя обойти такую характеристику дизельного топлива, как его смазывающая способность, от которой напрямую зависит долговечность деталей топливной аппаратуры. Определяется она по диаметру пятна контакта, составляющему не менее 460 мкм.

На сегодняшний день требуемым показателям по Евро-4 наиболее соответствует дизельное топливо, реализуемое на АЗС корпорации ТНК. Кроме этого, оно полностью отвечает требованиям экологических стандартов, но для обычных атмосферных и турбированных дизелей у топлива ТНК слишком большое цетановое число. Высокие моторные показатели благодаря сбалансированным ФХП (фракционно-химическим присадкам) имеет дизтопливо на АЗС, принадлежащих ЛУКОЙЛ, но у него выявилась недостаточная смазывающая способность. В отличие от ЛУКОЙЛ, топливо Татнефть демонстрирует хорошую смазывающую способность и низкое содержание ПАУ, но при его использовании резко увеличивается расход топлива. Высокое цетановое число обеспечивает топливо компании Shell, но, к сожалению, в нём слишком много серы и очень высокое содержание ПАУ. Такое же высокое ЦЧ гарантирует и корпорация ВР, чьё дизтопливо отлично подойдёт для двигателей TDI, CDI и HDI, но у него слишком низкая смазывающая способность, а ЦЧ категорически не подходит для обычных атмосферных и турбированных дизелей. Для всех без исключения двигателей подойдёт дизельное топливо, реализуемое на АЗС Роснефть, с минимальной дымностью и минимальным количеством ПАУ. У него только один недостаток – много серы.

В общем, если вы хотите минимизировать проблемы эксплуатации топливной аппаратуры дизельного двигателя, выберите одно АЗС, наиболее подходящее для вашего автомобиля и старайтесь заправляться только там. В нашей стране дизельное топливо классифицируется по сортам, классам и низкотемпературным свойствам. Для умеренного климата существует классификация по сортам от А до F, а для холодного и арктического климата установлены классы от 0 до 4, различающиеся температурой воспламенения (до -35°C) и температурой застывания (до - 50° C). В России в теплые месяцы должно реализовываться летнее ДТ, характеризуемое температурой воспламенения равной 62°C и температурами застывания и фильтрации не ниже -5°C. В холодное время года на АЗС поступает зимнее дизтопливо, соответствующее классу 1 с температурой воспламенения не выше 40°C, застывания не меньше -35°C и фильтрации не менее - 26°С.

В переходные климатические периоды (как правило, апрель и октябрь) АЗС должны реализовывать ДТ сорта Е с температурой фильтруемости не выше -15° С. Другими словами, сорт Е – это смешивание летнего и зимнего топлива в пропорции 50х50. Но это всё возможно только в идеале. На самом деле большинство АЗС не станет реализовывать зимнее дизтопливо, пока не продаст летнее, от чего в первую очередь страдают рядовые водители. Что делать? Выхода только два: поиск порядочной АЗС или применение антигелевых присадок. Кстати, многие водители совершают ошибку, заливая антигель в заполненный топливный бак после снижения температуры ниже нулевой отметки. Это в корне неверно. Антигель заливается в пустой бак перед заправкой ещё при плюсовой температуре, чтобы успеть качественно перемешаться с топливом и выполнить свою низкозамерзающую функцию. В крайнем случае, можно использовать керосин, обладающий смазывающими свойствами. При добавлении керосина в топливо в пропорции 1 к 5 (20% керосина) топливная смесь не застынет до - 40°С. Но ни в коем случае не добавляйте в дизтопливо бензин – это смерть для топливной аппаратуры дизеля.

От качества дизельного топлива зависят срок службы оборудования, безотказность его использования в любых условиях и безопасность работы. Современные стандарты устанавливают довольно жесткие требования к производителям, и топливо, произведенное в соответствии с ними, обладает высокими эксплуатационными характеристиками, оказывает щадящее воздействие на механизмы; продукты его окисления наносят меньше вреда окружающей среде.

Проблема в том, что произвести такое топливо довольно затратно. К сожалению, недобросовестные изготовители стремятся сэкономить и нарушают технологию. С другой стороны, даже если претензий к производителю нет, есть продавцы, которые также не против получить дополнительную прибыль за счет продажи низкокачественного «дизеля» под видом дорогого. Самый распространенный вид нарушения – продажа под видом зимнего топлива смеси летнего вида с керосином. Разбавление зачастую производится на этапе транспортировки и заливки топлива, поэтому важно проверять целостность пломбы изготовителя или поставщика на цистерне с горючим.

Есть несколько способов, позволяющих определить качественное дизельное топливо. Условно их можно разделить на две группы: лабораторные и бытовые. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Лабораторные способы определения качества дизельного топлива

Получить данные о качестве топлива можно путем анализа в профильной лаборатории. Для этого отбирается образец из партии и проводится его исследование с применением специального оборудования. Качество дизельного топлива оценивается по следующим показателям:

  • определение цетанового числа. Его значение должно соответствовать ЦЧ, указанному в паспорте качества на партию топлива. Как правило, разбавление дизельного топлива ведет к понижению показателя. Повышение значения выше 55 также сигнализирует о низком качестве продукта;
  • динамическая вязкость. Важнейший критерий, от которого зависит долговечность работы двигателя. Отклонение вязкости от значений, характерных для данного сорта топлива, говорит о нарушении технологии либо о добавлении посторонних примесей;
  • фракционный состав. Определяется методом испарения топлива. Образование сильного нагара и появление маслянистых жидких включений говорит о введении в состав керосина или других веществ;
  • количество серы. Избыток серы приводит к образованию серной кислоты и разрушительным последствиям для двигателя. Превышение допустимых значений свидетельствует о низкой степени очистки либо о смешивании топлива высокого качества с менее качественным продуктом.

Все эти характеристики определяются путем исследования. При покупке крупной партии дизельного топлива определяется качество нескольких образцов с последующим принятием решения. Надежный способ избежать подделок – приобретать лучшее дизтопливо у зарекомендовавшей себя компании.

Определение качества дизельного топлива в домашних условиях

Если Вы покупаете небольшое количество для использования в бытовых целях, то качественное дизельное топливо можно оценить и в домашних условиях. Для этого надо провести несколько манипуляций, не требующих специального оборудования:

  • оценка цвета и прозрачности. Нужно налить небольшое количество дизтоплива в прозрачную стеклянную емкость и посмотреть на нее на фоне белого листа бумаги. Высококачественное топливо должно быть прозрачным, без помутнений и неоднородности, слегка желтоватого оттенка. Если в наличии образец с заведомо известными характеристиками, то их можно сравнить. Темный оттенок или непрозрачный раствор говорят о нарушении и большом количестве смол в составе;
  • оценка количества воды. Необходимо дать топливу отстояться в закрытом стеклянном сосуде в течение некоторого времени. Если в смеси избыток воды, то начнется разделение фаз и вода осядет на дно. Такое топливо губительно для топливной системы, так как ведет к образованию водяной пробки;
  • определение количества смол в составе топлива. Для этого используется метод фильтрации образца через бумажный фильтр. Достаточно пропустить 150-200 мл дизтоплива и оценить оставляемый на бумаге след. Если пятно светлое – значит смол в топливе немного, темный цвет пятна говорит о высокой концентрации смол.

Эти несложные действия рекомендуется производить при покупке новой партии дизельного топлива, а особенно – при покупке у нового продавца. Комплекс мероприятий позволяет выбрать лучшее дизтопливо и продлить срок эксплуатации своего оборудования.

Выбор подходящей АЗС, обладающей как топливом приемлемого качества, так и не заоблачными ценами – задача зачастую не проще выбора автомобиля, ведь от этих параметров зависит продолжительность и безопасность эксплуатации составляющих вашего транспортного средства, а также безопасность кошелька. Потому мы представляем рейтинг заправок по качеству 2018-2019 года Москвы и области.

Что такое качественный бензин?

Зачем заправлять машину достойным бензином и как определить какой лучше? Отвечаем на первый вопрос: бензин низкого качества отрицательно сказывается на процедуре запуска мотора, быстро выводит из строя свечи зажигания и повреждает составляющие топливной системы. Помните, что чем дольше вы экономите и делаете выбор в пользу заправочных станций, предлагающих бензин низкого качества, тем большей угрозе подвергаете свое авто.

Газпромнефть

Автозаправочная сеть от крупнейшей российской компании не оставляет равнодушными миллионы автовладельцев по всей стране. Все топливо соответствует стандарту Евро 4, а потому вы можете не беспокоится за сохранность элементов вашего автомобиля.

Помимо имеющихся на всех АЗС бензина и дизельного топлива, Газпромнефть ожидаемо предлагает еще и газ. Заправки практически всегда оборудованы уголками для отдыха или покупки перекусить в дорогу, а профессионализм сотрудников не вызывает нареканий.

Роснефть

Крупный игрок на рынке российского топлива не только предоставляет лицензию на реализацию нефтепродуктов BP, но и имеет широчайшую сеть автозаправок по всей России. Собственное производство, а также статус важнейшей государственной корпорации гарантирует потребителям качество горючего. А еще на их АЗС, пожалуй, самый вкусный кофе.

Лукойл

Широко признанный лидер среди отечественных поставщиков продуктов нефтепереработки. Топливо соответствует стандартам Евро 5 и постоянно завоевывает награды за экологические характеристики своего бензина, а покупатели обычно остаются с Лукойлом на долгий срок после первого же использования.

Большим плюсом на фоне многих конкурентов является широта предложения нефтепродуктов, позволяющая заправить любой автомобиль, не боясь о потери его эксплуатационных качеств. Цены на заправках этой компании довольно высоки, но великолепное качество бензина здесь дополняется отличным сервисом и дополнительными услугами, а потому приходится немного переплатить.

Мы надеемся, что наш обзор, посвященный тому на каких заправках приобретать топливо, поможет вам выбрать подходящую сеть АЗС по душе и бюджету, а так же сбережет в целости и сохранности ключевые технические элементы вашего транспортного средства. Удачи на дорогах и не экономьте на самом важном.

Если статья была вам полезна, не забудьте добавить в закладки (Ctrl+D) чтоб не потерять и подпишитесь на наш канал Яндекс Дзен !

Вконтакте



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков