Ирония и сарказм в художественном тексте. Современные проблемы науки и образования Английский юмор в произведениях и фильмах

Ирония и сарказм в художественном тексте. Современные проблемы науки и образования Английский юмор в произведениях и фильмах

25.01.2022

Комическое – одна из основных категорий эстетики, служащая для оценки тех социальных явлений, нравов, обычаев, деятельности и поведения людей, которые полностью или частично не соответствуют, противоречат объективной закономерности общественного развития и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил, а потому вызывает осуждение в форме осмеяния. «Бывает смех издевательский, язвительный, смех от отчаяния и т.д. Комическому же, напротив, свойственна бесконечная благожелательность и уверенность в своём безусловном возвышении над собственным противоречием, а не печальное и грустное его переживание» (Г.Гегель). «Всякое противоречие есть источник комического и смешного» (В.Г. Белинский ).

Сатира – в переводе: переполненное блюдо, мешанина. Род художественной литературы высмеивающей и бичующей те или иные общественно вредные явления жизни или пороки человека. «В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу, как высшей реальности» (Ф. Шиллер». С. характеризуется резкостью изобличения; как жанр развивалась ещё в римской литературе. «Для того чтобы сатира была действительно сатирою и достигла своей цели, надобно, во-первых, чтобы она дала почувствовать тот идеал, из которого отправляется творец её, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено её жало…» «Сатира провожает в царство теней всё отжившее» (М.Е. Салтыков-Щедрин). «Сатира моделирует свой облик, создавая образ высокой степени условности, что достигается «направленным искажением» реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации, гротеска» (А.З. Вулис) .

Юмор – особый вид комического, который в отличие от сатиры, мягко высмеивает недостатки и слабости общества, однако между юмором и сатирой нельзя провести резкой грани, они часто сходятся. Ю. очень распространён в быту и в искусстве, часто встречается в произведениях фольклора: в песне, частушке, сказке. Это также литературное направление, в котором отражается смешное, комическое в жизни. «Юмор есть смех над безобидными комическими противоречиями, соединённый с жалостью к людям, проявляющим эту комичность» (Е.Г. Руднева ). «В согласии с этимологией слова, юмор заведомо «своенравен», личностно обусловлен, отмечен отпечатком «странного» умонастроения самого «юмориста» (Л.Е. Пинский ).

Ирония – один из тропов, стилистический оборот, при котором притворно утверждается обратное тому, что говорится о предмете. Пример. Осла спрашивают: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Крылов «Лиса и осёл» «Иронию как художественный принцип следует отличать от иронии в качестве стилистического средства. В последнем случае ирония содержится в речи персонажей или самого автора. Посредством такой иронии создаётся комический эффект, так как здесь высказанное имеет смысл прямо противоположный тому, что сказано автором» (Д.Л.Чавчанидзе ).

Сарказм – злая и едкая насмешка, высшая степень иронии, исключающей двусмысленное толкование. Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полуподлец, но есть надежда, Что станет полным, наконец. Пушкин (эпиграмма на гр.Воронцова) «Если сущность иронии в иносказании, в тонком намёке, в сарказме главное – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование» (А.С. Сулейманов ).

Гротеск – «причудливый», «затейливый». Вид художественной образности, обобщающий жизненные явления с помощью чрезмерного, причудливого заострения той или иной темы. Г. нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность, фантастический характер, до предела обнажая сущность явлений. Г. это сочетание реального и запредельного, трагического и комического, прекрасного и безобразного. «Сближая далёкое, сочетая взаимоисключающее, нарушая привычные представления, гротеск в искусстве родствен парадоксу в логике. С первого взгляда гротеск только остоумен и забавен, но он таит большие возможности» (Л.Е.Пинский). «Гротескный образ характеризует явление в состоянии его изменения, незавершённой ещё метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления. Отношение к времени, к становлению – необходимая конститутивная (определяющая) черта гротескного образа» (М.М. Бахти ).

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое осмысление иронии ………………………………...…7

1.1 . Определение понятия «иронии»………………………………..…………...7

1.2 . Виды иронии.………………………………………………………………..11

1.3 . Средства выражения иронии…………….…………………………………15

Выводы по главе 1……………………………………………………………….19

Глава 2. Роль иронии в произведениях О.Генри………………………………20

2.1. Творчество О.Генри…………………………………………………….......20

2.3. Язык О.Генри и средства выражения иронии в его рассказах…………...32

Выводы по главе 2……………………………………………………………….39

Глава 3. Классификация средств выражения иронии в рассказах О.Генри….41

3.1 Лексические средства………………………………………………………..41

3.2 Синтаксические средства……………………………………………………45

3.3 Риторические средства………………………………………………………49

Выводы по главе 3……………………………………………………………….56

Заключение……………………………………………………………………….58

Список литературы………………………………………………………………61

Введение

Как лингвистический феномен ирония представляет собой преднамеренное выражение несоответствия буквального и подразумеваемого смысла слова или высказывания с целью насмешки, издевательства или шутки. То есть ирония способна отражать широкую гамму чувств и эмоций говорящего - как отрицательных, так и положительных.

Ирония находит яркое выражение в творчестве американского писателя О.Генри, который приобрел широкую известность в качестве автора коротких рассказов. Произведениям писателя свойственен насмешливый или иронический тон. Развитие действия и поведение героев, а иногда и очень серьезные явления в новеллах О. Генри всегда сводятся к шутке, к смешной развязке.

О. Генри тонко подмечает комичное в людях, в их поведении, в тех ситуациях, которые складываются в процессе столкновений между героями. Смех О. Генри добродушен, в нем нет грубости и цинизма. Писатель не смеется над физическими недостатками своих героев, над их реальными несчастьями. Ему глубоко чужд тот жестокий юмор, который присущ иногда литераторам Запада.

Ирония О.Генри часто создается несоответствием между поведением героев и ситуациями, в которых они оказываются. В юморе О. Генри присутствует поэтому значительная доля иронии по отношению к тому строю жизни, который порождает подобные несоответствия. За этой иронией скрывается грусть, столь свойственная юмору писателей-гуманистов, изображающих одновременно смешные и трагические стороны жизни.

При рассмотрении вопроса иронии важнейшим аспектом, требующим детального анализа, являются средства ее выражения.Актуальность исследования обусловлена необходимостью обобщения существующих данных по средствам выражения иронии в английском языке, а также их малой изученностью в произведениях О. Генри. Большинство авторов, занимающихся изучением творчества писателя, отмечают значение иронии в его произведениях, при этом работы, посвященные исследованию средств выражения иронии в его рассказах, практически отсутствуют. Так как ирония является излюбленным приемом О.Генри для создания комичных ситуаций и присутствует в большинстве его рассказов, на наш взгляд, существует необходимость в выявлении и описании средств, преобладающих при ее реализации.

При знакомстве с творчеством О.Генри невозможно не обратить внимание на яркие метафоры, многочисленные аллюзии и гиперболы, красочные сравнения и другие риторические средства, которые подчеркивают и усиливают комичность тех или иных ситуаций. На основе этих наблюдений в начале исследования была сформулирована гипотеза , согласно которой преобладающим средством выражения иронии в произведениях О.Генри служат разнообразные риторические средства.

Объектом исследованияявляется ирония как действенный способ создания комического в художественной литературе.

Предмет исследования – средства выражения иронии в произведениях О.Генри.

Целью исследования является анализ иронии в произведениях О.Генри.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия «иронии», выделить основные виды и средства выражения иронии;

- изучить творчество О.Генри, рассмотреть и сравнить авторскую иронию и иронию от персонажей в его рассказах;

- выявить и классифицировать лексические, синтаксические и риторические средства, посредством которых создается ирония в произведениях О.Генри;

Привести конкретные примеры выявленных средств выражения иронии из рассказов О.Генри.

Поставленные цель и задачи определили выбор методов научного исследования :

- анализ литературы;

- метод сплошной выборки;

- сравнение;

- метод лингвистического анализа;

- классификация.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что представленная классификация средств выражения иронии в произведениях О.Генри позволяет расширить теоретические представления по данной проблеме и способствует обогащению данных по стилистике английского языка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и результаты могут быть использованы в процессе преподавания ряда лингвистических дисциплин: в курсе теории языка, лексикологии, интерпретации текста, стилистики, а также для проведения практических занятий и семинаров по данным дисциплинам.

Материалом исследования послужили тексты художественных произведений О.Генри: рассказы «Дары волхвов», «Последний лист», «Младенцы в джунглях», «Персики» и «Вождь краснокожих».

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее практическая и теоретическая значимость, формулируются цель и задачи исследования.

В первой главе дается определение понятию «иронии», описываются виды иронии и основные средства ее выражения.

Во второй главе изучается творчество О.Генри и язык его произведений, выявляются случаи авторской иронии и иронии от персонажей в его рассказах.

В третьей главе анализируются примеры иронии из пяти рассказов О.Генри и классифицируются на основе средств их выражения.

В заключении представлены основные выводы и результаты исследования.

Глава 1. Теоретическое осмысление иронии

1.1 Определение понятия «ирония»

В переводе с древнегреческого «ирония» (eironeia ) означает «притворство, насмешка». Впервые термин «ирония» появляется в греческой литературе в V в. до н.э. В комедиях Аристофана ирония употребляется в отрицательном смысле, обозначая «обман», «насмешку», «хитрость» и т.д. В «Осах» Кленослав поступает «ловко» (eironicos ), продавая осла, в «Облаках» Стрепсиад называет ироником (eiron ) лжеца. Изучением истории термина «ирония» занимались многие исследователи, в частности П.Шенжес (2001), В.Янкелевич (2004).

Попытки дать определение понятию «ирония» предпринимаются еще в эпоху античности. Античные философы рассматривали иронию как категорию эстетики. Наиболее полно теория иронии была разработана в трудах Платона, Сократа и Аристотеля. По Платону, ирония означает не просто обман, но то, что внешне напоминая обман, по сути дела является глубоким знанием. Сократ, используя иронию, доказывал неправоту своего соперника. Он притворялся несведущим в предмете обсуждения, задавал «наивные вопросы» с тем, чтобы привести собеседника к сознанию своего заблуждения. Этот метод получил название «Сократовская ирония». Дальнейшее развитие понятия ирония содержится у Аристотеля, который рассматривает иронию как притворство, означающее прямую противоположность хвастовству.

Понимание иронии после Аристотеля утрачивает свою глубину. Ирония определяется то как нерешительность и скрытность (Теофраст, «Характеры»), то как хвастовство и высокомерие (Аристон, «Об ослаблении высокомерия»), то как аллегорический прием ораторской речи (Квинтилиан, «Риторические наставления»).

В эпоху Возрождения вместе с ростом свободомыслия возникает плодотворная почва для расцвета художественной практики и эстетической теории иронии. В трактатах этого времени ирония рассматривается исключительно как риторический прием, как оборот речи, помогающий избежать «личностей» и подвергнуть кого-либо осмеянию в форме скрытого намека.

Развернутое теоретическое обоснование ирония получает в эпоху романтизма в трудах К.В.Ф.Зольгера и Ф.Шлегеля. К.В.Ф.Зольгер видит в иронии некую двойственность, которая, с одной стороны, помогает человеку открыть для себя «божественную идею», с другой - уничтожить то, что пробудило ее к жизни. С точки зрения Ф.Шлегеля, ирония была основополагающим принципом творчества романтиков, своеобразным ответом на действительность, ограниченную корыстными, материальными интересами. А. Смирнов, в свою очередь, уточняет, что суть романтической иронии заключается в признании ограниченности и условности любой, даже собственной, точки зрения и ценностей [Смирнов,2004:19].

В отличие от субъективистской романтической теории, литература XX века обосновала концепцию объективной иронии. Самая известная из них - «эпическая теория» Томаса Манна, который считал, что ирония необходима искусству как наиболее свободный от всякого морализаторства взгляд на действительность.

Русская эстетическая мысль XIX века не обошла стороной проблему иронии. С точки зрения Н.Чернышевского, в остроте мало чисто комического, напротив - собственно комическое - принадлежность насмешки и именно в иронии насмешка достигает своей высшей степени.

Взгляды выдающихся лингвистов современности на сущность иронии во многом едины. Из предложенных ими определений мы можем сделать вывод, что многие авторы понимают иронию как антифразис - употребление слова в смысле, прямо противоположном его основному значению. Кроме того, во всех дефинициях отмечается насмешка как цель иронии и почти все словари указывают на свойство иронии выражать насмешку под видом одобрения или похвалы. К примеру, «Словарь иностранных слов» Н. Комлева дает следующее определение иронии: «во-первых, это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме; во-вторых, употребление слова или целого выражения в противоположном смысле с целью высмеивания» [Комлев,2006:301].

Известный стилист И.Арнольд, в свою очередь, определяет иронию как «выражение насмешки путем употребления слова в значении, прямо противоположном его основному значению, и с прямо противоположными коннотациями, притворное восхваление, за которым в действительности стоит порицание». Арнольд поясняет, что «противоположность коннотации состоит в перемене оценочного компонента положительного на отрицательный, ласковой эмоции на издевку, в употреблении слов с возвышенной и поэтической окраской по отношению к предметам тривиальным и пошлым, чтобы показать их ничтожество» [Арнольд,2002:66].

Похожие определения встречаются у О.Ахмановой, И.Гальперина и многих других авторов.

На основе трудов выдающихся философов и лингвистов, занимавшихся теоретической разработкой иронии, нами было сформулировано следующее определение:

Ирония - ораторский или литературный прием, в котором слова употребляются в смысле, прямо противоположном буквальному с целью насмешки. Иными словами, ирония характеризуется несоответствием между ожидаемым и реальностью.

Посредством иронии в каком-либо слове появляется взаимодействие двух типов лексических значений: предметно-логического и контекстуального, основанного на отношении противоположности (противоречивости). Таким образом, эти два значения фактически взаимоисключают друг друга [Гальперин, 1997:133].

Например, "It must be delightful to find oneself in a foreign country without a penny in one"s pocket." Слово "delightful" , как видно из контекста, имеет значение, противоположное основному предметно-логическому значению. Стилистический эффект создается тем, что основное предметно-логическое значение слова "delightful" не уничтожается контекстуальным значением, а сосуществует с ним, ярко проявляя отношения противоречивости.

Подчеркнутость притворного тона - необходимое условие для осуществления иронии. Ирония достигается, если диаметральная противоположность утверждаемого и действительного будет дана в намеренно подчеркнутом виде, так, чтобы говорящий демонстрировал свое притворство. Это условие достигается либо при помощи всего контекста, подсказывающего именно ироническое, а не буквальное понимание того или иного отрывка, либо при помощи особой иронической интонации. В письменной речи на такую интонацию могут указывать кавычки.

Необходимо подчеркнуть, что иронию не следует смешивать с юмором. Как известно, юмор - это такое качество действия или речи, которое обязательно возбуждает чувство смешного. Юмор - явление психологического характера. Ирония не обязательно вызовет смех. В предложении "How clever it is" , где интонационное оформление всего предложения дает слову "clever" обратное значение (stupid), не вызывает чувства смешного. Наоборот, здесь может быть выражено и чувство раздражения, недовольства, сожаления и др.

Хотя речевая ирония всегда указывает на значение, противоположное высказыванию, она имеет много градаций, причем лишь простейшие формы речевой иронии имеют значение, полностью противоположное высказыванию. Более сложные формы иронии могут иметь одновременно и противоположное значение, и самое обычное, прямой смысл высказывания, причем такое сосуществование может проявляться и выражаться по-разному.

Виды иронии

Проанализировав подходы к классификации иронии, предложенные отечественными и зарубежными авторами, мы выделили следующие наиболее важные виды иронии:

1) Ситуативная ирония

Это относительно современное использование термина, которое выражает явное несоответствие между ожидаемым и действительным результатом в определенной ситуации.

Вслед за Ларс Эллестром, мы подразумеваем под ситуативной иронией в первую очередь ситуацию, которая содержит противоречия или сильные контрасты .

Примером ситуативной иронии служит рассказ О.Генри «Дары волхвов» ("The Gift of the Magi") По сюжету, молодая пара бедствует и не может позволить себе купить друг другу рождественские подарки. Жена решает продать свои роскошные волосы, чтобы купить мужу цепочку для часов. В конце выясняется, что муж, в свою очередь, продал часы и купил жене набор дорогих гребней для волос, о котором та давно мечтала. «Двойная ирония лежит в том, каким образом их ожидания были обмануты» .

2) Ирония судьбы (космическая ирония)

Происхождение выражения «ирония судьбы» или «космическая ирония» связано с точкой зрения, согласно которой боги (или Судьба) развлекаются, играя разумом смертных с умышленно иронической целью. Тесно связанная с ситуативной иронией, ирония судьбы возникает вследствие резких контрастов между реальностью и человеческими идеалами или между человеческими намерениями и действительными результатами. Результат оказывается прямо противоположным тому, что ожидалось или планировалось.

Сюжет всего рассказа О.Генри «Фараон и хорал» строится по типу иронии судьбы. Это тот случай, когда герой к чему-то очень стремится, но чем больше усилий он предпринимает, тем дальше оказывается от своей цели. И, наоборот, как только герой отказывается от мысли получить то, к чему стремится, сама судьба преподносит ему желанное.

3) Вербальная ирония

“A glossary of literary terms” под редакцией М.Абрамса и Дж.Харфама рассматривает этот вид иронии как высказывание, в котором значение, употребляемое говорящим, коренным образом отличается от значения, которое якобы выражено .

Ирония высказывания часто зависит от контекста. Например, если человек выглянет из окна в ливень и скажет своему другу: “Wonderful day, isn"t it?”, то противоречие между фактом и высказыванием создаст иронию.

Здесь необходимо отметить, что отличие вербальной иронии от ситуативной и драматической иронии заключается в том, что она создается говорящим намеренно. Например, если человек восклицает “I"m not upset!” , но голос выдает его подавленное эмоциональное состояние, в то время как он пытается утверждать, что не расстроен, то это не будет считаться вербальной иронией. Однако если тот же говорящий скажет те же самые слова и будет вести себя, как расстроенный, утверждая при этом, что это не так, то это будет вербальной иронией.

Одной из форм вербальной иронии являются иронические сравнения, посредством которых говорящий стремится выразить противоположное тому, что они обозначают на самом деле. Например:

· as soft as concrete;

· as clear as mud;

· as pleasant as a root canal;

· as pleasant and relaxed as a coiled rattlesnake

В каждом случае ирония узнаваема только при владении исходными концептами (грязь не является прозрачной, а бетон – мягким), что позволяет выявить несоответствие.

4) Драматическая ирония

Вид иронии, в котором читателю (зрителю) дается информация, которой хотя бы один из героев не владеет. Таким образом, он оказывается на шаг впереди как минимум одного из них.

При употреблении драматической иронии слова и поступки обладают значением, которое читатели (зрители) понимают, а герои – нет. Например, один из героев говорит другому “I’ll see you tomorrow”, при этом зритель знает, что к утру герой умрет.

Драматическая ирония обнаруживается в пьесах Шекспира, где герой, руководствуясь иллюзорным пониманием происходящего, совершает поступки, приводящие его к краху. В пьесе «Ромео и Джульетта» зрители знают, что Джульетта уже замужем за Ромео, но ее родители об этом и не догадываются. В склепе большинство героев уверены, что Джульетта мертва, хотя зрители в курсе, что она только приняла снотворное. Ромео находится в том же заблуждении, когда убивает себя.

В трагедии «Отелло» зрителю известно, что Дездемона была верна своему мужу. Отелло же, поверивший клевете своих врагов, убивает ее.

5) Трагическая ирония

Термин был введен в 1833 году Коннопом Фирлвалом, который обосновал его, исходя из различия между тремя основными видами иронии: вербальным, диалектическим и практическим; является специальной категорией драматической иронии. В трагической иронии слова и действия героев противоречат реальной ситуации, которую зрители, в свою очередь, полностью осознают.

Трагическая ирония особенно характерна для древнегреческой драмы, так как зрители были хорошо знакомы с легендами, лежащими в основе большинства пьес. Это отмечает и австралийский теоретик К.Коулбрук, которая пишет, что «публика смотрела развитие драмы, уже зная предопределенную развязку» .

Пьеса Софокла «Царь Эдип» (Oedipus the King) служит классическим примером трагической иронии. Зрители видят то, чего не видит Эдип. Он убивает своего отца, но не знает об этом. Далее Эдип клянется найти убийцу и проклинает его за преступление, которое он совершил, не ведая, что убийцей, которого он проклял и поклялся найти, является он сам.

Под авторской иронией понимается ироническое описание, комментирование и ремарки автора или рассказчика. При этом в понятие «автор» мы включаем, вслед за М. П. Брандес, три значения слова «автор», которые органически связаны между собой:

7) Ирония от персонажей

Этот вид иронии заключается в иронических репликах и оценках самих героев и встречается в диалогах. Помещая ироническую реплику в уста героя, писатель пытается абстрагироваться от повествования, быть менее заметным. Следовательно, читатель выступает в большей мере как сторонний наблюдатель и может дать собственную оценку как самой личности героя, так и его поступков.

Средства выражения иронии

Говоря о средствах выражения иронии, прежде всего, следует отметить их многообразие. Ирония способна создаваться практически всеми известными языковыми средствами. Кроме того, то или иное высказывание часто становится ироническим лишь благодаря правильно выбранному контексту.

Прежде чем предложить классификацию средств, употребляемых для выражения иронии, рассмотрим, какие способы реализации иронии приводили различные исследователи. А.Розсоха одним из наиболее известных способов создания иронии в художественном тексте называет антифразис – употребление слова или словосочетания в противоположном смысле. Антифразис, по его словам, часто строится на контрасте значения определенного слова или выражения со смыслом всего высказывания [Розсоха,2000:128]. В качестве примера автор приводит строки из стихотворения А.С. Пушкина «Кокетке»:

Мы знаем: вечная любовь

Живет едва ли три недели.

По словам Розсохи, в литературных произведениях часто наблюдается переосмысление стереотипных сочетаний, что также является средством создания иронии. В следующем примере из рассказа О.Генри иронический образ создан за счет нарушения общепринятого лексического наполнения устойчивого выражения “to assume the burden”:

I never knew there was so many large-hearted but indigent men in the country who were willing to acquire a charming widow and assume the burden of investing her money (“The Exact Science of Matrimony”).

Кроме того, ирония может строиться на грубом преувеличении или явном противоречии.

Как отмечает исследователь, в литературных текстах можно также найти примеры иронии, возникающей лишь при повторе слов собеседника [Розсоха,2010:129]. Здесь нам следует добавить, что ирония, возникающая при повторении чьих-то слов, часто используется не только в литературных текстах, но и в повседневной речи. Она может выражаться путем подражания кому-либо, когда человек как бы играет роль своего собеседника, повторяя слова последнего.

Еще одним способом создания иронии служит парафраз – пересказ, изложение текста своими словами. При использовании парафраза говорящий пытается по-новому истолковать слова оппонента, выходя, таким образом, за допустимые рамки интерпретационной сферы чужого высказывания. Основное отличие в использовании парафраза и цитаты для создания иронии заключается именно в том, что цитата точно воспроизводит высказывание собеседника, но рассматривает его в новом контексте, изменяя его смысл. Парафраз же передает высказывание измененным внешне, а не внутренне.

К средствам создания иронии Розсоха также относит омонимию (слова, разные по значению, но одинаковые по написанию), полисемию (многозначность слов) и паронимию (слова, частично сходные по звучанию, но не совпадающие по значению).

В.Пивоев, в свою очередь, выделяет грамматические и морфологические средства выражения иронии. Так, например, ирония может быть выражена через употребление эмоционально-экспрессивных слов, имеющих уменьшительно-ласкательные суффиксы [Пивоев,2000:69].

В качестве средств выражения иронии Пивоев перечисляет также эпитеты, неологизмы, архаизмы, смешение стилей, сказовые формы повествования, перифраз и аллюзию [Пивоев,2000:68]. Например, в названии рассказа О.Генри “Hostages to Momus” («Заложники Момуса») содержится аллюзия на мифологического героя (Момус – бог насмешки в древнегреческой мифологии). Называя незадачливых похитителей «заложниками Момуса», автор имеет в виду причудливый ход событий, в результате которого они сами же оказываются одураченными.

Кроме упомянутых средств, к способам реализации иронии исследователь относит цитацию, кавычки, курсив и каламбуры .

К. Шилихина к вышеперечисленным средствам добавляет нарушение лексической сочетаемости и игру слов [Шилихина,2008:13].

Средства выражения иронии можно разделить на следующие категории:

I. Лексико-семантические средства выражения иронии

Использование омонимии и полисемии для создания иронического эффекта (игра слов)

Противопоставление реального изображаемому (антифразис)

Лексические повторы

Использование символического значения слов

Употребление слов в индивидуальном значении

Использование иронического смысла слова

Создание иронического образа

II. Логико-синтаксические средства выражения иронии

Несогласованность словесных сцеплений

Повторы

Параллелизмы

Антитеза

Градация

III. Риторические средства выражения иронии

Метафоры

Гиперболы и литоты

Иронические эпитеты

Аллюзии

Сравнения

Олицетворение

IV. Грамматические средства выражения иронии

Использование множественного числа

Использование сослагательного наклонения

Использование прошедшего времени

V. Стилевые средства выражения иронии

- намеренное завышение стилевого фона

а) Использование архаизмов

б) Использование патетической лексики

- намеренное занижение стилевого фона

а) Использование жаргонизмов

б) Использование сниженной лексики

Как мы видим, средств выражения иронии довольно много и перечисленные нами приемы далеко не полностью описывают все разнообразие способов создания иронии. Нами были выбраны и описаны способы, наиболее важные с точки зрения нашего последующего анализа средств выражения иронии в рассказах О.Генри.

Выводы по главе 1

Ирония является мощным инструментом формирования литературного стиля, построенного на противопоставлении буквального смысла слов и высказываний их противоположному значению. Ирония привлекала умы философов, лингвистов, литературоведов еще с античных времен. Разные авторы рассматривали иронию как эстетическую категорию или риторический прием, процесс или средство (Сократ, Аристотель, Платон, Шлегель). Современные лингвисты понимают иронию как антифразис и в качестве цели иронии называют насмешку (Комлев, Арнольд, Ахманова). Универсальность иронии, неослабевающий интерес к этому явлению со стороны практически всех гуманитарных наук объясняется отчасти тем активным началом, которое заложено в иронии; во всех своих проявлениях ирония является двигателем.

Существует множество видов иронии, которые успешно применяются как в устной речи, так и в литературных текстах. Нами были отобраны и описаны те виды иронии, которые наиболее часто встречаются в литературе и понадобятся нам при последующем анализе произведений О.Генри.

Для выражения иронии применяются многочисленные средства. К их числу А.Розсоха относит антифразис, повтор, парафраз, омонимию, полисемию и парономию. В.Пивоев, в свою очередь, перечисляет грамматические и морфологические средства выражения иронии, эпитеты, неологизмы, архаизмы, смешение стилей, сказовые формы повествования, перифраз, аллюзию и др. К. Шилихина к вышеперечисленным средствам добавляет нарушение лексической сочетаемости и игру слов.


Похожая информация.


Трагическое и комическое. Юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск

Трагическое — (от греч. tragodia - козлиная песнь < греч. tragos - козел и ode - песнь) - эстетическая категория, обозначающая принципиальную неразрешимость конфликта в художественном произведении, трагическое противостояние личности и мира влечет за собой гибель или тяжелейшие страдания героя, достойного глубокого сочувствия и уважения. Однако эта гибель вызывает не только отчаяние, но и просветление, очищение, катарсис, возвышает душу читателя. Трагическое может быть свойственно произведению любого жанра. Классическим примером трагического является монолог Гамлета:

Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.

У. Шекспир "Гамлет"

Комическое — (от греч. komikos - смешной, веселый) - эстетическая категория, отражающая противоречия действительности и содержащая их критическую оценку. В основе комического - противоречие, несоответствие безобразного и прекрасного, ничтожного и возвышенного, реального и идеального и т. п. Виды комического: , , , , .

Юмор — вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в добродушной насмешке; смех, имеющий своей задачей не обличение, а указание или намек на недостатки, которые не носят характера пороков.:

Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.

А.С. Пушкин "Евгений Онегин"

Ирония — вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка. Не путать с иронией как средством выразительности. Комический эффект достигается посредством того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому:

Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.

Н.В. Гоголь "Мертвые души"

Сатира — вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сатира - наиболее острая форма обличения действительности. Если юмор - осмеяние "частного", то сатира, как правило, - осмеяние "общего", обличение социально-нравственных пороков и недостатков:

Но глуповцы тоже были себе на уме. Энергии действия они с большою находчивостью противопоставили энергию бездействия.
— Что хошь с нами делай! — говорили одни, — хошь — на куски режь; хошь — с кашей ешь, а мы не согласны!
— С нас, брат, не что возьмешь! — говорили другие, — мы не то что прочие, которые телом обросли! нас, брат, и уколупнуть негде!
И упорно стояли при этом на коленях.

М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города"

Сарказм — вид комического: злая, язвительная насмешка, издевка, содержащая уничтожающую оценку лица, предмета или явления, высшая степень проявления иронии. Сущность иронии заключается в иносказании, тонком намеке, для сарказма же характерна крайняя степень эмоциональной открытости, пафос отрицания, переходящий в негодование:

Ты умрешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением)...

Н.А. Некрасов

Гротеск — (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Гротеск близок к фарсу. Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п.) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ:

Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

Сарка́зм (греч. σαρκασμός, от σαρκάζω, буквально «разрывать [мясо]» ) - один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии , основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

Сарказм - это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит.

Как и сатира , сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их. Беспощадность, резкость изобличения - отличительная особенность сарказма. В отличие от иронии , в сарказме находит свое выражение высшая степень негодования, ненависть. Сарказм никогда не является характерным приёмом юмориста, который, выявляя смешное в действительности, изображает её всегда с известной долей симпатии и сочувствия.

В сарказме негодование высказывается вполне открыто. М. Ю. Лермонтов о своём поколении: «богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом…», и заключает свою «Думу» едким сравнением отношения к нему будущих поколений с «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом».

Благодаря своей непосредственной ударности, сарказм является формой изобличения, в одинаковой степени присущей публицистике , полемике , ораторской речи, художественной литературе. Именно поэтому сарказм особенно широко используется в условиях острой политической борьбы. Развитая политическая жизнь Греции и Рима породила высокие образцы сарказма у Демосфена , Цицерона и Ювенала .

Глубоким сарказмом было проникнуто творчество великих борцов молодой буржуазии против феодализма. Ф. Рабле , гуманист, боровшийся против скованности сознания теологией и схоластической наукой, стрелы сарказма направляет против схоластических учёных, производя от слова «Сорбонна» насмешливые «сорбонята», «сорбониды» и т. д.

Чрезвычайным разнообразием отличаются сарказмы Дж. Свифта в его изобличении различных сторон общественной жизни современной ему Англии.

Примеры сарказмов, которые стали афоризмами:

  • Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим (Владимир Ленин )
  • Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Фаина Раневская )
  • Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно бесконечности первой из них у меня имеются сомнения (Альберт Эйнштейн )

Ирония – притворство, выражает насмешливость, при исполнении иронии слово приобретает в контексте смысл противоположный ему. # он вас так любит, как родной



Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία - «притворство») - троп , в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

По определению Аристотеля , ирония есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто действительно так думает»

Ирония - употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.

Формы иронии

Прямая ирония - способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению.

Антиирония противоположна прямой иронии и позволяет представить объект антииронии недооценённым.

Самоирония - ирония, направленная на собственную персону. В самоиронии и антииронии отрицательные высказывания могут подразумевать обратный (положительный) подтекст. Пример: «Где уж нам, дуракам, чай пить».

Сократова ирония - форма самоиронии, построенная таким образом, что объект , к которому она обращена, как бы самостоятельно приходит к закономерным логическим выводам и находит скрытый смысл иронического высказывания, следуя посылкам «не знающего истины» субъекта .

Ироническое мировоззрение - состояние души, позволяющее не принимать на веру расхожие утверждения и стереотипы , и не относиться слишком серьёзно к различным «общепризнанным ценностям».

Ирония, как средство комической подачи материала, является мощным инструментом формирования литературного стиля , построенного на противопоставлении буквального смысла слов и высказываний их истинному значению («Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя» - Георгий Александров )

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Раскрытие сущности иронических замен слов и выражений. Изучение структурно-тематической классификации юмористических эвфемизмов современного русского языка и описание механизма их функционирования. Семантическое противопоставление иронии и сарказма.

    доклад , добавлен 04.03.2016

    Исследование языковых средств выражения иронии в художественных текстах. Определение критериев для отбора иронически маркированных стилистических средств. Характеристика лингвистических механизмов формирования иронического эффекта в английском языке.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2011

    Место феномена иронии в парадигме научного познания. Языковые средства репрезентации иронии в художественной прозе Э.М. Ремарка. Специфика переводческой трансформации художественного текста. Ирония как категория модальности. Лингвистические теории иронии.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2015

    Способы выражения английского юмора, трудности его понимания. Синонимы изучаемого понятия в английском и русском языке. Особенности английской лексики, относящейся к сфере юмора, его ценностные характеристики как культурного концепта при общении.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2015

    Особенности английского и русского юмора. Причины непонимания юмора при межкультурном коммуникации. Языковые средства и приемы создания юмористического эффекта в англоязычном юморе. Трудности и приемы перевода культурных реалий в англоязычных анекдотах.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2016

    Отличительные черты драматургического произведения. Понятие иронии и ее роль в произведении. Ирония как намеренная передача неискренности. Условия успешности иронической игры и иронические неудачи. Прагматическая интерпретация иронических высказываний.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2012

    Особенности перевода юмора. Перевод безэквивалентной лексики. Средства выражения юмора в стихах для детей и некоторые аспекты их перевода. Основные трудности и приемы перевода культурных реалий в англоязычных анекдотах. Анализ английских лимериков.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2014



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков