Что включает в себя термин соматические показатели. Соматическое здоровье - это физическое здоровье человека, которое отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма

Что включает в себя термин соматические показатели. Соматическое здоровье - это физическое здоровье человека, которое отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма

20.11.2023

Результаты поиска

Нашлось результатов: 187221 (0,40 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СОВХОЗАХ ЛАТВИЙСКОЙ ССР АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

ЛАТВИЙСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Диссертационная работа посвящена разработке научно обоснованных нормативов затрат на транспортные работы, выполняемые тракторами и автомобилями в условиях сельского хозяйства Латвийской ССР, и определению области рационального использования автомобильного и тракторного транспорта.

Проведенный анализ технико-экономических показателен использования тракторов и автомобилей, объема и <...> Производствен­ ные показатели указанных совхозов значительно выше сред­ них показателей совхозов республики <...> Основные технико-экономические показатели использования автомоби­ лей в 1959-1963 годах приводятся в <...>Показатели использования Числовые значения 1. Коэффициент технической готовности парка 0,78-0,81 2. <...>Показатели внешнего энергетического баланса трактора МТЗ-7МС при работе на стерне без дополнительного

Предпросмотр: ИССЛЕДОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СОВХОЗАХ ЛАТВИЙСКОЙ ССР.pdf (0,0 Мб)

2

Целью диссертационной работы является выявление резервов повышения экономической эффективности интенсификации производства зерна в хозяйствах Краснодарского края и в Сенегале.

<...> В"ка; -., честве дополнительных (частных) "показателей используют:_. <...> <...> ГУсть-Лабинского района > " Показатели " 19G 119 65 1 t 11 1 t 1971"197 5 Г и t o o SS ." <...>

Предпросмотр: ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И СЕНЕГАЛЕ.pdf (0,0 Мб)

3

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И СЕНЕГАЛЕ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

М.: МОСКОВСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА

Цель и задачи исследований. Целью диссертационной работы является выявление резервов повышения экономической эффективности интенсификации производства зерна в хозяйствах Краснодарского края и в Сенегале

." " жет быть раскрыт системой показателей , которые подразде; ляют наобщие, частные, "стоимостные и <...> -привлекать-. " итакие показатели , как улучшение-сортового -сбетавагзерно-;" -... : ":ч выхкультур, <...> -Показателя до" 37,0 37Л-47,0 свыше; 47,1,;. в:сред..нем Число хозяйств: в; группе « . <...> ГУсть-Лабинского района > " Показатели " 19 G1 19 65 1 t 11 1 t 19 71 "1 97 5 Г и t o o SS ." <...> Как следствие этого от­ мечалось снижение-"таких показателей , как фондоотдача, чи­ стый доход.

Предпросмотр: ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И СЕНЕГАЛЕ.pdf (0,2 Мб)

4

ВЛИЯНИЕ ЗАВОДСКОГО ТРЕНИНГА НА ИЗМЕНЕНИЯ ФОСФАТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ В КРОВИ У РЫСИСТЫХ ЖЕРЕБЯТ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

Выводы 1. В работе прослежены количественные изменения ряда. фосфорных фракций крови на всем протяжении заводского тренинга жеребят орловской рысистой породы, данные такого порядка в литературе отсутствуют. Исследовавшиеся показатели могут быть использованы при контроле за тренингом. 2. Нами подтверждаются данные о наличии лабильного фосфора (креатинфосфата) в крови у лошадей.

Что касается сдвигов, приведенных выше показателей в результате совершенной стандартной работы, то отчетливые <...> Исследовавшиеся показатели " могут быть использованы при контроле за тренингом. 2. <...> Истинная дина­ мика показателей может быть выявлена только при изучении тренинга по периодам. 4.

Предпросмотр: ВЛИЯНИЕ ЗАВОДСКОГО ТРЕНИНГА НА ИЗМЕНЕНИЯ ФОСФАТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ В КРОВИ У РЫСИСТЫХ ЖЕРЕБЯТ.pdf (0,0 Мб)

5

О НЕКОТОРЫХ ВОЗРАСТНЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ПРИ ТРЕНИРОВКЕ ОРЛОВСКОГО РЫСАКА АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

М.: МОСКОВСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА

Целью наших исследований было изучить: 1. Рост и развитие костей конечностей (на примере пястной и путовой кости). 2) Изменение состава крови.

Измерение промерных показателей . Делали 9 основных промеров и взвешивали лошадей. 2. <...>Показатель достоверности =1 ,4 . <...>Показатель достоверности. ,. .. 1957 г. июнь | сентябрь | декабрь 22 -0,39 ± 0 ? <...>Показатели .. Эритроциты млн./мм* Гемоглобин ед. соли " ЛейкоцятЫ{ тыс./мм? <...> По показателям крови.у жеребчиков икобылок в 2-3летнем возрасте отмечаются различия.

Предпросмотр: О НЕКОТОРЫХ ВОЗРАСТНЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ПРИ ТРЕНИРОВКЕ ОРЛОВСКОГО РЫСАКА.pdf (0,0 Мб)

6

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОРМОВОЙ БАЗЫ И ПИТАНИЕ МОЛОДИ КАРПА В ПРУДАХ ПОД ПЛЕНОЧНЫМ ПОКРЫТИЕМ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

М.: МОСКОВСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА

Цель настоящей работы - изучить влияние пленочного покрытия прудов наследующие показатели: 1) термику прудов и их гидрохимический режим; 2) особенности развития кормовой базы прудов; 3) питание, рост и развитие молоди карпа.

Цель настоящей работы - -изучить влияние пленочного по­ крытия прудов наследующие показатели : 1) термику <...>Показатели весового и линейного роста молоди опреде­ лялив дни контрольных ловов (раз в 10 дней). <...> Объем выполненных исследований за время эксперимен­ тальной работы выразился в следующих показателях : <...> Т а б л и ц а 12 Основные результаты выращивания Показатели 1. Живая масса мальков (подра2. <...> Т а б л и ц а 13 Экономический расчет эффективности Показатели 1. Затраты на пленочное покры2.

Предпросмотр: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОРМОВОЙ БАЗЫ И ПИТАНИЕ МОЛОДИ КАРПА В ПРУДАХ ПОД ПЛЕНОЧНЫМ ПОКРЫТИЕМ.pdf (0,0 Мб)

7

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ДОЗ УДОБРЕНИЙ И ПЕСТИЦИДОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЛАНОВЫХ УРОЖАЕВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В СЕВООБОРОТЕ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

М.: МОСКОВСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА

Цель и задачи исследований. Целью наших исследований являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей получения плановых урожаев сельскохозяйственных культур хорошего качества с одновременным планомерным регулированием показателей, эффективного плодородия дерново-подзолистой почвы при применении систем удобрений, рассчитанных с помощью балансовых коэффициентов, в сочетании с принятыми в производстве гербицидами и ретардантами.

урожаев сель-" скохозяйственных культур хорошего качества с одновремен­ ным планомерным регулированием показателей <...> 40...45 ц/га зерновых, 250 ц/га картофеля, 60 ц/га"сена однолетних трав с одновременным улучшением" показателей <...> Однако дробное внесение азотных удобрений тол ropoxo-овсяную смесь не давало преимущества по этому показателю <...> эти показатели " прак:*:,; тнческн не^изменялись/1"^*; c ,t imi.i / Дробышевский, Мошонкина // Вестник Московского университета. Серия 16. Биология.- 2016 .- №3 .- С. 5-12 .- Режим доступа: https://сайт/efd/415666

Представлена комплексная морфологическая характеристика двух групп современного коренного населения Индонезии - минахасцев (N = 93) и сангирцев (N = 76), основанная на широком спектре соматических показателей (30 признаков). Подробное описание этих этносов с точки зрения физической антропологии ранее не было опубликовано в научной литературе. Для сбора данных, использованных в статье, авторами была организована экспедиция на острова Индонезии Сулавеси и Сангир. В программу обследования вошли оценка пигментации кожи, радужки, определение цвета и формы волос, измерение корпуса и конечностей. Показано, что по большинству морфологических признаков и типологическим особенностям телосложения минахасцы крупнее сангирцев. С помощью методов многомерной статистики проведено сравнение пропорций тела минахасцев и сангирцев с соответствующими показателями представителей других монголоидных и экваториальных популяций Азии, Океании и Австралии. Сделан вывод о том, что из изученных монголоидных групп Юго-Восточной Азии по особенностям телосложения сангирцы наиболее близки к экваториальному антропологическому типу.

коренного населения Индонезии - минахасцев (N = 93) и сангирцев (N = 76), основанная на широком спектре соматических <...>показателей (30 признаков). <...> основанием для проведения антропологической экспедиции в этот регион с целью комплексного изучения соматических <...> Наиболее информативными соматическими показателями для этнической характеристики групп являются пропорции <...> При сравнении соматических характеристик минахасцев и сангирцев с морфологическими особенностями представителей

47

Работа посвящена изучению временной динамики ряда морфофизиологических признаков у взрослого сельского чувашского и башкирского населения на протяжении более 60 лет, начиная со второго десятилетия ХХ века. Ключевое значение имеет определение точки начала секулярных изменений, их темпа, а так же векторов изменчивости для разных комплексов морфофизиологических признаков в изучаемом временном интервале в двух исследуемых этнических группах. Материал был собран в 6 экспедициях в 1994, 1998, 1999 и 2002 г. в сельских районах Чувашии и Башкирии. Всего обследовано 1540 чувашей и 363 человека башкир обоего пола. Возрастной диапазон обследуемых от 18 до 89 лет. Разработаны ретроспективные данные по возрасту менархе у 640 чувашских и 133 башкирских женщин. Рассматривались материалы по скелетным размерам, которые подвергаются трансформации в процессах акселерации и секулярного тренда (длина тела, длина туловища, ширина плеч). Начало ускорения возраста полового созревания наблюдается у чувашских и башкирских женщин в когорте родившихся в первой половине 1930-х годов. Средний возраст менархе снижается за 40 лет приблизительно на 2.6 года и достигает 14.2 лет в конце 1970-х. Проведенные дополнительные исследования показали, что в этих популяциях продолжалось ускорение полового развития у девочек в 1980-х и 1990-х годах с достижением возраста менархе в 13.5 лет у чувашек и 13.8 лет – у башкирок. С середины 1930-х годов у обоих полов увеличились изученные морфологические размеры. Прирост средней длины тела за весь рассматриваемый период в мужских и женских подгруппах составил 8–9 см, за исключением башкирских мужчин (5.4 см). У них также слабо выражены временные изменения длины туловища и ширины плеч. Средняя длина туловища наиболее интенсивно росла у чувашей и башкирских женщин в возрастных когортах, родившихся до 1950–1960 годов. У населения, родившегося после этого времени, наблюдается либо стагнация признака, либо его уменьшение. Похожая картина найдена и для ширины плеч. Максимальные значения индекса: ширина плеч/длина тела приходятся на возрастные когорты конца 1930-х – начала 1940-х годов рождения. В последующих возрастных когортах с разной степенью интенсивности наблюдается снижение величин индекса, более выраженное у женщин. Изучение в чувашских и башкирских группах долговременных изменений морфологических признаков и темпов полового созревания у женщин показало, что трансформации имеют сложную структуру на внутригрупповом уровне. При продолжающемся ускорении полового созревания увеличение ряда размеров тела сменяется их уменьшением по абсолютной величине. У женщин стабилизация или отрицательный рост этих признаков начинается раньше, чем у мужчин. Смена градиентов роста может быть обусловлена модификацией взаимосвязей между динамикой гормонального статуса и развитием структурных и функциональных признаков при ускорении темпов онтогенеза в период созревания. Наблюдение временной динамики только морфологического статуса не позволяет сделать однозначный вывод о прекращении в популяции процессов акселерации. Требуются комплексные исследования с применением признаков, характеризующих темпы индивидуального развития на основе биологического возраста с учётом его временной изменчивости. В башкирской популяции найдены выраженные половые различия в секулярной динамике изученных морфологических признаков. Вероятные причины наблюдаемой дифференциации связаны не с биологическими характеристиками башкирских мужчин или женщин, а с социальными особенностями изученного сообщества.

<...> Ломоносова Долговременные изменения соматических показателей и возраста менархе у сельского чувашского <...> Ломоносова Долговременные изменения соматических показателей и возраста менархе у сельского чувашского <...> Ломоносова Долговременные изменения соматических показателей и возраста менархе у сельского чувашского <...> Ломоносова Долговременные изменения соматических показателей и возраста менархе у сельского чувашского

48

Вследствие тенденции к изменению физического развития юношей в сторону грациализации (Пуликов А. С. и др., 2011) и связью антропометрических показателей с типом конституции человека, нами было сделано предположение, что и индексы полового диморфизма (ПД) также могут изменяться в зависимости от телосложения юношей. Поэтому для более корректной интерпретации полученных данных надо предварительно установить, имеются ли различия определяемых индексов у юношей, относящихся к разным соматотипам. Не исключено также наличие региональных особенностей в показателях физического развития юношей. Целью исследования явилось изучение соматических признаков половой конституции у юношей с разными типами телосложения, проживающих в Волгоградской области. Соматометрическое обследование 84 юношей, не занимающихся спортом, выявило у них различия в весе, жировом и мышечном компонентах, величины которых увеличиваются в направлении от астенического типа к гиперстеническому, что является характерным антропометрическим признаком. Соматические показатели ПД (индекс Таннера и вертельный индекс) не изменялись в зависимости от соматотипа юношей. В соответствии с индексом Таннера, все обследованные юноши имели андроморфный тип половой конституции. Таким образом, изучение соматических показателей ПД у юношей, проживающих в Волгоградской области, не выявило признаков грациализации ни в одном из обследованных соматотипов

<...> <...> <...> <...>

49

Расположение клеточных элементов в мышечных органах определяет сократительную функцию, синхронность и последовательность сокращений при осуществлении автоматизма. Изменение линейных параметров и их взаимоотношений в сердце и матке может привести в патологии к аритмиям или дискоординированной родовой деятельности. Цель исследования: сравнить особенности контура мышечных органов, обладающих автоматизмом.

Признаков полового диморфизма изучаемых показателей не выявлено. <...> Волгоград, Россия) СОМАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПОЛОВОГО ДИМОРФИЗМА У ЮНОШЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ <...> Целью исследования явилось изучение соматических признаков половой конституции у юношей с разными типами <...>Соматические показатели ПД (индекс Таннера и вертельный индекс) не изменялись в зависимости от соматотипа <...> Таким образом, изучение соматических показателей ПД у юношей, проживающих в Волгоградской области, не

50

На секционном материале, полученном от трупов 35 мужчин в возрасте от 20 до 89 лет, разделенном на 7 возрастных групп с 10-летним интервалом (по 5 наблюдений в каждой группе), проведено топографическое исследование тазовой части мочеточников (МТ) и органов малого таза

Признаков полового диморфизма изучаемых показателей не выявлено. <...> Волгоград, Россия) СОМАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПОЛОВОГО ДИМОРФИЗМА У ЮНОШЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ <...> Целью исследования явилось изучение соматических признаков половой конституции у юношей с разными типами <...>Соматические показатели ПД (индекс Таннера и вертельный индекс) не изменялись в зависимости от соматотипа <...> Таким образом, изучение соматических показателей ПД у юношей, проживающих в Волгоградской области, не

Правильно организовывать учебно-воспитательную работу в школе педагоги могут только при учете возрастных особенностей физического развития и состояния здоровья учащихся. По иссле­дованиям в нашей стране и ряде других стран (Польша, Франция, ГДР) отмечается отчетливая взаимосвязь между уровнем физического развития школьников, их здоровьем и успеваемостью. Эта зависимость особенно выражена в старших классах, где здоровые подростки имеют значительно более высокие показатели физического развития и успеваемости, чем ослабленные.

Современное понятие физического развития определяется состоянием «морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей, физической силы и выносливости организма» и уровнем биологического возраста. Биологический возраст определяется временем прорезывания и смены зубов, появлением в определенных костях точек окостенения, ростом, степенью полового созревания и др. Информативность каждого показателя меняется в разные возрастные периоды. Так, в период полового созревания ведущим показателем биологической зрелости является степень выраженности вторичных половых признаков.

Среди показателей, определяющих физическое развитие, различают соматоскопические, соматометрические и физиометрические.

К соматоскопическим, или описательным, показателям относятся состояние кожных и видимых слизистых покровов (цвет, тургор, эластичность и т. п.), опорно-двигательного аппарата (форма лопаток и грудной клетки, спины, ног, стоп), степень жироотложения, выраженность вторичных половых признаков.

Соматические показатели включают длину туловища, ног, рук, рост сидя, ширину плеч и таза, окружность головы, плеча и т. д.

К физиометрическим показателям относятся: емкость легких (суммарный объем дыхательного, дополнительного и резервного воздуха), мышечная сила (сила сжатия кисти рук, становая сила, т. е. сила мышц стана).

Для определения уровня физического развития обязательны измерения роста и массы тела, окружности грудной клетки. Эти показатели принято называть тотальными размерами тела. Длина тела (рост стоя) — наиболее устойчивый показатель, который мало изменяется под влиянием внешних условий, даже болезней.

Масса тела, характеризующая суммарную массу тела, развитие костной системы, мышц и жировую клетчатку, значительно колеблются под влиянием внешних условий (питание, болезни и т. д.).

Окружность грудной клетки характеризует вместимость, массивность скелета, постановку ребер, развитие мышц спины и груди, жирового слоя. По размерам грудной клетки отчасти можно судить о развитии легких, сердца и крупных кровеносных сосудов.

Для изучения физического развития детей и подростков используются массовый (одномоментный) и индивидуальный методы.

Массовый метод позволяет определить средние типичные величины физического развития для каждой возрастной, половой и социальной групп. Он проводится каждые 5-10 лет, что позволяет определить за прошедшее время сдвиги в физическом развитии под влиянием меняющихся социально-гигиенических условий (лечебно-оздоровительные мероприятия, питание, режим занятий, отдыха, сон и т. п.). При индивидуальном методе исследования физического развития детей и подростков проводятся ежегодные, при необходимости поквартальные осмотры одних и тех же детей. Это дает возможность постоянно следить за развитием каждого ребенка и выявлять его особенности.

На физическое развитие оказывают влияние климатогеографические, антропогенные, генетические, социальные и ряд других факторов.

Общественный строй определяет условия воспитания и обучения подрастающего поколения. Влияние социальных условий в нашей стране на уровень развития детей и подростков подтверждается тем, что физическое развитие детей рабочих и служащих городов и сельской местности различных климатогеографических зон, разных национальностей не имеют больших отличий в показателях. В первую очередь этот факт можно объяснить непрерывным улучшением благосостояния советского народа, условий жизни населения, повышением материального и культурного уровня, проведением широких оздоровительных мероприятий, обеспечением квалифицированной медицинской помощи детскому населению.

Интересны данные изучения физического развития современных школьников городских и сельских школ Московской области, которые дают возможность сравнить их с показателями физического развития за 50-100 лет. Полученные впервые Ф. Ф. Эрисманом в 1880-1885 гг. данные физического развития рабочих-подростков и их сверстников - гимназистов г. Глухова показали у первых низкий уровень физического развития и отставание в половом созревании на 3-4 года. С 1927 г. по настоящее время изучение фи­зического развития учащихся г. Глухова проводится каждые 5-10 лет. Исследования показали, что за прошедший период у учащихся разница в длине тела составляет от 11 до 23 см, а массы тела - от 6,5 до 11,1 кг. Изучение физического развития учащихся сельских школ впервые проводилось в 1886 г. Н. Ф. Михайловым. Он отмечал плохие жилищные условия, в которых жили дети, скудное питание и тяжелый труд подростков. Эти дети и подростки отличались низким физическим развитием (низкорослость, узкогрудость, недостаточный вес). Коренные социальные преобразования на селе, высокое материальное благосостояние колхозников, хорошие бытовые условия, отмена тяжелого изнуряющего сельскохозяйственного труда для детей и подростков, питание, содержащее необходимые белки и витамины, привели к существенному повышению физического развития сельских школьников. За последнее десятилетие у школьников сельской местности средние показатели физического развития увеличились: длина тела на 20-25 см; масса -на 11-15 кг и окружность грудной клетки - на 11-14 см. Сократился период роста, в более ранние сроки наступает период полового созревания.

Все сказанное еще раз подтверждает влияние социальных условий на физическое развитие детей и подростков.

В чем состоит соматическое здоровье индивида? Это текущее состояние тела и органов.

Что относят к соматическому состоянию человека? Это определенные показатели или элементы здоровья. Здесь идет речь об уровне и гармоничности физического развития, функциональном состоянии организма, уровне иммунной защиты и неспецифической резистентности, об имеющихся заболеваниях или дефектах в развитии.

Это своего рода энергопотенциал организма с точки зрения биологии и медицины.

Оценка физического (соматического) здоровья

Профессор Апанасенко Г. А. полагает, что уровень соматического здоровья можно измерить простым, достоверным и доступным методом. Оценку проводят в баллах. Для этого необходимо определить некоторые показатели:

  • массу тела;
  • рост;
  • давление артериальное;
  • силу кисти;
  • частоту сердечных сокращений;
  • жизненную емкость легких;
  • время, которое требуется на восстановление пульса после нагрузки.

Данный метод помогает выявить отклонения от нормы своевременно. Соматическое здоровье определяется и другими показателями:

  • стаж занятий физическими упражнениями;
  • общая выносливость;
  • силовая выносливость;
  • ловкость;
  • эффективность иммуной системы;
  • максимальное потребление кислорода;
  • наличие хронических заболеваний.

Соматическое и психическое здоровье: взаимосвязь

Данная зависимость замечена давно. чаще подвержены различным соматическим заболеваниям. Что такое соматическое здоровье ребенка? Об этом далее.

Наиболее часто люди с психическими отклонениями умирают от следующих патологий:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • болезни органов дыхания;
  • травмы и отравления.

Чем более выражена депрессия, тем хуже у человека соматическое состояние. И наоборот, происходит ухудшение психического состояния на фоне соматических расстройств. Болезненные ощущения при болезни психики переносятся хуже, нежели в нормальном эмоциональном состоянии.

Дети

Здоровый ребенок - это какой? Отмечено, что дети подвержены более высокой заболеваемости, нежели представители других возрастных групп. Они страдают патологиями хронического характера. К примеру, сюда можно отнести повышенное или пониженное давление, хронические воспалительные процессы в верхних дыхательных путях, болезни опорно-двигательного аппарата. Девочки страдают чаще мальчиков. Плохой сон и головные боли относят к психосоматике. Здесь также немалую роль играет фактор стресса.

То есть здоровый ребенок может быть только в полноценной семье с нормальным психологическим климатом.

Подростки

Оно у подростков особенное, и определяют его по двум основополагающим процессам, которые происходят в Последний характеризуется пубертатной перестройкой регуляторной структуры, которая обеспечивает физическое, половое и психосексуальное развитие, с одной стороны, и вступает в конечную стадию психосоциального развития - с другой.

Заболевания подростков в структурной характеристике

Какие заболевания имеют чаще всего соматическую природу?

  • Болезни, у которых общие для возрастных групп (приведем в пример анемию и пневмонию).
  • Заболевания, характерные в период полового созревания (например, нарушение обмена билирубина, именуемый синдромом Жильбера, остеохондропатия, гипоталамический синдром в период полового созревания, увеличение щитовидной железы).
  • Характерны для фазы становления в жизни «болезни поведения» (повышенный травматизм, ЗПП или заболевания, передающиеся в результате незащищенного секса, употребление алкоголя, наркотических веществ и прочее).
  • В списке редких заболеваний - гипертония.

Вот как страдает соматическое здоровье ребенка в переходном возрасте.

Особенности подростков

Свою лепту, относящуюся к специфике заболеваемостей подростков, вносят растущие и развивающиеся органы и системы. Понимание особенностей анатомии и физиологии нужно для дифференциации норм возраста от отклонения. Так, картина гиперкинетического кардиального синдрома может диагностироваться как врожденный порок сердца, а инвертированный зубец Т в III стандартной постановке от электрокардиографии — как ревмокардит, а возможно, и ишемия.

Что страдает чаще всего?

В этой большой системе мы можем выделить основу - это расстройство эндокринной системы, патологии ЦНС и факт дисплазии (мышечная слабость). В таком случае будет разумно подвергнуть коррекции основные патологии, а не лечить дифференцированно нарушения.

Подвергая анализу состояние здоровья отдельно взятого подростка, важно выявить и дать оценку взаимообусловленности разных составляющих здоровья (соматическая, репродуктивная, психическая, социальная компонента). В таком случае профилактика и лечение будут оптимальными и эффективными. В данном случае «выпуклым» примером может выступать диагноз нервной анорексии. Такой симптом, как прекращение менструации, может стать причиной обращения к специалисту.

Основная причина болезненной и скудной менструации (аменорея) — это масса тела ниже возрастной нормы, а также соматический сдвиг, конкретное нарушение функционирования печени. Стартовая причина - это отклонение в психике и проблемное приспособление в социуме. Отрегулировать менструальный фон у юных пациенток-девушек представляется возможным при комплексном воздействии на репродуктивные, психоэмоциональные и соматические сферы.

Рассмотрим, как связаны соматическое и физическое здоровье.

Отклонения в физическом развитии

Также наблюдается специфика соматического заболевания у подростка с отклонением биологического развития. Отмечено, что у девушек, рано и быстро созревших, чаще наблюдается гиперэстрогения, тяжелее протекает бронхиальная астма, чаще развивается анемия и сосудистая церебральная дистония. Каждый тип отклонений психосексуального развития имеет свою специфику.

Взрослые

Зрелые люди более адекватно реагируют на болезнь. А вот пожилые становятся ипохондриками, чаще страдают фобиями и депрессиями. Они прислушиваются к своим самоощущениям, становятся щепетильными в вопросах здоровья. Но так бывает не всегда. Все зависит от индивидуальных особенностей индивида.

Нами рассмотрено соматическое здоровье. За ним необходимо тщательно следить, своевременно посещать врачей и проходить комплексное обследование.

Соматоскопические (описательные) показатели – это данные наружного осмотра. Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии ребенка:

– типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности;

– наличии функциональных или патологических отклонений.

Соматоскопия включает:

а) оценку состояния опорно-двигательного аппарата;

б) определение степени жироотложения;

в) оценку стадии полового развития;

г) осмотр зубов и составление зубной формулы.

а) Состояние опорно-двигательного аппарата

Костяк

О развитии костяка судят по общему впечатлению массивности, ширине плеч. Различают 3 типа костяка:

1 – тонкий или узкий, характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней.

2 – коренастый или широкий, характеризуется широкими плечами, большими размерами кистей и ступней.

3 – средний, занимает промежуточное положение (промежуточный).

Позвоночник

Различают нормальный, лордотический, кифотический типы позвоночника.

Нормальный позвоночник в сагиттальной плоскости имеет S-образную форму. Шейная и поясничная кривизны невелики и обращены вперед, грудная выпуклость обращена назад.

Для лордотического характерна малая шейная кривизна и резко выраженная поясничная.

У кифотического позвоночника обе кривизны и выпуклость резко выражены.

К деформациям позвоночника относятся право- и левосторонние сколиозы разной степени. Виды сколиоза: грудной, общий, левосторонний, S-образный.

При сколиозе I степени отмечается слабовыраженная ассиметрия плеч, лопаток. Дефект не имеет стойкого характера, при напряжении мускулатуры выпрямляется.

Сколиоз II степени характеризуется устойчивым искривлением вправо или влево, наличием мышечных компенсаторных валиков.

При III степени отмечаются глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки.

Начинающиеся изменения позвоночника можно обнаружить следующим способом: пальцем с нажимом проводят по верхушкам остистых отростков позвонков, а затем по образующейся сплошной красной полосе судят об изменениях в изгибе позвоночника.

Виды осанки: нормальная, сутуловатая, лордотическая, кифотическая, выпрямленная.

Комбинированный визуально-инструментальный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата

Комбинированный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников при массовых осмотрах включает в себя:

    визуальное выявление нарушений осанки (модификация теста Е.Рутковской, Польша);

    тест для выявления нарушений осанки;

    визуальное выявление истинного сколиоза (методика Центрального института травматологии и ортопедии им. Н.Н. Пирогова);

    плантографию в скрининг-модификации для выявления продольного плоскостопия (методика А.В. Сидоровой).

1) Выявление нарушений осанки требует учета типичных возрастных особенностей физиологической осанки у детей и подростков; осанка с возрастом меняется, в связи с чем, нельзя использовать в качестве образца осанку, признанную правильной для взрослых. В процессе формирования осанки создаются варианты типичных (привычных) для того или иного возраста осанок, которые не следует считать неправильными, если они отличаются от образца так называемой “идеальной” осанки. Тест учитывает также, что оценка состояния опорно-двигательного аппарата у детей требует не только статического, но и динамического исследования (стоя и при ходьбе).

Для правильной оценки результатов обследования по данной методике необходимо знать возрастно-половые особенности физиологической осанки и учитывать их.

Например, черты нормальной осанки детей дошкольного возраста следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль). При этом линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.

Характерными чертами нормальной осанки для детей школьного возраста являются: голова незначительно наклонена вперед к корпусу, плечи не выдвинуты вперед, на уровне груди небольшой изгиб корпуса назад, лопатки отстают незначительно, поясничный лордоз постепенно уменьшается, живот еще выпячен, но менее выражено, чем у детей 6-7 лет. Ось нижних конечностей у девочек прямая или незначительно вальгусная (Х-образная) - расстояние между стопами при осмотре в фас до 2 см (2 пальца); у мальчиков - прямая или незначительно варусная (О-образная) - расстояние между голенями при осмотре в фас до 2 см (2 пальца). Наиболее стабильная осанка отмечается у детей в возрасте 10 лет. Тестовое обследование выявления нарушения осанки проводится медицинской сестрой дошкольного учреждения или школы.

Обследование осуществляется следующим образом: зная особенности нормальной осанки детей обследуемого возраста, медсестра осматривает ребенка и отвечает на 10 вопросов теста, подчеркивая “ДА” или “НЕТ” в тестовой карте каждого ребенка. Исследование проводится в положении стоя (ребенок раздет до трусов), но без стремления заставить обследуемого стоять прямо - ребенок должен принять естественную, привычную для него позу.

Порядок осмотра:

    осмотр в фас, руки вдоль туловища - определяется положение головы, шеи, симметрия плеч, ключиц, деформация грудной клетки, равенство треугольников талии, форма ног (нормальная, О - и Х-образная), симметрия таза.

    осмотр сбоку, поза, как при осмотре в фас, - определяется форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.

    осмотр со спины (поза сохраняется) - симметрия плеч, углов лопаток. Равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О- и Х-образная), ось пяток (вальгусная или нет).

    в конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления нарушений в походке.

2) тест для выявления нарушений осанки

ТЕСТОВАЯ КАРТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью

2. Голова, шея отклонены от средней линии; плечи, лопатки, таз установлены несимметрично

3. Выраженная деформация грудной клетки - грудь “сапожника”, впалая, “куриная”

4.Выраженное увеличение или уменьшение

физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза

5. Сильное отставание лопаток (“крыловидные” лопатки)

6. Сильное выступание живота (более 2-х см от линии грудной клетки)

7. Нарушение осей нижних конечностей (О - образные или Х-образные)

8. Неравенство треугольников талии

9. Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во время стояния

10.Явные отклонения в походке: прихрамывающая, “утиная” и др.

С помощью данного теста оценка осанки проводится по следующим градациям:

1. Нормальная осанка для данного возраста - отрицательные ответы на все вопросы.

2. Незначительные нарушения осанки - положительные ответы на один или несколько вопросов от номера 3, 5, 6, 7 включительно. Дети, обладающие этими отклонениями, подлежат наблюдению врача дошкольного учреждения или школы.

3. Выраженные нарушения осанки - положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9,10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.

3) тест для выявления истинного сколиоза

В последние десятилетия у детей все чаще диагностируется истинный сколиоз. Следует отметить, что такими сколиозами можно считать только те, которые сопровождаются торсией. Торсия (torsia) - поворот позвоночника относительно собственной вертикальной оси, при котором остистые отростки позвоночника уклоняются в ту или иную сторону от срединной плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Основным приемом для выявления истинного, структурного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед. Наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется ассиметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для более точного выявления торсии позвоночника осмотр следует проводить в двух проекциях: спереди и сзади.

При осмотре сзади , наклоняя туловище ребенка от себя, можно обнаружить торсию грудопоясничного и поясничного отделов.

При осмотре спереди, наклоняя туловище ребенка к себе, можно обнаружить торсию верхнегрудного и грудного отделов.

Данное тестовое обследование проводится врачом или фельдшером дошкольного учреждения или школы. Все дети с подозрением на сколиоз должны быть направлены к ортопеду.

Формы грудной клетки: плоская, цилиндрическая, коническая и смешанная.

4) плантография

Стопа - орган опоры и передвижения. Различают нормальную, (сводчатую), уплощенную и плоскую.

Плантография - метод получения отпечатков стопы. Для получения отпечатков используют различные красящие вещества и плантограф.

Плантографпредставляет собой рамку высотой 2 см и размером 40x40 см, на которую натянуто полотно или мешковина. Поверх его натягивается полиэтиленовая пленка. Полотно с помощью ватного тампона смачивается чернилами для авторучки или штемпельной краской, разведенными водой 1:1. на пол, под окрашенную сторону плантографа, кладется чистый лист бумаги. Обследуемый становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп - плантограмму. При получении плантограммы стоп необходимо следить, чтобы обследуемый стоял на двух ногах с равномерной нагрузкой. При раздельном получении отпечатков (у старших школьников при больших размерах стопы) одна нога ставится на середину плантографа, другая рядом с плантографом, на пол. Для получения четкого отпечатка пальцев стоп медицинской сестре необходимо при исследовании слегка прижимать к полу пальцы ног обследуемого. Отпечаток подписывают и высушивают, а затем его обрабатывают.

Для массовых обследований дошкольников и школьников наиболее удобна оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца с соавторами и Штритера.

Обработка плантограммы

По методу Яралова - Яролянцазаключение о состоянии свода стопы делается на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке (рис. 2).

Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца.

Нормальная стопа характеризуется умеренной высотой подошвенного свода. Опорная поверхность занимает менее 1/3 подошвенной поверхности, контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает линии, проведенные из середины пятки.

Рис. 2 Оценка плантограммы

А – нормальная стопа;

Б - уплощенная стопа;

В - плоская стопа.

При определении уплощенности стопы следует различать 3 степени:

1 степень - небольшое уплощение стопы.

2 степень - умеренное плоскостопие.

3 степень - выраженное плоскостопие.

При уплощении стопы первая линия расположена внутри отпечатка, при плоской стопе обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы (рис. 2).

При увеличении высоты свода стопы (экскавации) также различают 3 степени:

1 степень - опорная поверхность занимает менее 1/3 (небольшая экскавация (углубление));

2 степень - в большей степени увеличена высота свода стопы (заметная экскавация);

3 степень - очень высокий свод стопы (выраженная экскавация).

Дети с уплощенной, плоской стопой и выраженной экскавацией должны быть направлены на консультацию к ортопеду. Тестовое обследование и оценку плантограммы проводит медицинская сестра дошкольного учреждения или школы. Плантограммы должны храниться в “Медицинской карте ребенка” (ф. № 026/у) или в “Истории развития ребенка” (ф. № 112/у).

По методу Штритера на полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы. Из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы, (рис. 3). Затем вычисляют процентное отношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (а), ко всей его длине (а+б).

Если перешеек составляет до 50 % длины перпендикуляра - стопа нормальная, 50-60 % - уплощенная, свыше 60 % - плоская.

Быстрота получения отпечатков и простота последующей обработки позволяют использовать этот способ при массовом обследовании детей.

Рис. 3. Схема отпечатка стопы.

а - ширина перешейка ; а+б – ширина стопы .

Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко.

При нерезко выраженных формах деформации свода стопы (плоскостопие 1 степени) субъективные жалобы, как правило, отсутствуют. Однако для своевременного назначения ортопедических мероприятий имеет значение выявление именно данных форм. Ведущую роль в этом должны играть массовые профилактические осмотры, в процессе которых решается вопрос о направлении ребенка к ортопеду. В педиатрической практике, особенно при массовых обследованиях, состояние свода стопы чаще всего определяется путем осмотра. Для определения формы стопы осматривают ее опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке. При нормальной стопе перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии, строго перпендикулярно к поверхности опоры. При уплощенной стопе перешеек широкий, линия его наружного края несколько выпуклая, вертикальные оси также перпендикулярны поверхности опоры. При плоской стопе перешеек занимает почти всю ее ширину, часто ось пятки с осью ахиллова сухожилия образует угол, открытый кнаружи. Но метод осмотра не может быть признан достаточно объективным для диагностики продольного плоскостопия.

Формы ног: нормальная, X-образной и О-образная.

При определении данного показателя обследуемый ставит пятки вместе и стоит, выпрямившись. При нормальной форме ноги соприкасаются в области коленных суставов. При О-образной - коленные суставы не касаются, при X-образной - один коленный сустав заходит за другой.

б) Определение степени жироотложения

Степень жироотложенияколеблется в значительных пределах и свидетельствует об упитанности обследуемого. Определяется по выраженности рельефа костей и толщине подкожного жирового слоя (жировая складка).

Толщину жировой складки измеряют тупыми концами скользящего циркуля, прозрачной линейкой. Более достоверные результаты могут быть получены при использовании специального прибора для определения толщины жировой складки - калипера.

Необходимо учитывать неравномерность распределения жировой клетчатки в связи с возрастными и половыми обстоятельствами.

В соответствии с результатами обследования могут быть выявлены нормальное, избыточное и недостаточное отложение жировой ткани. В некоторых случаях отложение жира может быть непропорциональным.

Измерение кожно-жировых складок (КЖС) производится с помощью калипера, обеспечивающего стандартное давление на КЖС 10 г/мм 2 . Толщину кожно-жировой складки измеряют на правой стороне тела в четырех стандартных точках: на уровне средней трети плеча над двуглавой мышцей и трехглавой мышцей, на уровне нижнего угла правой лопатки и в правой паховой области на 2 см выше середины паховой связки.

Исследователь захватывает двумя пальцами левой руки участок кожи: на конечностях 2-3 см, на туловище до 5 см, не вызывая болезненных ощущений у обследуемого, слегка ее оттягивает и накладывает на образовавшуюся складку ножки калипера, фиксируя толщину складки. Складку надо брать быстро, так как при длительном сжатии она утончается. Складка должна быть по толщине равномерной. Измерения производят с точностью до 1 мм. Рассчитывается средняя толщина кожно-жировой складки.

При измерении калипером сжатие складки регулируется силой пружины самого прибора. При измерении прозрачной линейкой сила сжатия определяется естественным тургором тканей – складка должна захватываться плотно, но без сдавления тканей. Результат дается в миллиметрах, который затем следует сравнить с табличными данными.

в) Оценка стадии полового развития

Начиная с 10 - 11 лет у мальчиков и с 9 - 10 лет у девочек, при оценке физического (точнее биологического) развития не­обходимо учитывать степень полового созревания.

Степень полового развития является неотъемлемой частью характеристики физического развития и определяется по совокупности развития вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечных впадинах, кроме того, у девочек по развитию грудной железы и времени появления менструаций, а у юношей - по развитию волосяного покрова на лице, кадыка и мутации голоса. Развитие этих признаков различают по стадиям.

Вторичные половые признаки развиваются в определенной последовательности.

У мальчиков половое созревание начинается с изменения (мутации) тембра голоса (Vox), затем отмечается оволосение лобка (Pubis), далее увеличение щитовидного хряща гортани (Larinx), оволосение подмышечных впадин (Axillaris) и лица (Facies). Подмышечное оволосение начинается при достижении 2-3 стадии оволосения лобка, оволосение лица начинается при II стадии - оволосения подмышечных впадин.

У девочек половое созревание начинается с развития грудных желез (Mamma), позднее наступает оволосение лобка (Pubis) и подмышечных впадин (Axillaris). Ведущим критерием полового созревания девочек является становление менструальной функции (Menses), в частности возраст установления первой менструации. Появление menses (Me) обычно происходит при развитии грудных желез до III стадии, оволосение лобка до II стадии и начальных стадиях подмышечного оволосения. Регулярный менструальный цикл (Мез) устанавливается у здоровых девочек при III стадии развития грудных желез и лобкового и подмышечного оволосения. Нерегулярный менструальный цикл обозначается Me.

Сложение стадий развития, всех вторичных половых признаков дает общий балл полового развития (БПР).

Стадии развития волос на лобке (Pubis):

Стадия 0 (Р0) - отсутствие волос;

Стадия 1 (Р1) - единичные короткие;

Стадия 2 (Р2) – волосы в центре лобка, густые, умеренные;

Стадия 3 (РЗ) - на всем треугольнике лобка, густые, длинные;

Стадия 4 (Р4) - на всем треугольнике лобка, густые, длинные, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и вверх по белой линии живота (мужской тип оволосения).

Стадии развития волос в подмышечной впадине (Axillaris):

Стадия 0 (Ax 0) – отсутствие волос;

Стадия 1(Ax 1) – единичные;

Стадия 2 (Ax 2) - занимают центральный участок впадины, более густые;

Стадия 3 (Ax 3) - расположены по всей поверхности подмышечной впадины, длинные, вьющиеся.

Стадии оволосения лица (Facies):

Стадия 0 (F 0) – отсутствие волос;

Стадия 1 (F 1) - появление густого пушка над верхней губой;

Стадия 2 (F 2) - появление отдельных жестких на лице;

Стадия 3 (F 3) - наличие сформированных усов и бороды.

Стадия 2(V 2) - установившийся мужской.

Стадии развития кадыка (Larinx):

Стадия 1 (L 1) - не контурируется, но ясно выражен при пальпации;

Стадия 2 (L 2)– выступает.

Стадии развития грудных желез (Mamma):

Стадия 1 (Ma 0) – детская стадия;

Стадия 1 (Ma 1) - сосок приподнят над околососковым кружком, железы не выделяются;

Стадия 2 (Ма 2) - околососковый кружок увеличен, вместе с соском образует конус, железы несколько выделяются;

Стадия 3 (Ма З) - сосок и околососковый кружок сохраняет форму конуса, железы приподняты на большом участке;

Стадия 4 (М 4) – женская стадия, железы принимают размеры и форму свойственные взрослой женщине.

Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов, например, Ax 3 Р4у мальчиков или Ма З Ax 2 РЗу девочек и т.д. Наибольшее внимание надо обращать на развитие показателей Ма и Р;

Показатель Ax – наиболее вариабельный и потому менее надежный.

Различают 4 степени полового созревания

Стадия 1 - короткие единичные волосы на лобке и в подмышечной области; у девочек сосок поднимается над околососковым кружком.

Стадия 2 - волосы более густые и длинные, расположены в центральной части лобка и подмышечной впадины; у девочек околососковый кружок поднят, вместе с соском образует конус; у мальчиков появляется растительность на лице, "ломается голос".

Стадия 3 - волосы длинные, густые, вьющиеся, занимают треугольник лобка и всю подмышечную область; у девочек грудная железа поднята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, появляется менструация; у мальчиков более густая растительность на лице, голос низкий.

Стадия 4 - волосы густые, занимают всю область лобка и подмышечной впадины, у юношей переходит на бедра и вдоль белой линии живота, густая растительность на лице, голос низкий, у девочек грудная железа сформирована, менструации установились.

Иногда подобное сочетание признаков отсутствует. Появление первых признаков волос на лобке и в подмышечных впадинах свидетельствует о начале периода полового созревания, установление менструаций и густая волосистость о его полном наступлении.

Соматоскопия включает описательные признаки-данные наружного осмотра(развитие мускулатуры, степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового созревания).

Состояние опорно - двигательного аппарата: Костяк - о его развитии судят по общему впечатлению массивности ширины плеч. Различают три типа костяка: 1/тонкий или узкий,2/средний, 3/массивный или широкий.

Позвоночник - выполняет основную опорную функцию. В норме позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем направлении (кифозы, лордозы), так и боковые (сколиоз). В зависимости от степени искривления различают сколиоз, кифоз и лордоз I,II,III степени.

I степень- функциональные нарушения, нефиксированный дефект, исчезающий при активном напряжении мускулатуры.

II степень- стойкое искривление, не исчезающее при напряжении мускулатуры; резко выраженных деформаций позвоночника и грудной клетки нет.

III степень- резко выраженные фиксированные искривления позвоночника и деформация грудной клетки.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую, выпрямленную. Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы, а также проводят инструментальные исследования.

При сутуловатой осанке увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечи опущены.

При лордотической осанке увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный, живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад.

При кифотической осанке увеличивается величина как шейного, так и поясничного изгиба, спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен.

Выпрямленная осанка характеризуется сглаживанием обоих изгибов, спина выпрямлена, живот подобран.

Форма грудной клетки - определяется при рассматривании в профиль и анфас. Различают грудную клетку цилиндрическую, плоскую, коническую. Грудная клетка может быть смешанной формы, встречаются патологические формы грудной клетки (куриная грудь, « грудь сапожника», другие деформации и ассиметрии).

При определении формы ног обследуемый ставит пятки вместе и стоит выпрямившись. При нормальной форме ноги соприкасаются в области коленных суставов, при О - образной - коленные суставы не касаются, при Х-образной - один коленный сустав заходит за другой.

Стопа – орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Для определения формы стопы осматривают ее опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Помимо осмотра применяют методы получения отпечатков стопы (плантогрфия) и рассчитываю степень уплощения стопы по методу Штритер. Для этого на полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы, из середины касательной восстановить перпендикуляр до наружного края стопы. Затем вычисляют процентное отношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (а), ко всей его длине (а+б). Если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра – стопа нормальная, 5-60% - уплощенная, 60%- плоская.

Развитие мускулатуры – характеризуется количеством мышечной ткани и ее упругостью.

Степень жироотложения – определяется с помощью скользящего циркуля. Кроме того, определяется по выраженности рельефа костей и по толщине подкожного жирового слоя. Существует 3 степени жироотложения: малая, средняя, большая.

Степень полового созревания – является неотъемлемой частью характеристики физического развития и определяется по совокупности развития вторичных половых признаков. (см. вопрос 38).

41.Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.

Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.

Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М – mediana) и средне-квадратичное отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы). Так, например, если средний рост студентов 173 (М) ± 6 (S) см, то большинство обследованных (68–75)% имеют рост в пределах от 167 (173- 6) см до 179 (173+6) см.

Для оценки, сначала определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (173 см при S = ± 6), значит рост данного студента на 8,5 см больше среднего. Затем полученная разница делится на показатель S. Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше - 2,0 (очень низкое); от - 1,0 до - 2,0 (низкое); от - 0,6 до - 1,0 (ниже среднего); от - 0,5 до +0,5 (среднее); от + 0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое), больше+2,0 (очень высокое).

В нашем примере получаем частное 8,5: 6,0 = 1,4. Следовательно, рост обследуемого студента соответствует оценке “высокий”.

Индексы физического развития . Это показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.

Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т. п.) Разные индексы включают разное число признаков: простые (два признака), сложные – больше. Наиболее часто встречающиеся индексы.

Ростовой индекс Брока-Бругша . Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом.

Весоростовой индекс (Кетле) определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см). Средними показателями считаются 350–400 г у мужчин и 325–375 г у женщин.

Для более точного определения веса тела необходимо учитывать тип телосложения и идеальный вес. Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин – 60 (спортсмен 68–70) мл/кг, для женщин – 50 (спортсменки 57–60) мл/кг.

Силовой индекс получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: сила кисти мужчин (70–75)% веса, женщин – (50–60)% , спортсменов – (75–81)% , спортсменок – (60–70)% .

Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину тела в двух положениях:

В норме КП = (87–92)% . КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество в прыжках, беге. У женщин КП несколько ниже, чем у мужчин.

Показатель крепости сложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет равен 181–(80+90) = 11.

У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое телосложение, от 10 до 20 – как хорошее, от 21 до 25 – как среднее, от 26 до 35 – как слабое и более 36 – как очень слабое телосложение.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения.

42.Оценка физического развития детей и подростков по комплексной схеме.

· Расчет паспортного возраста и определение возрастной группы.

Для расчета паспортного возраста необходимо из даты обследования ребенка вычесть дату рождения его. Вычисления начинают с определения количества дней, затем месяцев и лет.

Пример расчета

Дата обследования 10.04.02.

Дата рождения 18.06.92

Для расчета количества дней занимаем 1 месяц-30 дней и из 40 дней вычитаем 18, получаем 22дня; для определения числа месяцев занимаем 1 год-12месяцев, прибавляем к оставшимся 3месяцам и из 15 вычитаем 6месяцев, получаем 9месяцев; для расчета числа лет из 2001 вычитаем 1992 и определяем число лет -9.. Таким образом, ребенку 22 дня, 9месяцев, 9лет.

Для определения возрастной группы детей и подростков от 7 до 18 лет принят интервал 1 год. К 7 летним относятся дети от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней, к 8 летним- от 7лет 6 месяцев до 8лет 5 месяцев 29дней и т.д(Руководство, стр.59).

Ребенку 22дня, 9месяцев, 9лет, он относится к группе 10 летних.

· Оценка биологического возраста ребенка.

Оценка биологического возраста проводится путем сравнения показателей физического развития обследуемого ребенка со средневозрастными данными.

Оценка гармоничности морфо-функционального состояния.

Оценка гармоничности морфо-функционального состояния проводится путем сравнения показателей физического развития обследуемого ребенка с половозрастными нормативами. Результаты оценки должны быть представлены в таблицах отдельно для морфологических и функциональных показателей.

Для определения степени жироотложения необходимо оценить толщину кожно-жировых отложений.



© 2024 globusks.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей для новичков